06.11.2025 12:31 Как неоязыческие культы подрывают духовное единство казаков | |
Что такое неоязычество? В своем труде «Сектоведение» доктор философии Фордхемского университета Александр Дворкин посвятил неоязычеству отдельный параграф, классифицировав его как одно из проявлений движения «Нью эйдж». И добавляет: «Несмотря на сравнительную малочисленность каждой нативистской секты, все вместе они представляют заметное явление постсоветской российской религиозной жизни». В Московском патриархате систематизируют работу по противодействию неоязычеству, прежде всего тому его виду, который обращен к русской дохристианской старине. Адепты этого направления называют себя «родноверы». Популярны также идеи воинственного скандинавского политеизма Асатру (Ветвь германо-скандинавского неоязычества, ставящая целью воссоздание дохристианской скандинавской религии). Судя по декларациям церковных представителей, эта проблема считается одной из наиболее важных в миссионерской деятельности, наряду с опасениями в связи с иноверческой угрозой, исходящей от трудовых мигрантов. В серии проповедей патриарха Кирилла эти две темы идут в одной связке. Решением проблемы занялась Межведомственная рабочая группа РПЦ по профилактике неоязычества Первое заседание этой группы, в которую входят представители 12 синодальных отделов, состоялось 3 октября. Сухой отчет о совещании опубликован на информационных ресурсах РПЦ. Сообщается, что председателем на собрании был глава Синодального миссионерского отдела архиепископ Савва (Тутунов). Среди «первоочередных задач» нового органа названы «подготовка научно-методических материалов, организация образовательных и просветительских программ, разработка мер по противодействию деструктивному влиянию неоязыческих учений». «Принятые решения позволят приступить к системной работе по профилактике неоязычества и формированию церковных и общественных инициатив в этой сфере», – поясняется в публикации. Межведомственная группа появилась по решению патриарха Кирилла, объявленному на заседании Высшего церковного совета 10 апреля сего года. «Еще один вызов, который сегодня стоит перед нами, – это распространение неоязычества, – сказал во вступительном слове к заседанию глава РПЦ. – Сегодня мы становимся свидетелями попыток исказить наше прошлое, подменить подлинную духовную традицию искусственно сконструированными суррогатами». «Особую тревогу вызывает то, что неоязычество нередко преподносится молодежи как некая альтернатива православию – якобы более историческая, естественная и по-настоящему национальная, – продолжил глава РПЦ. – На деле же мы имеем дело с эклектичной смесью фантазий, элементов, заимствованных из разных культур, и откровенно деструктивных идей». Патриарх сделал акцент на том, что «в рамках этой так называемой культуры, вернее – псевдокультуры, формируется особое отношение к применению силы». «Как и в замкнутых этнических сообществах, сила рассматривается как решающий фактор сохранения идентичности и распространения реального влияния на жизнь большинства», – и опять он упомянул в одной связке брутальный политеизм и этнические диаспоры, среди которых то и дело обнаруживаются адепты исламизма. Патриарх подчеркнул «деструктивность» политеизма, увязывая миссионерские усилия с ожиданиями от правоохранительных органов, что те подключатся к разрешению проблемы. В России «родноверие» многие поначалу воспринимали как невинную забаву. Благодаря такому подходу, за время двадцатипятилетнего поиска новых духовных ориентиров скелет неоязыческого движения успел не только сформироваться, но и обрасти мясом. Чего только стоит признание председателя Объединения спортивных болельщиков Всеволода Алексеева, что «среди фанатских объединений, число этих людей (язычников – прим. ред.) составляет как минимум треть». Едва ли не наиболее широкое распространение нативистские культы, как ни странно, получили среди славянского населения Северного Кавказа — и особенно Ставрополья. Способствовала этому активная деятельность авторов, убеждающая адептов, что именно здесь, на Кавказе, существовало первое русское государство – Русколань. Со временем нативистские секты привлекали в свои ряды все больше сторонников, в том числе из среды казаков. Таким образом, язычество стало не только религиозным, но и довольно влиятельным общественно-политическим движением на Ставрополье. Современное неоязычество имеет массу названий и ликов. Его адепты могут называть себя и православными, и родноверами, и староверами — кем угодно. В идеологическом плане это движение – симбиоз националистических идей, музыкальных пристрастий, мистических практик, спортивных секций и альтернативной трактовки исторических событий. Возвращаясь к «Сектоведению» Дворковича, нужно отметить, что становление российского неоязыческого движения «в силу отечественной специфики приобретает особо резкую антихристианскую направленность». Реакция Церкви Русская православная церковь неоднократно обозначала свою позицию по данному вопросу. В декабре 1994 года вышло Определение Архиерейского Собора РПЦ «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». В ноябре 2014 года патриарх Кирилл назвал «попытки конструировать псевдорусское неоязыческое верование» опасным явлением, а протоиерей Всеволод Чаплин и вовсе предложил вместе с ваххабизмом и нацизмом «на уровне права» запретить «агрессивное неоязычество». Поскольку данная тема особенно актуальна для Северного Кавказа, сначала митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл на конференции, посвященной духовно-нравственному стержню казачества, признал наличие на территории Ставропольского края казаков-язычников. А позже и епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт на другой подобной конференции отметил: «Отсутствие правдивой информации о казачьей культуре и истории позволяет нечистым на руку политтехнологам конструировать такое нелепое явление, как казаки-язычники». От национализма к лицемерию Далее привожу выдержки из публикации на сайте епархиального отдела по взаимодействию с казачеством Пятигорской и Черкесской епархии. К сожалению, неоязычество уже успело пустить корни во многих казачьих общинах Ставрополья и приграничных регионах нашей страны, а кое-где и занять доминирующее положение. Некоторыми из нативистских сект даже заинтересовалась прокуратура. Под судом за возобновление деятельности трех ранее ликвидированных экстремистских религиозных организаций оказался лидер «неоязычников-ингиллинов» Александр Хиневич, живущий в Омске. Стоит отметить, что в секту «ингиллинов» входит и кавминводская организация «Дети Перуна». На примере Горячеводской общины (ГКО) можно проследить, как язычество появляется, распространяется и пускает глубокие корни в казачьей среде. Сначала человеку внушают, что он особенный по праву рождения — благо соответствующей литературы, разжигающей национальное и расовое чванство, сегодня в избытке. Затем неофита зовут поучаствовать в языческих обрядах, напоминающих смесь турпохода и искаженной христианской службы. Последнее неудивительно: многие волхвы – это бывшие священники РПЦ, выведенные за штат за серьезные провинности и запрещенные в служении. После чего включается жесткая антихиристианская пропаганда, предложение снять нательный крест, обряды «раскрещивания», и т.д. В конечном счете, будучи крепко завязанным в какой-нибудь неоязыческой секте и наблюдая несоответствие своих религиозных воззрений общепринятой морали казачьего общества, новообращенный адепт начинает скрывать свои истинные взгляды и лицемерить. Например, неоязычник может креститься на общей молитве с христианами, просить благословение у священника перед речью на круге, а иногда даже ходить в церковь, исповедоваться и причащаться. Несмотря на это, при каждом удобном случае он будет проповедовать казакам неоязычество, ругая христианство, понося священство и смеясь над церковью. Хотелось бы отметить, что многие ставропольские неоязычники активно поддержали Майдан, а затем и АТО Киева на Донбассе. Наиболее известный пример – 18-летняя Юлия Топола, воюющая в рядах добровольческого батальона «Айдар» из идеологических соображений. Потому казакам было стыдно, когда соратник общины, воюющий в рядах ополчения, столкнулся в России со стилизованными свастиками. Приехав на круг поблагодарить горячеводцев за гуманитарную помощь населению Донбасса, он увидел на машинах столь популярные на Ставрополье «коловороты» и спросил: «Неужели «Правый сектор» уже здесь?». "Истинный Бог войны": Неоязычество и исламизм выдуманы в одних коридорах — отец Андрей Ткачёв Так называется очередной выпуск авторской программы протоиерея Андрея Ткачёва "Святая Правда" на RUTUB-канале Царьграда. В нем рассказано как в наши времена молодёжи и, особенно, людям военным навязывают две опасные идеологии. Христианам – неоязычество, мусульманам – исламизм. Но на самом деле есть истинный Бог войны. И это никакой не Перун, а Воинствующий Христос. Именно таким он представлен в Книге Апокалипсисе. Подробнее – в очередном выпуске авторской программы протоиерея Андрея Ткачёва "Святая Правда". В связи с продолжающимся распространением в казачьей среде неоязыческих обрядов и приглашения на официальные казачьи мероприятия для совершения религиозных обрядов или чтения неправославных молитв священнослужителей иных конфессий, предлагаю казакам ознакомиться с обращением митрополита Ставропольского и Невинномысского, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Кирилла. Обращение было направлено всем атаманам Всероссийского казачьего общества. Православие издревле играет особую роль в жизни казачества. Именно христианская идентичность стала основой большинства традиций, а также гласных и негласных правил. Это закономерно, учитывая, что казаки-христиане исторически составляли свыше 90 процентов от общей численности. Сегодня, в период активного возрождения казачества в России, особенно важно помнить о непреходящем значении православного христианства для его духовного стержня. Однако в последнее время участились случаи, когда казачьи круги, сборы и иные публичные мероприятия начинаются не только с молитвы, которую читают православные священники, но и с обрядов иных религиозных течений. Считаю своим долгом указать на абсолютную недопустимость подобной практики. Казачий Круг, исторически являющийся православным соборным органом, с древнейших времен освящается исключительно христианскими молитвами. Эта традиция — неотъемлемая часть казачьего уклада и духовная основа служения казачества России. Таким образом, чтение любых неправославных молитв в рамках официальных мероприятий казачьей общины, является грубым нарушением канонического порядка и подрывает духовное единство казаков. Кроме того, отмечу, что современные редакции уставов войсковых казачьих обществ прямо предусматривают приглашение для совершения религиозных обрядов исключительно «представителя религиозной организации Русской Православной Церкви», что соответствует исторической традиции и культуре казачества. В случае если станут известны факты приглашения на официальные казачьи мероприятия священнослужителей иных конфессий для совершения религиозных обрядов или чтения неправославных молитв, я вынужден буду рассмотреть вопрос о наложении на Вас соответствующей церковной епитимии. Выражаю надежду, что наше сотрудничество позволит заложить прочный фундамент для роста и укрепления казачьих общин, духовно-нравственного воспитания молодежи и служения на благо Отечества. | |
|
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России | |
| Всего комментариев: 0 | |
