В
Культурно-просветительском центре Московского Патриархата проходят
торжества по случаю пятой годовщины организации
Культурно-просветительской инициативы (КПИ) «ПоходЪ», ядро которой
составляют представители российского казачества. На праздничном вечере
«Маршрутами «Похода» побывал корреспондент «СП», который попытался
выяснить, куда держат путь современные казаки.
Исторический экскурс
На
Дону и Кубани, в Сибири и Забайкалье, на Урале и Уссури нынче можно
встретить необычного вида людей, словно явившихся в наше пестрое и
бурное сегодня из дальнего далека. В черкесках и бурках, кубанках и
папахах, нередко — на конях они гордо шествуют по улицам бывших казачьих
городов и станиц, собирают митинги и сходы, на которых звучат
подернутые забвением слова: курень, атаман, хорунжий, Рада, Круг,
община… А иногда и просто гарцуют «верхи», демонстрируя удаль, будто
стремясь доказать кому-то: жив и неистребим казачий дух. Остановится
прохожий, проводит их взглядом, пожмет плечами: кто эти всадники? Зачем
примчались из невозвратного прошлого? Куда скачут?
Хотя слово
«казак» тюркского происхождения («вольный всадник», «молодец»,
«удалец»), явление, стоящее за ним, — чисто российское, присущее только
нашей стране. Небезынтересно напомнить, что былинный богатырь Илья
Муромец — казацкого роду. Атаманами были Пугачев, Ермак, Разин, Булавин…
Из более близкого прошлого известны такие казачьи фамилии, как Миронов,
Кочубей, Пархоменко.
Несколько веков тому назад казацкие общины
стали по сути реализованным на практике стремлением народных масс
строить свою жизнь на излюбленных началах равенства и самоуправления, не
нашедших осуществления в общих государственных порядках. На окраины
Руси, «на вольницу», стекались беглые крестьяне, люд других сословий,
пополняя жившие там издревле свободолюбивые многонациональные сообщества
(когда и как они сформировались, до сих пор еще до конца не выяснено
исторической наукой). Устройство казацких общин, говоря современным
языком, было демократическим: общее владение земельными угодьями,
равенство всех членов общины между собой, управление через выбираемых на
определенный срок, подлежащих отчету перед общиной атаманов.
Исторически
сложилось так, что казачество, с одной стороны, было крепким и надежным
буфером, прикрывающим Россию от набегов и войн, с другой стороны —
постоянной «народной оппозицией» деспотической власти набирающего силу
государства. Поэтому все великие князья и самодержцы всегда стремились
укрепить его первое качество и свести на нет второе. Действовали, как
водится, и кнутом, и пряником. Жестоко подавлялись восстания и бунты.
Дважды уничтожалась, вновь самовозрождаясь, Запорожская Сечь — самое
первое казачье объединение, оформившееся в организационном и военном
отношении почти полтысячелетия тому назад. Одновременно
совершенствовалась система привилегий за службу царю, что постепенно
приручало казачество. К началу прошлого века оно выкристаллизовалось в
военное сословие, обладающее особыми правами и преимуществами. Главным
из них была земля. Казачьи наделы в несколько раз превышали крестьянские
— не менее 30 десятин на душу мужского пола. Казаки освобождались от
уплаты государственных налогов, в том числе и поземельных.
Их
войска были, что называется, легки на подъем. Казак имел собственную
лошадь, собственное обмундирование, снаряжение, амуницию, получая от
казны лишь огнестрельное оружие. Храбрый, с традиционно высоким чувством
патриотического долга воин! Казачьи войска участвовали во всех войнах
России XVII—XX веков. Широко известны их подвиги в Семилетней войне
1756—1763 годов, Отечественной войне 1812 года, Крымской войне 1853—1856
годов, русско-турецких войнах.
К началу первой мировой войны
казачье население составляло около 4,5 миллиона человек. Они
представляли Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское,
Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и
Уссурийское войска. Почти 300 тысяч воинов поставили они в тот период
фронту.
Расколотые революцией
О судьбе
казачества после октября 1917 года — разговор особый и сложный. Оно, как
и весь наш народ, было расколото революцией, гражданской войной на две
враждующие части. С одной стороны, в составе РККА действовало 8
кавалерийских дивизий Червоного казачества. С другой — тысячи и тысячи
казаков влились в белогвардейские армии. По данным некоторых историков,
65 тысяч белоказаков эмигрировали за рубеж, спасаясь от Красной армии.
Значит, воевало против нее значительно больше.
В январе 1919 года
оргбюро ЦК РКП(б) приняло секретную директиву об отношении к
казачеству. Это было началом политики, получившей в народе название
«расказачивания». Ее основные результаты — истребление большой части
казаков в 1919—1920 годах, упразднение в 1920 году казачества как
сословия, существенные ограничения для службы его представителей в РККА,
массовые выселения в Сибирь и период коллективизации. В короткий
исторический период с лица русской земли была по сути дела стерта
многочисленная этническая группа со своей многовековой историей,
социальной организацией, культурой, традициями.
Но так же, как
закатанное под асфальт семя в стремлении к жизни пробивает ростком,
казалось бы, непреодолимую преграду, не мог не восстать из небытия и
казачий дух. Не могла умереть память народная, закодированная в казачьих
песнях, обрядах, традициях. «Тихий Дон» Шолохова, «Даурия» Седых,
другие многочисленные, большие и маленькие, ростки этого семени делали
свое дело. В 1936 году были отменены ограничения для воинской службы
выходцев из казацкого сословия. Когда же над страной нависла угроза
войны, высокий боевой дух, традиции воинской доблести казачества вновь
потребовались Отечеству — началось формирование соединений из его
представителей. На фронтах Великой Отечественной сражались шесть
казачьих кавалерийских дивизий, два кав. корпуса — Донской и Кубанский,
три кавалерийских полка, другие части и подразделения. Всем казачьим
соединениям присвоено звание гвардейских, десятки их представителей
стали Героями Советского Союза.