25.11.2011 21:44 О формировании системы духовно-нравственного окормления казачьих обществ и общественных объединений казачества: итоги мониторинга 2010-2011 | |
Доклад Преосвященного КИРИЛЛА, епископа Ставропольского и Невинномысского, Председателя Синодального Комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, Председателя профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (г. Екатеринбург, 22 ноября 2011 года) Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые члены Совета! Всечестные отцы! Братья и сестры! Позвольте мне от лица Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выразить всем присутствующим в этом зале слова глубокой благодарности за то дело, которое Вы все делаете. Возрождать казачество, которое веками служило своему Отечеству, – это не просто почетная, но Богом благословленная миссия. По поручению Святейшего Патриарха передаю всем вам Божие благословение на эти труды. Сегодня в повестке дня нашего Совета обозначен, на мой взгляд, наиважнейший вопрос, от решения которого напрямую связано наше продвижение в деле возрождения казачества. Вопрос о духовном окормлении казачьих обществ и общественных объединений казачества. По Божию промыслу, решением Священного Синода Русской Православной Церкви был создан Синодальный Комитет по взаимодействию с казачеством. Нужно заметить, что, создавая вертикаль церковной власти, священноначалие не ставит, и никогда не ставило перед собой задачу формирования бюрократического аппарата, позволяющего «держать ситуацию под контролем». Также и наше участие в работе Президентского Совета обусловлено лишь одним желанием – нести ответственность за свою евангельскую проповедь в мире и способствовать развитию соработничества с обществом в социальных оздоровительных процессах. Обозначенные процессы захватывают все бóльшие массы населения, в том числе и казачество, переживающего новую эру своего возрождения. В этой связи неизбежно встает вопрос, на каких принципах будет строиться это возрождение? Отвечая на данный вопрос, своего рода вызов времени, в своей знаменитой, исторической речи на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества 14 октября 2009 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отметил, что «без хранения веры, без духовной ревности, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности невозможно не только возродить казачество, но и само казачество невозможно». Сформулированная, таким образом, стратегия возрождения казачества через его воцерковление, стала главным ориентиром деятельности новой синодальной структуры, призванной осуществлять координацию в вопросах диалога и сотрудничества Русской Православной Церкви с казачьими обществами и общественными объединениями казачества, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляющими взаимодействие с казачеством, поскольку сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории, ибо по слову Апостола «все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, сонаследники Христу. Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8. 14, 17). Сегодня для нас принципиален содержательный аспект этого взаимодействия, поскольку казачий устав предполагает добровольное соработничество Церкви и казачества. Соответственно, и цель такого соработничества заключается в создании условий для реализации в казачьей среде задач по организации процесса взаимодействия казачьих обществ с приходами Русской Православной Церкви, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих формированиях и станицах. Смею заметить, что некоторые представители казачьего сообщества ошибочно видят в церковной структуре светский орган управления казачьими организациями и приписывают Синодальному Комитету несвойственные ему функции, поэтому мы находим важным разъяснить ряд принципиальных моментов. Понимая, что казачество – это образ жизни, в частности, формируемый под духовным воздействием православной веры, мы сформулировали основные принципы-ориентиры нашей работы, так как от их понимания и исполнения зависит и результат, которого ждет общество в рамках процессов оздоровления социального пространства, а также стремления избежать ошибочного представления некоторых представителей казачьего сообщества, видящих в церковной структуре светский орган управления казачьими организациями с несвойственными ему функциями. Представленный на слайде перечень принципов-ориентиров был в свое время определен Святейшим Патриархом Кириллом, а именно: 1. Координация работы духовенства в казачьих соединениях; 2. Формирование через веру православного образа жизни; 3. Наблюдение за духовным состоянием казачества; 4. Применение канонических санкций прещения при отступлении от духа и традиций казачества. Устав Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, развивая данные принципы, определил основные направления деятельности, которые отражены на слайде. Представленный нами перечень направлений, своего рода ориентиров, дает возможность логически реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без Веры – не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности. Здесь важно подчеркнуть, что формирование православного образа жизни неразрывно связано с сохранением и приумножением богатых традиций казачьей культуры, которые свято хранила Русская Православная Церковь. И сегодня, по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, к работе по духовному возрождению казачества привлечено беспрецедентное количество священнослужителей Русской Православной Церкви – 896 священников (или почти 6% от всего количества священнослужителей РПЦ), которые духовно окормляютреестровые казачьи общества. На нашем прошлом заседании мы представили вниманию членов Совета «Банк данных священнослужителей, окормляющих реестровые казачьи общества». К слову необходимо заметить, что в этот банк включены также и священники, которые работают и в некоторых общественных организациях. На слайде показано распределение священников по войскам. В течение истекшего периода специалистами Синодального комитета и нашей постоянной профильной комиссии при содействии войсковых священников, был проведен мониторинг процесса формирования системы духовно-нравственного окормления казачьих обществ и общественных объединений казачества. Данные мониторинга, которые сегодня мы представляем Вашему вниманию, свидетельствуют как о достижениях, так и о проблемах в этом вопросе. Так из данных слайда видно, что, казалось бы, охват духовным окормлением не достаточно высок, если к этому подходить чисто арифметически (конечно же мало священников на почти 2500 зарегистрированных казачьих обществ), но нас все же интересует содержательная сторона этого взаимодействия. В ходе совместной работы с институтом войскового духовенства, постепенно вырабатывались и уточнялись основополагающие принципы воцерковления казачества, о которых мы уже докладывали членам Совета. Мы формулируем их следующим образом: 1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресным и праздничным дням. 2. Каждый казак призван жить в венчанном браке. 3. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным. 4. Казак, если он хочет жить полнотой церковной жизни, обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия. 5. В каждом образовательном учреждении казачьей станицы в обязательном порядке должно быть организовано изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам Православной Веры». Соответственно, основная работа Синодального Комитета по взаимодействию с казачеством, профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью сосредоточена в среде духовенства, определенного священноначалием для работы в казачьей среде. С этой же целью по благословению Святейшего Патриарха Кирилла создана и Коллегия войсковых священников – постоянно действующий совещательный орган при Синодальном Комитете Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством, целью которого является подготовка решений по вопросам, относящимся к деятельности СКВК. Фактически, содержание деятельности войскового священства сосредоточено в рамках обозначенных на слайде направлений. Специально хочу отметить такое направление соработничества Церкви и казачества, как воспитание патриотизма, воскрешение героического духа в казачьей среде. У этого направления есть и благодатная основа – легендарная, героическая история казачества, духовные устои его жизни, где нормой поведения всегда было правило, когда один за всех и все за одного, где строго соблюдались законы казачьего братства, взаимовыручки, где превыше всего ставилась защита униженных и оскорбленных, борьба со злом и несправедливостью, что подтверждают нам слова из Святого Писания:«Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:14). Следовательно, перед нами стоит сегодня задача сделать эти принципы нормой жизни казака и его семьи. В этом заключается Божие призвание к пастырям Церкви Христовой – помочь казакам в утверждении того образа жизни, который должен стать образцом для гражданина нашего Отечества. Чтобы люди, видя этот пример, говорили: «Так и надо жить!» Отметим в этой связи, что поскольку взаимодействие – это двусторонний процесс, хотелось бы, чтобы именно сами войсковые казачьи общества определили пути этого взаимодействия, начиная с признания роли священнослужителей в жизни казачьих обществ, разработки договора о взаимодействии, определяющего права и обязанности сторон, вплоть до формирования системы войсковых и отдельских структур конкретно отвечающих за духовно-просветительскую работу среди казаков и членов их семей. Здесь хотел бы проинформировать членов Совета о том, что в адрес Московской Патриархии и Синодального комитета поступают обращения представителей казачества из многих регионов нашей страны по вопросам воцерковления и, в частности, о недопустимости факта отсутствия православного компонента в Уставах казачьих обществ, поскольку исторически представители казачества не мыслили и не мыслят себя вне Церкви и благословленных Ею традиций. Считаю необходимым обратить ваше внимание на то, что, в предложенном сегодня к обсуждению, проекте Устава Всероссийского казачьего общества, к сожалению, также отсутствует православная составляющая, которая была нами совместно согласована и утверждена в тексте Типового Устава ВКО (§3, п. 11, §5, пп. 41, 49, 53). В данном аспекте, нам представляется, что в предлагаемый проект Устава Всероссийского казачьего общества дополнительно необходимо внести пункт, предусматривающий православное вероисповедование для кандидата на пост верховного атамана, а также отражение в проекте статуса духовника Войскового казачьего общества, о чем мною было сказано выше. Сегодня мы направили свои предложения и по поводу проекта стратегии развития российского казачества до 2020 года, усилив православную составляющую этого документа. В ходе проведенного мониторинга мы попытались проанализировать состояние этих проблем в аспекте построения системы духовно-нравственного окормления казачьих обществ и общественных объединений казачества. Здесь важно отметить научно-методическую сторону проведенной за истекший период работы. Научно-методическая поддержка осуществлялась через разные формы работы: - проведение научно-практических конференций разных уровней, на которых обобщается опыт совместной работы казачьих обществ и Русской Православной Церкви (секция XIX Международных Рождественских чтений «Церковь и казачество: реализация духовно-нравственных программ и проектов», I-я Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества», Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения» (г. Ставрополь), научно-практическая конференция «Актуальные проблемы концептуализации и проектно-программного сопровождения системы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах в рамках Федерального государственного образовательного стандарта» (г. Волгоград), нами осуществляется подготовка в рамках юбилейных ХХ Международных Рождественских чтений самостоятельного направления «Церковь и казачество: пути воцерковления и сотрудничества»); - мы докладывали о проведении информационно-обучающих семинаров «Основные направления работы по взаимодействию казачьих обществ с Русской Православной Церковью» (проведены семинары для атаманов и духовников Всевеликого войска Донского, Терского, Иркутского, Сибирского, Кубанского и Оренбургского войсковых казачьих обществ); - нами разработана и направлена в казачьи общества нормативная база взаимодействия РПЦ и казачьих обществ (разработаны примерные Соглашения о сотрудничестве между приходами Русской Православной Церкви и казачьими обществами, а также о сотрудничестве приходов с казачьими кадетскими корпусами в области духовно-нравственного воспитания); - осуществляется обеспечение казачьих кадетских корпусов учебной и методической литературой духовно-нравственного содержания (литература вручается во время проведения конференций и индивидуальных консультаций по духовно-нравственному воспитанию); - организуются паломнические поездки по святым местам (в качестве примера можно привести паломничество атаманов ВКО на Афон); - организация участия представителей казачьих обществ в православных праздниках (например, становится традиционным активное участие казаков в праздновании общероссийского Дня казачества в Донском монастыре 1 сентября, служение совместных панихид по убиенным и репрессированным и т.д.); - подготовка и издание сборников материалов, обобщающих опыт совместной работы РПЦ и казачьих обще полный текст доклада на сайта СКВК Доклад можно также скачать как презентацию Источник : СКВК | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |