20.03.2020 20:37 Казачий раскол | |
КИАЦ предлагает вашему вниманию научную статью "Казачий раскол". Статья была опубликована в журнале "Альманах Казачество" №30 за 2017 год. Альманах «КАЗАЧЕСТВО» задуман и осуществляется в настоящее время как издание, ориентированное на широкий спектр запросов читателя в различных отраслях знания. Это издание научно-популярное и вместе с тем общественно-политическое. Среди его авторов – представители властных структур и бизнеса различного уровня, государственные служащие и представители общественных организаций, работники высшей школы и ученые, члены творческих союзов, культурных организаций, народных, фольклорных коллективов. Среди них – граждане Российской Федерации, представители Российского зарубежья, иностранные подданные, люди известные, имеющие имя в науке, культуре и только начинающие свой жизненный путь. Приведенная ниже статья - одна из ряда других статей, опубликованных в данном выпуске журнала. Ознакомиться с полным содержанием журнала №30 за 2017 год можно по ссылке: http://www.kazakinfo.ru/index.php/ru/zhurnaly/242-almanakh-kazachestvo-30 Материалы других выпусков журнала доступны на сайте: http://www.kazakinfo.ru/index.php/ru/ КАЗАЧИЙ РАСКОЛ Комлацкий В.И. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой ФГОУ ВО «Кубанский государственный университет им. И.Т.Трубилина», академик РАЕН, войсковой атаман общественной организации «Всекубанское казачье Войско». Беспятов Е.А. Подполковник в отставке, войсковой судья общественной организации «Всекубанское казачье Войско». Аннотация На основании литературных данных и результатах собственных исследований дан анализ основных причин, приведших к расколу казачества в начале ХХ века. Представлены данные об уничтожении казаков в советский период. Показаны события, на основании которых произошел раскол казачества в период 1917-1922гг. Описаны революционные события 1917 года на Кубани и участие казаков в Великой Отечественной войне. Показано, что, несмотря на физическое уничтожение казаков, их потомкам удалось сохранить генетическую память о нравственных идеалах казаков, казачьих традициях и культуре. Высказано мнение о том, что деление казаков на реестровых и нереестровых может послужить основанием для раскола казачества на современном этапе. Ключевые слова: казачество, раскол, революционные события 1917 года, физическое уничтожение казаков, генетическая память, казачьи традиции, реестровые и нереестровые казаки «История — это не учительница, а Долгие годы казаки не имели возможности знать правду о перевороте 1917 года. Нынешние казаки- это внуки тех истинных казаков, переживших геноцид и чудом оставшихся в живых после декрета Ленина о поголовном уничтожении казачества. Даже 80-90-летние деды-казаки превносят только крупицы правды, почерпнутые ими из рассказов своих родителей, окрашенные страхом репрессий за одно лишь упоминание о казачестве. Однако, семейные предания и рассказы в каждой семье, а также определенные архивные данные подтвердили ужасную трагедию казачества в начале ХХ века. В России в тот период было одиннадцать казачьих войск, которые современники называли жемчужинами в блистательной короне Российской империи. Каждое из войск имело свои традиции и своих героев. И у каждого войска была своя история, написанная доблестью и отвагой казаков. А после 1917 года появилась однаобщая для всех войск, окропленная кровью, послереволюционная история уничтожения казачества. Как же случилось, что некогда сильное, сплоченное, стоящее в охране царя и Родины казачество вдруг ( или не вдруг?) позволило себя унизить и уничтожить? Революционный семнадцатый год стал переломным в истории России. Февральские события привели к расколу общества, гражданской войне, кровавому террору. С него начался раскол и уничтожение казачества. Почему так произошло? Что этому способствовало? Почему проросла идея раскола, живая и в настоящее время? До сих пор на эти вопросы нет однозначного ответа. Следует отметить, что Кубань перед Первой мировой войной была передовым аграрным регионом.В трехмиллионной Кубани само казачество составляло 46% населения. Три четверти земельной собственности было в руках Кубанского казачьего войска. Здесь жили также не имевшие земли крестьяне, иногородние, черкесы и адыги. Февральскую революцию Кубань встретила спокойно, поддержав ее объявлением «Праздника свободы». В присутствии тысяч горожан на Соборной площади Екатеринодара состоялся молебен в поддержку новой власти… Возникает вопрос: а не ошиблись ли уже тогда все, кто поддержал революцию? Городские учреждения и войска гарнизона приняли присягу на верность Временному правительству. В городе были сняты царская символика и портреты царских особ. Атаман Михаил Бабыч продолжал выполнять свои обязанности до тех пор, пока Временное Правительство не прислало конституционного демократа и казака станицы Брюховецкой Кондрата Бардижа, поддержавшего демократический переворот. А уже через полгода, 2 марта 1918 года, он был расстрелян красноармейцами вместе с сыновьями. Но это было позже…, т.е. после октября 1917г. А в тот момент повсюду на Кубани прошли многочисленные митинги с лозунгами в поддержку революции, за мир и хлеб. Особым вниманием у крестьян, не имеющих земли, пользовался лозунг «земля тем, кто её обрабатывает!», что не нравилось казачеству из-за возможного передела земли. В апреле 1917 года на I съезде представителей населенных пунктов Кубани был избран Кубанский областной Совет как высший орган гражданской власти, а его участники-казаки объявили себя Кубанской краевой войсковой Радой. Было избрано Временное войсковое правительство и атаман - полковник Александр Филимонов. В октябре состоялись выборы в Кубанскую законодательную Раду. В них не участвовали иногородние, проживавшие на Кубани менее трех лет, а также рабочие, а это почти половина населения, возмущенного беспределом. Уже в это время наметился раскол и среди казаков. Так, участники боев, прибывшие с фронта, не хотели воевать ни за какую власть. Их позиция звучала так: «Мы не большевики, не кадеты, мы казаки-нейтралитеты». В то же время эти казаки стали более терпимы к иногородним, с которыми они прошли испытания и тяготы военной поры. Казаки низких чинов входили в противоречие со старшинами из-за передела общинной земли, возникли разногласия между казаками-фронтовиками и стариками...У простых казаков наделы становились все меньше, что делало их беднее, а недовольство усиливалось. Надо сказать, что казачество Кубани было неоднородным по своему происхождению. Здесь необходимо вернуться к истории заселения Кубани. Планомерное ее освоение началось при царствовании Екатерины II. Она в 1792 г. подписала грамоту в которой «жаловала» казакам Прикубанье и Таманский полуостров. Началось переселение на Кубань казаков Запорожской Сечи. Они должны были осваивать и охранять присоединенные к России земли Тамани и правобережья Кубани. Великий полководец А.В.Суворов называл казаков глазами и ушами армии. Первая партия казаков прибыла на Тамань из-за Буга морем в августе 1792 года во главе с полковником Саввой Белым, а в октябре к Ейскому укреплению подошли казаки с кошевым атаманом Захарием Чепигой. Ими было создано сорок куреней, большая часть которых названа историческими именами Сечи. Черноморское казачье войско разместилось на правобережье Кубани от Тамани до устья реки Лабы. Восточнее их на правобережье Кубани с 1974г. проводилось переселение Донских казаков, а также выходцев из центральных черноземных губерний России. Поселения образовали Кавказское линейное казачество. В ХХ веке после падения самодержавия потомки черноморских казаков, экономически и политически более сильные, стояли в большинстве своем на откровенно проукраинских, сепаратистских позициях, выступая за «самостийность» и отделение от России. Русскоязычные же «линейцы», расселенные в пограничных с северокавказскими народами районах, видели себя только в составе России. В ноябре 1917 года открылась первая сессия Кубанской законодательной Рады, на которой председателем был избран Н.С. Рябовол. В политической области Рада отстаивала незыблемость казачьих прав и привилегий при сохранении неполноправности иногородних. Часть деяте-лей Рады, так называемые «черноморцы» или федералисты, к которым принадлежали Н.С. Рябовол, Л.Л. Быч, являлись сторонниками автономии Кубани, ее «самостийного» существования, другие - «линейцы» придерживались курса на развитие области в составе единой и неделимой России. К ним принадлежал и атаман А. П. Филимонов. Когда в Петрограде грянула новая революция (переворот), то многие казаки думали, что власть большевиков продержится недолго и всё вернётся на круги своя. Это был период, когда казаки ещё надеялись на лучшее и не хотели воевать. Но это был и период, когда казаки еще легко могли объединиться против государственного переворота. Однако, многие, в т.ч. казаки поверили в то, что обещали большевики: всему народу - мир и хлеб, рабочим - фабрики и заводы, крестьянам - землю, многочисленным нациям - право на самоопределение. Эти изначально фальшивые, но привлекательные ленинские обещания грели душу и уводили от основных мыслейне имевших земли иногородних, но вызывали неприятие у казаков. Революция поставила страну и казаков перед выбором. Для кубанского казачества 1917 год - это рубеж, окрашенный багровым цветом крови. Революционные события и Гражданская война 1917-1922 гг. привели к Расколу российского общества на «красных» и «белых», повлекшему за собой гибель более 10 млн. человек. А впереди еще были голодомор, репрессии, Великая Отечественная война и трагедия казаков в г.Лиенце… Трещина раскола неумолимо и кроваво прошлась по кубанскому казачеству, разделив его на сторонников новой Советской власти и тех, кто отстаивал завещанные предками отношение к православию, особому уклад жизни, обычаям и традициям. Идеологи «мировой революции» объявили казачество «опорой самодержавия», контрреволюционным сословием. Их вердикт был однозначным и жестоким: «Уничтожить! Расстрелять до одного!». И в выработке политики по отношению к казачеству Ленин принимал самое непосредственное участие. Уничтожение казачества — это жестокий геноцид. А как по -другому можно расценить «Циркулярное письмо» Свердлова, известное, как «Директива о расказачивании», внесенное в повестку дня заседания Оргбюро ЦК РКП(б) 4 января 1919 года. Вердикт этого документа:«Беспощадный террор, никаких компромиссов, поголовное истребление». Казачий Холокост унес по разным оценкам около 3 млн.российских казаков. Идеологами и организаторами геноцида казаков на государственном уровне были Свердлов, Ленин, Троцкий.«Казаки — единственная часть русской нации, которая способна к самоорганизации. Поэтому они должны быть уничтожены поголовно… Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы».На письме Дзержинского Ленину 19 декабря 1919г, в котором говорится, что на тот момент в плену у большевиков находилось около миллиона казаков, стояла виза Ленина: «Расстрелять всех до одного!» Кстати сказать, белые в основу своей политики не ставили террор. Да, на войне не может быть без крови и жертв, и это страшно. Но белые не занимались истреблением целых групп населения, в частности, казачества. Они боролись против большевизма, но не против народа. Историки до сих пор спорят о цифрах потерь кубанского казачества в это страшное время. И цифры эти разные. И за каждой их них- убиенный казак. А как измерить трагедии их семей, оставшихся без куска хлеба, земли, имущества? Горе вошло почти во все кубанские семьи. А разве возможно измерить страх, ненависть, ожесточение, которые воцарились в душах кубанских казаков и стали передаваться из поколения в поколение чуть ли не на генетическом уровне? Казачество уничтожалось физически. Стирались людские судьбы, выкорчевывалась казачья ментальность, переименовывались станицы, уничтожались фотографии. Людей выселяли и уничтожали только за то, что они- казаки. В те годы за хранение черкески, фотографии можно было лишиться жизни. А те, кто выжил, но видел расстрел своих родителей, братьев, сестер, долгие годы хранили молчание… Кровавая волна расказачивания накрыла Юг России. Чтобы подавить сопротивление казаков и заставить их вступать в колхозы, большевиками был искусственно организован голод, унесший более 7 млн. жизней. В 1933 году появился еще один способ уничтожения казачества путем раскулачивания. Чекисты под страхом смерти забирали у казаков последние зерно и продукты, скот и овощи. А казаков выселяли в концлагеря. Здоровое казачье население уничтожалось под видом кулаков, подкулачников, вредителей. Кулаками назвали тех, кто от зари до зари трудился всей семьей в своем хозяйстве… В тот период появились так называемые «черные доски», на которые вывешивали станицы, не выполнившие план по хлебосдаче. На них было занесено и 13 кубанских станиц, среди которых Уманская, Ладожская, Полтавская, Урупская и др. Часть из них была переименована, а из Полтавской, Медведовской, Урупской было выселено практически все население. Когда пришла весна, оказалось, что сеять было некому и нечем… Впоследствии большевистское правительство назвало меры по продразверстке «перегибами», но было поздно…А каким словом назвать казачью трагедию? После репрессий возвращаться практически было некому… Направленная из центральной России беднота поселилась в казачьих домах. Чтобы как-то обогреть себя, они стали вырубать сады. И за одну зиму были практически уничтожены все сады Кубани. Последовавшая после поражения Белой армии на Юге России эмиграция стала следующим испытанием на твердость казачьего духа. Голгофой русского казачества стал греческий остров Лемнос, куда поздней осенью 1920 года высадились кубанские, донские и терские казаки вместе с белой армией адмирала Врангеля. 130 тысяч человек покинули русский берег. Где они? Царствие им небесное… Только в 2009 году на Лемносе был открыт Мемориал, а кубанские казаки по обычаю повязали вокруг Памятного креста рушник и рассыпали на могилы привезенную с Кубани землю… Сделав ленинские «два шага назад», власти стали заигрывать с казаками. Когда в 1935 году во время концерта казачьего хора в Москве Михаил Шолохов, всегда сопровождавший казаков в столицу, предложил принять Сталина в казаки, тот согласился, поставив условие, чтобы его кандидатура была выставлена на открытое голосование, как и положено у казаков на сходе. Вот такие невероятные повороты делает иногда жизнь…А в следующем году в Ростове прошел первый слет крупнейших казачеств Дона, Кубани и Терека. Фарисейству коммунистической идеологии не было предела. Когда с устоями казачьей жизни было покончено, лицемерная власть вернула казакам право призываться в армию. Был издан приказ наркома о создании 12 казачьих дивизий с казачьей формой одежды. В Великую Отечественную большинство казаков, забыв былые обиды на власть, выступило на защиту Родины. Уже в июле 1941 г. на юге страны стали создаваться казачьи кавалерийские дивизии. Казаки воевали не только в казачьих соединениях, но и служили в пехоте, в артиллерии, танковых войсках, авиации. Был замучен в лагере смерти сибирский казак генерал-лейтенант Д.М. Карбышев. Много казаков добыли себе славу в воздушных боях. Самоотверженно сражался кубанский казак станицы Бесстрашной Д. Ф. Лавриненко уничтоживший 52 танка противника и удостоенный звания Героя Советского Союза. Звания Героя Советского Союза удостоен донской казак, уроженец станицы Преображенской генерал-полковник В. С. Попов. Достойный вклад в Великую победу над фашисткой Германией внесли терские казаки. Героями Советского Союза в годы войны стали 262 казака, в том числе 12- из Новокубанского района Краснодарского края. Звезды Героя получили пять казаков из станицы Прочноокопской, среди них-отец автора статьи, полковник А.И. Беспятов. В июле 1941 года он был призван в только что сформированную кавалерийскую дивизию, а в 1943 г. стал командиром полка - самым молодым командиром полка всего фронта. За смелость и отвагу он был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени. 23 июня 1944 года полк форсировал реку Западная Двина и захватил плацдарм, тем самым обеспечив переправу 306-й стрелковой дивизии. Указом Президиума Верховного Совета СССР подполковнику А. И. Беспятову было присвоено звание Героя Советского Союза. Военную династию продолжил его сын – Е.А. Беспятов, прошедший путь от курсанта до подполковника Вооруженных Сил СССР. После увольнения в запас вернулся в родную станицу Прочноокопскую, активно включившись в возрождение казачества на Кубани. Много лет казаки выбирают его атаманом Лабинского казачьего отдела Всекубанского казачьего Войска. Стал военным и внук героя, майор И.Е. Беспятов. Добросовестно отслужил срочную службу на флоте и правнук Алексей Беспятов. Окончив Морской Университет имени Ф. Ушакова в г. Новороссийске он служит на Черноморском флоте. В станице Прочноокопской создана Аллея героев- участников Великой Отечественной войны. Открывает ее А.И.Беспятов… А сын его - атаман Е.А.Беспятов часто приходит сюда с молодыми казаками, чтобы поклониться отцу и рассказать молодежи о великом подвиге их дедов. Таков казачий долг – Верой и Правдой служить Отечеству! Однако, по окончании Второй мировой казачество ждали новые испытания. Сталин не оставил мысль об истреблении казачества и заключил договор с союзниками о выдаче после войны казаков, находящихся в Европе. Трагедия Лиенца: более 60 тысяч избитых, униженных, расстрелянных и доведенных до самоубийства казаков. Вот память Раскола, в которой еще далеко не все сказано, а, тем более, осознано в наши дни! Возвращаясь к дням сегодняшним, невольно возникает мысль о том, что деление казаков на реестровых и нереестровых также противопоставляет казаков друг против друга. Кто дал право разрешать носить традиционную казачью одежду одним, и запретил делать это другим? Кстати сказать, проект создания реестрового казачества был выдвинут польским королем Сигизмундом I, а реализован лишь королём Сигизмундом II Августом, когда на службу были наняты 300 запорожских казаков. Численность реестровых казаков на территории, контролируемой Польшей, менялась от 1000 до 60000. После подписания Переяславского договора в 1654 году, когда большая часть Украины вошла в состав Московского государства, русским царем были подтверждены и даже расширены привилегии реестровому казачеству. Однако, в 1783 году Екатериной II реестр был отменен, а вместо него стали формироваться регулярные казачьи части, включающие пехоту (пластунов) и артиллерию. Трудно прогнозировать, к чему приведет деление казаков на реестровых и нереестровых. Но можно с уверенностью сказать, что это не будет способствовать объединению и возрождению казачества. Неужели опять потребуются годы, чтобы понять, что у всех казаков общее Отечество, родимая земля, единые идеалы? Нельзя забывать, что на смену казаков, возглавивших в 90-х годах возрождение казачества, пришли их внуки, у которых, к сожалению, уже меньший объем генетической казачьей памяти. Сегодня, как никогда, казакам нужно преодолеть центробежную силу разделения, преодолеть второстепенные разногласия и возродить нравственные идеалы казачества: свободолюбие, непоколебимую стойкость, честь, отвагу, беззаветную преданность Родной Земле, своему Народу и Православию. «После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи». / В.В.Путин/ Литература 1. Гордеев А.А. История казачества//М., « Вече»,2006.-С.438. | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |