23.06.2011 23:09 Казаки. Глоссарий терминов и выражений (начало) | |
Рекомендовано Комиссией ЦКВ по казачьим боевым,
бытовым, культурным и православным традициям
(вариант для обсуждения)
Казак – 1) взрослый (с
18 лет) представитель особого многоплеменного этноса (особой народности)– казачьего этноса (казачьего народа);
2) до 1917 г. представитель одного из многочисленных
племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами,
татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне
национальностей при проведении переписи в РФ;
3)
представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года;
4)
рядовой казачьих войск;
5)
член казачьей
общественной организации (общины, станицы,
объединения);
6)
вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре и литературе);
7)
в малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «козак».
Казак родовой
(природный) – казак, имеющий (знаюший) не менее трех поколений
предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода.
Казак
приписной (повёрстанный) – Взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и
берущий на себя, соответствующие Уставу обязанностительства. Как правило, в
казаки верстаются на общем (валовом) станичном Кругу после испытательного
(кандидатского) срока. После чего семья приписного казака становится казачьей семьей, жена – казачкой, дети –
казачатами. Взрослые дети приписного казака верстаются в казачество самостоятельно и отдельно.
Казак
потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая
крестного отца) из родовых или приписных
казаков.
Казачка – 1) взрослая (с
18 лет) представительница казачьего этноса женского пола; до 18 лет – девица, до 7 лет – «мала»;
2)
девица, выросшая или воспитанная в казачьей семье, после 18 лет;
3)
жена казака вне зависимости от племенного и этнического происхождения. В
малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «жинка» ;
Казачонок – подросток до
18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей
семье, до 7 лет – «малец». После 18
лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на
общем (валовом) станичном Круге
Казаки (казачий
этнос, казачий народ) – исторически сформировавшаяся общность различных племен, объединенных: а) общей
территорией проживания («почвой»);
б)
общей культурой – религией, языком (фольклором), музыкой.
Племена, формировавшие в Приазовье, в Северном
Причерноморье и на Северном Кавказе казачий народ (этнос) на протяжении его
истории:
I. В период существования Скифского
государства ( до
4-5 веков вв.):
1) сарматские (кавказские) племена
индоевропейской группы племен; 2) ост-готские племена
германской группы племен; 3) греческие
племена понтийской (динарской) группы племен.
II. В
период существования Хазарского Каганата в 6-10 вв. (дополнительно): 1) татарские племена (половцы, печенеги, огузы и др.) туранской группы племен; 2) еврейские племена семитской
группы племен.
III. В
период существования княжества Тмутаракань (Азовской Руси) как южной провинции Киевской Руси (Всея Руси)
10-13 вв. : 1) малоросские,
великоросские, белорусские, ильменьские племена
славянской группы племен; 2) угро-финские племена (карелы, чудь, зыряне, коми и др.) нордической группы европеидных племен.
IV. В
период существования Золотой Орды в 13-15 вв. : представители славянской группы племен на
основе «тамги» («дани по людям»).
V. В
период Московского царства и Польско-Литовского королевства 16-17 вв. : 1) беглые холопы – представители славянских племен (великоросы, малоросы, поляки,
литовцы) 2) представители поволжских и крымских татар.
VI. В
период Российской империи в 18-20 вв. : 1)
представители монголоидных племен (калмыки, буряты, якуты и др. народности
Сибири и Дальнего востока); 2) представители западно-европейских стран (европеидные племена).
VII. В
период существования СССР в 20 в.
размывание ранее сложившегося казачьего этноса: 1) в сельской местности за счет
поволжских (мордва, черемисы, мари), северо-кавкакзских (дагестанские, ингушские, адыгейские) и закавказских (армяне, курды)
народностей; 2) в городах и городских поселениях за счет евреев и татар.
VIII. В
Российской Федерации в настоящее время продолжение племенного размывания
казачьего этноса за счет ассимиляции его в русскоговорящей среде, подавление
его славянским влиянием – великоросским (русским) и малоросским (украинским).
Казачья миграция
(с
Дона, с Днепра, с Северного Причерноморья):
1. На
Волгу, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток с 16-го века (совместно с
новгородцами, устюжанами, поморами);
2. На
Северный Кавказ с 16-го века, на Кубань в конце 18-го века ;
3. В
Османскую империю и по всему миру (некрасовцы,
запорожцы) в 18-го века;
4. Рассеяние
по всему миру после гражданской войны 1917-1922 гг. (казаки – участники
антибольшевистского сопротивления);
5. Рассеяние
по всему миру после Второй мировой войны 1930-1945 гг. (казаки – участники антисоветского движения);
6. Оседание
в странах (помимо России) – бывших республиках СССР после его распада (на Украине, в Казахстане, Киргизии, Молдавии).
Казаки
донские,
а также кубанские, уральские, терские,
сунженские, кизлярские, волжсие,
азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.:
а) территориальный признак проживания
казачьего этноса;
б) принадлежность к казачьему сословию,
состоявшему к 1917 г. из 11 казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское,
Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское,
Забайкальское, Амурское, Уссурийское)
Казаки русские (в древности – «русьские»)
– казаки, признающие над собой духовную власть Патриарха (Митрополита) Всея Руси.
Казаки ордынские – казаки,
служившие в 13-16 вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве
воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия
Ордой ислама (14 век) могли быть православными, то есть «русскими». Казаки реестровые: а) в 14-17 вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (17-18 вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); б)
в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или
иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную
организацию.
Казачий говор
(язык) – диалекты
великорусского (русского) и малоросского (украинского) языков. На Дону – гутор, на Кубани - балачка
Казачество – а) До революции 1917 года означало принадлежность к казачьему сословию; б) В настоящее время обозначает различные формы
казачьих объединений – этнические, культурно-исторические, реестровые.
Казачье сословие. Начиная с петровских времен
18-го века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и
внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн - с Турцией, на Кавказе, с
Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели
значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в
общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. С 1909 года было отменено обязательное
православие для казачества. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное
деление Российской империи. Попытки возродить казачью сословность в РФ после
1991 г. на основе привлечения казаков к государственной службе не состоялись.
Казачьи войска: а) «Войско» (польское – «войска») – название, пришедшее на смену понятия «Орда» после распада татаро-монгольской Золотой Орды
в 16 веке. Обозначало на географических картах территории компактного расселения
казачьего этноса и границы казачьих государств (республик) – Донского и Запорожского. С 18 века
территориальное обозначение 11-ти казачьих Областей (Войск) - Донское, Кубанское, Терское, Уральское,
Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское,
Забайкальское, Амурское, Уссурийское. В настоящее время дань традициям в обозначении
этнических и общественных казачьих объединений;
б)
до 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из
кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица –
полк, артиллерийских – основная
структурная единица батарея, пехотных
(пластунских) - основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались
исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями
других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Использовались царским
правительством для полицейских функций;
в)
в начале 90-х годов ХХ века предпринималась несостоявшаяся попытка создания под
руководством Главного управления казачьих войск при президенте РФ
(расформировано в 1998 г.)
Казачьи
объединения:
1. Казачья
семья:
а) Одинокие
казаки и казачки: неженатые казаки, незамужние казачки, вдовые, а также казаки и казачки, живущие
отдельно от своих детей
б) Казачья семья
– малая: бездетная семья или казак-муж и казачка-жена, живущие отдельно от детей;
в) Казачья семья
- полная: казак-отец, казачка-мать, их родные и приемные
казачата-сыновья и девчата-дочери.
г) Казачья семья
– курень: совместно проживающие и ведущие общее
хозяйство казак-отец, казак-дед, казачки – их жены, женатые сыновья и дочери,
их невестки и зятья (примаки), взрослые
и малолетние сыновья и дочери.
2. Этнические
казачьи объединения:
а)
казачья община:
солидарное объединение казачьих семей,
как правило, на основе общего вероисповедания. Община образуется вокруг
конкретной церкви (храма) и составляет ее приход;
б)
казачий курень – а) основная (первичная) ячейка этнического объединения – казачьей станицы . Объединяет около 10 казачьих семей и одиноких казаков (казачек).
Минимальный состав – 3 семьи, максимальное – 15-20 семей; Общее собрание куреня
– собор, так как все решения
относительно общей жизни куреня должны приниматься согласовано и единогласно,
то есть соборно. Куренной собор собирается
не реже 1-го раза в месяц. Собор выбирает из своих рядов куренного атамана (руководителя), гласного (старейшину), уставщика (связного с храмом) и мамуку(матрону – старейшину из казачек куреня). Куренной
атаман представляет собору на утверждение кандидатуру товарища атамана (куренного есаула), он же казначей и писарь куреня. Собор устанавливает
минимальный размер ежемесячного взноса от каждой семьи, кроме этого принимаются
добровольные пожертвования в казну куреня и станицы. Основные задачи казачьего куреня
– выявление возникающих житейских проблем, укрепление православной веры, помощь
казачьим семьям, имеющим детей до 4-х лет, помощь больным и немощным,
находящимся в опеке куреня;.
б) традиционное
казачье жилище – двухэтажный (низы и верхи) дом с крышей «шатром»;
в) три и более хат (флигелей, изб), стоящих особняком;
г) воинское
полковое соединение (у запорожских казаков).
в)
Казачий хутор – а) традиционное поселение казаков, сходное с великоросской (русской)
деревней. В отличие от казачьей станицы (или славянского села) не имеет на
своей территории храма; б) отводная хозяйственная усадьба – «ферма», в Сибири
«заимка», в Прибалтике «мыза», в
Польше «фольварок»,
в Германии «фольварк»;
в)
организованное городское объединение казачьих куреней, если казачий хутор, в свою
очередь, является структурным
подразделением казачьей станицы. Минимальное количество – 3 куреня,
максимальное 10-12 куреней, то есть состав казачьего хутора от 30 до 100 семей. Хуторной атаман
выбирается на общем хуторном Круге только из числа куренных атаманов, входящих
в данный хутор. Хуторной Круг (общий, валовой) собирается 4
раза в год (весной, летом, осенью, зимой), желательно, в памятные для казаков
даты, с приглашением настоятеля станичного храма. На хуторном Круге председательствует
председатель хуторного Совета старейшин, там заслушивается и обсуждается отчет
хуторного атамана, выступают председатель хуторного Совета старейшин (гласных),
Председатель хуторного женского Совета (хуторная мамука),
настоятель станичного храма (или главный хуторной уставщик). Проводится общее застолье,
выступает хуторной ансамбль с песнями и плясками. В казачем хуторе ежеквартально проводятся Малые хуторные
Круги под председательством хуторного атамана, в них участвуют куренные атаманы
и их товарищи (куренные есаулы), куренные старейшины (гласные), куренные
уставщики, куренные мамуки. Также ежемесячно проводятся: атаманское
правление, заседание хуторного Совета
старейшин, заседание женского Совета, собрание уставщиков (при станичном
храме). Основные задачи хутора, как казачьего
объединения – выявление случаев нарушения гражданских прав, случаев оскорбляющих
честь и достоинство (юридическая помощь), помощь в воспитании детей в возрасте
до 7 лет (организация детского сада), мониторинг здоровья (организация
диспансеризации), благоустройство мест совместного проживания;
г) Казачья станица: а) традиционное казачье поселение, аналогичное
русскому селу. В настоящее время на юге России – поселок городского типа в несколько тысяч жителей;
б) основополагающая
ячейка этнического объединения казаков в городе. Казачья станица, как правило, объединяет около 1000
казачьих семей и имеет трёхзвенную структуру «курень – хутор – станица». Малая казачья станица имеет двухзвенную
структуру «курень - станица» и
объединяет не менее 100 казачьих семей. Казачья станица является юридическим
лицом, имеет свое оригинальное название (логотип), Устав (типовой),
регламентирующий ее деятельность, печать и расчетный счет. Учредителями
являются инициативная группа лиц («отцы-основатели»), как правило, куренные и хуторные атаманы и их товарищи.
Казачья
станица, как правило, создается вокруг
православного храма и образует его приход. Станичный казачий Круг (общий, валовой) собирается один раз в год в День
главного храмового праздника после молебна. Станичный атаман выбирается на
общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов,
входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения
кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном
Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного
Круга благославляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана,
выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, председатель станичного
женского Совета (станичная мамука), руководители
(атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день
принимают казачью присягу. Выступает станичный
ансамбль с песнями и плясками, выступают казаки, казачки и казачата. Проводятся спортивные
состязания и показательные выступления, награждаются победители. Работают
буфеты и закусочные. На станичные
(хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в
национальной казачьей одежде, а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные
награды и почетные знаки
Основные задачи станицы, как основополагающего казачьего
объединения (в дополнение к перечисленным на уровне хутора и куреня):
организация станичной казачьей школы для
казачат и девчат от 7 до 14 лет, внешкольная работа с казачатами (приобщение к православию, физкультура и
спорт, приобщение к искусству, приобретение хозяйственно-бытовых навыков,
организация летних лагерей), медицинская и акушерская помощь станичникам, информационное
обеспечение (выпуск газет, сайтов), поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности (организация
станичной дружины).
В
казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин,
заседание станичного женского Совета, собрание хуторных (куреныых)
уставщиков при станичном храме.
Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики, мамуки. Заслушиваются отчеты о работе станичной школы, о нарушениях в общественном порядке и работе казачьей дружины. Обсуждаются вопросы о ежемесячных взносах в станичную казну и о пожертвованиях, а также вопросы формирования станичного бюджета и отчисления в бюджеты казачьих ассоциаций. | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 26 | 1 2 » | |||||||||
| ||||||||||
1-10 11-19 | ||||||||||