5 декабря в Москве, в храме Христа Спасителя состоялся первый съезд казачьих духовников, который открыл глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл. Если коротко выразить основную идею, красной линией проходящей в рамках повестки дня форума, можно сказать: «Казак без веры, не казак!».
Кто такие казаки? Как отметил Святейший Патриарх, это не какая-то этническая группа и даже не культурная общность. Казак - это в первую очередь образ жизни, столпами которой являются православная вера и любовь к отечеству. При этом церковным канонам казачество должно следовать неукоснительно. По глубокому убеждению Патриарха, нельзя быть казаком и не причащаться святых христовых тайн. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Таких бы казаков в старое время высекли бы плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к православной церкви – это свободный выбор, как собственно говоря, является свободным выбором и принадлежность к казачеству.
Любовь к своему Отечеству -вторая главная составляющая казака. Любовь, ради которой и жизнь не жалко отдать. Однако, как заметил Патриарх, невозможно быть казаком и разделять какие-то узкие, порою абсолютно невнятные, даже вредоносные политические взгляды, в том числе направленные на разделение России. Потому что сегодня это могут быть одни взгляды, а завтра – другие. Вот и мечутся казаки, плутая в политических партиях и идеологиях, а для казака есть только одна политическая идеология – это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства, целостности страны, сохранения ее подлинного суверенитета. И иного пути у казачества нет.
Все сказано верно и своевременно. Сколько же можно возрождается и восстанавливается. Уже четверть века прошло, а мы все так же стоим на распутье, незнамо куда идти, что делать. И сколько ещё продлится этот процесс, неведомо никому. Более того, на сегодняшний день существует реальная опасность скатывания казачества в некий доморощенный примитивизм, когда приземленность идей порождает такую же приземленность действий. Назовите хоть один какой-нибудь общероссийский проект или акцию, которая запомнилась всем? Которая пошла бы на пользу всем россиянам и за которую не было бы стыдно? И это при том, что казаков более 7 миллионов и казачьи общества действуют от Калининграда до Владивостока и Анадыря. Ни одна общественная организация России не имеет такого ресурса, включая административную поддержку на всех уровнях власти. А какой результат от всей этой «громады», какой конечный выхлоп? Вспомнить, и то – нечего, так, малозаметные локальные акции уровня отдельного региона, а то и муниципалитета, которые забываются на следующий день после окончания. Правильно отметил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, что казаки "зачастую понимают свое вхождение в лоно церкви однобоко", сводя его лишь к охране церковных объектов. Ведь что бывает подчас? Везде, где только можно, порой по делу и без, позиционируя себя Христовыми воинами, казаки в реальности утрачивают свою связь с православной церковью — практически не участвуют в богослужениях, живут в гражданском браке, с легкостью разводятся и не крестят детей, тогда как для казака такой образ жизни исторически неприемлем. На страницах журнала «Казаки» неоднократно публиковались критические размышления о происходящем в казачестве, о том негативе, той самой нравственной и моральной распущенности, которые имеют место быть в современном российском обществе. К сожалению, казаки не являются исключением. Порою написать об этом оказывается гораздо проще, чем жить по канонам и обычаям пращуров. И критические высказывания митрополита Кирилла в адрес казаков бьют абсолютно в точку. "Казаки всегда были образцовыми носителями традиционных семейных ценностей, построенных на православном восприятии таких понятий, как семья, воспитание, почет и уважение к старшим… Но сейчас мы видим далеко не радостную картину. Казачьи семьи разрушаются. Браки в лучшем случае регистрируются в ЗАГСе, а то и вообще налицо сожительство в гражданском браке. Про венчание вообще говорить не приходится, так как, по данным проводимого нами мониторинга, только каждый третий казачий брак является венчаным". А если к сказанному добавить ещё пьянство, грех распутства, позабытых-позаброшенных детей, которые годами не получают алиментов от отцов, на обозрение всем нам предстанет удручающая картина. Однако, сегодня я хотел бы поразмышлять совсем о другом. О нашей реакции на происходящие в обществе те или иные события.
Например одной из серьезнейших проблем на сегодня является вопрос выплаты алиментов. Не случайно некоторые депутаты Госдумы предлагают значительно увеличить штрафы за неисполнение родителями и иными законными представителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Россия ограничивает усыновления детей иностранцами, но при этом стимулирует приемные семьи, воспитывающих детей из детдомов. А какова же реакция казаков и господ атаманов по этому вопросу? Сколько я не пытался отыскать хоть какое-то упоминание, к сожалению, так ничего и не нашел. Разве этот вопрос не относится к христианской добродетели? А разве благотворительная помощь для детишек в детских домах или порицание злостных алиментщиков является чем-то постыдным, о чем лучше промолчать?
А вот еще хороший пример. За последние годы в России развелось-расплодилось столько сект и разных аферистов-колдунов, экстрасенсов, ворожей и магов, что порою кажется, что мы живем в дремучем языческом средневековье. Этих субъектов и по телевизору показывают, про них и газеты пишут, фильмы снимают. А чьими «силами» они «лечат»? Разве это не идет во вред Православию? Так отчего же казаки отмалчиваются, не пытаются установить жертв этих самых мошенников и завалить суды исками? Вредононосное зло надо искоренять, но в рамках закона, через суд.
Вот еще пример. Не так давно все российские СМИ буквально «взорвались» новостью – известные артисты «родили» двойню. Вроде надо как бы порадоваться за этих уважаемых людей, однако радость эта отчего-то отдает горечью. Как выяснили вездесущие и пронырливые журналисты, детишек родила так называемая суррогатная мать. Было бы понятным, когда женщина по медицинским показаниям не имеет возможности выполнить свое женское предназначение - зачать и выносить ребенка, продолжить род человеческий. Например, как говорит Вера Балан, профессор, доктор медицинских наук, руководитель научно-консультативного отделения Московского областного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии, в институте имеются все необходимые условия для оказания помощи женщине стать мамой с помощью суррогатного материнства, но только по медицинским показаниям. По данным экспертов Российской ассоциации репродукции человека, в 2011 году в России родились 700 детей от суррогатных мам. В 2012 году - около тысячи. А всего в России живут от 3 до 4 тысяч малышей, которых выносила «чужая мама», при этом в 35% случаях у сурмам рождаются двойни. Как правило, это мальчик и девочка.
На сегодняшний день в России работает 50 клиник, которые профессионально занимаются репродукцией человека. И более 80% пациентов – это женщины, страдающие бесплодием, хроническими заболеваниями или имеющие другие проблемы, несовместимые с беременностью. Таких, которые просто имеют желание не беременеть и не рожать самостоятельно, крайне мало. Я бы сказал – БЫЛО, пока наши СМИ на фоне «звездной» пары и их чудных двойняшек не сделали рекламу суррогатному материнству. Теперь «джин» выпущен из кувшина… По вопросу суррогатного материнства в обществе разгорелась живая, порою даже слишком горячая дискуссия. Однако и здесь господа атаманы, да и казаки тоже, по необъяснимым причинам отчего-то заняли позицию стороннего наблюдателя, вроде этот вопрос их и не касается вовсе. Хотя бы высказались как частные лица. Даже на это «пороха» недостало. Вот так и молчим. А глядя на все это народ начинает задавать «глупые» вопросы, ответить на которые порою ой как трудно. Подчас узнать позицию того или иного атамана или казака, так сказать личное суждение по тому или иному вопросу попросту невозможно. Почему так происходит, объяснений нет. А тем временем суррогатное материнство набирает обороты и явно склоняется к коммерческой основе. Более того, в интернете для особо экзальтированных дамочек активно стали появляться объявления самцов - оплодотворителей. Куда мы идем? Как относиться к этим детям? Крестить их, родившихся в грехе умышленного блуда или нет? Нужно ли ограничивать суррогатное материнство или оставить все как есть? Если РПЦ ясно и четко высказала свою позицию по данному вопросу, то отчего господа атаманы обходят его стороной, не становятся на поддержку нашей Церкви?
Сейчас ясно одно, если продолжать занимать такую вот молчаливую позицию, не защищая от недругов нашу Веру, не защищая наше Отечество, ни чем хорошим это не закончится.
Так отчего молчите, Христовы Воины?
Михаил Переславцев |