24.06.2021 16:53 О путешествии на Хопер | |
С 16 по 21 июня 2021 года Фольклорный ансамбль «Стожары», в котором я имею честь и удовольствие состоять, совершил экспедиционную поездку на Хоперские земли Верхнедонья – в край, где рождались и веками пелись знаменитые верхнедонские песни, неоспоримой королевой которых является протяжная песня. Наш ансамбль сравнительно молод. Мы, любители казачьей культуры и казачьей песни, собрались вместе весной 2019 года. Среди участников нет профессиональных музыкантов и певцов. Но любовь к песне, стремление и тяга к сохранению ее в традиционном виде, со всеми ньюансами и особенностями, позволила нам стать лауреатами уже более 18 всероссийских и международных фольклорных конкурсов и фестивалей. Руководит ансамблем Калитина Ирина Владимировна, выпускница кафедры казачьей культуры Волгоградского государственного института культуры (ВГИИК). Окружным казачьим обществом «Волгоградского казачьего округа» Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское» награждена крестом «За заслуги перед казачеством России». С самого начала мы приняли решение петь верхнедонскую традицию в ее неизменном виде. Хоперская песенная традиция Верхнедонья – драгоценное полотно, расшитое бисером и жемчугом. Что ни песня, что ни слово – подлинная народная мудрость! Песни, до сих пор звучащие в хуторах и станицах края, дошедшие до нас через века, пронизаны памятью о родовом прошлом и передают нынешнему поколению историческую правду о военных событиях, обыденной жизни казачьего рода, хранят образы и дух казачества. Большинство из них были записаны в течение последних 35 лет и таким образом сохранены для нашего и грядущих поколений замечательной фольклористкой, настоящим энтузиастом своего дела, замечательной песенницей и дишканткой, руководителем народного ансамбля казачьей песни «ГОРНИЦА», заслуженным работником культуры Российской Федерации Кубраковой Валентиной Семеновной и участниками ее ансамбля. В гости к ним в станицу Алексеевская Волгоградской области мы и направились в самом начале. Приняли нас по-казачьи сердечно, радушно и широко! 4 часа застолья с щедрым столом и исконными казачьими песнями пролетели незаметно. Тут, пожалуй, стоит сделать ремарку. Вопреки старательно насаждаемого образа казака – выпивохи, который пьет без остановки и остатка, наши радушные хозяева спиртное практически не пили. Лишь пригубили пару раз. Потому что это мешает песне. И, как в старину, все обошлись одной бутылочкой вина, да и та осталась недопитой. Зато песни пели без конца! И сопровождали их интереснейшими и поучительными рассказами, которые когда-то слышали от стариков, будучи молодыми. Валентина Семеновна вспоминала, как старый солдат, разведчик, прошедший от Сталинграда до Вроцлава, а в мирной жизни – механизатор колхоза «Искра» Алексеевского района, участник ансамбля «Горница» Иван Петрович Беспалов, передавая песню молодежи, гутарил: «Глядитя, не испаганьтя песню, ее дяды наши играли». Так наставлял он заезжих фольклористов. «Чтоб сыграть протяжную казачью песню, надобно быть мастаком, в песню входить надобна…». Мастер казачьей песни, знаменитый на всю Россию руководитель казачьего хора из станицы Усть-Бузулукской Титов Георгий Андреянович поучал: «Казачью песню разыгрывать надо. Первый куплет – прислухаваимси, второй - припяваимся, ну, а на третьем - пошла песня гулять вольно…». А замечательный песенник Василий Артемович Сидоров, руководитель казачьего хора хутора Яминский, чьи песни поет вся Россия, в далеком 1985 году наставлял участников ансамбля Дмитрия Покровского из Москвы: «Заостри раз и навсегда, чтоб ты был в памяти…Исключительно,… запевала все играет! Он направляет слова, мотив.. направляет повороты, все колена.., песню. Остальные выдерживают все за ним»… Как образно! Как незатейливо умеют объяснять наши замечательные песенники! И все становится ясно: чтобы играть казачью песню, надо ее понимать, прислушиваться и идти за запевалой, зачинщиком. Но самое главное – надо помнить и знать историю своей семьи, своего рода. Казачья песня – это игра, проживание сюжета и всего, что кроется за ним. Валентина Семеновна Кубракова посвятила нам два дня, делясь мастерством, обучая ньюансам, особенностям, премудрости исполнения. На третий день мы поехали в станицу Зотовская. Некогда самая богатая станица края, сегодня она пребывает в запустении. В конце 19 века численность населения станицы было около 10000 человек. Только магазинов насчитывалось 32, не считая торговых лавок. Сейчас в станице проживает менее 70 человек. Но, что удивительно, многие из них вернулись на эту землю из других мест. Несмотря на трудности (нет газа и печки приходится топить дровами, нет магазинов, кинотеатра, прочих, привычных нашей цивилизации, благ и развлечений), край этот обладает магнетизмом. Время здесь как будто остановилось. Украшение станицы – Трехпрестольная Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. Своей историей Зотовская церковь уходит вглубь XVIII века. После революции она была взорвана и от окончательного уничтожения, постигшего храмы окрестных станиц, ее удалось спасти хитростью казаков – они стали там хранить колхозный хлеб. В 1992 году церковь стали восстанавливать силами казаков и на средства меценатов. Настоятель храма иерей Михаил приехал сюда по зову сердца, упросив после окончания духовного училища направить его в станицу Зотовская. Он окормляет все окрестные станицы, проводя службу в недавно отстроенных храмах Алексеевской, Усть-Бузулукской и других станиц. И неустанно трудится, восстанавливая Зотовскую церковь. Батюшка уделил нам время на сердечную беседу и попросил исполнить старинную казачью песню в колокольне храма, где необыкновенная акустика удерживает звук до 10 секунд. На прощание он напутствовал нас мудрыми и добрыми словами и дал благословение. Впереди нас ждал широкий праздник «Троица на Бузулуке». Река Бузулук – приток реки Хопер. На его живописных берегах раскинулась станица Новоаннинская, носящая ныне статус города. Уже десять лет тут проводится ежегодный праздник Троицы, ставший настолько популярным, что на него съезжаются участники и гости не только Волгоградской, но и Ростовской, Саратовской областей, Москвы и Санкт-Петербурга. На празднике проводятся традиционные троичные обряды, звучат песни, которыми праздник сопровождался в старину. Девушки плетут и бросают в воду венки в ожидании суженного. Весь день на поляне у берегов реки длились гуляния. В этом году в празднике приняли участие более 15 фольклорных ансамблей. А наша поездка тем временем подходила к концу. Следующим днем мы попрощались с Верхнедоньем и тронулись в путь домой. Мы уезжали, унося в своих сердцах красоту донских степей, доброту людских сердец и радость от встречи со старыми друзьями и знакомства с новыми. Спасибо щедрой Хоперской земле за замечательное время, которое мы там провели! Автор Ксения Виноградова | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |