22.02.2021 16:32 Какие Вы видите перспективы у казачьего народа? Спросим у Романа Манченкова. | |
Сегодня мы беседуем с одним из самых молодых ветеранов казачьего движения. Роман Николаевич Манченков, 22.02.1976 г.р., донской казак станицы Ольгинской, кандидат исторических наук. В движении с августа 1990 года. В двухтысячные дважды избирался атаманом станицы Ольгинской, входил в Атаманское Правление МСОО ВВД атамана Н.И. Козицына. В этой структуре избирался товарищем атамана Аксайского юрта и первым товарищем атамана Черкасского округа. Затем был приглашён в идеологическое управление СКВРиЗ в группу Е.А. Калиты. Кроме того, в 2005 году выдвигался на должность главы Ольгинского сельского поселения, как самовыдвиженец. Но все понимали, что шёл он от казаков. Занял второе место, набрав более 27 % голосов избирателей. Роман Николаевич, расскажите о своём происхождении. Откуда родом? Ещё до того, как стал заниматься историей, я интересовался своими казачьими корнями. Даже в советские времена, моего отца Манченкова Николая Ивановича знакомые называли казаком. Именно от отца передалось чувство гордости за наш народ и любовь ко всему казачьему. О предках и в целом казаках сначала спрашивал у него, у старших родственников и станичников. Затем на помощь пришла литература, документальные источники и архивные материалы. Так, согласно данным Государственного Архива Ростовской области (ГАРО), хорунжий станицы Луганской Афанасий Никифорович Манченков 1752 года рождения вместе с семьей был направлен на заселение в мою родную станицу. Работая в ГАРО практически удалось соединить девять поколений рода казаков Манченковых. Но многое ещё впереди. Так, бабушка по линии папы была из донского казачьего рода Кущенковых. А вот с историей линии рода по маме, всё намного сложнее. Последний раз их репрессировали в годы Великой Отечественной войны- в 1942. Род кубанских казаков по фамилии Сирота довольно известен на Кубани и претерпел ряд тяжелых испытаний в период большевистских репрессий. Ещё предстоит этим вопросом заниматься. То есть с казачьим происхождением у Вас всё в порядке. Да, казаком родиться главное в нашем случае. Но важно, чтобы пришло самосознание. И здесь мой отец сыграл ключевую роль в воспитании. Он с раннего детства рассказывал о моем дедушке Иване Акимовиче Манченкове, который служил в лейб-гвардии, был участником мамонтовского рейда, а затем бился против поляков в составе известного Гаева отряда. Участвовал и в Великой Отечественной войне. Неоднократно был ранен во всех войнах. В том числе тяжело. Особо тяжелое ранение получил на Миус фронте, когда наша казачья гвардия попала под немецкую артиллерию. С детства, особой реликвией была дедовская шашка, которую отец достал со стрешины сарая, а в 1986 году частично отреставрировал. Как пришли в казачье движение? Когда в 1990 году мы в очередной раз посетили августовский фольклорный праздник в станице Старочеркасский, то встреча с лидерами казачьего движения, изменила дальнейшую жизнь всей семьи. Я отлично помню, как у ворот Атаманского Ефремовского подворья стояли Косов Пётр Севостьянович, Самсонов Валерий Семенович, Лагутов Владимир Викторович, Приказчиков Виктор Васильевич, Самсонов Владимир Николаевич и многие другие казаки. Тогда- то мы их с отцом не знали. Но то, что я услышал в тот день, произвело на меня настолько глубокое впечатление, что я весь вечер записывал в дневник всё, что удалось запомнить. С тех пор мой отец стал посещать станичное правление в Аксае. Часто и меня брал с собой. А 24 февраля 1991 года прошёл Большой круг станицы Ольгинской. На нём более 400 казаков избрали Манченкова Николая Ивановича первым атаманом станицы Ольгинской. Вскоре отец был избран и первым атаманом Аксайского юрта. Так вышло, что с самого начала, существенную часть протоколов собраний Ольгинского казачьего станичного Правления вёл я. А первое удостоверение мне лично вручил Войсковой атаман Сергей Алексеевич Мещеряков. Кстати, я был на том памятном круге, на котором избирали Мещерякова Войсковым атаманом. Вы заострили внимание на избрании атаманом Войска Мещерякова видимо не случайно? Это действительно так. К тому моменту мой отец в тандеме с товарищем атамана юрта Косовым Петром Севостьяновичем организовали и провели первые Казачьи Круги в станицах и хуторах Аксайского района. Аксайский юрт в начале девяностых стал одной из самых мощных казачьих организаций Дона. После избрания Мещерякова атаманом Войска, Косов стал первым товарищем Войскового атамана, и мы были в курсе самых ключевых событий, происходящих в казачестве. Кстати, Косов был первым товарищем атамана и Черкасского округа. С 1991 по 1993 годы появились целый ряд политических требований к власти, которые выражались в выходе важных документов, касаемых казачества и проведении пикетирований, митингов и многотысячных парадов. Казаки впервые баллотировались и избирались в органы власти. А там, где политика- там и грязь. Начинались расколы. То-есть Вы с самого начала оказались в гуще событий. Какой момент из первых лет казачьего движения больше всего запомнился. Однозначно 19 августа 1991 года. Когда мой отец, П.С. Косов. В.В. Приказчиков, В.Д. Загутин, Н.Ф. Задорожный, В.С. Самсонов, В.В. Лагутов и некоторые другие казаки отправились в Москву на «Конгресс Соотечественников», а попали на известные события ГКЧП. Я не буду говорить о том, что там происходило с казаками, так как об этом давно написано. Например, в книге о П.С. Косове «Казаки на войне своих не бросают». Скажу, что целых два дня, начиная с девятнадцатого августа, нам домой поступали анонимные звонки, что для всей семьи готовы наручники, а отец уже не вернётся. Сегодня можно давать разную оценку августовским событиям, но лично у нас казаков был только один путь. Путь к свержению большевистского режима, который подверг жестокому геноциду наш народ. Ваше отношение к пресловутому спору: «казаки народ, или сословие»? Однозначно казаки народ. Причём в некоторых частях России, процесс формирования этноса ещё не завершился. А, например на Дону, в части Сибири, на Урале – казаки устоявшаяся этническая группа населения, истоки которой уходят в глубину веков. Сословия же давно изжили себя. «Положение об управлении Войском Донским 1835 года» сыграло в своё время положительную роль. Не было бы этого «Положения», Империя нас бы также «расказачила», как запорожских и слободских казаков. Превратив существенную их часть в обычных крестьян. Природные черкасы в Днепре топились, чтобы не подчиниться такому унижению. Сегодня же сословий нет. А игры в казаков в конце концов прекратятся. Ряженые в казаков с большими декоративными генеральскими погонами, без армий и подчинённых – канут в лету. Так Мир устроен, что фальшивое рано или поздно вскрывается и изживает себя. Жаль, что на этих фальшивок уходит энергия и время у казаков. А мы ещё не пережили последствия геноцида. Живём на улицах, названных в честь палачей нашего народа и ходим по площадям имени преступников. Выше сказано, что репрессии затронули и Ваших предков. Да. По этой теме удалось поработать в архиве ФСБ России по Ростовской области. Я читал некоторые дела предков Манченковых (не все). Одно расстрельное и три дела о ссылках и заключениях. А это были атаман станицы Ольгинской в 1918 году, писарь Сальского округа в 1918 году, директор сенного рынка и владелец бильярдной. Так, в завершающей стадии череды допросов, бывший писарь округа расписывался крестиком. Это всё было трудно читать. Перед глазами мелькали строки доносов. Но в то же время и были письма с просьбой о взятии на поруки. Причём писали не только казаки, но и местные крестьяне. Манченкова Тихона Игнатьевича, например в первый раз сослали за то, что он являлся директором сенного рынка. Вся трагедия в том, что его избрали на эту должность общим собранием граждан и он сам долго не соглашался, так как был крепким хозяйственником. После череды репрессий, потомки тех братьев Манченковых не знали о существовании друг друга. Кого-то до сих пор найти не удалось. Но поиск продолжается. Кстати сказать, в 2018 году вышла моя монография «Душа казака». Туда включен дневник Манченкова Ивана Игнатьевича о мобилизации казаков станицы Ольгинской на Первую Мировую войну, воспоминания моего отца о военном детстве. А эпилог к книге написал Пётр Севостьянович Косов. В дальнейшем планирую издать монографию, (а может и соавторскую работу) куда войдут материалы по возрождению казачества. В том числе дневник отца и мой. Какие Вы видите перспективы у казачьего народа? На Дону и Кубани национальное самосознание казаков всё более устоявшееся явление. Как я говорил выше, в некоторых регионах страны процесс этнического самосознания казаков, только формируется. В каждом из исторических казачьих войск имеется своя субэтническая особенность. Я говорю об обычаях, национальном костюме, кухне, быте, фольклоре, географическом положении и истории формирования. Своей многогранностью и славился наш государствообразующий народ. Наверно труднее всего в этом плане с языком. У нас на Дону, одной из главных задач является возрождение и изучение гутора, на котором в станицах гутарили еще в шестидесятые годы прошлого века. Есть энтузиасты, которым казаки должны быть благодарны за их вклад в сохранение и развитие гутора. И хотелось бы чтобы им была оказана помощь. Безусловно, многие природные казаки, вовлеченные в обычную жизнь, далеки от истоков. Но процесс запущен. Он по сути своей уже природный, который невозможно остановить просто так. Казаки независимо от принадлежности к какой-либо структуре, сами собираются в группы и живут своей казачьей жизнью. Проводят соревнования, занимаются спортом, играют казачьи песни, готовят из детей будущих воинов. Однако не всё сразу. Процесс конструирования народа долгий. Только жаль, что уходят казаки, которые душой болели за казачество. Но укрепляющемуся в своем самосознании народу нужно время, а может и десятилетия. Я верю в славное будущее нашего народа. И Слава Богу, что мы казаки!
Член комиссии по работе с общественными объединениями казаков | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||