Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2014 » Декабрь » 3 » Манкуртизм

Манкуртизм

03.12.2014 22:08
Манкуртизм

«И нечего притворяться – мы ведаем, что творим!»

(А. Галич, «Баллада о чистых руках»).

 

С вашего позволения, начну с небольшого исторического экскурса.

Сразу после прихода к власти в 1991 году президент Чечни Джохар Дудаев подписал указ о создании герба, флага и гимна независимой Ичкерии. Ключевым образом ичкерийской символики (по сути – тотемным зверем) стал волк: слова самой высшей похвалы для чеченского мужчины – «настоящий борз (волк)». Даже автоматам, которые производились в Грозном во время правления генерала Дудаева, было дано имя «Борз». В знак уважения к государственному символу президент Ичкерии запретил показывать по местному телевидению популярный мультфильм «Ну, погоди!», где, как не без основания считал генерал, унижалось и подвергалось осмеянию столь почитаемое чеченцами млекопитающее.

Символикой же донского герба – нашим казачьим тотемным зверем – является олень (елень) пронзённый стрелой. В губаревском Казачьем словаре-справочнике, изданном в середине прошлого века в США, приводится следующее разъяснение на этот счёт: «Идея герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к киммерийцам, гуннам и готам. Она записана Прокопием из Кесарии («Война с Готами»), Иорданом («Гетика»), Созомоном («История Церкви») и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» – «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака. Кос-сака на скифском языке значило «белый олень».

Итак, перед нами два народа (чеченцы и казаки) – и, соответственно, два тотемных зверя (волк и олень). Над одним зверем-символом, как мы видим, нельзя иронизировать даже детским мультипликаторам, а над вторым …дозволено глумиться одному из бывших станичных атаманов в казачьей столице земного шара! Ныне возглавляемое этим бывшим человеком общество с ограниченной ответственностью специализируется на изготовлении и продаже металлоконструкций. Относительно недавно ассортимент изделий данной фирмы пополнился уличными урнами …с изображением донского герба – пронзённого стрелой еленя! Отныне горожане и туристы со всего мира могут плевать и сморкаться в помойные вёдра с изображением геральдического щита старинного донского герба, набивать эти отстойники шприцами, окурками и контрацептивами… Утончённо-изысканное, тщательно и скрупулёзно продуманное унижение титульного народа региона, не испытывавшего на себе подобного глумления со времён геноцида 20-30-х годов минувшего века. Нарочито-демонстративное издевательство словно тестирует нас на вменяемость и право называться казаками вообще: дескать, утрутся ли в очередной раз или всё-таки всхомянутся, хоть как-нибудь среагируют? К слову, интересно было бы узнать, как долго просуществовала бы в городе Грозном фирма, производящая, к примеру, ночные вазы и «украшающая» их изображением борза? Это один момент.

Далее. В 2005 году – к празднованию 1000-летия Казани – Россия готовилась принести ей в дар памятник Петру Великому. Против этого выступила мусульманская общественность под лозунгом: «Нет русскому колонизатору и угнетателю татарского народа!». Поднялась такая мощная волна протестного движения, что от первоначального проекта пришлось спешно отказаться, и в результате Казань радушно приняла памятник Льву Гумилёву. Лев Гумилёв в Казани победил Петра Великого! Великий русский монголовед заслужил благодарность наследников державы Чингисхана и Золотой Орды, которым он славно служил. «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы». У азиатских народов не в чести неблагодарность. Это в Татарстане. Так там знают историю и так там себя ведут.

А что же у нас, братцы, на Тихом Дону? Как мы знаем свою историю и кем себя в этой истории ощущаем? А у нас, увы, картина отличная от Татарстана. Пётр I, утопивший Дон в крови… нет, не проклят казаками, совсем наоборот: увековеченный в бронзе – гордо возвышается над Таганрогом! Никто из казачьей старшины даже не пытался инициировать вопрос о демонтаже памятника палачу казачьего народа. Напротив – не так давно на Левбердоне появился кабак под названием «Петровский причал», а практически все донские магазины завалены сигаретами «Пётр I» и водярой «Пётр Великий». Да, мы с вами не сжигаем подобные кабаки и не громим витрины донских магазинов, ибо чтим закон. Но мы даже не бойкотируем их товар! Разве эта малость нам не под силу? Или нам… всё равно? Вы можете представить себе где-нибудь в Гудермесе или Урус-Мартане табачную лавку с папиросами «Генерал Ермолов»? Да о чём говорить-то, коль в Войсковом соборе Новочеркасска …огромные фрески, отображающие петровскую колонизацию Дона, а демонтированный с платовского постамента предтеча лучшего друга детей и физкультурников заботливо перемещён в один из крупнейших микрорайонов казачьей столицы планеты!

К слову, раз уж завёл речь о памятниках, коснусь ещё одного – памятника атаману Ермаку на одноимённой площади Новочеркасска. Тому самому атаману, о котором журнал «Огонёк» № 11 от 22 марта 2010 года сообщает следующее: «Ермак Тимофеевич – преступный авторитет и лидер пиратской шайки, в чьём послужном списке были разбои и грабежи на окраинах государства». Что называется, приплыли! Оказывается, в Новочеркасске установлен памятник «преступному авторитету и лидеру пиратской шайки»?! Вот как позволяет себе характеризовать покорителя Сибири крупнейшее отечественное печатное СМИ, которое по состоянию на 2010 год издавалось тиражом, превышающем шестьдесят тысяч экземпляров… Впрочем, позволяет ровно столько – сколько дозволяем мы сами, не более того. Коренные жители и многочисленные гости Новочеркасска прекрасно помнят, как в нескольких метрах от памятника Ермаку Тимофеевичу, аккурат за его бронзовой спиной, витрина небольшого алкомаркета «Пятница» в течение нескольких лет (!) манила страждущих живительной влаги огромного размера рекламным слоганом: «Каждую пятницу – в г…но!» Такой вот незамысловато-говёный рекламный креатив – напротив главного казачьего храма планеты, подле памятника легендарному атаману на проспекте его же имени. И тысячи туристов со всего мира увезли из казачьей столицы в самые дальние уголки земного шара бессчётное количество фотоснимков, где Ермак и «г…но» – навеки вмести. «Г…но» навсегда поселилось в фотоальбомах немецких, итальянских, бразильских и многих других семей, отныне оно неразрывно встроено в ассоциативный ряд с малочисленным, но «очень гордым» казачьим народом.

Какой ещё народ на земле способен утирать плевки чаще, нежели мы – не успевающие уже выжимать носовые платки? Приведу ещё один яркий пример задирания, явного принижения и даже откровенного публичного оскорбления казаков. Полагаю, на Дону нет человека не знакомого в той или иной степени с изумительным творчеством советского и российского писателя, автора детских книг Э.Н. Успенского, верно? На его невероятно популярных персонажах (Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин и Дядя Фёдор, почтальон Печкин и многие другие) выросло не одно поколение наших соотечественников и это – здорово! Печаль в другом. Не так давно Эдуард Николаевич порадовал огромную читательскую аудиторию своих преданных поклонников повестью «Новые порядки в Простоквашино», где есть «Глава девятая. Ложно-патриотическая». Название главы – «Как в Простоквашино формировался казачий полк». В стёбово-ироничной форме автор повествует о перипетиях создания есаулом Шарым и атаманом Печкиным станицы Простоквашинской. Противостоит нью-казакам – понятное дело –  революционный матрос Котенко. Напечатанная на дорогой роскошной бумаге повесть щедро сдобрена шикарными красочными иллюстрациями – почтальон в папахе, собака в лампасах… Успенский – это имя, Простоквашино – это бренд. Это хорошо продаётся и многократно переиздаётся – тиражи книг данного автора, скажу я вам, вполне приличные. У целого поколения (!) юных читателей огромной страны на всю жизнь сложится представление о казаках как о том, чего нет на самом деле, о том, что существует понарошку: это что-то забавное и даже смешное – мультяшное, одним словом. Такая вот божья роса из писательской чернильницы на наши казачьи очи. И как здесь вновь невольно не восхититься Дудаевым, наплевавшим однажды на повсеместно насаждаемую толерастию и волевым решением запретившим на земле своих предков показ оскорбительного по отношению к чеченскому народу мультфильма!

Быть может, данное «амнезийное» попущение ниспослано нам Создателем за отход от веры предков? Все мы знаем, что 24 января – ежегодный День скорби для российских казаков. В этот день далёкого уже 1919 года на самом верху была «благословлена» директива «О расказачивании». Этот ныне обнародованный документ широко известен, в нём каждая строка сочится кровью – именно он положил начало массовому уничтожению казачьего народа. Спешно сформированное правительство молодого государства взяло курс на поголовное уничтожение казаков, донские территории объявили «гнездом контрреволюции». Новая Донская республика в одном из первых декретов объявила о передаче казачьих земель крестьянам. Защита Казаками своих прав была расценена как вооружённая контрреволюция. Это стало началом гражданской войны. 24 января текущего года в соборном храме Всевеликого Войска Донского – Вознесенском кафедральном соборе города Новочеркасска – клириком собора иеромонахом Пименом (Новодрановым) была отслужена заупокойная панихида по репрессированным казакам. Особо примечательна данная 95-я годовщина начала геноцида казачьего народа была тем, что в Войсковом соборе – главном казачьем храме планеты – ни одного (!) казака во время панихиды не было. А почему? А не было в этом году специального приказа по Войску, а без разнарядки сверху нехай за наших дедов попы сами молятся!..

Вот так и живём, вернее, существуем, под илом забвения родной истории, в полном равнодушии, если не сказать жёстче. Подумайте об этом, казаки, когда будете в очередной раз неспешно прогуливаться по новочеркасским улицам имени Урицкого, Каляева, Желябова и прочих террористов. Задумайтесь, отчего в нашем городе – несмотря на стародавнее решение Войскового Круга (!) – так и не появилась улица имени Атамана Г.П. Недвигина казнённого врагами казаков и кому по зубам в «межгалактической» казачьей столице почтить память легендарного атамана новейшего времени переименованием одной-единственной улицы? Кому – нам? нашим детям? внукам? правнукам? Кому мы завещаем выполнение решения Донского Круга на пятнадцатом (!) году с момента злодейского убийства своего атамана?

В своё время Чингиз Айтматов в романе «Буранный полустанок» описал манкуртов – взятых в плен людей, превращённых в бездушных рабов. Это были создания, полностью подчинённые своим хозяевам, не помнящие ничего из предыдущей жизни. Согласно Айтматову, предназначенному в рабство пленнику обривали голову и надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной части только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову, волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые жаждой. Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом. Лишённый понимания собственного „Я“, манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное — восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в своём роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в степи, он ничего не требовал…»

…Иногда мне кажется, манкурты – среди нас. Как правило – постарше восемнадцати, помладше шестидесяти. Роботы. Кавалеры юбилейного алюминия разных степеней – они десятилетиями несут чушь о несении так и не выклянченной у хозяев службы. Они увлекаются партсобраниями, где голосуют за принятие документов, коих в глаза не видели. Они празднуют 75-летие Ростовской области, даже не задумываясь, что отмечают юбилей резервации – убогого осколка некогда огромной Области Войска Донского. Они покупают в магазинах туалетную бумагу «Казачка», забывая, что поддерживать гигиену после дефекации бумажным изделием с таким наименованием – значит презирать своих матерей и жён. Они очень опасны – ибо выдают себя за нас.

* * *

Многие помнят и знают, что в 1966 году кинематографистами Восточной Германии на студии «ДЕФА» был снят культовый фильм «Сыновья Большой Медведицы», где роль индейского вождя Токей-ито сыграл известный югославский актёр Гойко Митич. Фильм имел ошеломительный кассовый успех, как в бывших странах социалистического содружества, так и в Западной Европе. Картина была предложена и американцам, но янки, обозвав ленту «эрзац-вестерном», отказались от покупки. Через некоторое время копия фильма была подарена одному из вождей индейского племени сиу. В 1973 году – после показа «Сыновей Большой Медведицы» в Северной Америке – в ряде индейских резерваций Южной Дакоты вспыхнуло самое крупное в ХХ веке восстание, в котором приняли участие сотни индейцев, оснащённых автоматическим оружием. Благодаря умелой организации они в течение двух месяцев (!) противостояли натиску тяжёлой бронетехники и вертолётов армии США. Вот такая история. Один фильм. И даже туалетной бумаги не потребовалось.

В наши дни на Верхнем Дону над четвёртой по счёту экранизацией шолоховского «Тихого Дона» трудится известный режиссёр Сергей Урсуляк. Говорят, в готовящемся телесериале удастся отобразить всё то, что по понятным причинам было невозможно показать в предшествующих киноверсиях великого романа – захлебнувшиеся кровью хутора и станицы Дона в годы геноцида нашего народа. Если сумеет съёмочная группа воплотить задуманное – страшное, должно быть, получится кино. Хочу верить, что после показа данного фильма в зарегистрированных в минюсте резервациях непременно вспыхнет – нет, не восстание, довольно уже казачьей крови видела донская земля! – мысль. Казачья мысль, позволившая когда-то нашим предкам переиграть все другие народы Степи на шахматной доске истории, завещав Дон-батюшку нам, казакам.

* * *

Очень бы хотелось, чтобы выплеснутое мною нагромождение собственных эмоциональных сгустков заставило каждого казака ЗАДУМАТЬСЯ о нашем скорбном житье-бытье в эпоху безвременья и тотального беспамятства, ибо если этого не сделать в ближайшее время, очень скоро наша с вами жизнь действительно превратится в «г…но», причём не только пятничное, но и ежедневное.

Александр Писаревский

 

 

 

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 3507 | Добавил: Сталкер | Теги: казаки, станица Средняя | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1   [Материал]
Александр Писаревский в настоящей публикации охарактеризовал часть симптомов той страшной болезни, которая поразила не только реестровиков, но также и большую часть взрослого населения Ростовской области, которое было неоднократно проинформировано через различные СМИ о грядущей катастрофе в донской долине на всём её протяжении между плотиной Цимлянской ГЭС и Таганрогским заливом. Ещё в июле 2007 года мне пришлось быть очевидцем чванливого отношения сотрудников штаба Водолацкого В. П. в Новочеркасске, которые приняли на свой факс-аппарат документ из Законодательного Собрания Ростовской области, где содержалось предупреждение двух докторов наук из Южного научного центра Российской академии наук о неизбежности разрушения тринадцатикилометровой земляной плотины Цимлянского гидроузла из-за подвижек земных блоков по линиям глубинных разломов, обнаруженных под этой плотиной, а также под площадкой АЭС в Волгодонске. Самое печальное в этой истории то, что есть способ предотвращения указанной катастрофы, при реализации которого всё судоходство по акватории Цимлянского водохранилища можно прекратить, а уровень воды в Цимлянском водохранилище можно понизить до безопасного! Но за прошедшие годы ни Водолацкий В. П. не использовал своих полномочий, ни многие другие "радетели" за казачество Ростовской области не выполнили своих должностных обязанностей по сбережению людей в зонах будущего затопления. А бывший начальник "Ростоблкомприроды" Г. Г. Скрипка выдал такой перл: "поскольку в обозримом прошлом таких событий в долине Дона не было зафиксировано, то нет оснований ожидать их в обозримом будущем!".

Имя *:
Email *:
Код *: