28.05.2018 12:04 Немного о вопросах гражданского воспитания… | |
Говоря о гармонизации межнациональных отношений, как и о гармонизации любых других отношений внутри сложных социальных систем, мы, безусловно, приходим к необходимости создания хорошо продуманной, с богатым набором методов и средств, широко применяемой государственной программы гражданского воспитания детей и подростков. Если задаться целью найти единое и точное определение термина «гражданское воспитание», то затеряешься во множестве авторитетных имен, мнений и формулировок – всегда различных. Объединяет их только один неоспоримый факт: система гражданского воспитания – всегда баланс между безусловными моральными ценностями и государственной идеологией. Что называется, наглядный пример единства и борьбы противоположностей. С появления на земле первого государственного образования, оно сразу же было остро заинтересовано в гражданах, воспитанных на его господствующих идеях. Носителями же безусловных моральных ценностей всегда были и остаются все мировые религии. Забегая вперед, скажу, что специфика отношений между нациями неотделима от отношений межрелигиозных, т.к. многие этнические группы традиционно связаны с одной из религиозных конфессий. Исторический путь Российского Государства берет начало в принятии на Руси греческого христианского обряда, который мы называем православием. Трудами святых и благоверных великорусских князей появилось Московское царство, в котором православие стало идейной основой для государственного строительства. Ярчайшим тому примером может служить обряд венчания на царство - церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III. В Византии и России чин венчания на царство носил ярко выраженный сакральный оттенок и включал в себя таинство миропомазания - «чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям». С начала 19-го века действовал идеологический постулат «Православие, самодержавие, народность», который в виде лозунга «За Веру, Царя и Отечество» просуществовал до 1917 года. В советский период российской истории государство разработало и широко внедрило эффективную идеологическую систему, основанную на коммунистической философии. Люди зрелого возраста прекрасно помнят, как с первого класса школы их принимали в октябрята, чуть позже в пионеры, а оканчивали школу они уже комсомольцами. На любом поприще в СССР практически невозможно было сделать карьеру, не вступив в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Сейчас много спорят о правах граждан в СССР, но достижения страны, как результат действенности идеологической системы, огромны: повсеместная электрификация, гигантская индустриализация, победа над фашистской Германией, покорение космоса, овладение атомной энергией в мирных и военных целях, многое и многое другое. Церковь в этот период была отделена от государства, широко пропагандировался атеизм, но, тем не менее, «Моральный кодекс строителя коммунизма» - это практически переложение другими словами христианских заповедей. Как обстоит дело в нашей стране сейчас? Конституция Российской Федерации (авторы: Собчак А.А., Шахрай С.М., Алексеев С.С.) гласит: «Статья 13.
Статья 14.
Оставим на совести авторов Основного Закона России фактические запреты на государственную идеологию и государственную религию. Бог им судья. Но в итоге мы с 1993 года стоим перед вопросом: если не российское государство и Русская православная церковь, то кто же тогда будет формировать мировоззрение подрастающих поколений, ставить перед ними нравственные ориентиры? И при чем здесь казачество? В этом месте необходимо сказать несколько слов о традиционных ценностях российского казачества:
Воинская доблесть русских казаков была известна всему миру. Будучи православными воинами, казаки очень терпимо относились к носителям других религий. Яркая и самобытная казачья культура сформировалась на рубежах Русского Мира, в результате взаимопроникновения русской культуры и культур соседних народов, как правило, иной веры. Подведу итог всему вышесказанному одной фразой: в условиях запрета к обладанию Россией государственными идеологией и религией, традиционные ценности и культура казачества являются фундаментальной основой Русского Мира, безусловным маркером русской самоидентификации. Поэтому невозможно переоценить важность казачьих традиционных ценностей в системе гражданского воспитания детей и подростков. Теперь несколько слов о воспитании казачьих кадет на основе столичного опыта. В Москве на настоящее время система кадетского воспитания представлена 12 школами-интернатами, 5 из которых федерального подчинения, кадетскими классами в 168 школах, из которых в 15 школах действуют казачьи кадетские классы. Всего кадетское образование города Москвы объединяет около 15 тысяч учащихся. Казачьих кадет пока не более 750 человек. Согласен, что это немного, но программа казачьих кадетских классов была запущена Департаментом образования города Москвы совсем недавно - в 2015 году. До этого момента казачьи кадеты были в классах лишь одной-двух школ и держались практически на голом энтузиазме директоров, родителей учащихся и местных казачьих обществ Центрального казачьего войска. Тогда же на базе Первого казачьего университета имени К.Г.Разумовского были созданы курсы казаков-наставников, на которых казаки войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» проходили обучение для воспитательной работы с казачьими кадетами. Всего прошло обучение казаков около 100 казаков ВКО ЦКВ. Правлением ВКО ЦКВ был разработан и утвержден на Совете атаманов Москвы «Моральный кодекс молодого казака». Также для казачьих кадет ВКО ЦКВ издало наглядное пособие для внеклассного чтения «Казачий классный час». В нем доступным языком рассказывается об основах казачьих традиций, казачьей истории и культуре, казачьем быте и о многом другом. Программа работы казаков-наставников с казачьими кадетами включает в себя лекции по истории казачества, демонстрации фильмов патриотической направленности, показательные занятия с казачьим оружием, экскурсии в музеи и по казачьим местам столицы. Регулярно проводятся выезды казачьих кадет в 4-ю Гвардейскую Кантемировскую танковую дивизию имени Ю.В. Андропова. Там для них устраивается показ боевой техники и солдатского быта, проводятся стрельбы из боевого оружия, кадеты принимают участие в торжественных мероприятиях этого прославленного подразделения. Каждое лето для желающих из числа кадет проводятся летние Кроме того, все казачьи кадетские классы школ города Москвы принимают участие во всех крупных кадетских мероприятиях столичного региона. Доказательством эффективности применения казачьей идеологии в кадетском образовании служит тот факт, что конкурс в казачьи кадетские классы Москвы и Московской области составляет 3,5-4 человека на место, что немного выше среднего конкурса по Москве при поступлении в кадетские классы. Казаки Центрального казачьего войска и дальше будут продолжать и расширять свое участие в казачьем кадетском образовании на территории Центрального федерального округа. Слава Богу, что мы казаки! Помощник войскового атамана На фото: кадеты школы №2089 | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 5 | ||||||
| ||||||