25.06.2011 13:48 Александр Беглов о казаках современной России | |
О.БЫЧКОВА: Добрый вечер, это программа «Мы». У микрофона Ольга Бычкова. Сегодня мы будем говорить о российском казачестве. И наш гость - Александр Беглов, заместитель руководителя администрации президента РФ, председатель совета при президенте РФ по делам казачества. Александр Дмитриевич, добрый вечер. А.БЕГЛОВ: Добрый вечер всем нашим слушателям. О.БЫЧКОВА: Ну, всех, конечно, с Новым годом. Надеемся, что в новом году у нас все будет лучше, чем в старом, по крайней мере, не хуже. У вас какие пожелания обычно? А.БЕГЛОВ: Вы знаете, самое главное, наверное, я хотел бы пожелать, прежде всего, женщинам – чтобы они были счастливы. О.БЫЧКОВА: Это важно. Спасибо, будем. А.БЕГЛОВ: А у кого есть детишки, чтобы они хорошо, прилежно учились. Ну а всем, конечно, здоровья. Остальное приложится. О.БЫЧКОВА: Наверняка. Давайте мы поговорим подробно о казачестве сегодня, воспользуемся такой возможностью, тем, что вы пришли к нам с этой темой. Очень много мифологии вокруг этой темы. Кто-то представляет себе людей, каким-то специальным образом одетых, кто-то представляет себе участников фольклорных ансамблей. Что такое на самом деле российское современное казачество? А.БЕГЛОВ: Я бы сказал, что мифологии, наверное, не очень много. Все-таки больше истории. А казаком может себя называть гражданин России, который лично по своему внутреннему решению относит себя к казачеству, то есть хранит традиции, доставшиеся от предков и, очень важно, уклад жизни непосредственно, соблюдает свод строгих нравственных правил, о чем мы много-много говорим. У казаков есть свой строгий устав правил, по которым они живут и воспитывают детей. О.БЫЧКОВА: Извините, пожалуйста, а этот свод правил откуда берется? А.БЕГЛОВ: А вот он как раз неписаный. Это как уважение к старшим. У нас же не написано ни в Конституции, нигде, что надо уважать мать, отца. Это неписаный закон. Или уважать пожилых людей. Или уступать место людям с ограниченными возможностями. Это неписаные законы, по которым живет сегодня казачество и которые за столетия сформировались. О.БЫЧКОВА: Они сформировались за столетия, но мы знаем, что был такой перерыв очень специфический на несколько десятилетий, когда все это могло просто куда-то деться, исчезнуть, и мы знаем, что так очень часто и происходило. А.БЕГЛОВ: Вы знаете, все-таки, если говорить о казачестве, то у нас сегодня в России насчитывается порядка 7 миллионов человек, которые причисляют себя к этому сословию. И, безусловно, все казачьи традиции сохранены в семье. Вот смотрите, что у нас было с верой православной – тоже, ведь сколько лет нам говорили, что все, не существует, что атеизм – это самое правильное, но, тем не менее, прошли годы, и в каждой семье те, кто действительно был воцерковленным человеком и верил, остались эти традиции. Так и в казачестве – остались эти традиции. И сегодня казачество не представляет себя вне церкви. О.БЫЧКОВА: Итак, вы сказали, что казак – это человек, который родился в казацкой семье. Какие еще есть признаки такие строгие? А.БЕГЛОВ: Необязательно родился в казачьей семье, хотя всем известны главные слова: «казак без веры не казак», но многие их считают упрощенными, мысля, что православие является одним из признаков настоящего казака. Да, это один из важных, неотъемлемых, но всего лишь один из признаков. На самом деле, именно православие сплотило казаков, дало им идеал государевой службы. В православии казаки обрели свою идентичность и нашли, самое главное, себя. Ведь через веру они пришли к родине, а через родину пришли к России, к современной России, в которой мы сегодня с вами живем. И это важный момент. Именно вера поддерживала боевой дух казаков. Как свой религиозный долг они воспринимали и участие в кавказских войнах, и вооруженную защиту балканских славян от турок. Казачья среда – это, по определению, православная среда. Это очень важный момент. Вот мы еще с вами поговорим на эту тему. В военных походах казаков всегда сопровождали передвижные церкви. И это была такая же святыня, знамя, как икона. И в мирное время знамена хранились в церкви казачьей. Это тоже такой показательный момент. Я сегодня думаю, что казачество возрождается, и эта традиция тоже будет возрождаться. А вот если говорить о казачьей церкви, то это особая страница в истории православия. Были на Руси и казачьи монастыри, например. Знаменитый Екатерино-Лебяжский и Свято-Никольский монастыри на Кубани. Вот сюда приходили казаки для духовного кормления, здесь находили прибежище старые увечные казаки. Кстати, известны случаи, когда священник был для казаков не только священником, но еще и врачом. О.БЫЧКОВА: Врачом – в буквальном смысле? А.БЕГЛОВ: Именно врачом, который не только духовно исцелял, но и физически. О.БЫЧКОВА: То есть человек, который имел медицинское образование и мог лечить? А.БЕГЛОВ: Который имел навыки, скажем. О.БЫЧКОВА: А такие священники тоже были из казаков? А.БЕГЛОВ: Да, потому что очень много казаков, которые принимали сан и сопровождали. Потому что сопровождение в походах – это, сами понимаете, труд очень сложный. Если взять, к примеру, Сибирь или Дальний Восток. Представьте, как пройти из центральной части походом по всей Сибири или Дальнему Востоку. Или те войны, в которых принимало участие казачество. А казачество практически во всех войнах принимало участие, которые были на территории нашей страны. О.БЫЧКОВА: Казаки, безусловно, принимали участие в войнах, они считали себя защитниками страны, народа. И исторически, конечно, они защищали российские рубежи. Но это было раньше. А что сейчас? Потому что участие в войнах и защита рубежей – это сейчас функция других институтов, безусловно, и других людей. Как сейчас казаки себя идентифицируют? На чем они строят сейчас свои представления, может быть, о служении и о своей роли в обществе и государстве? А.БЕГЛОВ: Вы знаете, на протяжении столетий казачество практически не меняло своего отношения ни к вере православной, ни к своему отечеству. Вот это самое главное. Самый стержень. Но, естественно, время вносит какие-то свои коррективы. И, независимо ни от чего, казачество все равно возрождается, уже в современных условиях. Но очень важный момент – я бы хотел его особо отметить – это взаимоотношения между Русской православной церковью и казаками. Потому что вот эта связь была нарушена и сегодня возрождается. Вот можно сегодня с уверенностью говорить, что между РПЦ и современным казачеством установились доверительные отношения. Я хотел бы напомнить нашим слушателям, что 14 октября 2009 года святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил об особом патриаршем водительстве российского казачества. О.БЫЧКОВА: А что это значит? А.БЕГЛОВ: Я сейчас расскажу. Это событие для всего казачества имеет огромный духовный момент, к которому казачество и православная церковь шли многие годы. Потому что до этого взаимоотношения были на разных уровнях, но вот сегодня это более-менее начинает формироваться во взаимоотношениях на всех звеньях. Вот, пройден действительно сложный этап этих взаимоотношений. И все эти годы казачество доказывало, что оно достойно своей великой истории, не только своей великой истории, но и истории, связанной с РПЦ. Вот сегодня мы видим, что казаки участвуют в жизни православных приходов, несут службу по охране храмов и монастырей. Они стали опорой для духовенства. И это очень важный момент. И духовенство их начинает воспринимать. Это тоже очень важный момент. Не как прихожан именно, а уже как казачье сословие. О.БЫЧКОВА: В каких регионах это функционирует? А.БЕГЛОВ: Это практически во всех регионах, начиная от Сахалина и кончая Калининградом. Вот я хотел бы отметить, как это произошло и что на сегодняшний день делается РПЦ. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года был создан синодальный комитет по взаимодействию с казачеством. Я хочу сказать, что впервые за нашу современную историю, включая и бывший Советский Союз, что РПЦ пошла на создание такого комитета. Но вот, тем не менее, такой синодальный комитет создан, и казаки это приветствуют. Мы, конечно, говорим, что нужна четкая государственная политика по взаимодействию с казачьими организациями. Но ведь очень важна и четкая позиция православной церкви в казачьем вопросе. И здесь не меньше проблем. Они только начали возрождаться, они только начали взаимодействовать между собой, они только начали создавать соответствующие совместные структуры. О.БЫЧКОВА: А проблема в том, чтобы представители церкви как бы осмыслили, зачем им это нужно? Или кто такие казаки? В чем проблемы? А.БЕГЛОВ: Вы знаете, годы богоборчества и атеизма не прошли бесследно. Поэтому и создание синодального комитета говорит о том, что РПЦ обратила внимание на казачество как на целое сословие. Она вспомнила о тех верных своих христовых воинах, которые столетия шли вместе рядом. Это очень важно. Вот сегодня по всей России развивается система казачьих кадетских корпусов. А это уже связано – обращают внимание именно на подрастающее поколение. Потому что те же самые казачата должны стать духовно зрелыми людьми, которые осознают и делают свой жизненный выбор и связывают свою судьбу с казачеством. То есть казачество занимается и подрастающим поколением вместе с РПЦ. Вот хотел бы интересную новость сказать. Вот в этом выборе их поддерживает и президент. Он учредил специальное знамя для лучшего казачьего детского корпуса. Вот такие у нас дела. О.БЫЧКОВА: То есть знамя передается или будет передаваться? А.БЕГЛОВ: Нет, уже передается из года в год. Оно утверждено президентом. И, кроме знамени, вручается премия за первое место – это три миллиона рублей, за второе место – два миллиона рублей, а за третье место – один миллион рублей. О.БЫЧКОВА: Казачьему корпусу? А.БЕГЛОВ: Казачьему корпусу. О.БЫЧКОВА: А казачий корпус – это что за формирование? А.БЕГЛОВ: Это учебное заведение, их всего у нас 24 по всей стране, общеобразовательное, где учатся детишки, казачата, с учетом тех традиций, которые были заложены в казачестве и РПЦ. О.БЫЧКОВА: Ну вот суть выделения людей именно в казаки? Потому что всегда существует этот спор. Казаки считают, некоторые из них, по крайней мере, считают, что это отдельный этнос, что они не совсем то же самое, что русские. Ну, в общем, при советской власти, понятно, что были большие опасения по поводу казаков, потому что люди как-то совсем уж по своим законам жили. Вот сейчас государство как к этому относится? А.БЕГЛОВ: Ну, я хочу сказать, что… О.БЫЧКОВА: Что оно принимает как данность? А.БЕГЛОВ: …казачество всегда жило не только по своим традициям, но оно всегда поддерживало законы государства и своего отечества и РПЦ. Оно не отходило от этих законов. Потому что тогда это не казачество. Вот очень важный момент я хотел бы отметить. Все известна проблема ряженых казаков, когда люди, не имеющие представления о воинской службе, надевают полковничьи или генеральские мундиры, красуются в папахе или при шашке. Таких называли «ряженые». Эти ряженые нанесли огромный ущерб казачеству, во многом его дискредитировав. Вот тоже, это казачья среда. Они, может быть, тоже казаки. Но от того, что ты надел казачью форму, ты не становишься казаком и тем более не становишься православным человеком. Сама казачья среда тоже непростая, она противоречивая, со многими своими проблемами, со многими своими, я бы даже сказал, обидами, и со своими, если говорить на сленге, разборками. О.БЫЧКОВА: На кого обиды? А.БЕГЛОВ: Друг на друга, на государство, на многое-многое другое. И очень важно разделять лжеказаков, которые надевают вот эту ряженую на себя форму, от тех казаков, которые действительно хотят служить отечеству. О.БЫЧКОВА: Ну, может быть, это важно, в первую очередь, для самих казаков, на самом деле. А.БЕГЛОВ: Безусловно, конечно, для них самих это важно, но важно и для гражданского общества. Потому что иногда… Ведь в основном казачество в позитиве находится у населения, и люди всегда это связывают с каким-то героическим поступком, с мужеством, с честностью. И когда одевают незаслуженно или наряжаются в разные формы, которые не положено носить, то понятно – люди хотят получить какие-то преференции или похвастаться или еще что-то сделать. О.БЫЧКОВА: А у казаков есть та форма, которая положена и которую носят те, кто имеет на это право? Или как с этим обстоит дело? А.БЕГЛОВ: Очень хорошо обстоит дело. Я хочу сказать, что на сегодняшний день казачество получило право. И получило право через указ. Указом президента РФ утверждена для всех одиннадцати войсковых обществ казачьих форма. Она утверждена указом президента. О.БЫЧКОВА: А разрабатывали они сами ее, да? А.БЕГЛОВ: С учетом их традиций, конечно. Совет помогал разрабатывать эту форму. И она сегодня утверждена. Более того, утверждено удостоверение казака. То есть нельзя просто написать какое-то удостоверение, поставить там красивую печать и сказать, что ты казак, да еще и полковник или целый генерал. Вот сегодня казачий генерал присваивается указом президента. То есть у казака есть сегодня указ о чинах, об удостоверении, о форме, о знаменах и о флаге. То есть сегодня казачество может себя полностью идентифицировать в соответствии с теми правовыми актами, которые приняты в нашей стране и которые подписаны президентом. О.БЫЧКОВА: Так это какая-то госструктура, получается? А.БЕГЛОВ: Ну, это все-таки общественная структура. Я бы не сказал, что она госструктура. Это организация, которая берет на себя дополнительные обязательства служения отечеству на добровольной основе. Вот разница, говорят – казаки вольные, чуть ли не какие-то анархисты. Ничего подобного. У казаков очень развито чувство гордости и вольности. И до сих пор, когда я встречаюсь с казаками, я чувствую это на генетическом уровне, что это вольный народ, который приучен к дисциплине. Потому что все решения, которые сегодня принимаются в отношении казачества, принимаются на кругу. И круг является высшим совещательным органом. И круг вправе наказать любого казака, включая даже атамана. Такие права у круга есть. О.БЫЧКОВА: Как наказать? А.БЕГЛОВ: Может наказать. Если атаман заслужил наказание, повел себя неправильно, нарушил какой-то свод законов, то круг может вынести ему порицание. О.БЫЧКОВА: Ну, то есть морально наказать? Не побить, ничего такого? А.БЕГЛОВ: Знаете, раньше могли и плетью отхлестать. Сейчас, конечно, этого нет. Но раньше практиковалось. Но это были редкие случаи, поскольку атаман выбирался из самых достойных, его выбирали. И считалось, тот атаман хороший, который собрал из станиц, допустим, сотню человек и вернул большинство назад после войны. Это считался хороший атаман, к нему относились с уважением и пониманием. И, знаете, если говорить вообще о войнах, то ведь казаки сражались и на фронтах Великой Отечественной войны. Хотя в те годы само слово «казак» стало символом всего самого реакционного и монархического. Но вот мы помним, в годы Великой Отечественной войны впервые в официальной пропаганде стали говорить о патриотизме, и стали говорить о казаках. Наверное, наши слушатели знают, в победном 1945 году появилась знаменитая песня – «Казаки в Берлине». Вы, наверное, знаете? О.БЫЧКОВА: Да, точно. А.БЕГЛОВ: Там есть хорошие такие слова: «Эх, ребята, не впервой нам поить коней казачьих из чужой реки». Еще за десять лет до этого подобные песни звучали бы, как политическая крамола просто-напросто. Но вот важно то, что в те сложные годы для нашей страны, народ как-то на подсознательном уровне ждал помощи казаков и надеялся на их мужество. И вот, если завершать эту тему Великой Отечественной войны, то казаки не подвели, они внесли свой вклад в нашу общую победу. И самое главное – за многие-многие десятилетия после советской власти они прошли на Параде Победы на Красной площади. О.БЫЧКОВА: Это очень интересная тема, на самом деле. Давайте мы ее не завершим, а продолжим, но через несколько минут, после выпуска кратких новостей. Я напомню, что с нами Александр Беглов, заместитель руководителя администрации президента РФ, председатель совета при президенте РФ по делам казачества. НОВОСТИ О.БЫЧКОВА: И мы продолжаем программу «Мы». Мы говорим о современных российских казаках с Александром Бегловым. Александр Беглов – заместитель руководителя администрации президента РФ, председатель совета при президенте РФ по делам казачества. «О казаках» надо говорить. А сами они как, кстати, говорят, казаки, Александр Дмитриевич? А.БЕГЛОВ: Так говорят, как вы говорите. О.БЫЧКОВА: Я правильно говорю, хорошо. Вот это же удивительная история – как это было во время Великой Отечественной войны, потому что казаков выселяли, казаков преследовали, репрессировали до этого. В общем, фактически как социальный институт они не существовали до 90-х годов. Во время войны о них вспомнили, это правда. И вы вспомнили эту песню, про казаков в Берлине. И еще было где-то – в фильмах мелькали какие-то. Тем не менее, до 90-х годов не удавалось казакам вернуть себе такое вот государственное признание, не только общественное. А.БЕГЛОВ: Ну, то, что это было забыто, это, конечно, несправедливый момент в истории. Потому что, если мы вспомним Толстого, то он писал, что казаками построена Россия. И как можно построить современную Россию без этого огромного сословия? Поэтому сегодня казачество вносит и свой вклад в строительство нашей страны, помогает, чем может. И самое главное – воспитывает в семьях своих детей. И учит их патриотизму, учит их любви к нашему отечеству. Очень важный момент. О.БЫЧКОВА: А правда, что бывают казаки-мусульмане? А.БЕГЛОВ: Вот, знаете, нет, здесь особый вопрос. Я хотел бы более подробно поговорить на эту тему. Никто не отрицает, что мусульмане шли служить в казаки. Это общеизвестный исторический факт. О.БЫЧКОВА: В прошлом? Раньше? А.БЕГЛОВ: Да, в прошлом. А вообще, армейская среда всегда отличалась веротерпимостью. И, как известно, в Российской Империи для мусульман был утвержден высочайший аналог Георгиевского Креста, знак с изображением государственного орла. Это очень важный момент. Но воины-мусульмане не жили в казачьих станицах. А вот по завершении военной кампании они возвращались в свои родные аулы. То есть казачья культура для них была чуждой. Тут никаких вопросов. О.БЫЧКОВА: Это понятно, конечно. И так же и наоборот. А.БЕГЛОВ: И так же наоборот, да. И в соответствии с теми уставами, которые в казачьей среде существовали, они не наделялись землей, как станичные казаки. Я, по крайней мере, не помню ни одного примера, чтобы казачий круг принял к себе мусульманина, даже при наличии у него боевых заслуг, в свою станицу. На войне – да, все вместе сражались за общее дело. О.БЫЧКОВА: То есть сражались вместе, а жили по отдельности? А.БЕГЛОВ: Да. В казачьей среде в то время вообще доминировало мнение, что казаком нужно родиться. А вне православия казачество сейчас просто себя не представляет. О.БЫЧКОВА: Ну, исторически, тем не менее, мы знаем о том, что, поскольку казаки занимались охраной российских рубежей, в том числе на юге или в первую очередь на юге, то исторически, конечно, существуют сложные отношения с кавказскими народами. Известно об историческом, а может и современном – скажите мне, как правильно – казачьем антисемитизме. Что сегодня мы имеем с этим? А.БЕГЛОВ: Ну, во-первых, у нас сегодня другое гражданское общество, у нас с вами другая страна. У нас с вами нет по национальному или по сословию различий между гражданами нашей страны. Люди, населяющие на сегодняшний день Кавказ или другие национальности, которые живут сегодня на Кавказе, и те национальности, которые живут не на Кавказе, это граждане России. О.БЫЧКОВА: И имеют одинаковые права здесь? А.БЕГЛОВ: Имеют абсолютно одинаковые права. И сегодня нет этой войны. Это единое государство. Для всех существует единая конституция, единая правовая база. И не с кем воевать. А вот отношение к вероисповеданию или к каким-то конфессиям – это дело, конечно, культуры каждого человека. Чем более он терпим и культурен в этом вопросе, у него не возникает таких вопросов. А где существует бескультурье, независимо от того, казак, не казак, православный, мусульманин, иудей, оно всегда проявляется. Оно всегда проявлялось и в прошлые времена, и сегодня. Все зависит от культуры человека. Поэтому я бы не стал делить – терпимость, нетерпимость. У казачества нет этого вопроса, просто его не существует. О.БЫЧКОВА: Не существует в каком смысле? А.БЕГЛОВ: О том, что вы говорили – какие-то противоречия между другими национальностями или вероисповеданиями. О.БЫЧКОВА: А почему у всех существуют, а у казаков не существует? А.БЕГЛОВ: А у кого существуют? О.БЫЧКОВА: В стране существуют. Ну вот мы только что наблюдали, например, что происходило в Москве на Манежной площади. И так далее. Лозунги «Россия для русских». Даже был лозунг – я читала где-то в интернете – «Ростов для русских», например. Это совсем замечательно и смешно. А.БЕГЛОВ: Вы знаете, на сегодняшний день у нас в казачьей среде тоже есть такие же буйные сумасшедшие головы, которые говорят, что нужно создавать Донскую Республику. Ну и что? Мы теперь будем создавать Донскую Республику? Я думаю, что для большинства казаков сегодня не стоит вопрос о национальности или вероисповедании. Все сегодня сознают, что сегодня у нас одна страна и нужно защищать границы с сопредельными государствами, а не разжигать межнациональную рознь внутри своей страны. Мы все одни граждане, у нас нет привилегий, независимо от того, где ты живешь или в кого ты веришь. Все одинаковые. Все зависит от культуры. Надо понимать культуру. Тогда все будет нормально. Мы с вами говорили о Великой Отечественной войне – ведь выиграли войну мы, советский народ. И воевали все вместе одинаково. Ну вот возьмите историю, допустим, с Афганистаном – там служили все абсолютно, и не ставился вопрос – ты такой, я сякой. Выполняли свой интернациональный долг все вместе. О.БЫЧКОВА: Ну да, и матери страдали одинаково, конечно. А.БЕГЛОВ: И матери страдали одинаково. Я не думаю, что в семьях приветствуют такие высказывания молодежи. Молодежь всегда радикальна. У нее всегда присутствует такой порыв как-то себя показать или сказать, что наш слон самый большой. Наверное, переживем и это. О.БЫЧКОВА: То есть вы утверждаете, что среди казаков процент буйных, в общем, соответствует общему проценту, такой же, как везде? А.БЕГЛОВ: Абсолютно. Он ничем не отличается от других сословий или от той среды, где они живут. О.БЫЧКОВА: Как приверженность казаков к православию сочетается с государственной службой и необходимостью брать в руки оружие, например? А.БЕГЛОВ: Брать в руки оружие? О.БЫЧКОВА: Да. А.БЕГЛОВ: Ну, я хочу сказать, что казаки, в общем, не берут в руки оружие. У нас в руки берут оружие только те, кто призван на военную службу. У казаков существует разрешение на ношение холодного оружия, если он идет в утвержденной форме просто-напросто. А браться за оружие и с кем-то воевать – для этого у нас есть Министерство обороны, есть у нас армия. И казаков призывают в армию. Я хотел сказать, что есть поручение Дмитрия Анатольевича о том, чтобы в существующих войсках создать казачьи подразделения. Мы недавно проводили совет в Омске и видели первый опыт создания первой сотни казачьей в одном из подразделений Минобороны. О.БЫЧКОВА: Уже есть и функционирует? А.БЕГЛОВ: Уже есть такой опыт, да, у нас. Я хочу сказать, что он очень интересен. Потому что генетически казак всегда патриотичен. Там и дисциплина получше, и физическая подготовка получше, и многое другое. А в чем еще плюс большой? Они призываются практически из одной местности. Если ты служишь плохо, завтра вся станица будет знать, что ты служишь плохо. Для казака плохо служить в армии – это большой позор просто-напросто. И для родителей, и для всей родни. О.БЫЧКОВА: Наверняка и со всякой дедовщиной тоже должно иначе обстоять. А.БЕГЛОВ: Ну как дедовщина, когда все из одной станицы? О.БЫЧКОВА: Все свои, конечно. А.БЕГЛОВ: Какая может быть тут дедовщина? Потом же нужно возвращаться к себе в станицу и жить там каким-то образом. Здесь есть положительный пример, хороший, нормальный. Я думаю, он дальше будет продолжаться. О.БЫЧКОВА: То есть сейчас существует одно такое подразделение, да? А.БЕГЛОВ: Пока существует одно, но я думаю, что появится и ряд других подразделений. О.БЫЧКОВА: А сколько должно появиться? А.БЕГЛОВ: Вы знаете, здесь все зависит от демографии. Насколько казачество сможет обеспечить. О.БЫЧКОВА: Ну как вы думаете? А.БЕГЛОВ: Ну, я думаю, таких подразделений будет 5-6. О.БЫЧКОВА: В разных частях страны? А.БЕГЛОВ: Да. О.БЫЧКОВА: А они будут к какому-то роду войск приписаны или как структурно? А.БЕГЛОВ: Они будут в разных родах войск. Но в основном это общевойсковые войска. О.БЫЧКОВА: И управляться они тоже будут отдельным образом? А.БЕГЛОВ: Это единая часть, у них один командир для всех, но в этой части существует взвод, допустим, который чисто из казаков. Поэтому они подчиняются, конечно, единому командиру. О.БЫЧКОВА: А они будут тоже ходить в обычной форме или в своей собственной? А.БЕГЛОВ: Они ходят в обычной форме, как и все военнослужащие. Единственное, что – вот сейчас Министерство обороны разрабатывает определенный какой-то шеврон, чтобы их отделяло. О.БЫЧКОВА: Отдельный знак отличия? А.БЕГЛОВ: Да. О.БЫЧКОВА: А когда он появится физически? А.БЕГЛОВ: Я думаю, в самое ближайшее время. О.БЫЧКОВА: В этом году? А.БЕГЛОВ: К весне, я думаю, появится. О.БЫЧКОВА: Это интересно. Вы знаете, я забыла вас спросить, когда вы говорили о ряженых казаках. Мы сейчас обязательно вернемся к отношениям с государством и в том числе к тому, что такое совет по делам казачества, который вы возглавляет, но я хотела вас спросить. Я видела как-то и людей, и изображения какие-то – казаки, у которых висят какие-то награды, похожие на что-то, напоминающее Георгиевские Кресты. Вот это что такое может быть? Вот грудь прямо увешана вся непонятно чем. А.БЕГЛОВ: Во-первых, это действительно у казаков, которые воевали и проявляли мужество, есть Георгиевские Кресты. У нас есть такая государственная награда. Я не знаю, об этой награде вы говорите или о какой-то другой. Тем не менее, каждое войско, а у нас их 11 реестровых войск, о которых я говорил, имеет свои награды войсковые. Это называется войсковые награды, которые утверждаются на общем казачьем кругу. О.БЫЧКОВА: Такие, локальные как бы, да? А.БЕГЛОВ: Ну да, войсковые. Но которыми могут награждаться и члены других войск, и просто граждане России. Это как бы своя такая награда. Но для того, чтобы не было, что вся в орденах, непонятно каких и красивых, президентом подписано распоряжение о том, чтобы каждое войско определило порядка пяти наград, они сейчас разрабатываются, и я думаю, что к весне они тоже будут утверждены, то есть не столько, сколько я хочу, а пять основных. О.БЫЧКОВА: Пять, не больше. А.БЕГЛОВ: Пять, не больше. Потому что каждое войско имеет свою историю, и от этого никак не отойти. Но это своя внутренняя награда. О.БЫЧКОВА: А вы сказали, 11 казачьих войск в стране существует, да? Они все имеют такую вот историческую подоснову? Например, вы сказали, в Калининграде есть казаки. Там были они раньше? А.БЕГЛОВ: Да, практически все 11 войск имеют свою историю. Ну, может быть, за исключением одного – это центральное войско, которое создано недавно. Ну, поскольку деление страны произошло немножко по другому принципу. А все остальные 10 – это исторические. Это и кубанское, и донское, и уссурийское. Поэтому – каждое со своей историей. О.БЫЧКОВА: Давайте вернемся к совету по делам казачества. Вы возглавляет этот совет при президенте России. Что это за структура? Это госкомитет по делам казачества, министерство, или что это? А.БЕГЛОВ: Нет, совет – это не министерство и не ведомство. Совет при президенте России по делам казачества был создан в январе 2009 года как совещательный и консультативный орган для реализации государственной политики в отношении российского казачества, которую утвердил президент. Вот для того, чтобы реализовать эту концепцию, президент и поручил создать совет. И совет имеет очень интересную структуру – он создан по образу и подобию казачьего круга. Решение на совете принимается большинством. Вот я как председатель совета имею одно только преимущество – если 50 на 50 голосов, то мой голос добавляется +1. Все остальное – большинством. И, когда создавался совет, Дмитрий Анатольевич именно говорил, что совет не должен быть таким каким-то казенным, казенной структурой, он все-таки должен исторически как-то напоминать казачью структуру и инфраструктуру. Вот, я думаю, что нам удалось. Вот если вернуться к концепции, которую выдвинул Дмитрий Анатольевич, то она имеет в основном где-то около 15 направлений развития казачества. Это и образование, это и культура, и многое-многое другое. Так вот, при совете существуют комиссии именно по этим направлениям. Комиссия по культуре, комиссия по образованию, комиссия по взаимодействию с Минобороны, комиссия по вопросам сельского хозяйства, и многие другие. И вот руководителем этой комиссии были назначены зам министры профильных министерств, а вот замами этих председателей комиссий стали атаманы этих войск. То есть сегодня атаман отвечает не только за свое войско, а в совете он отвечает еще и за все вопросы, касающиеся, допустим, образования, за все казачество в целом, или за историческую часть или за взаимосвязь с Минобороны. Вот это очень важный момент, принцип. Поэтому казаки принимают активное участие. А кроме всего прочего, были созданы окружные комиссии при полномочных представителях РФ, и их возглавляют заместители полномочных представителей. Тоже очень важный момент, потому что войска не располагаются компактно на территории одного субъекта федерации, а они располагаются в нескольких субъектах федерации. Поэтому полпред, собственно, уже отслеживает выполнение указаний, которые даются президентом, исполнение непосредственно концепции, которая утверждена президентом. А кроме всего прочего, в каждом субъекте федерации, где компактно проживает казачество, созданы рабочие группы. То есть вот такая получается иерархия непростая, но очень правильная, и казаки, надеюсь, хорошо относятся к этому совету, и им совет очень много помогает. О.БЫЧКОВА: Не ропщут, что их таких вольных в такую вот бюрократию встраивают? А.БЕГЛОВ: А вы знаете, ведь нет здесь никакого узурпаторства над вольностью. Потому что казак принимает на себя обязательство по несению государственной службы на добровольной основе. Его никто к этому не принуждает. И тот, кто принимает на себя таким образом присягу для служения отечеству, он ее принимает добровольно, никто клещами из него не вытаскивает это. Этим и отличается казачество от тех общественных многочисленных организаций казачьих, которые сегодня существуют, а их около 700 по всей стране. О.БЫЧКОВА: Спасибо большое. Это был Александр Беглов, заместитель руководителя администрации президента РФ, председатель совета при президенте РФ по делам казачества. И программа «Мы». Спасибо вам. А.БЕГЛОВ: Спасибо вам. И я в заключение всех еще раз поздравить с наступающим Рождеством. Все казачество, всех граждан России. И пожелать всего самого-самого доброго. О.БЫЧКОВА: Спасибо. Для прослушивания нажмите на изображение треугольника на значке | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 20 | 1 2 » | ||||||||||||||
| |||||||||||||||
1-10 11-12 | |||||||||||||||