17.04.2021 14:56 О национальной культуре, как духовно-стратегическом оружии | |
Несмотря на обильный поток самого разного рода писем и сообщений, которые ежедневно поступают в адрес КИАЦ, при их открытии, жемчужины действительно важной, проникнутой заботой, любовью, а порою и болью за судьбу казачьего народа мыслей и информации, обнаруживаются весьма редко. Полученное недавно письмо и прилагаемые к нему проекты, автором которых является директор-художественный руководитель Фестивально-гастрольного агентства «Разгуляй», Председатель Межрегиональной общественной организации «Союз Казачьей Танцевальной культуры», Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарии Александр Михайлович Литовченко, явило на сегодня, пожалуй, одну из наиболее крупных такого рода жемчужин. За многие годы работы (12-ть педагогических, 12-ть профессиональное руководство Госансамбля «Казачья вольница» – Краснодарская филармония; 12-ть частный бизнес: фестивально-гастрольное агентство и пр.), в данный момент Александр Михайлович, как он пишет: «Фиксирую только председательство Межрегиональной общественной организации «СОЮЗ КАЗАЧЬЕЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ». С позволения Александра Литовченко привожу его письмо, адресованное мне, как руководителю КИАЦ. Надеюсь, казаки и казачки, особенно занимающиеся сохранением, поддержкой и развитием казачьей культуры, откликнутся на поднимаемые в нем проблемы и вопросы. После чего, сообща подумаем, что можно и нужно сделать, чтобы их решить, используя казачьи и не только казачьи информационные и иные ресурсы. Подумаем также, каким образом в решении этих проблем задействовать государственные структуры, ответственные за реализацию госполитики в отношении российского казачества, включающую в себя содействие сохранению и развитию культуры российского казачества, а также тесно связанную с ней задачу воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской ответственности и готовности к служению Отечеству с опорой на духовно-нравственные основы и ценности российского казачества. Напоминаю, что Президент России В.В. Путин объявил 2022 год Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Так что есть время и возможности, чтобы к следующему году подготовить ряд крупных и менее крупных проектов, представляющих богатую казачью культуру во всех её красках и многообразии. Далее предоставляю слово Александру Михайловичу, включая от себя вставки видео и некоторые пояснения по тексту, выделяемые мною цветом): Выступать комиссаром подлинности и полноты понимания казачьей культуры не стану. Но верую, что Казаки России - длинномашбатный проект матушки истории, и она нам не подвластна. Но чувствуется время, день и час, когда мы вырываемся из жёстких объятий, сотворившей нас истории и начинаем творить казачью жизнь сами. Мир меняется быстрее, чем человек, но истина остаётся неизменна и, главное, как ею распорядиться. И еще вдогонку, несколько смыслов, от собратьев по возрождению: «Безыдейный, бездуховный народ, к сожалению, ничего не построит и, скорее всего, будет завоёван» Письмо мотивированно, как реакция и впечатления меня, казака, на культурологическую профильность, национально-творческую практику в деятельности вашего Центра (имеется ввиду КИАЦ), на большое будоражащее пространство и время истории российского казачества. Листы письма отразят, только то, что увидено и услышано в цифровом контенте Вашего Центра. Ограничусь тремя видео исходниками.
Вопрос разрозненности, и не только территориями, структурами, но и приближенностью к законному финансовому, главное, к самому факту объединения наших летопоступков. Громов
Нельзя не заметить важность самого факта и его фиксации, с таким информационным полем обеспечения выступления Владимир Прокофьевич Громов 15 июля с.г. Чему я несравненно рад и сам готов вести себя в фарватере сказанного. Поддержка культуры российского казачества заявлена, с позиции задач, и с позиции кто должен выполнять её, тем важна, что именно Президентом РФ 2022 год объявлен годом не материальной культуры народов России. И там, и здесь, подчеркивается важность традиционной народной культуры в определении самосознания, духовного мира, идентичность. Перекосы и приоритеты в области службы, военной истории, никогда не решат вопросы духовности, являющейся основой многоликой, многожанровой культуры. В том то и проблема, что нынешние казаки не являются носителями традиционной народной культуры. Более века, разоружив нас духовно, подменив национальное сознание на симулякр (на еврейско-большевистскую липу) советская власть оставили казаков уязвимыми для буржуазной массовой культуры. И как важно, чтобы наши проекты, национальные представления, массовые исторические церемонии стали опытом образования и чувственного переживания наших детей и внуков. Вопрос только в том, что одна из истин Рода казачьего, так свободно сформированная сейчас атаманом Громовым, почему-то сложилась и так ярко представлена при освобождении его от ответственности территориального атаманства. Женщины Общественно-политическая, культурная практика советского периода, использовавшая практику продвижения управленческих кадров, полностью сдулась в период, так называемых «демократических реформ». Но в стереотипе мужского управленца еще остается незыблемое: то, что культуру должны возглавлять, а значит, заниматься ею - женщины. Такое было переложено и на период становления казачьего обновления и возрождения. На Кубани это дошло до абсурда, когда культурой казачьей столицы Екатеринодара-Краснодара многие годы занималась женщина с якутским типом лица (фото не прилагается). Большевистское сознание простраивалось на упрощенном, а главное, безответственном принятии решений перед титульным народом территории и считало возможным: женщина в популярных видах искусства, выдаваемая за «мастера», - то и её дорога прямиком в руководящие структуры. Я надеюсь, вы не сочтете меня в неприятии узких глаз. Зависимые от системы и не вкушавшие «радость» ответственности за национальный характер, не способны породить Традицию и ее представить. Женщины в казачьих продвижениях — это ошибка, ложный путь, и я не стану больше это проверять. Так, ни Елена Купряхина, ни режиссёр-постановщик Алиса Курганская не выведут казачью культуру к оформленному, а главное, истинному звучанию, обеспечивающему так сильно задолжавшейся потребности не только казакам, но и русскому народу. Опасность и ложность мотивации женщин казачьих объединений, представляющих научные, образовательные и организационно-постановочные направления жизнедеятельности структурированных казачьих объединений (войск). Мной выслушаны содержательные протуберанцы двух участниц процесса: советник Верховного Атамана СКВРиЗ по культуре Елены Купряхиной, речь от 26 декабря 2020 г.;
встреча с автором сценария, режиссёр-постановщиком фильма «Падение Феникса» Алисой Курганской.
Особым восприятием отмечено участие от пишущего сообщества МОО «Гильдия межэтнической журналистики» Маргариты Арвитовны Лянге. Выступление Президента «Гильдии межэтнической журналистики» Маргариты Лянге на заседании комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, где она рассказывает об особенностях системы медиапотребления у молодежи. Наш «мужской взгляд» — это взгляд разума, баланса и единственно возможного возрождения национально казачьего, где женское находится в ясно отражённом мужском. В казачьей среде женщина никогда не имела уничижительного статуса и тому мы будем придерживаться. Но, период длинного советского и нынешних политико-экономических выкрутасов представил нам столько женского предательства нашей русскости, что женское управленческое мышление, а надо понимать полностью ангажированное на власть заняло большую часть культурного пространства, не только в с современных модернистских формах/жанрах (флешмоб, кинофестивали, инсталляции), но и в традиционном воспроизводстве национальной казачьей культуры.
Ув. А. А., вы, конечно, подумали о том, что я о женщинах в казачьем сообществе. Нет, как режиссер контрастных ощущений: все, о чём я сейчас – это о наших атаманах?! Их хитрое (осознанно-без осознанное) придерживание процессов познания и развития Традиции казачьей, отсутствие личных знаний и практик, в связи с этим, их трусости. Ни дай Бог, чтобы Вы заподозрили меня в женоненавистничестве. О главном! Мы все объединены и заинтересованы в привлечении внимания к народному творчеству казаков России. При всем том, что мы на полпути в разработке нормативно-правовых документов, главное все же, остается в том: нас должны хотеть видеть, переживать и верить в наше так ярко, исторически сложившееся искусство. На этом пути спасут нас не «охи-ахи», а внедрение современных форм популяризации традиций, на основе представления лучших организационно-творческих практик. Человеческое несовершенство проглядывает и в наш «совершенный» век. Мы видим, как разрушается принцип духа, идеала, - искусства высокого примера. Наше время переполнено фактами, константами завершения культурных явлений без участия национальной традиции, культурно-исторической основы. Современные тенденции имеют кумулятивный характер и привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности национально-культурных институтов. Коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области истории знаний, практик, так и жизнедеятельных, но не допущенных к процессу, массовых национальных представлений, и самой индустрии национальной праздничной культуры. Мы свидетели действительно большого кризиса художественной системы с национальным ликом. И, все же, мы желаем принять активнейшее участие в интеграционной «шля-дорожке», с принципиально глубоким взаимодействием, возрождением, адаптациями национальных массовых представлений, в стилистике площадных Театров, где казачья история, так ярко зафиксированная в культурной традиции, будет громко произносима. И тут хочется испытать поддержки Государства, осознавая, что национальная культура, массовые национальные представления на больших площадях, в парках, национально исторических местах городов, станичных пространств – это духовно-стратегическое оружие. Историко-национальные, театрализованные представления (праздники), массового публичного произношения имеют высшую социальную значимость, формируют, так долго разыскиваемое, государственно-патриотическое мировоззрение. Самое страшное: наступление времён, когда из национального искусства изгоняется Дух, он становится, никому не нужен. А там дэ жэвэ казацка Слава, там без Духа нэ можно! Вычитывая Стратегию до 2030 года, мы сами испытываем ответственность в деятельности, направленной на национальную безопасность, воплощенной развернутой политикой и поддержкой российского казачества. Нам так важно, чтобы было исполнено законодательное регулирование вопросов сохранения, охраны, изучения, использования, актуализации и пропаганды нематериального культурного наследия, где будет представлено традиционное народное исполнительское искусство, обычаи, обряды и церемонии, а особенно, массовая праздничная культура, развернутая индустрия. Для этого вот уже 14 лет мы выстраиваем себе сами социальный заказ на проведение общественно значимых событий, акции в художественно-праздничной форме (о списке и форматах речь в проектах). Сознание многих управленцев от культуры так вязко, что им проще видеть предметы искусства, их ощупывать. И как им точно сложнее с явлениями нематериальной, духовной культуры, тем более оценить её, в торопливом рапортовании на «верх». В силе нематериальной, национальной культуры результаты не скоротечны, они насыщено аккумулируются в российском народе, в его поколениях, за счет яркости и образно обустроенных представлениях традиции в воинских церемониях, сюжетно-обрядовых театрализациях, музыкально-танцевальных представлениях. Констатируя не жизнерадостность возобновленного, реконструированного исторического посыла, в некоторых наших государственных репродукциях непрямого контакта, хочется заявить, что с нашим участием можно сменить восприятие российским народом телевизионные версии, на живое восприятие массы национальных людей объединенных в Театре-сфера, до отказа наполненным историческим контентом (начиная с 9-12 веков), правдой о Российском казачестве. Каждый раз, вырывая из уст тинэйджеров: «Зачем нам быть на массовом празднике, национальном площадном представлении, - мы же всё видим по ТВ». Мы не дадим разновозрастной публике отвыкнуть от прямого очеловеченного общения, тем более на таком популярно всеми фольклоре, каким является творчество казаков России! Сейчас очевидно: казачьей многожанровой культуре не помогают. А многие при этом делают очень умный вид, отвлекая и манипулируя, покрикивая: духовность, духовность. Кстати, нельзя же свести духовность только к религиозному мироощущению. Где же, уникальная семейно бытовая традиция и ежедневная культура, где воинская культура, где межнациональный паритет? Типология казачьего народа столь многообразна и завершена, что она сама явит базовые духовные скрепы, помноженные на факты уникальной истории казачества и не только как Российского явления. НО! Должны быть постоянно события ее произнесения и представления! Еще раз о массовой культуре – это засилье образов, за которыми не стоит реальность. Поэтому в образах «насилия» не чувствуется боль, в «сексуальных» образах из рекламы нет желания, а за эмоциями в интернете нет живого общения. Мы свидетели действительно «упражнений» вокруг пустоты. Паники нет, - человечество создало столько великого, что и нам с вами хватит вполне, и вообще всем. Вопрос о Представлении Национального в пространстве и времени нашей и других жизни. Всё формируется и разваливается во времени и пространстве. В этот дуализм активнейшим образом вмешивается политика государственных мужей, всегда находящихся в положении "временщиков". Отвлечение и подмена: грамоты, дипломы, сертификаты. Грамоты - лучше мнение профессионального специалиста со стороны; Диплом - участие в большом национальном многожанровом, выездном проекте; Сертификат – дополнительное профессиональное образование у мастеров. Я никогда не думал, что органы образования такие вражистые: сертификат финансовая основа руководителя, флешмоб – лучший национальный танцмассив. Отправляя именно Вам материал, не могу не привести хотя бы один пример, чтобы остаться в обосновании. Нам взрослым ясно, что молодежь является «социокультурным продуктом» своего времени. В последнее время снижение ценностей духовной культуры среди россиян, особенно среди молодежи (вся предыдущая практика наша опирается как на казачью молодежь, в основном образовательную, так и на молодежь, ориентированную на восприятие массового национального представления на основе казачьей традиции), связано с глубоким общественным кризисом в стране. На глазах происходит искажение исторически сложившейся общечеловеческой и национальной иерархии этических и эстетических ценностей в искусстве и быту, уменьшение фундаментального значения народного и духовного искусства. Так вот, после программы «Самоварфест - 2019» представители администрации (президент Фонда «Культура наций», директор Фестиваля русского гостеприимства «САМОВАРФЕСТ» Долгарева Наталья Андреевна), информирует читателей о яркости и самобытности содержания праздника: «На нем выступили более 500 участников - граффити, скейтбординг, битбокс, рэп-фристайл, DJ-сеты, хип-хоп-спектакли, брейкинг с мастер-классами, а также уникальный фьюжн из национального коллектива и ультрасовременных музыкальных жанров сделали эту сцену одной из самых популярных на празднике». В письменном обращении к Наталии Андреевне, я интересуюсь, как это соотносится с нашей русскостью? Как, каким образом, здесь представляется, позиционируется наша многожанровая, многонациональная праздничность россиян. Для вас замечу, что это формат – молодежный! Молодежь особенно восприимчива к массовой культуре, которая в первую очередь для нее и создается, и не случайно в настоящее время эскапистско-развлекательная тенденция превратилась в постоянное культивирование «массовой культуры», которая табуирована на официальном уровне превознесена и идеализирована как новое «прогрессивное явление». Тому есть доказательства об участии Запада в произносимых тенденциях. Мы пойдем дальше, создавая новые события коллективных, соборных форм общения, труда и переживания нашей самобытной общностью. Опора на собственные силы, искореняя философию бедности. Тем более, что факт на нашей стороне: традиционная казачья культура оказалась столь притягательной и востребованной в современном обществе! Понимая наличие функционального дефицита в деятельности казачьих структур, в первую очередь, руководящего звена, не внимательное, не целево-программное отношение к культурной деятельность. Она, культурная деятельность — это общественная практика по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей, и предоставлению культурных благ в области: культурного наследия, в т.ч. нематериального культурного наследия, профессионального и любительского художественного творчества. И в качестве отвеса, я и творческие партнеры ответственно заявляем, что можем обеспечить уникальные площадные национальные представлении, в стилистике Театра-сфера и, 6 часов, не отпуская разновозрастную публику, представлять: «Дикое Поле», «Хмельной дух минувшего», «Курган казачьей Славы!», «Там дэ живе казацка слава», «Росстань», «Шоб, було не хило», Пластуновская Казарла, «Праздничная Толока», «Тихий Дон» - 5-я версия снимается здесь, А у нас нынче гостюшки, Булавинская подкова, Танцмарафон – «Казак-FM» - все это фигуры памяти нашей истории… «Казачью Триаду», как базовый сценарий «Казачьей станица Москва -2021» я высылаю Вам. Такое вот письмо прислал уважаемый Александр Михайлович Литовченко. Ждем, как минимум, ваших комментариев, а как максимум конкретных предложений и проектов по развитию казачьей культуры, которые можно было бы вынести на рассмотрение Комиссии по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте РФ по делам казачества. Это позволит включить отобранные проекты в план реализации Стратегии госполитики в отношении казачества на 2022 год, а значит, заручиться их государственной поддержкой. И, в заключение, хочу поделиться видео, сделанным специально для этой статьи. Показанные на них кадры были отсняты в 2019 году в Тамани, во время проведения XXVI Всероссийского фестиваля-конкурса «Казачок Тамани». Александр Михайлович, готовил танцевальную часть галла-концерта и проводил тренировки коллективов перед выступлениями на сцене ДК культуры поселка Веселовка. Планировалось взять у него специальное интервью для КИАЦ, но обстоятельства сложились так, что сделать задуманное не получилось. Очень надеюсь, что это удастся сделать при следующей нашей встрече. А.Зборовский | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |