22.08.2012 16:41 Переселение казаков из Киргизии в Ставропольский край должно начаться весной 2013 года. | |
На прошедшей неделе делегация казаков Семиреченского казачьего войска посетила Ставропольский край. Во время пребывания на Ставрополье казаки смогли осмотреться, познакомиться с обстановкой и условиями проживания. Теперь с их слов они стремятся на Ставрополье с двойным
энтузиазмом. Визит казаков был богат на события. Так, 14 августа 2012 года в УФМС России по Ставропольскому краю состоялась пресс-конференция посвященная теме переселения семиреченских казаков из Киргизии и Казахстана на территорию Ставропольского края. В ходе пресс-конференции заместитель атамана Семиреченского казачьего войска, казачий полковник Геннадий Беляков рассказал присутствующим о причинах переселения: "Там у нас много сложностей. Мы чужие. У киргизов одни законы, у нас другие. Нас выживают. Работы нет. Нашим детям тяжело будет. Одна надежда на Россию". Сотрудники УФМС России по Ставропольскому краю пообещали оказать помощь при постановке переселяющихся казаков на миграционный учет и поддержку в непростом процессе оформления документов. Поскольку казаки официально являются иностранными гражданами, порядок существует для всех один: им предстоит встать на учёт по месту пребывания, получить разрешение на временное проживание, затем – вид на жительство, и только по прошествии определённого времени – российское гражданство. Как сообщили в УФМС России по Ставропольскому краю, на всё это уйдёт около полутора лет. 17 августа 2012 года с делегацией семиреченских казаков встретился митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, возглавляющий Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Владыка Кирилл высказал пожелание, чтобы на Ставропольскую землю приезжало больше семиреченцев, и расселялись они в том числе и в восточных районах Ставрополья. Атаман Ставропольского казачьего округа Терского казачьего войска казачий полковник Александр Фалько приветствует, что в край будут приезжать казачьи семьи. "В восточной части региона идет отток славян, поэтому это очень актуальный вопрос", – отметил Фалько. О том, почему казаки
потянулись на историческую родину, газете ВЗГЛЯД (www.vz.ru) рассказал войсковой
старшина Александр Юрасов (никнейм на КИАЦ - Казак-семирек). ВЗГЛЯД: Александр Сергеевич, правда ли, что одной из причин вашего решения уехать стал рост национализма и ксенофобии среди рядовых жителей Киргизии? Ведь, говорят, что она направлена, скорее, не против славян, а на узбеков... Александр Юрасов: Одна из главных причин переселения – это экономическая бесперспективность, а также усиленный перевод обучения – школьного образования – и производства на киргизский язык. Казаки и разбойники ВЗГЛЯД: Известно, что казаки компактно живут на севере Киргизии, но во время ошских событий два года назад часть казаков отправилась на юг в составе интернациональной бригады и помогала восстанавливать там порядок. После того как вы обустроитесь, готовы ли поддерживать порядок и на новом месте, на Ставрополье – например, в составе добровольных дружин? А.Ю.: А как же! В свое время наши казаки и на севере республики останавливали попытки мародерства после ошских событий. Конечно, готовы. Мы едем служить России. Другая серьезная причина нашего такого резкого переселения еще в том, что благодаря очень мощной поддержке митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла у нас появилась возможность компактного переселения. Мы сможем создать свои станицы в России. Для нас это немаловажно, ведь за прошедшие годы независимости Киргизии из республики уехало много казаков и вообще русских. Но рассыпаться, как горох по степи, по бескрайним просторам России? Те, кто уехал, не очень хорошо устроились, за редким исключением. Если материально хорошо, то в моральном плане было некомфортно.ВЗГЛЯД: Вы уверены, что в России материальные условия для вас будут лучше? А.Ю.: Да, мы убеждены в этом. Во-первых, сейчас мы разработали целый ряд бизнесов-проектов, исходя из специальностей, которыми обладают переселенцы. Эти проекты напрямую входят в рамки финансирования национальных программ России. То есть это льготные кредиты. Мы все сами поднимем, не нахлебниками едем. А в Киргизии чем дальше, тем хуже. Промышленности здесь практически нет, а одно кустарное производство. Идет экономический захват Китаем. В некоторой степени нет частной собственности, то есть она не гарантирована. Как в свое время сказал Курманбек Бакиев, бывший президент Киргизии, – и сейчас так – когда завод стоит, он никому не нужен. А как только труба задымила, так тут же появляются мародеры – я по-другому их не называю – из налоговой, из силовых структур. Идут поборы. А если кто-то начинает раскручиваться и становится рентабельным, то власти могут и отобрать. Казаки хотят быть «репатриантами» ВЗГЛЯД: Насколько выгодно вам удастся продать при отъезде оставляемое в Киргизии имущество? А.Ю.: Стоимость налаженного хозяйства в сельской местности Киргизии такова, что при ее продаже в России можно купить только курятник. Поэтому мы зарегистрировали в Ставропольском крае региональное общественное объединение – Землячество семиреченских казаков. Нам пообещали посодействовать, выделить льготные ипотечные кредиты, без которых большинство из нас не расплатится за жилье даже после продажи земли в Киргизии. ВЗГЛЯД: Для получения гражданства по закону должно пройти от полутора до пяти лет. Власти вам обещают ускорить это дело? А.Ю.: Да. Нам обещают ускоренное получение гражданства в течение полугода. В первые два месяца временная регистрация, затем ускоренное получение вида на жительство с ускоренным оформлением гражданства РФ. ВЗГЛЯД: Вы уверены, что сможете сохранить культуру предков на Ставрополье? Ведь и там тоже станичная молодежь неохотно следует традициям... А.Ю.: Дело тут в следующем. В станицах Киргизии теплится казачья жизнь, как она и должна быть, но мы чисто физически не можем находиться в этой республике... Что касается традиций, то Семиреченское казачество сильно пострадало во времена репрессий 20-х годов, когда проходило расказачивание. Если на Дону казачий уклад как-то сохранился, то здесь он был ликвидирован под корень. Поэтому, когда началось возрождение Семиреченского казачества в 1989 году, мы эти традиции просто по крупицам у стариков собирали и начали воссоздавать. При советской власти они не соблюдались, само слово «казак» было запрещено. ВЗГЛЯД: По поводу вашего переезда уже появились публикации о том, что это может «изменить расклад сил в пользу славян в регионе» – на фоне того, что на Ставрополье активно переселяются жители Закавказья и даже черкесы из Сирии... Вы готовы к тому, что межнациональная обстановка в регионе будет сложной? А.Ю.: Конечно, готовы. Здесь мы особой трагедии не видим. Просто мы хотим вернуться в свою родную страну, на историческую родину. Семиреченских казаков – около 2 тысяч семей, и они определятся. Мы на это смотрим вполне нормально по той простой причине, что в Киргизии эта ситуация на порядок хуже. Во-первых, совершенно чужая страна. Во-вторых, из 1,2 млн русскоязычного населения, которое жило в Киргизии на момент распада Советского Союза, осталось всего 300 тысяч. И то русскоязычное население стремительно стареет. У многих старики здесь доживают, а дети устроены в России. Казаки хотели бы жить вместе, компактно, в одной станице. Из Бишкека много казаков уехало, а в сельской местности многие остались. В то же время, если взять демографическую ситуацию в Ставропольском крае, сейчас там 81,5% русских. Это серьезный процент населения. Нам предлагали Жирновский район Волгоградской области, мы рассматривали южную часть острова Сахалин, но нам не ответили. Важно еще и то, что в Жирновском районе была программа «Станица», но ее суть сводилась к тому, что казаки были нужны просто как наемные сельскохозяйственные работники. На галеры мы не захотели. Мы хотим свое. Здесь нам на первом этапе выделяют 800 га земли, которые можно будет обрабатывать, через наше землячество. Начнем работать, в основном ради детей, ради этого мы и идем на переселение. Русских исход из Киргизии предрешен. Это касается не только казачества. На юге уже не осталось, на Иссык-Куле доля русского населения составляет всего лишь 6%, в Бишкеке еще держится народ – здесь доля русского населения 20%. Но она неуклонно снижается. Такова реальность Средней Азии... Мы, кстати, все поднимали вопрос о том, чтобы это называли не переселением, а репатриацией. Но нам запретили употреблять слово «репатриация». Что касается последних событий в Сирии, там очень много адыгов живет, порядка 100 тысяч. Они сейчас возвращаются в Майкоп, и их считают репатриантами, а мы возвращаемся в Россию, и нас считают переселенцами. ВЗГЛЯД: Кто вам запрещал? Это были российские чиновники? А.Ю.: Прямого запрета не было... Просто советовали не применять слово «репатриация», потому что это совершенно другая программа. Репатриация шла в Германию этнических немцев. Репатриация, например, после 1975 года в Португалию после «революции гвоздик», когда этнические португальцы получили право переселиться в Португалию... А у нас скромно – переселение. Но репатриация – это была бы совершенно иная финансовая поддержка, другой уровень (на еще более прямой вопрос, кто именно запретил, Юрасов отвечать отказался – прим ВЗГЛЯД). | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||