01.12.2009 15:20 Казачья святыня «КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ» (4 ноября) | |
Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России, с именами людей, ставшими великими и глубоко почитаемыми народом. С нею, например, глубоко соприкасается судьба священномученика патриарха Ермогена. Он лучше кого-либо повествует об обретении икона в «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани». В конце июня 1579 года в Казани случился пожар, уничтоживший большую часть города. Пожар начался с дома Онучиных. Священномученик Ермоген пишет: «Оттуда праведный гнев Свой Господь за наши грехи испустил, оттуда же, близь места того… показал нам и светящиеся благодатные лучи и источник исцеления». Через две недели после пожара Богоматерь трижды явилась девочке Матрёне Онучиной во сне и повелела возвестить архиепископу и воеводам города Казани, чтобы они обрели её икону в земле на месте пепелища двора Онучиных. Словам девочки не поверили, а Богородица являлась девочке ещё и ещё раз — трижды. Тогда Матрёна с матерью стали заступом копать в указанном месте, где до пожара была печь. На глубине трёх локтей (около метра) обнаружили икону. Одним из первых очевидцев этого чудного явления был скромный священник Никольской церкви Ермоген, который впоследствии стал патриархом всея Руси. Он писал: «…чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели». К месту обретения иконы сразу же стеклось множество народа, город огласился праздничным звоном. Будущий патриарх Ермоген нёс икону в церковь святтителя Николая Чудотворца. Этот день 8 июля, с 1579 года стал ежегодно праздноваться в Казани, а потом и по всей Руси. На месте обретения иконы в том же году царь Иоанн IV основал Богородницкий монастырь, где хранилась явленная Казанская икона. В этом монастыре приняли постриг Девица Метрёна с матерью. Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру». И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского. У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». 22 октября 1612 года был взят Китай-город, а ещё через два дня Кремль. 25 октября в воскресный день русские войска с крестым ходом вошли на Красную площадь с Казанской иконой Богоматери впереди. На 22 октября установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери. Сначало оно распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти триста лет. В двадцатые годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма. Особую наиважнейшую роль Казанская икона сыграла в Санкт-Петербурге. Известно почитание этой иконы Петром Великим. В 1709 году накануне Полтавской битвы царю сказали, что в селении Каплуновке находится чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. По государеву указу образ был доставлен в стан русской армии, который расположился под Харьковом. Ожидая сражения, царь долго молился пред иконой Божией Матери, он повелел обнести образ пред полками. Во время битвы 27 июня икона стояла на поле боя. В честь великой Полтавской победы Пётр I построил Сампсоньевский собор в Петербурге, куда первоначально и поместил Казанскую икону. Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Казанской иконой благословил Петра Великого святитель Митрофан Воронежский ещё до основания Петербурга: «Возьми икону Казанскую Божией Матери — и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу… Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего». В дни страшной блокады во время Великой Отечественной войны эти слова знали все жители осаждённого города. И верили, что враг не войдёт в город, пока на него распространяется покровительство Божией Матери. Пётр I, закладывая новую столицу, отнюдь не стремился отрубать древние корни православного государства вместе с боярскими бородами. Светская, тем более советская иконография делает только один акцент: "Санкт-Петербург — окно в Европу”. А надо учесть, что это было русское православное "окно”. Царь первым делом переносит в новую столицу из Владимира святые мощи Благоверного Александра Невского. И это духовное деяние надо считать основой государственности Петра I. В 1710 году царь повелел перевезти из Москвы чудотворный образ Казанской Божией Матери. Скорее всего это была икона — список с явленной, обретённой в Казани. Икону поместили в часовне на Петроградсой стороне близ Старого Гостиниго двора. Потом на место Казанской часовни поставили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторое время Казанская икона пребывала в Александро-Невском монастыре. Императрица Анна Иоановна повелевает построить для Казанской иконы специальный храм. Русский архитектор М.Е. Земцов воплощает этот замысел. Храм встаёт на углу Невского и Мещанской (впоследствии Казанской). Анна Иоановна украшаетикону драгоценностями, ювелиры создают изумительный по красоте оклад, выражая великое преклонение пред иконой. В народе храм обрёл сразу же своё естественное название — по находящейся в нём святыне — иконе Казанской. С нею связано восшествие на престол Екатерины Второй, где она была провозглашена императрицей, а её семилетний сын Павел — цесаревичем. Так Казанская становится ещё и покровительницей российских императоров. Павел I вступив на престол в 1796 году, решает воздвигнуть более достойный храм для общенациональной святыни. Объявляется грандиозный конкурс проектов, в котором участвуют самые прославленные зодчие. А побеждает бывший крепостной, ещё не создавший себе имени архитектор А.Н. Воронихин. Он спроектировал собор по образу собора святого Петра в Риме, тем самым воплотив въяве глобальную национальную идею: Россия в чреде Рим — Константинополь остаётся столицей вселенского православия. Эту ипостась утвердил ещё великий русский князь Иван III (1462 — 1505 гг.). В его княжение инок Филофей изрёк знаменитую фразу, ставшую формулой правления русских богопомазанников: «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти». Конечно, он имел в виду Москву, но сама доктрина (Россия — центр православия) была перенесена и на Санкт-Петербург промыслами Казанской и ттрудами архитектора Воронихина. Проект был одобрен Павлом I, а первый камень при начале строительства заложил 27 августа 1801 г. Александр I. Собор строился десять лет, а в центральный иконостас была помещена Казанская икона Божией Матери — святыня Санкт-Петербурга. В 1812 году пришло новое испытание для России — Отечественная война. Князь М.И. Кутузов, назначенный главнокомандующим, готовясь к отъезду на фронт, молился пред чудотворной иконой со слезами за спасение России. А 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской ииконой служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков». К святому месту были принесены трофеи: ключи городов, неприятельские знамёна, жезлы. Донские казаки доставили отбитое у захватчиков серебро из разграбленных московских храмов и церквей России. Из этого серебра русские мастера отлили новый иконостас и киот для Казанской иконы. В 1813 году скончался светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов и был удостоен чести быть погребённым в этом соборе. После 1917 года Казанская икона страдает и бедствует вместе с народом. 36 лиц духовного звания, в том числе митрополит Вениамин, были арестованы и приговорены к мученической смерти «за сопротивление в изъятии церковных ценностей для голодающих Поволжья». Иконостас — бесценный художественный памятник, оклад и прочее убранство иконы были спешно и варварски разобраны и отправлены на переплавку. Красные варвары боялись народных волнений и своё чёрное дело вершили ночью и почти тайно. Вершиной надругательства стало «упразднение» собора в 1929 году и создание в нём Музея религии и атеизма. Казанскую икону, чудом спасённую, сумели перенести в действующий Князь-Владимирский собор, в котором она пребывает и по сей день. С Казанской иконой связана оборона Ленинграда. Когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти по городу крестным ходом, конечно не по блокадному кольцу, как иногда можно услышать в легендах, а на сколько хватило сил. И Богородица несомненно прибавила людям мужества, укрепила волю к победе. Эту несгибаемую волю ныне всё человечество считает величайшим феноменом. Божия Матерь не оставляет своим покровом город, хранящий Её образ. И горожане чтут Казанскую икону, как главную святыню Санкт-Петербурга. Почти в каждом соборе города есть список Казанской иконы. Есть ещё и другие храмы кроме Казанского собора, которые построены длу Казанской иконы. В этих храмах, как и тех, которые стоят с Казанской иконой по всей России, в праздничные, торжественные дни ликует душой русской народ, воспевая Богородицу: «Радуйся, Благодатная!». Образ Казанской Божией Матери можно встретить в каждом православном доме. Этой иконой давалось благословение при рождении ребенка, при крестинах его и, в особенности, на брак. Ей благословляют человека в последний путь. Этот образ удивительно связан с историческими судьбами нашего Отечества. Вспомним еще раз, как была обретена икона, и постараемся понять, что мы должны делать, чтобы и ныне сподобиться милости от Господа, от Его Пречистой Матери. МОЛИТВА «КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ» За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим. Казачья святыня Семиреченского казачьего войска «КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ» Осенью 1871 года крестьяне, торговые люди да казаки поставили в предместье старой Алма-Аты станичную церковь, собрав на устройство церкви «от каждого православного землепашца по полпуда хлеба с десятины и от каждого пчеловода по десять копеек с колоды». Пожалуй, это самое старинное здание города, сохранившееся до наших дней. Оно возникло в казачьем выселке Больше-Алматинской станицы. Новое предместье оформилось в административную единицу в 1860 году. В конце 19-го столетия выселок получил название Малой станицы, а в 1962 году ее земля была присоединена к черте города. В советское время станица была усадьбой колхоза с разными названиями, более известного как «Луч Востока». Правда, перестроек и перемен в жизни самой церкви было не меньше. Малостаничную церковь возвели по проекту местного зодчего Павла Зенкова, в память основания первых алма-атинских поселений и изгнания из Семиречья кокандцев,осенью 1860 года. Стало быть, она памятник отечественной истории, свидетель событий, которые происходили под благодатным покровом иконы Богоматери, именуемой Казанской, и небесных заступниц Семиречья Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Собственно, само храмозданье возводилось из материалов старой Софийской Алматинской церкви, по ее образу и подобию, возведенной еще раньше, в 1858 году. При строительстве каменного храма старую церковь бережно, по бревнышку-по гвоздику, перенесли в Малую станицу, «придав ей высоты, красоты и прочности основания». И дали новое имя — Казанско-Богородицкая. Украшал станичную церковь великолепный пятирядный иконостас работы петербургского мастера, академика византийской живописи В.В.Васильева. Малостаничному храму суждено было стать соборной кафедрой вновь созданной Туркестано-Ташкентской епархии. Летом 1872 года владыка Софония, назначенный настоятелем епархии, прочитал здесь свою первую проповедь. Ему пришлось вложить массу энергии и таланта в устройство и формирование штата архиерейского дома, кафедрального собора и консистории, в инспектирование строящихся православных храмов, в миссионерство от границ Китая до берегов Каспийского моря. Его помощниками были пионеры освоения края, священники Алексей Бенедиктов, Михаил Путинцев, Афанасий Рыжкин, Александр Векшин, Константин Седачев, иные патриоты земли русской. Благодаря их подвижничеству главным центром православия в крае становится город Верный: «по имени города Верного да будет и житие Ваше», — обращались священники к народу. Десятилетия спустя, в советский период истории, Казанской церкви было уготовано нести свет православия через тернии мракобесия в атеистической республике. Церковь закрывали последовательно, начиная с организации в Малой станице колхоза «Луч Востока» и деятельности ее первого председателя, «воинствующего безбожника» Ивана Громова-Амосова. С его подачи начались гонения на клир и прихожан. Не выдержал издевательств и скоропостижно скончался настоятель храма протоиерей Димитрий (Поливкин). Был осужден и погиб в Карлаге епископ Алма-Атинский и Казахстанский Герман (Вейнберг), а с ним десятки прихожан, безвинных жертв сталинской голгофы. В трудное время Отечественной войны, когда храмы стали возвращать верующим, а священники вышли из советских тюрем, колокола вновь обратились с молитвой к Богу. И первым в Алма-Ате воссиял именно храм во имя иконы Казанской Божьей Матери, что в Малой станице. 16 декабря 1944 года колокола старинной станичной церкви вновь заговорили и под ее сводами зазвучали молитвы о спасении, о даровании обетованного мира. Полгода спустя здесь отслужил первую службу вновь назначенный на кафедру архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (в миру — Могилевский Феодосий Никифорович). Священник повторил судьбу многих первосвященников Алма-Аты и тихо скончался в Алма-Ате, уже в преклонном возрасте. В 1955 году, незадолго до кончины, по случаю 35-летия пребывания во епископстве, архиепископ Николай был возведен в сан митрополита. В 1998 году отмечался столетний юбилей со дня возведения Малостаничного выселка в степень самостоятельной станицы. К красной дате архиепископом Алексием (Кутеповым) Казанская церковь была возведена в Соборную. В торжественной речи храм был назван ангелом хранителем славного города Алма-Аты: «Господь посылает Своего ангела в каждый вновь выстроенный храм для служения Св.Алтарю. И срок этого послушания определен до конца века человеческого. Даже если храм лежит в руинах, ангел не может покинуть места определенного ему служения». На торжество православия регент хора, народный артист СССР Анатолий Молодов подготовил, в исполнении певчих и студентов консерватории, музыкальный венок православных песен, мастер-резчик Александр Черепанов изготовил на память прихожан и гостей праздника образа Казанской Божьей Матери. Нашлись скромные средства на обновление внешнего вида церкви, благоустройство территории и могил первосвященников. МОЛИТВА «КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ» За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим. по материалам краеведа Владимира Николаевича Проскурина (Очерки истории Алматы). | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |