Понедельник, 18:58

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2020 » Январь » 20 » Становление, характеристика и особенности работы с фольклорным ансамблем

Становление, характеристика и особенности работы с фольклорным ансамблем

20.01.2020 19:40
Становление, характеристика и особенности работы с фольклорным ансамблем

Что же такое фольклор? И как этот термин понимают и применяют в наше время, в наш 21-й век? А понимают его, как оказывается, неоднозначно. Хотя фольклор имеет своё точное конкретное предназначение и, наверное, даже диагноз. Путаница, конечно, идёт с перевода этого иностранного слова, внося некую абстрактность суждения, итак, что же оно гласит: открываем Википедию – [фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество]. Эта формулировка вроде бы даёт широкий диапазон понимания и действия, но читаем дальше – [термин «фольклор» (англ. folk-lore — «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году] и тут, давайте остановимся и поразмышляем. В середине 19-го века никакой народной эстрады и стилизации не было, как не было и «культпросветного» направления (народно-академического), которое очень часто выдают за фольклор. Термин – фольклор, с того времени, закрепился за корневой культурой, за традицией, которая передавалась из века в век на генетическом уровне – внутри конкретного народа, нации от отца к сыну, от матери к дочери. И это нужно понимать, как мы понимаем, что стоит за наукой математикой, и не путаем её с физикой и химией. Так и фольклор имеет определённый смысл и это неоспоримо.

Однако же в нашем певческом (вокальном) сообществе проявляется две точки зрения понимания слова фольклор, которые не только вносят неразбериху в сознание простого потребителя-слушателя, они раскалывают единение общества, уводя от разумного начала, доводя до неизбежного тупика. Так вот, говоря простым языком, одни понимают, что фольклор – это наука, семейный институт преемственности, опирающийся на глубокие исторические факты; для других же это слово означает просто романтику, разнообразие в названии ансамбля, дескать, будем чем-то отличаться от множества «Вокальных ансамблей», ведь поём песни то народные.

Задача этого педагогического наблюдения помочь разобраться в спорных вопросах и осветить основные постулаты фольклорного направления на примере творчества ансамбля «Луганцы» Луганской общины донских казаков.

Итак, фольклор – это ёмкое и обширное понятие, которое включает в себя комплекс знаний не только музыкального наследия, это знания и об истории, быте, костюме, обрядах и поверьях. Знания о том, чем жил и что окружало человека того или иного этноса, и чем он отличался от других национальностей в социокультурном пространстве.

И, для начала, когда происходит зарождение и формирование фольклорного ансамбля, как показывает практика, в одном случае, руководитель остаётся верным традиции того народа, носителем национальности, которой является он сам, и с головой погружается в изучение той территории куда уходят корни его генеалогического древа. Либо посвящает себя изучению этнографии народа, которому сочувствует,- в случае другом. И всегда ориентируется и опирается на краеведческие наблюдения, этнографические аудио, видеозаписи и, желательно, собранные лично, в местах, которые исследует и пропагандирует.

«...Участники фольклорного ансамбля «Луганцы» занимаются изучением и сохранением традиционной культуры казаков Северского Донца (правый приток Дона), а именно фольклора Станично-Луганского района, Луганской области,- отсюда и характерное название коллектива – «Луганцы́». Луганца́ми, в старину в Донской области, называли жителей этой местности. Близость же с украинским народом даёт интересный, своеобразный колорит в распевах и произношении некоторых слов по сравнению с напевом и диалектом станиц Митякинской и Гундоровской, которые территориально и родственно близки, а также вместе с Луганской входили в Донецкий округ Области Войска Донского».

Фольклорный ансамбль – локален

Ансамбль «Луганцы» практикует традицию определённой территории – в основном, это станица Луганская и её хутора, а также охватывает и изучение традиции станиц Митякинской и Гундоровской, а к фольклору других станиц и хуторов Донской области он не касается, как бы ни хотелось. Почему? Потому что в любом деле будешь за двумя зайцами гоняться – ни одного не поймаешь.

В нашей ситуации всё происходит по простому принципу – уж так сложилось, человек познаёт то, что его окружает здесь и сейчас, а не за тридевять земель. Служивые полки донских казаков формировались из населения близ лежащих станиц и хуторов и вследствие этого, происходил обмен музыкальной информацией среди однополчан в долгих военных кампаниях и походах, а также однополчане роднились, скрепляя семейными узами детей. Все музыкальные знания, которые формировались и хранились рядышком в масштабе семьи, родственников и близких соседей имеют создаваемые веками, узнаваемые формы. И если, к примеру, я записывал в фольклорной экспедиции в окрестностях станицы Луганской местный музыкальный образец с неполным текстом или напевом, меня выручали песенники Митякинской или Гундоровской, помогая восстановить ту или иную информацию. Поэтому изучать традицию других станиц не имеет смысла для практики, только как ознакомление. И, к тому же это не патриотично.

Исходя из этого, в донской культуре сложились две характерные ярко выраженные традиции верхне-донская и нижне-донская, которые отличались распевами и диалектическими, а в отдельных местах и звуковыми особенностями. Влияло на это, в основном, соседство с другими народами, граничащими с Донской областью.

«...Участники ансамбля «Луганцы» бережно и скрупулёзно относятся к реконструкции этнографии, накопленной благодаря нелёгкой собирательной фольклорно-краеведческой деятельности. Жанровость репертуара – традиционна для ансамбля такого направления, это песни исторические, семейно-бытовые, календарно-обрядовые».

Репертуар ансамбля – это его лицо и, сказать больше – душа и сердце. Репертуар – это идентичность и неповторимость, по репертуару можно сразу определить, откуда, с какой местности коллектив приехал, какую традицию воспроизводит.

Если говорить о донской традиции, то она развивается особой ветвью на древе Русского фольклора. Это обусловлено тем, что донцы – воинственная нация с патриархальной формой социальной организации. Поэтому здесь и особый репертуар, и по-особому, с точки зрения музыкального профессионального разбора он озвучивается и распевается.

Звук донских казаков отличается пронзительной резкостью, дерзостью и величественным несгибаемым характером. Песни, которые безмерно любят донцы, и которыми начинаются все семейные праздники и застолья – это исторические, в них можно проследить всю историю Российской империи. Но это песни не «ура-патриотические» в три аккорда, это, прежде всего, песни протяжные – особая гордость казачьего народа. Поют донцы в очень низкой тесситуре, если сравнивать с другими русскими народностями и традициями. Главные в смешанных песнях, конечно же, мужчины. Женщины поют «по-мужски».

Фольклорный казачий ансамбль обязательно следует календарному обрядовому циклу, ведь именно этот жанр подтверждает то, что казаки не сословие, а народ. Особо почитаемые обрядовые праздники это: рождественские и зелёные святки, масленица. И нужно подчеркнуть, что это не просто «красные дни» отрывного календаря, это полноценные народные спектакли, которые разыгрывают жители казачьих поселений.

Одежда фольклорного ансамбля восстанавливается по образцам местных костюмов, которые хранятся в краеведческих музеях, либо на основании старинных фотографий людей, проживающих в этом районе.

Основная трудность, с которой сталкивается руководитель фольклорного коллектива в процессе занятий, это постижение участниками ансамбля аутентичного звука и чувства казачьей гармонии. Это наибольшая и физиологическая и психологическая сложность, в то время, когда современное ухо настроено на слащавый вокальный звук и эстрадную гармонию. Руководитель должен обосновать для чего это нужно, объяснить то, что фольклористы не призывают возвращаться к ветряным мельницам и старым деревянным сундукам, тем более что устное народное творчество – фольклор, нематериально. Фольклор не имеет свойства старения, вдумайтесь, как может стать не актуальной национальность. Или как вам выражение: «Быть армянином не модно, не престижно». Есть национальность – есть фольклор. И это очень важно понимать в современном обществе.

Фольклор – отражение национальности

Ещё нужно подчеркнуть, донская традиция должна сохраняться и жить в пределах территории Донской области (нынешние Луганская, Ростовская и Волгоградская области), традиция русского Севера, Урала и Забайкалья у себя на местах и т.д. Только если народ оторван от своей Малой Родины, проживающий, к примеру, в городе Москве, тогда он продолжает национальные традиции, собираясь в общину, на чужой территории.

Показательным и поощрительным этапом для руководителя и участников коллектива есть концертные выступления, которые являются неотъемлемой частью учебно-творческого процесса. И каждое из них это просветительная акция, прививка от «серости» для «ива́нов», непомнящих родства. И чтоб желание нравиться публике не переросло в расхлябанное и поверхностное отношение к этнографии, всегда нужно помнить об ответственности, которую несёт руководитель и его подопечные, ведь они гаранты подлинности традиции, которой занимаются. Так как современные концертные нормы и потребительские запросы зрителя порой сводятся к примитивности, очень важно не поддаться соблазну и не перекочевать в более лёгкий жанр – народную эстраду.

«...Концерты фольклорного ансамбля «Луганцы» это всегда праздник, праздник чистого родника донской традиции. Ансамбль абсолютно точно рисует быт и многовековую историю донского казачества, заставляя переживать, жить той жизнью, прикоснуться к славному прошлому и настоящему казаков-луганцев».

Денис Оголев

Источник.


Комментарий КИАЦ

Мне, как руководителю ОРКСМИ КИАЦ, не только повезло в ноябре 2019 года побывать в Луганске на заключительном этапе открытого республиканского фестиваля-конкурса казачьей культуры "Луганский край – казачий край", но и посчастливилось увидеть и снять на видео выступление ансамбля «Луганцы».

Специально для этой статьи разместил выступление ансамбля на канале КИАЦ в YouTube.

А.Зборовский

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 2837 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: