26.07.2019 12:50 Паломничество атаманов и казаков Центрального казачьего войска на Святую гору Афон | |
Священное предание связывает появление монашеских обителей на Святой Горе Афон с апостольской проповедью здесь самой Пречистой Девы. Во время проповеди Пресвятая Богородица явила много чудес и знамений, подкрепляющих истину Благой Вести. Она говорила, что это место будет благодатным для прибывающих сюда с верою и благоговением. Пречистая Дева почитается как Игуменья Горы Афонской. В середине июня 2019 года по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Ставропольского и Невинномысского, председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством делегация Центрального казачьего войска совершила паломническую поездку на Святую гору Афон. Атаманы и казаки – представители разных отделов ВКО «Центральное казачье войско» поклонились святыням святогорских обителей. Паломничество состоялось в рамках реализации проекта «Православная культурно-этнографическая экспедиция «Святой Афон»», осуществляемого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Возглавили группу первый заместитель (Товарищ) войскового атамана ВКО ЦКВ казачий полковник Геннадий Николаевич Сидорин и войсковой священник ВКО ЦКВ, настоятель храма св. равноап. кн. Владимира при Московском президентском кадетском училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации иерей Марк Кравченко. 9 июня. Вечер. Приземление в аэропорту Салоники, два часа езды на автобусе и паломников встретил небольшой портовый городок Уранополис – крайний населенный пункт у границы монашеской республики Афон. Здесь положен географический предел мирской жизни – всего в нескольких километрах начинается страна, обитатели которой посвятили свою жизнь молитвенным трудам и духовному подвигу. Благодаря хлопотам паломнического агентства «Святогорец» и лично Игоря Валентиновича Фролова процедура получения афонской визы (диамонитириона) была короткой и наутро все участники делегации ступили в границы земного удела Пресвятой Богородицы – Святой Горы Афон. Делегация ВКО ЦКВ все дни своего пребывания на Афоне располагалась в гостевом корпусе (архондарике) Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Другое наименование монастыря - Россикон или Новый Руссик. Монастырь был основан русскими монахами и ведет свою историю с XI века. Он входит в число двадцати монастырей, которые составляют правящий монастырский совет - Священный Собор Святой Горы (Кинот). Благодаря пребыванию в Пантелеймоновом монастыре паломники-казаки приобщились к строгому уставному порядку жизни монашеской общины. Краткий сон, ночные монастырские Богослужения, исповедь и причастие Святых Христовых Таин, аскетичная трапеза позволили казакам не понаслышке узнать о трудноисполнимости монастырского устава, но при этом пробудили в их сердцах и умах мысли и переживания о высоте и красоте монашеского подвига. Первый день пребывания делегации на афонской земле (10 июня) был ознаменован важной встречей – казаков Центрального казачьего войска принял игумен Русского Свято-Пантелеймонова монастыря священноархимандрит Евлогий (Иванов). Наместник благословил собравшихся паломников после чего состоялась долгая дружеская беседа. Казаки от всего сердца поблагодарили игумена Евлогия за оказанное гостеприимство и вручили подарки от атамана и казаков ВКО ЦКВ. Сложно передать глубину душевного потрясения казаков, когда они в тот же день побывали в братской костнице Свято-Пантелеимонова монастыря. В склепе, похожем на маленькую часовню, на стеллажах, вытянувшихся от пола до потолка, аккуратными рядами разложены гладкие человеческие черепа. Каждый череп подписан: имя монаха, его прежнее мирское сословие и год смерти. По надписям видно, что рядом мирно лежат кости губернатора и сапожника, великого князя и простого казака. «Мы были, как вы. Вы будете, как мы». В тишине усыпальницы слышно лишь дыхание собравшихся людей, биение собственного сердца, да потрескивание свечи у небольшого аналоя, стоящего у дальней стены. Кости рук и ног усопших аккуратно сложены в стеклянных шкафах снаружи у входа в костницу, над которым висит надпись - проникновенной силы стихотворение одного из давно умерших монахов. Афонские монахи живут и совершают подвижнические и молитвенные труды в рамках строгих правил: на землю Святой Горы категорически воспрещен доступ женщинам любого возраста, запрещено курение, употребление в пищу мясных продуктов, купание в море, использование теле- и радиоприемников, приборов музыкального воспроизведения, другие ограничения. Казаки ВКО ЦКВ строго следовали монастырскому уставу. Ранний подъем (в 5 часов утра), участие в Божественной Литургии, по окончании которой – трапеза. Затем казаки до вечера отправлялись на посещение Афонских обителей. Довольно сложно, перечислить все места, в которых удалось побывать паломникам, и святыни, перед которыми удалось кратко помолиться и прикоснуться к ним, Вот лишь краткий список. 11 июня: - келья Дмитрия Солунского; - Старый Русик (Нагорный), является экзартимой (принадлежностью) Свято-Пантелеймонова монастыря; - монастырь Ватопед. Один из древнейших монастырей Афона. Святыни: Пояс Пресвятой Богородицы, образы Богородицы «Алтарница», «Отрада и Утешение», «Закланная», «Предвозвестительница», «Умиление», «Елеоточивая», «Простреленная», «Всецарица»; - скит Успения Богородицы. Святыни: частица Живородящего Древа Креста Господня, образ Богородицы «Сладкое лобзание»; - Иверский монастырь (Грузинская Православная Церковь). Святыни: образ Богородицы «Иверская. Вратарница», образ Святителя Николая Угодника, образ Святого Иоанна Предтечи; 12 июня - монастырь Хиландар (Сербская Православная Церковь). Святыни: образы Богородицы «Троеручица», «Путеводительница», «Млекопитательница», «Акафистная», «Вразумившая Экклесиарха». Потрясает виноградная лоза, проросшая через стену храма, возрастом более 800 лет; - келья в честь Оптинских братьев (экзартима монастыря Хиландар); Особого рассказа заслуживает прием, оказанный в Хиландаре казакам Центрального казачьего войска. В начале посещение сербской православной обители шло обычным порядком. Как и в других монастырях, паломники по прибытии вошли в храм, кратко помолились, приложились к иконам и мощам и после этого должны были осмотреть территорию монастыря. Неожиданно к казакам обратился сопровождающий монах-серб и пригласил всю делегацию осмотреть цех по производству вин и традиционных сербских настоек. Как оказалось, сербские монахи с радостью услышали русскую речь, а когда выяснилось что русские паломники еще и казаки, то братия единодушно пригласила казаков к себе для беседы. Казаки вручили сербской братии памятные подарки и уже собрались в обратную дорогу, как были остановлены известием, что с ними пожелал встретиться игумен монастыря священноархимандрит Мефодий (Маркович), который был в недальней поездке, и настойчиво просил его дождаться. От такой чести отказаться было невозможно. Казаков пригласили в резиденцию наместника и разместили за большим официальным столом. Прибывший настоятель благословил всех присутствующих, душевная дружеская беседа длилась очень долго – никто не желал ее прекращать. Казаки подарили архимандриту Мефодию наручные часы от войскового атамана Центрального казачьего войска. Провожая паломников, настоятель вышел во двор монастыря для общей фотографии на память и благословил всех на обратный путь. 13 июня - келья Благовещения (экзартима Свято-Пантелеймонова монастыря); - келья имени Святителя Николая Угодника (экзартима Свято-Пантелеймонова монастыря); - Ильинский скит (с 1992 года экзартима греческого монастыря Пантократор). В прошлом это был русский православный монастырь, место молитвенных трудов множества известных святогорцев русского происхождения: Паисия Величковского, монаха Аникиты (в миру князь Ширинский – Шихматов) и его 15 иноков, др. После революции 1917 года выезд из России для монахов сюда был закрыт. Численность братии неуклонно сокращалось. К концу 20 века в ските оставалось только несколько русских монахов. В мае 1992 года обитель перешла в ведение Греческой Православной Церкви. Позолоченный иконостас храма выполнен в русском стиле, был изготовлен в Одессе. В монастыре хранятся, кроме многих других святынь, два больших образа Божией матери: «Млекопитательница» и Тихвинская. Согласно преданию, в феврале 1876 года икона начала источать слёзы. Русский царь Александр II, которому стало известно о чудодейственных свойствах иконы, взял её на фронт русско-турецкой войны. - Карея (административный центр Афона). В центре города находится построенный в виде базилики храм Успения Пресвятой Богородицы, самый древний из сохранившийся на Афоне. Рядом, практически в десяти шагах, располагается здание Кинота – правящего совета монастырей. Святыни: чудотворный образ Богородицы «Достойно есть», двадцать икон - символов двадцати «правящих» монастырей Святой Горы, икона апостола Петра, образ Иисуса Христа «Отвечающий на молитвы»; - скит Андрея Первозванного (экзартима греческого монастыря Ватопед). Величественный Свято-Андреевский собор, расположенный в центре скита, построен в нехарактерном для Афона русском стиле и является самым крупным храмом на всей Святой Горе, свидетельствуя о былом величии русского православия на Афоне. Важнейшей реликвией обители являются мощи (часть лобной кости) святого Андрея Первозванного; - монастырь Симонопетра (Константинопольский Патриархат). Расположен на отвесной скале над Эгейским морем на высоте более 300 метров. Святыни: крест-мощевик с частицами Животворящего Древа Креста Господня, мощи множества святых, левая нетленная рука святой равноапостольской Марии Магдалины, древние Евангелия, образы Пресвятой Богородицы «Отчаянных Единая Надежда», «Успеяние Богородицы», «Всецарица», «Всеблаженная»; - келья Святого Модеста (экзартима греческого монастыря Симонопетра, населена братией, состоящей целиком из русских монахов, которыми руководит иеромонах Авраамий (Орлов)). Утром 14 июня казаки-паломники после Божественной Литургии и монастырской трапезы попрощались с благословенной землей Афона и отправились в обратный путь. На монастырском катере морем до Уранополиса, далее автобус в Салоники, и поздней ночью 15 июня самолетом прибыли в Москву. В душе каждого из казаков, побывавших на Святой Горе, навсегда поселилась тихая радость – частица неувядающей Славы Пречистой Владычицы нашей Пресвятой Богородицы. Слава Богу, что мы казаки! Пресс служба Центрального казачьего войска | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |