12.12.2020 18:36 Нужен ли казакам государственный реестр казачьих обществ? Спросим у Косова | |
Предисловие КИАЦ Краткая справка: Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации — созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 09.08.1995 № 835 система учёта казачьих обществ, члены которых в установленном порядке взяли на себя обязательства по несению государственной службы (без права создания в своем составе военизированных объединений и вооруженных формирований). Искусственно созданный водораздел между казаками, входящими в реестровые казачьи общества и состоящими в общественных и прочих казачьих организациях, привел к постоянному спору, а иногда и противостоянию, между «реестровиками» и «общественниками». В новой Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества предусмотрены механизмы снятия напряженности вызванной таким делением, но возникшие проблемы пока остаются и их решение во-многом будет зависеть от самих казаков. Это понимают и авторы Стратегии, заявившие целью государственной политики – СОДЕЙСТВИЕ консолидации российского казачества. Т.е. консолидироваться должны сами казаки. Государство, через имеющиеся у него инструменты влияния, обязуется содействовать консолидации. К таким инструментам, прежде всего, относится Совет при Президенте РФ по делам казачества. Вторым инструментом, как следует из плана реализации стратегии, должно выступить Всероссийское казачье общество. В качестве еще одного инструмента на практике также пытаются задействовать наиболее крупные казачьи объединения, из которых наибольшим влиянием пользуется Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья. Сложность задачи по консолидации «Реестра» и не реестра, особенно той его части, что именует себя казачьим народом и сторонниками национального пути развития, крайне сложна. У «Реестра» и «Народников» разные цели. Первые в обязательном порядке должны брать на себя обязательства по несению государственной службы, что автоматически лишает их права отстаивать свои интересы через участие в политических партиях и движениях. Таким образом, несение государственной службы их членами превращается в главную целевую задачу создания реестровых казачьих обществ. Вторые, во главу своих целей ставят реальное возрождение казачества, как некогда существовавшего, по их мнению, народа. С использованием для достижения этой цели разные, включая политические, инструменты, порою скатываясь на экстремистские и сепаратистские позиции. На сегодня отсутствует готовая концепция того как консолидироваться. Государство справедливо считает, что её должны вырабатывать и реализовывать сами казаки и готово их в этом деле поддержать. А казаки, причем довольно значительная их часть и с той и с другой стороны, не хотят консолидироваться. Почему? Это отдельная тема. В какой-то степени ответы на этот вопрос можно найти в присланном на КИАЦ интервью Петра Севостьяновича Косова, где он отвечает на вопросы корреспондента относительно нужности Реестра. Корреспондент: Петр Севостьянович, скажите пожалуйста с чем связано то что вы уменьшили градус критики в адрес Реестра? Что вы сошли с национального пути возрождения? Косов: Два сложных вопроса, требующих развернутого пояснения. Скажу сразу – я по-прежнему придерживаюсь национального пути возрождения. Ну какое сословное возрождение? За окном 21 век. Деление на сословия — это эпоха феодализма. И, кстати, казаки немало сил потратили, чтобы основная масса получила права служилого сословия. И нечего здесь тень на плетень наводить. И указ Николая первого от 1835 года чётко зафиксировал сословные рамки. Но начался процесс, как и положения о Великой Земельной реформе, еще при Александре I. Была создана комиссия под председательством самого Чернышёва, которого у нас обзывают вешателем Декабристов. В комиссию еще входил выдающийся донской казак историк своего времени Сухоруков. Но это отдельная большая тема и в рамках сегодняшней беседы её не разобрать. Корреспондент: Да. Видимо, Вы правы. Давайте объясним отношения к Реестру. Вы состоите в нём? Состояли? Косов: Нет, не состоял и не состою. По принципиальным позициям. Не считал магистральным путем. Корреспондент: Да, вы достаточно активно критикуете этот путь. Но делаете это, что называется, в рамках приличия. Есть ведь более радикальные суждения на сей счёт. Косов: Ну радикальные суждения дела радикалов. Я себя к оным не отношу. Даже радикал Ленин критиковал своих сверх радикалов, что отразил в своей работе под названием «Детская болезнь левизны». Корреспондент: А что у нас есть левый уклон? Косов: В Казачьем движении имеется как левый, так и правый уклон. Такой же журналист как вы задавал похожий вопрос о том какой из уклонов опаснее. Я отвечал: «Оба». Ярким левым радикалом, или ярким его образчиком считаю атамана Красного Казачества Сутормина. С его бабенками в синих юбках с алыми лампасами под красными знаменами. Но он ныне депутат городской думы от партии Коммунисты России. Но не один он. И лейтмотив там один – назад в СССР. Скажу фразой "Если вы не сожалеете о развале СССР, вы не имеете сердца. Если мечтаете о его восстановление, вы не имеете ума". Корреспондент: Ну а к правому уклону вы кого-нибудь отнесли? Косов: К правому? Здесь тоже спектр личностей. Но наиболее яркая это Владимир Петрович Мелихов. Личность яркая и деятельная. Однако, при всём уважении к нему, его теоретические взгляды утопичны, поскольку стоят в хронологическом аспекте ещё дальше Сутормина.
Корреспондент: Мы как-то отошли от реестра и сословия. Косов: Вроде договорились, что с сословием в общих чертах мы разобрались. Казаки- народ, поставленный в условия сословия. Это его существенно отличало от Запорожского казачества. Там царь принимал определённое количество человек на службу. В пределах 5-20 тысяч. Увеличивал, уменьшал численность по своему усмотрению. Но платил жалованье. А где вы у нас видели такое? Корреспондент: Ну как? Списочный состав реестровых Казаков несколько тысяч? Косов: Бумага всё стерпит. А служивые то где? То, что сегодня именуется реестром это в основном конные и пешие дружинники по 100 - 120 человек в юрту. И какая-то часть казаков, находящихся на различных «экзотических» должностях в администрациях различного уровни. Вот их условно как-то ещё можно отнести к реестру. Узок их круг. И всё. Корреспондент: А дружинников можно отнести к Реестру? Косов: Ну какой Реестр? Какое служение? Тем не менее я и за них хочу замолвить слово. Я не согласен с теми, кто огульно порочит эту функцию и обвиняет их образование, как выдумку властей. Всё сложнее. Зачатки дружинного патрулирования начались ещё в начале девяностых годов. И это, скажем, движение, как, впрочем и казацкое, началось снизу, а не сверху. Власть просто за это ухватилась. И правильно на том этапе сделала, что поддержала, оформила инициативу снизу. Это было связано с тем, что во время реформ и ослабления демократической власти резко возросла преступность. Хутора и станицы вызывали к властям о помощи. А милиция тоже реформировалась и была мало эффективным заслоном в связи с массовостью правонарушений. Когда Атаман Романов создал конную дружину в Бело-Калитвинском юрту, преступность в хуторах и поселках резка пошла на убыль. Но всё проходит. Сейчас полиция с серьезным оснащением, с хорошей материальной базой. К тому же есть Национальная гвардия, МЧС. Эти структуры со многими проблемами в области правопорядка способны справиться, чтобы о них не говорили и как бы к ним не относились. Поэтому будущее у казачьих дружин призрачно. Я здесь не касаюсь этнического состава дружин. Были времена, когда и милиция была на добровольной основе, без отрыва от производства. Всё меняется. Всё проходит и это тоже пройдёт. Казакам надо быть готовым к этому повороту событий. Корреспондент: Так я не пойму, Вы плохо или хорошо относитесь к Реестру. Если плохо, почему не обличайте? Если хорошо, почему не хвалите? Косов: Не плохо и не хорошо. Я отношусь к этому как к данности. Я что мало критических замечаний высказываю их адрес? Корреспондент: Не мало. Но мы это слышим радикальные возгласы: «Закрыть!», «Нахлебники!», «Казаков там нет!», «Нагаечники!», «Распустить!». Косов: От крика и оскорблений толку мало. Если надо будет, распустят, закроют и никого не спросят. Давайте будем реалистами. А кому от этого будет хорошо? Уж оплевать любое доброе дело у нас мастера. Ну, а что будет дальше-то? Да. Сегодня Реестр это осыпавшаяся, но всё же структурированная организация и какие-никакие мобилизационные ресурсы имеются. И некоторые проблемы может решать. Пока не создано что-то новое, надо держаться за данность, за то, что есть. Хотя элемент подмены здесь имеется. Корреспондент: Ну, а эту часть, которую вы отнесли, как бы, к условному Реестру? Здесь что? Косов: Он достаточно тонкий этот слой. Надо стремиться к его расширению на иные сферы деятельности. И прежде всего на культуру, просвещение, образование и сельхозпроизводство. Процессы здесь тоже идут. 280 казачьих коллективов только в Ростовской области, 7 кадетских корпусов. Большой вклад привносят братья Вечёркины – золотые голоса, книги Венкова, Скорика, Астапенко, пишущих замечательные произведения о казаках. Сооружены, созданные с высоким мастерством и ставшие украшением и символами ряда городов, памятники казакам. Спасибо за это скульпторам Скнарину, Чернявскому. Но этого недостаточно как по масштабам, так по глубине. В руководящем слое этих организаций должны присутствовать казачьи представители.
Корреспондент: А не будет это... Косов: Не будет! Я только из-за событий на Южном Кавказе не буду упоминать этническую группу, которая в разных структурах нашей области занимает не пропорциональное представительство. В судах, полиции, приставах, медицине, искусстве. Но я не против. А упрек в адрес казачества неуместен. Мы коренной народ, поскольку киммерийцев, скифов, половцев больше нет. Корреспондент: Известный русский, он же и казачий вопрос: «Что делать»? Косов: Постоянно учиться и совершенствоваться. Учить детей и внуков. На вызовы времени давать адекватный ответ. Ведь ещё немного и бухгалтеров, водителей, сторожей вообще не будет. Путин что сказал? Искусственный интеллект! Корреспондент: Так что с Реестром делать? Косов: Реформировать под вызовы времени. Но не так как обычно, а то мы уже 30 лет обсуждаем и принимаем новые уставы. А Бобыльченко вообще говорит: «Да мне плевать что там написано, что организация не менее одного раза должна проводить Большой Круг. Я решил, что Круга не будет. Год ничего не делали – почему бы и два не делать?». Опасаюсь, что так оно и будет. Корреспондент: Вот вроде так решили старики. А Совет Стариков нужен? Косов: Никакой Совет Стариков это не решил и не решал. Это так решил уважаемый Александр Алексеевич Бирюков – опытный администратор, слов нет. Но положение устава никто не отменял и нарушать его при нынешней прокуратуре не следует. Вот не проведут, а прокуратура после возьмёт и прикроет «лавочку». И кому от этого будет хорошо? На Кубани в прокуратуре уже лежат ряд заявлений подобного характера.
Корреспондент: Вы надеетесь, что вас услышат и поймут? Косов: Я всего лишь инвалид по слуху. Но у меня есть глаза и мозги. Очень хотелось бы чтобы какая-то часть казаков поняла о чём я говорю. Мне же остается только надеяться, что говорю не зря. Захар Ясырев | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |