Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2016 » Декабрь » 13 » Казачьи святые. Святой апостол Андрей Первозванный

Казачьи святые. Святой апостол Андрей Первозванный

13.12.2016 00:01
Казачьи святые. Святой апостол Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный пользуется у казаков особым почитанием. Известия о нем почерпнуты как из Святого Евангелия, так и из области многочисленных преданий (* см. Святой апостол Андрей Первозванный. Жизнеописание и молитвословия. С-П, Изд. «Царское дело», 2003 г.). Андрей родился в семье еврейского рыбака Ионы на берегу Галилейского озера. Узнав, что Святой пророк Иоанн Предтеча проповедует «крещение покаяния для прощения грехов», Андрей вместе с братом Симоном (будущим апостолом Петром) отправился к берегам Иордана. Приняв там крещение, братья услышали весть об Иисусе Христе, которого Иоанн Предтеча крестил сорок дней назад и узнал в нем Сына Божиего.

На следующий день, когда братья ловили рыбу, к ним подошел Иисус и воззвал к ним, говоря: «Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4,19). По зову Господню Андрей тотчас же оставил рыбацкие сети и пошел за Христом. Так он был назван Первозванным, потому что прежде всех апостолов сделался последователем и учеником Иисуса Христа.

Как и прочие апостолы, Андрей тяжело пережил страдания и крестную смерть Христа. Апостолы, сначала не поверили вести Марии Магдалины: «Радуйтесь люди! Христос воскрес!». Не верили апостолы и свидетельствам Пречистой Матери Божией. Но пришел к ним Сам Иисус и сказал: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас нести слово Божие».

Сорок дней провел Господь с апостолами «глаголя о Царствии Божием». Повинуясь Его повелению, Андрей одновременно с прочими апостолами внимал в Иерусалиме наставлениям Божественного Учителя в день Его Вознесения. Андрей, как и прочие апостолы, принял Духа Святого, сошедшего на него в виде огненного языка, и так же, как и все остальные апостолы обрел возможность говорить на иных языках. Совершенно очевидно, что проповеди святые Христовы апостолы произносили в чужих землях на «местном» языке, иначе их никто слушать не стал бы. Апостолы, проповедуя слово Божье, так и говорили: «С иудеями я иудей, с эллинами – эллин».

Руководимый Духом Божиим, апостол Андрей направил свои стопы в Малую Азию: сначала в галатскую столицу Анкиру (теперь – столица Турции Анкара), а оттуда на южный берег Понта Эвксинского (Черного моря) в города Синоп и Амис. Там проживало великое множество греков и иудеев, разделенных разными учениями и ересями, имевших грубые обычаи и варварские нравы. Проповедник истины Святой Андрей поучал народ, просвещал умы людей светом божеского познания, многих обратил в христианство и исцелил бесноватых и недужных возложением на них рук.

Святой Андрей посетил также Трапезунд – город, лежащий в Лазии (в стране мингрельцев), затем вступил в Карталинию - страну иверов (грузин), потом в Сомхетию и Кахетию – богатые страны, где проживали отважные воины-парфяне – предки персов, говоривших на разновидности ирано-памирского (индоевропейского) языка. И здесь апостол Андрей многих просветил святым Крещением.

Так закончилось первое благовестническое путешествие Святого апостола Андрея в Причерноморье. После чего он вернулся в Иерусалим на Апостольский Собор, где собрались все апостолы: и «старые» апостолы «от двенадцати», и «новые» апостолы «от семидесяти», то есть те ученики Христа, которые были избраны Христом в последний год Его земной жизни. После Собора все апостолы понесли людям слово Сына Божия в разные стороны света – от Кавказа на востоке до Британских островов на западе, от Месопотамии на юге до Ладожского озера на севере.

Во время Собора Спаситель явился Своему Первозванному ученику в видении и повелел снова отправиться в Скифию: «С тобой есмь, куда бы ты ни пошел, - сказал Он, - ибо Скифия ожидает тебя». Повинуясь Божественному зову, апостол Андрей взял учеников и отправился с ними в Причерноморье. Он вновь посетил город Синоп, где встретил многих христиан, оставшихся верными Господу со времен первой его проповеди. Однако некоторые жители Синопа, узнав о прибытии проповедника, стали угрожать сжечь дом, в котором он остановился, а когда апостол вышел из дома на городскую площадь, то жестоко избили его палками и камнями. Но истерзанному апостолу явился Господь и сказал: «Встань, избранный, первозванный ученик Мой. Смело иди к ним и не бойся жестокостей их. Я с тобою». Андрей вновь вступил в город для наставления и поучения. Жестокие обитатели Синопа, видя терпение и кротость проповедника, понемногу смягчались. Они стали приводить к апостолу больных и немощных, и он исцелял их, призывая великое имя Господа Ииуса Христа.

Шествуя вместе с учениками берегом Понта Эвксинского апостол Андрей достиг кавказских гор, где во множестве жили сарматские племена идолопоклонников. Апостол Андрей, как учитель истинной мудрости, опровергал их заблуждения и учил истинному богопочитанию. С Кавказа апостол снова прибыл в Иерусалим, чтобы с другими апостолами и их учениками присутствовать при Успении и погребении Пречистой Матери Божией.

Третье благовестническое путешествие в Скифию апостол Андрей начал с того, что направился в земли Иверии (Грузии), Абхазии, Алании (Осетии). Проходя города и страны, он учил и исцелял людей. На одном из кавказских перевалов он установил каменный крест, отсюда и пошло его современное название – Крестовский перевал. В современной казачьей станице Змейской сохранился каменный крест, который по преданию установил Андрей Первозванный с учениками. Апостол Андрей посетил города Фазис (современный город Поти), Себастополь Великий, который раньше имел название Диоскурий (нынешний город Сухум), Танаис (город Азов), и везде он устанавливал кресты в честь Господа нашего.

Далее путь Апостола Андрея из Азова лег на Тамань и Боспор Киммерийский (Керчь), в земли тавро-скифов. Посеяв там слова Божественного учения, апостол удалился в город Феодосию и далее по побережью в Херсонес (современный город Севастополь). Здесь на берегу моря апостол помолился и благословил Понтийское (Черное) море. Памятником тому остались следы стоп апостольских, отпечатавшихся на камне. Это место прославилось тем, что вода, приносимая морскими волнами или дождем, обретала целительную силу.

Затем апостол Андрей направился вглубь Крымского полуострова в столицу Скифии – Неаполь Скифский* (на месте современного Симферополя), неся с собой слово Божие. (* По преданию более древняя столица скифов находилась у священной горы Машук, в районе современного Пятигорска.) Прямых доказательств (артефактов) этой легенде нет, но люди веруют, что это было именно так.

Кого же Святой Андрей Первозванный обращал в христианство на землях Скифии? На рубеже тысячелетий в Первом веке нашей эры во времена апостольских деяний в северном Причерноморье, в Приазовье, в Крыму, на Северном Кавказе жили многочисленные племена. Следует подчеркнуть, что понятие «скифы» – собирательное, так древние греки (эллины) называли всех обитателей древнего государства Скифии, раскинувшегося в Диком Поле от Дуная до Волги.

С древнейших времен Скифия была оживленным геополитическим перекрестком между Востоком и Западом, где важное значение имел контроль над главными торговыми путями. «Великая переволока» между Доном и Волгой позволяла торговым судам из Средиземноморья попадать на Каспий, где пролегал Великий шелковый путь. Дарьяльское ущелье открывало вход в Закавказье. «Киммерийский мост» связывал кавказскую Тамань с Крымом.

Большинство населения древней Скифии составляли коренные кавказские племена, в основном, сарматского корня. Среди них нужно выделить многочисленное племя аланов – предков современных осетин, которые всегда славились как неустрашимые воины. Среди сарматских племен также следует упомянуть зигов (адыгов), черкесов, а также племена лезгин, кабардинцев, абхазов. Часто всех «кавказцев» обобщенно звали «гитами», а в последствие за ними закрепилось прозвище «джи-гиты».

Греки-колонисты жили в Скифии своей обособленной жизнью по канонам древней эллинской (дохристианской) культуры, практически не смешиваясь с туземным населением. Греки – прирожденные морские путешественники, впрочем, как и все многочисленные понтийские племена. Греки занимались, прежде всего, торговлей (в том числе рабами и рабынями, в те времена это был самый выгодный вид торговли), а также виноградарством и земледелием. Например, греки начали распространять зерновую культуру, впоследствии названную «гречкой».

Однако основу скифской культуры создали вовсе не греки-колонисты, а готы – представители германских племен, пришедшие еще до новой эры с севера Европы на благодатные земли северного Причерноморья. Одни готы (позже их назовут «вест-готами» или «варварами») устремятся на юго-запад Европы, где осядут на территориях современной Франции, Испании и Италии. Другие готские племена (ост-готы) уйдут на юго-восток и будут осваивать земли Причерноморья, Приазовья и Тавриды.

Пришлые ост-готы практически слились с коренными кавказскими племенами. Причину такой ассимиляции следует искать в том, что сарматские племена Кавказа весьма сходны с готами по языку, они принадлежат к одной индоевропейской (ирано-памирской) языковой группе со своей особой рунической письменностью.

Пришельцы-готы были в Скифии в меньшинстве, но они были хорошо организованы и стали этническим ядром всей скифской нации. По преданию во главе скифского государства стояли исключительно ост-готы, называвшегося «царскими скифами». Все решения, в том числе и по выбору «царя скифов», принимались ими сообща на общем собрании («в кругу») этой военной дружины. По решению Круга царь Скифии мог быть свергнут и даже казнен.

Скифы были не только прилежными земледельцами и скотоводами, но и храбрыми воинами. Историки отмечают, что скифская конница считалась грозной силой, а скифы были лихими наездниками и меткими стрелками из лука. Скифы постоянно отражали набеги кочевых тюркоязычных племен огузов, ногаев, печенегов, половцев, посягавших на земли, которые они считали своими.

Апостольскими стараниями Андрея Первозванного скифские племена приобрели зачатки христианской культуры. Тем самым понятие «защитник христианской веры» появилось тогда, когда возникла насущная потребность в защите своих храмов и братьев-христиан от «чужих» (иноверцев). Крещенный казак живет по воле Божьей, то есть казак – «Христов воин», призванный Божьим проведением защищать христианскую веру со словами «Слава Христу! Смерть антихристу!».

Казачий историк Евграф Петрович Савельев в книге «Древняя история казачества» доказывает, что богослужения в древней Скифии совершались на аланском (местном) языке. Все священные храмовые книги были выполнены особым скифским (руническом) алфавитом, позже названном «антикумом», где руны обозначают не отдельные буквы, а целые слова и выражения, подобно китайским иероглифам.

  Когда Святые апостолы Кирилл и Мефодий – основатели древнего славянского письма «кириллицы» – прибыли в бывшую Скифию проповедовать христианство, то в храме города Херсонес (современный Севастополь) они обнаружили древнее Евангелие и Псалтырь, выполненный скифским алфавитом – рунами.

   Кроме племен кавказских сарматов, германских ост-готов и понтийских греков на севере древней Скифии жило небольшое количество приднепровских и приднестровских (прикарпатских) славян. Однако славяне традиционно тяготели к лесистым руслам многочисленных рек и речушек и в Дикое поле не совались. На рубеже тысячелетий (время, которое мы называем переходом от старой к новой эре) славянские племена пребывали в культуре раннего неолита с примитивными орудиями труда, у них отсутствовала письменность и не было своей государственности. К этому времени относится посещение Первозванным апостолом славянских земель.

Событие это пересказал преподобный Нестор Летописец в «Повести временных лет». Вот эти благословенные строки: «Якоже ркоша, Андрею учащю в Синопии, пришедшю ему в Корсунь, увиде, яко исъ Корсуня близъ устье Днепровское, и въсхоте поити въ Римъ, и приде въ устье Днепръское, и оттоле поиде по Днепру горе. И по приключаю приде, и ста под горами на березе. И заутра въставъ, рече къ сущимъ съ нимъ ученикомъ: «Видете горы сия? Яко на сихъ горахъ въсияетъ благодать Божия: имать и градъ великъ бытии, и церкви мьногы имать Богъ въздвигнути». И вошед на горы сиа, и благослови я, и постави крест, и помолився Богу, и слезе с горы сея, идеже послеже бысть Киев, и поиде по Днепру горе. И приде в словены, идеже ныне Новгород, и виде люди ту сушая, как их обычай и како ся мыють и хвощуться, и удивися им. И иде в варягы, и приде в Рим, исповеда, елико научи и елико виде, и рече им: «Дивно видех землю словеньску , идущю ми семо. Видех бане деревяны, и прежьгуть я вельми, и съвлекуться, и будут нази, и облеються мытелью, и возьмут веникы, и начнуть хвостатися, и того собе добьють, одва вылезуть еле живы, и обольються водою студеною, и тако оживуть. И тако творять по вся дни, не мучими никымже, но сами ся мучать, и то то творят не мытву собе, а мученье. И се слышавшее, дивляхуся».

Придя в словенские земли, где ныне находится Новгород Великий, Андрей Первозванный проповедовал там слово Божие и оставил в селе Грузино свой жезл, который долгое время находился в местной Андреевской церкви. Отсюда по Волхову Святой апостол пошел по Неве и Ладоге на север к варяжским племенам. Достигнув острова Валаам, он тоже оставил там свой жезл. Двое из его учеников: с ним прибывший Сергий и Герман, новообращенный из местных язычников, стали основателями монастыря на острове Валаам. Из северных варяжских земель апостол Андрей отправился в Рим, поведав там о местных обычаях.

Святой апостол Андрей Первозванный принял мученическую смерть на косом кресте в греческом городе Патры. Проконсул Егеат был вызван в Рим и получил строгое предписание покончить с распространением христианства во вверенной ему провинции, что проконсул и немедленно выполнил, возвратившись в Ан

Пожалуй, Андрей Первозванный является самым почитаемым святым среди казаков. Русская Православная Церковь вместе со всеми казаками отмечают память Святого апостола Андрея Первозванного 30 ноября (13 декабря по н. с.). В 2011 году казачья община в Серебряниках на свое средства заказала в иконописной мастерской Троицко-Сергеевской Лавры икону лика Святого Андрея Первозванного. Икона была освящена и внесена в Храм Святой Животворящей Троицы, где настоятелем служит отец Геннадий (Андртанов) – потомственный казак. В Храме у иконы Андрея Первозванного звучат слова молитвы: «Пустынной Скифии не убоялся, во глубину полунощной страны простер апостольские странствия твои, Первозванне! Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас, казаках!».

 Что будет дальше – время покажет.

По книге "Казаки – верные воины Христа".
Авторы: Е.В.Косов и С.С.Новиков


На фото: икона и Ковчег с Честной главой и крест апостола Андрея Первозванного в кафедральном соборе г.Патры - крупнейшем храме Греции.

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Казачьи святые | Просмотров: 3885 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: