Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная » 2021 » Февраль » 28 » Третьей Стратегии для казачества не будет

Третьей Стратегии для казачества не будет

28.02.2021 22:16
Третьей Стратегии для казачества не будет

В марте этого года, на 16 число, запланировано проведение очередного заседания постоянной комиссии по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. О формате и месте проведения на сайте КИАЦ будет сообщено несколько позже.

В новой Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, в отличие от действовавшей ранее до 2020 года, в понятие «казаки» входят – представители казачества, в том числе члены казачьих обществ и иных объединений казаков. Там же дается определение иным объединениям казаков – некоммерческие организации, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей казаков.

Таким образом, Комиссия по работе с общественными объединениями казаков является на сегодня наиболее открытым и коротким мостом между органами государственной власти Российской Федерации, формирующими и реализующими политику государства в отношении казачества и официально зарегистрированной и организованной части казаков не входящих в «реестровые» казачьи структуры.

В соответствии с Положением, постоянная комиссия по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества создана на основании пункта 7 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 12 января 2009 г. № 15-рп. В своей деятельности комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы, Положением о Совете при   Президенте   Российской   Федерации по делам казачества и Положением о ней.

Основной целью деятельности Комиссии является содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений с российским казачеством и формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.

Основная задача Комиссии – вовлечение общественных объединений казаков в реализацию Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2030 года, сохранение и развитие традиций, культуры и идеологии казаков.

На предыдущем заседании Комиссии, которое проходило 15 июля 2020 года, участниками заседания было поддержано предложение КИАЦ о создании рабочей группы по работе со СМИ.  На том же заседании принято решение о создании еще одной рабочей группы по вопросам: «разработки (совершенствовании) учебно-методических материалов по истории казачества для образовательных организаций, реализующих программы, учитывающие культурно-исторические традиции казачества».

Хотя создание рабочей группы по работе со СМИ до настоящего времени официально не оформлено (все необходимые для этого документы были своевременно представлены в Комиссию), на практике она уже действует.

Группа начала свою деятельность с выполнения задачи, обозначенной первой в списке из 16 задач, прописанных в Положении о рабочей группе: Информационная поддержка и освещение процесса вовлечения общественных и иных объединений казаков в реализацию Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2030 года, сохранение и развитие традиций, культуры и идеологии казаков.

Наверняка, постоянные читатели КИАЦ уже заметили, что на нем появилась рубрика «Спросим у….», в которой уже опубликовано 9 интервью с казаками – настоящими знатоками и хранителями казачьих традиций и культуры, хорошо, порою на профессиональном уровне, знающими историю казачьего движения и происхождения казаков.

Работа по содействию развитию и консолидации российского казачества, без опоры на наиболее образованную и авторитетную часть казаков, без задействования казачьего интеллектуального потенциала, обречена на провал. И это уже очевидно каждому, кто хоть немного знает и понимает, что происходит сегодня с российским казачеством. И она не может ограничиваться одними интервью. Нужна работа по выработке правильного и четкого понимания того, с кем и ради чего казаки готовы и способны консолидироваться.

На теме консолидации казачества стоит остановиться особо

Особого внимания эта тема заслуживает не только потому, что в «Стратегии 2030» она заявлена главной целью государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. О необходимости объединения казаков в казачьей среде тоже говорили и продолжают говорить постоянно. Все «ЗА». И казаки, и государство. Тогда почему продолжается и углубляется размежевание?

В социологическом словаре КОНСОЛИДАЦИЯ (от лат. consolida-tio — укрепление, соединение) — это упрочение, укрепление, сплочение различных соц. сил, групп, организаций для преодоления кризисной ситуации и достижения определенных целей. Что должно стать результатом консолидации казачества? Какие цели предполагается достигнуть для преодоления кризисной ситуации? Без ответов на эти и другие вопросы в существующей, действительно кризисной ситуации в казачестве, консолидировать его не получится.

Реализация известной еще по первой Стратегии идеи создания объединенного казачьего общества, в которое вошли бы все существующие казачьи общества и организации, как показало состояние дел в образованном Всероссийском казачьем обществе, ничего, по сути, не изменит.

Другие цели, такие как выделение для казаков под создание самостоятельной автономии о. Сахалин или захват власти в России в час «Х», как предлагают некоторые группы казаков, в основном, как и Навальный, действующие по подсказке курирующих казачество специалистов из-за рубежа, глупо даже всерьез рассматривать.

Ответы на вопросы касающиеся консолидации, очевидно, должна давать не Стратегия, а казаки.

Сама Стратегия не предполагает определения целей развития общности – казачества, но определяет пути и направления реализации государственной политики в отношении казачества.

Поэтому именно казаки должны определить свои главные цели развития и того как их можно, и можно ли, добиться путем усиления своей роли «в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления» и далее по тексту Стратегии. А при нежелании учитывать законные интересы казаков или наличии препятствий со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и т.д., делать предложения по внесению своевременных поправок и изменений в Стратегию и планы по её реализации. Комиссия по работе с общественными объединениями казаков может стать для них основным каналом быстрой связи с высшими органами власти.

Но сама по себе эта Комиссия, как и остальные 17 комиссий и 1 рабочая группа по вопросам истории российского казачества, созданные в Совете при Президенте РФ по делам казачества, а мы знаем об этом по тому, как работал предыдущий состав Совета, продолжают работать в прежнем малоэффективном режиме.

В том режиме, который, как уже отмечалось в опубликованных на КИАЦ аналитических материалах, привел к провалу прежней Стратегии. Аргументы в подтверждение провала изложены в «КИАЦ. Аналитика №7». Чтобы итогом исполнения Стратегии не стал новый провал, нужно добиваться, чтобы ВСЕ Комиссии Совета по делам казачества, если они и собираются реже чем определено Положениями о Комиссиях, все же ДЕЙСТВОВАЛИ и принимали конкретные решения. Решения, наполняющие реальной работой по их выполнению ВСЕХ членов этих Комиссий в период между заседаниями.

Примером конкретного решения может послужить одно из решений Комиссии по работе с общественными объединениями казаков от 15 июля 2020 года. Из протокола: «Ходатайствовать о рассмотрении вопроса представления Виктора Гавриловича Захарченко к званию Героя Труда Российской Федерации от постоянной комиссии по работе с общественными объединениями казаков Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Голосовали: единогласно «За». Проголосовавших «Против» и воздержавшихся нет». А вот итог исполнения решения – Владимир Путин подписал Указ «О присвоении звания Героя Труда Российской Федерации Захарченко В.Г.».

Результатом работы Комиссии должны стать не протоколы об их заседаниях с решениями, вроде «принять к сведению», а видимые дела и результаты, имеющие своей целью решение тех задач, для которых та или иная комиссии или рабочая группа создавалась. Без такой работы, без организации и взаимодействия между собой всех этих Комиссий и рабочих групп, без контроля и отчетности о сделанном ничего не изменится. Будет только продолжаться имитация деятельности.

И ещё важный, на мой взгляд, вопрос – периодичность работы Комиссий Совета. Практика, «не менее раза в 6 месяцев» дает результатом – не более 1 раза. И не в шесть месяцев, а порою в год. Что и как делается в промежутках между заседаниями неизвестно. Как неизвестно, какие конкретно решения на них приняты. Информация об этом отсутствует и, судя по имеющимся фактам, эти решения протоколами заседаний не фиксируются, а значит нет за что и не с кого спросить за исполнение решений.

Об оперативном реагировании Комиссий, а значит и Совета на динамично развивающуюся ситуации и вызовы времени при такой работе говорить просто не приходится. В лучшем случае бьем по хвостам. Нужно добиваться, чтобы Комиссии, если внутри них не созданы реально действующие рабочие группы, проводили свои заседания не реже одного раза в месяц. Не обязательно для этого съезжаясь в Москву или куда-либо. Сейчас все это можно и нужно делать в удаленном режиме. Инструментов для этого предостаточно. Прототип одного из таких инструментов создан на КИАЦ.

Собираться в очном режиме действительно стоит может быть не менее раза в полгода. Поскольку личный контакт членов Комиссий и рабочих групп не заменит заочного и тоже необходим. Все остальное время, между очными и заочными заседаниями и совещаниями, они должны РАБОТАТЬ на выполнение задач и достижение целей, поставленных в Стратегии государственной политики в отношении российского казачества. Иначе зачем все эти комиссии и рабочие группы нужны?

И работу в Комиссиях её члены не должны просто придумывать, ставя в критерий отчетности одни лишь цифры. Если главное цифры, то давайте примем еще 100 законодательных актов о казачестве. Или потратим на привлечение к несению государственной службы на территории самого крупного донского казачества не по 3,5 миллиона на одного казака в год, как планируется в 2021 году, а по 5 миллионов. Сколько на самом деле государственную службу несет неважно. Главное — правильно потратить средства на привлечение граждан, ищущих работу «казаками» к её несению. Ну, не нашлось много желающих… Наверное мало потратили на агитационные материалы. Вот, в Краснодаре, нашли же способ:

Сообщение выше можно увидеть на сайте крупнейшего информационно-развлекательного сообщества «ЯПлакалъ».

Может быть этот комментарий некая дезинформация, полученная из сомнительного источника? Посмотрим, что пишут источники не вызывающие сомнения. Для этого заглянем на крупную информационную площадку Информационного агентства «ВК Пресс», где создан официальный Казачий блог и регулярно публикуются сообщения о деятельности Кубанского казачьего общества.

Казачий блог сообщает, что в казачьи общества «Берут только граждан России, достигших 16-летнего возраста (По Уставу Кубанского войскового казачьего общества возраст принимаемых в общество должен быть не менее 18 лет. Ред.), исповедующих православие. Кандидат должен написать прошение атаману хуторского, городского или станичного общества. Кроме того, необходимы два казака-поручителя. В принципе, даже если вы никого из казаков не знаете, не беда. Как правило, поручители найдутся».

https://www.vkpress.ru/mnenie/kazachiy-blog/kak-vstupit-v-kazache-obshchestvo-na-kubani-i-chto-posle-etogo-izmenitsya/?id=104700

За вас поручатся, даже если вас никто из казаков не знает! Далее даны фамилии, адреса и телефоны атаманов всех отдельских (областных) и районных казачьих обществ. Запущен конвейер по производству казаков…

Далее относительно того, как вступить в казачество, пишется: «В течение трех месяцев вы считаетесь кандидатом. Если за это время вы не разочаруетесь в казачестве, то обязаны принести клятву казака в храме». Как видим, главное для принятия в казаки, чтобы кандидат не разочаровался в казачестве (вероятно его может зачаровать или разочаровать только заплата), так как со стороны приглашающих о выполнении каких-либо условий и про испытательный срок не говорится.

Отчего такое рвение в стремлении умножить количество людей в казачьей форме, утвержденной Указом Президента России, в рядах тех, кого никто из казаков не знает, да и, похоже, знать не желает? Только ли в погоне за цифрой в отчетах?

На потому ли, что в феврале 2016 года, тогдашний атаман ККВ, а ныне атаман Всероссийского казачьего общества Н.А. Долуда, поставил задачу поднять численность казаков на Кубани с 45 тыс. до – 2,5 млн., которая остается не выполненной. Тогда прирост в ККВ составлял всего 0,36% в год и, следовательно, для достижения численности в 2,5 млн., если делать это прежними темпами, потребуется более 1600 лет!!!

По имеющимся данным, в феврале совместно с ФАДН России, Минюстом России и Всероссийским казачьим обществом были проработаны предложения по использованию дифференцированного подхода при определении фиксированной численности членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В мае ожидается внесение изменений в соответствующий приказ Минюста России. Значил ли это, что гонка за численностью ради численности уйдёт в прошлое? Судя по тому, что объявление до сих пор висит на сайте, во Всероссийском казачьем обществе, гонка за численностью пока не отменена.

Возвращаясь к теме консолидации казачества.

Постановлением Правительства от 11 февраля 2021 г. № 159 утверждено новое Положение о Межведомственной комиссии по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы.

Что нового в деятельности комиссии.

В прежней редакции в задачи Комиссии, кроме прочего, входила «разработка проектов планов реализации Стратегии». В новой редакции этот пункт звучит как: «разработка предложений в отношении проектов планов реализации Стратегии, подготовка рекомендаций по внесению корректив в действующие планы реализации Стратегии».

Т.е. разработка, к примеру, плана реализации Стратегии или дорожной карты по содействию консолидации российского казачества теперь не лежит полностью на Комиссии. При этом не уточняется на кого возложены задачи по разработке этих документов и кому Комиссия направляет соответствующие предложения по их разработке.

Второе отличие касается организационно-технического и методического обеспечения деятельности Комиссии. Теперь его осуществляет Аппарат Правительства Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по делам национальностей. Ранее это обеспечение возлагалось только на ФАДН.

Изменилась и частота заседаний комиссии. Теперь она может собираться в два раза реже – не менее 1 раза в год.

На сегодня существует три наиболее крупных объединений казаков, в разной степени подконтрольных или взаимодействующих с органами власти в центре и на местах: ВсКО, СКВРиЗ и СКР. В этой тройке, на противоположных полюсах относительно, взаимодействия с органами власти, находятся ВсКО и СКР. СКВРиЗ занимает середину, вбирая в себя ряды тех, кто не вошел в эти две организации или покидает их ряды.

Позиция Атамана СКР П.Ф. Задорожного относительно консолидации казачества была высказана на Совете Атаманов Союза Казаков России (26 декабря 2020 г.):

«Когда мы говорим о казаках, мы говорим о представителях субэтноса русского народа (с небольшим вкраплением других коренных народов России) и этно-социальном явлении русской культуры и истории.»

«Что касается объединения? На сегодняшний день не созданы условия, нет механизма для объединения:

- Объединительные усилия должны иметь четкую цель и задачи.

- Идеологию и авторитетного казачьего лидера.

В сегодняшних условиях речь может идти о координации и консолидации усилий по объединению казачьих общин.

Союз казаков полагает, что в нынешней ситуации нужна консолидация казачества для решения стоящих перед государством и обществом злободневных проблем. Эффективное и долговременное объединение может произойти лишь с подлинно патриотическими действенными структурами в процессе решения совместных задач и следовании четко обозначенной общей цели. Объединение же ради обеспечения разовых имиджевых потребностей не будет долговременным и не принесет пользы ни государству, ни казачеству.

Целью деятельности современных казачьих организаций должна выступать польза Отечеству (т.е. населению и государству).

Основные усилия должны быть направлены на решение следующих задач:

- четкое обозначение своей мировоззренческой и даже идеологической позиции, принятие и развития наднациональной и православной в своей основе Русской идеи, непременного условия развития современной России и отражение чаяний ее населения;

- забота о патриотическом воспитании и военно-профессиональном образовании казачьей молодежи;

- противоборство деструктивным информационным воздействиям на казачье население всех возрастов;»  

Что говорят относительно того, кто такие казаки и согласны ли они с мнением П.Ф. Задорожного относительно условий и механизмов объединения казаков предстоит спросить у атаманов ВсКО и СКВРиЗ.

В.П. Водолацкий свою позицию четко обозначил в авторской программе «Следы империи» Аркадия Мамонтова на тему «Казачество», которая транслировалась на телеканале «Спас» 24 августа 2018 года: казаки — это народ. Какую позицию высказала на этой передаче тогдашний ректор МГУТУ имени К.Г.Разумовского (Первого казачьего университета), профессор Валентина Николаевна Иванова и другие приглашенные эксперты, см. в статье КИАЦ «Почему казачество – народ».

Подводя некоторый итог по теме консолидации российского казачества, можно отметить очевидное наличие в нем трех больших групп:

  • казаки как народ;
  • исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность;
  • граждане, работающие «казаками» (в значительной части представленные в казачьих обществах).

Принимаются Концепции, Стратегии, Законы по казачеству, создается Совет и множество Комиссии и рабочих групп. Проходят годы и выясняется, что законы  в полной мере не работают, Комиссии и рабочие группы лишь имитируют деятельность на бумаге, превращаясь в отчеты в виде ЦИФР за которыми прячется бездеятельность и самого российского казачества и тех, кто им управляет или пытается управлять, а казачество все больше разобщается, утрачивая свою самобытность, культуру и традиции…

Время сейчас наступило такое и все настолько изменилось, и усложнилось, что работать как раньше нельзя. И не получится. Если не перестроимся, и там – в верху и здесь – в низу, то опять провалим консолидацию, а значит и Стратегию и дадим уничтожить казачество. И «реестровое», которое продолжает рассыпаться на глазах тех, у кого эти глаза имеются и «иное», частью представляющее разрозненные большие и малые разношёрстные группы, где казачьих генералов больше, чем во всех Вооруженных Силах России. На этот раз провалим с треском. Под аплодисменты стада ведомого Навальным. И будут эти навальнята и прочие нравственные уроды не только влезать на памятники казакам и показывать с них свои задницы и другие срамные месты, но и рушить эти памятники. Потому, что казаки не в состоянии действительно консолидироваться и противостоять этой всей привнесённой извне заразе, поражающей не легкие, а ум, сердце и души людей.

Чтобы этого не произошло, давайте сделаем то, что при угрозе большой опасности, а сейчас не замечать её просто невозможно, делали наши деды и прадеды. Не позволим разваливать Россию. И, будьте уверены, что и глава государства, и часть представителей государственного аппарата вас поддержат.

Переходя от призывов к конкретике, предлагается:

  1. На основе положений «Стратегии 2030» провести на постоянной основе социологические и научные исследования, и иную информационно-аналитическую деятельность по данному наиболее важному вопросу развития российского казачества (см. п. 19 д, Стратегии).
  2. Организовать опрос среди представителей вышеуказанных групп российского казачества, для выяснения хотят ли они на самом деле и способны ли консолидироваться. Если ДА, то для достижения каких целей и что должно стать критерием того, что консолидация состоялась и, следовательно, главная цель Стратегии 2030 достигнута.
  3. Перестроить информационную активность рабочих органов Совета, сделать их более открытыми.
  4. Сосредоточить работу Комиссий на содействии реализации Стратегии, достижении установленных Правительством Российской Федерации целевых показателей.
  5. Использовать обратную связь с казачьими обществами и общественными объединениями казаков для корректировки курса реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества.

Эти предложения рассмотреть на заседаниях соответствующих Комиссий Совета при Президенте РФ по делам казачества. Сделать это нужно оперативно, чтобы уложиться в сроки по представлению «плана дорожной карты по содействию консолидации российского казачества».

Член комиссии по работе с общественными объединениями казаков
и комиссии по взаимодействию со средствами массовой информации
Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества,
руководитель КИАЦ
Алексей Зборовский

Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 2216 | Добавил: Сталкер | Теги: совет по казачеству, российское казачество, Стратегия в отношении казачества, казачьи новости, казаки-народ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
ЕДИНСТВЕННЫМИ, БОЛЕЕ МЕНЕЕ СТОЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО КОЗАЧЕСТВУ, БЫЛИ УКАЗ 632 (ПО РЕАБИЛИТАЦИИ) И ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВИКТОРА ЧЕРНОМЫРДИНА. . вСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ - ПРЯМАЯ ОТПИСКА И НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩИЕ. ЕДИНСТВЕННЫМ ПРАКТИЧЕСКИМ ПУБЛИЧНЫМ МЕРОПРИЯТИЕМ БЫЛО С УЧАСТИЕМ КАЗАКОВ ЭТО ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ЗАКОНА 154 ЗНАЮ, потому что сам участвовал.
Для меня было непонятным смысл разделения казачества на казаков и членов козачьих обществ. И разделили нас именно чиновники у власти А когда я увидел практическое применение членов козачьих обществ исполняющих полицейские функции, то окончательно убедился, что чиновники готовят силовую структуру для защиты интересов правящих классов. Сегодня чиновники могут сказать, мы дали вам ВСЁ! законодательную базу, льготы, материальную и финансовую базу для исполнения взятых в добровольном порядке обязательств. А вы их в добровольном порядке не исполняете! Этим чиновники сняли с себя ответственность за судьбу и будущее реестрового козачества
Совет при презеденте по делам козачества это бесполезный орган. И я в этом не раз убеждался. Люди которые находятся в нём, оторваны от реальной жизни, от практической деятельности внизу, в козачьих объединениях. Сегодня разъединённые части некогда одного целого, не прсто враждуют меж собой, они УЖЕ непримиримые враги.И ещё не известно как поведут себя казаки и члены козачьих обществ, когда надо будет принять решениес кем идти и на чьей стороне быть?
Что касается СК им. Задорожного. Он ЛИЧНО развалил несколько традиционных войск И слушать его пустую болтавню на фоне его раскольничьей деятельности, не имеет смысла.
Что касается СКВРиЗ то у этой организации нет перспективы. Она не обласкана чиновниками, живёт на не бюджетные средства. Она может быть по численности мощной, но во взаимодействии с чиновничей властью ей будет отказано. Её будут держать под контролем и ограничивать в свободе действовать самостоятельно.
Я не пойму зачем дурят народ , бросая в массы информацию о принадлежности козачества
к сословию. Купец, сословие? Помещик -сословие? РАНЬШЕ, казаки были военно-служивое сословие. Сословие это вид деятельности. Это была переходная модель, ведущая к окончательному уничтожению казаков как таковых. И создание интернационального реестрового козачеств это расказачивание и окончательное уничтожение казачьего духа. БУДЕТ ТАК: РЕЕСТРОВОЕ КОЗАЧЕСТВО САМО СОБОЙ СОЙДЁТ НА НЕТ, А КАЗАКОВ ПРИПЛЕТУТ К ЭКСТРЕМИСТАМ И ЗАПРЕТЯТ....

0
1   [Материал]
Комментарий П.С. Косова (пришел по почте):

Здорова ночевал Алексей Альбертович!
Разослал вашу статью о Третей Стратегии. Пробежал, буду вчитываться.
Не будем говорить о содержании. По форме. Кто ее будет исполнять? 99% со Стратегией 2030 не знакомы просто. Войско не довело до сведенья юртов и станиц текст Стратегии. Никто на кругах ее не обсуждал. Поскольку атаманом войска было запрещено проводить мероприятия. Можно было провести в режими видеоконференции, но и этого сделано не было. Российское казачье правительство мер к исправлению ситуации не приняло.
Как можно верить в Христа, если ты Евангелье в руках не держал. Мне сдается, что с памятью у казачьего правительства плохо и они постоянно обсуждают, чтобы хоть самим ее понять и кое-как запомнить.
Казакам нужен локомотив движения. Чиновники от казачества и не от него, считают, что достаточно вагон раскачивать, закрыть шторки и объявить, что мы едем. Не решаются простейшие вопросы тактического характера.
О какой стратегии речь? Бояре царя дурят.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]