Первое
мероприятие такого масштаба на московской земле прошло в Центральном
парке им. Горького по инициативе и поддержке мера г. Москвы Сергея
Семеновича Собянина. Более ста художественных коллективов, исторических
клубов, конноспортивных групп, школ боевых искусств «Казачий спас»,
участников художественных ансамблей кадетских корпусов. Сам
градоначальник родом из казаков, поэтому тема возрождения казачьих
традиций ему как государственнику близка и понятна. Именно эта деталь и
легла в основу успешного проведения казачьего праздника, по достоинству
оцененного москвичами и гостями столицы, коих в этот день, невзирая на
осеннюю прохладу и хмарь, собралось более 30 тысяч.
Праздник начался с молебна на площади перед обыденным храмом, который
был построен за один день и который стал затем духовным центром
фестиваля. Осью вокруг которой закрутился, зашумел, заиграл настоящий,
большой и добрый казачий праздник. Обыденные храмы - историческая
особенность казачьей жизни, военного быта казаков. Эти храмы всегда были
при войсках, перевозились в обозах, возводились в тылу фронтов в один
день. Обыденный. «Об один день». День, который дорог в Божией молитве
каждому воину-казаку, ибо завтра неведомо никому, особенно на войне.
Службу вел епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель
Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, наместник
Донского монастыря. Помогал ему в этом монастырский хор. Торжественность
службы, первой за всю историю Центрального парка города Москвы,
определила основную интонацию фестиваля, закрепила границы духовного
пространства Первого Международного казачьего фестиваля и заложила
будущую судьбу всего проекта.
В строгом единстве, в таинстве безмолвия, выстроились шеренги
представителей казачьих войск. Центральное казачье войско - принимающая
сторона, затем Иркутское, Кубанское, Сибирское, Терское, Уссурийское,
Оренбургское, Донское, делегация Правительства Москвы, возглавляемая
первым заместителем Мэра Москвы Горбенко А.Н., губернаторы,
художественные коллективы со всех широт и глубин России. Стояли войны у
воинской церкви. Зрелище чрезвычайно впечатляющее.
После молебна на главной сцене А.Н.Горбенко зачитал приветственное
послание С.С.Собянина участникам и гостям фестиваля. Новая, теплая
интонация в этом документе не могла не обратить на себя внимание всех
присутствующих. Затем представители Правительства Москвы, войсковые
атаманы и губернаторы двинулись по куреням, которые воздвигли на
парковой площади войсковые коллективы. Наугощались, налюбовались
старинным бытом казачьей жизни и, обласканные, вернулись к своей
матерчатой, трепещущей на ветру, ВИП-палатке. Описывать однообразную и
всюду похожую ВИП-процедуру нет надобности.
А сцена уж полна неподражаемыми голосами Государственного Академического
ансамбля им. Квасова «Донские казаки». И пошло веселье. Безудержное,
яркое, наполненное светом отважной казачьей души. Любо, да и только!
Завершил фестиваль прославленный Кубанский хор. Были среди известных
коллективов и настоящие открытия. Белорусский ансамбль «Батька атаман»,
астраханское «Веретено», семейный ансамбль Гудковых «Станица
Березовская» из Волгограда и прочие. Слушали люди, слушали вековые
парковые липы, слушала Москва - река редкую тональность степных и
таежных мелодий, новых для культурной жизни столицы. Столицы обнимающей
казаков!
Не обошлось, к сожалению, и без ошибок, не учитывать которые нельзя по
причине их существенного влияния на дальнейшее возрождение казачьей
жизни по всей России. Почему так пафосно? Да потому что в обращении
С.С.Собянина к главам субъектов Федерации с просьбой содействовать в
проведении в столице грандиозного праздника, было выражено пожелание
видеть на столичной площадке представителей всех казачьих формирований,
«общественных» и «реестровых» (лукавое наследие прежних времен, имеющее
начало со знаменитого выступления Льва Троицкого в станице Каменской, на
Дону, в 1918 году, разделившего декретно казаков на красных и белых).
Умная власть по-настоящему желающая процветания России, конечно должна
стремиться устранять все межпартийные барьеры и сглаживать
идеологические овраги на пути достижения своей цели. Что и делает ныне
сильная рука Москвы, понимающая, что без единства «ни войны выиграть, ни
победы пировать». Но этого, к сожалению, не случилось. Дискриминация
«общественных» казаков на местах была усилена неумелыми действиями
помощника руководителя Департамента по межрегиональному взаимодействию
Правительства Москвы Юрия Феликсовича Нуждина, который игнорировал
предложения и просьбы атамана Общественной организации Союз казаков
России, члена Совета по делам казачества при Президенте Российской
Федерации Задорожного Павла Филипповича, допустив тем самым, по сути
разрастание этой нелепой административной трещины в казачьих рядах.
Берусь об этом судить на том основании, что сам входил в организационный
комитет по проведению фестиваля, подбору художественных коллективов и
был свидетелем того, как администрации на местах препятствовали выездам в
Москву художественных ансамблей, имеющих звание народных, лишь по
причине их «общественной» принадлежности, либо имевших неосторожность
принимать участие в концертах на митингах региональных отделов КПРФ.
Это, право, какое-то средневековье. Артисты зарабатывают на жизнь своим
искусством, не имеющим партийности. Что происходило в этот сложный
момент в голове человека, которому поручили столь масштабный проект?
Скорее всего банальный страх - как бы чего не вышло, как бы не пригрозил
кто-либо из высокого начальства «Единой России». Кстати, этими
действиями бывший политработник лишь дискредитирует умное и умелое
руководство «Единой России». Видимо, сильные корни у народной мудрости,
говорящей о том, что «бывших» не бывает. Они заточены на конъюнктурное
обслуживание, а не на державное служение. Именно это и было причиной
организационных сбоев, о которых много говорят участники фестиваля между
собой и в прессе.
Неизвестно откуда при одобрении Ю.Ф.Нуждина, взявшийся «теневой
оргкомитет», дублирующий действия прежде утвержденного Департаментом
Правительства Москвы основного оргкомитета, допустил на фестиваль
байкеров, выряженных в казачью атрибутику, что придавало фестивалю
шутовскую интонацию. Балагану добавил какой-то «казачий» Дед Мороз,
бесцельно болтавшийся по всему фестивалю. Допуск к художественному
руководству программой фестиваля какого-то малоизвестного даже в своей
среде рок-музыканта Дмитрия Иванова, не сумевшего обеспечить
репертуарными картами художественные коллективы, привел к тому, что
артисты, приехавшие за тысячи верст, не смогли выступить ни на одной из
сцен. Следует заметить, что этот деятель теневого оргкомитета за три дня
до начала фестиваля судорожно искал режиссеров сцены в нашей же
команде, что выглядело, по меньшей мере, нелепо. Такое положение дел
едва не закончилось срывом всего мероприятия. На Дону есть поговорка:
«Много поваров могут перевернуть уху».
Хорошо, что в этой неразберихе казаки не растерялись и стали играть свои
песни прямо на аллеях парка, да так лихо, что площадь у главной сцены
поредела, и люди устремились на эти стихийные и очень милые
миниконцерты. Оценкой же деятельности основного оргкомитета явилось то,
что именно им подобранные художественные коллективы заняли на фестивале
первые места на конкурсных сценах, где жюри состояло из профессиональных
педагогов.
Вообще, всю художественную часть подобных мероприятий должны формировать
представители вузов, где есть соответствующие кафедры, а не
рок-трясуны. Это по существу разные планеты. Кроме ГМА им. Гнесиных в
стране есть еще четыре кафедры традиционной народной культуры,
представители которых в силу своих профессиональных особенностей не
позволят фестивалю скатить до балаганного уровня. А признаки этого
реально существуют. Удалось, к примеру, остановить неразумную затею,
пригласить для выступления на главной сцене звезд шоу-бизнеса, что могло
бы существенно снизить художественную ценность фестиваля. Казачья
культура и особенно традиционная сама по себе мегагалактика, да к тому
же мало изученная по различным и не в последнюю очередь политическим
причинам. Да и звездистость на сцене, индивидуализация выступлений
никогда не приветствовались. Блестяще звучат разложенные на голоса
большие и малые хоровые коллективы, выражающие братство в единстве,
ощущение ватаги. Нелепым выглядел и просто диссонировал духу фестиваля
взвод «американских» девушек с барабанами в критически коротких юбках,
шагнувших прямо с «бродвея» на аллеи центрального московского парка.
Может для того, чтобы мудренно осваивать бюджет? Так лучше бы дать денег
казачкам на потрясающие наряды, которые даже из «барби» могут сделать
настоящую королеву, а не бульварное предложение.
Следует заметить, что на всех разрешительных документах и по байкерам с
Дедом Морозом, и по сценарию, которого толком никто не видел, и по всей
деятельности «теневого оргкомитета» стоят визы Ю.Ф.Нуждина. Сожаления
добавляет и тот факт, что при почти десятимиллионном бюджете
однодневного фестиваля артисты игравшие обрядовые спектакли - казачью
свадьбу, проводы казака в армию, Рождество, требующие немалых затрат
даже на реквизит, не получили ни гроша даже на дорогу. «Не платить
артистам - безнравственно», - говорил Федор Шаляпин. А ведь это ради
них, творящих действо, играющих богатейшее по своему фольклорному
содержанию песни, ради них, воскрешающих замечательные обряды и костюмы,
танцующих захватывающие танцы, водящих добрые хороводы и затевался весь
этот праздник. И именно они, исполнители, являлись главными героями
праздника, а не организационная команда, операторы всех мастей и
режиссеры. Учись быть благодарной, Москва. Понятно, что душа артиста,
тем более казачья, всегда рвется на сцену, поделиться своей песней,
чарующей, всегда содержательной, жизнеутверждающей, сохранившей любовь к
Отечеству, несмотря на беды и трагедии, постигшие казачий народ. Именно
эти качества так ярко украсили фестиваль, невзирая на некоторые ошибки и
несложения. Я глубоко убежден, что все коллективы готовы подарить
Сергею Собянину лучшую свою песню в знак уважения и признательности.
Сергей Матвеев, поэт, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры
Источник: http://ruskline.ru/