Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Как создавался Старочеркасский музей-заповедник. Спросим у М.П. Астапенко

Как создавался Старочеркасский музей-заповедник. Спросим у М.П. Астапенко

23.12.2020 12:51
Как создавался Старочеркасский музей-заповедник. Спросим у М.П. Астапенко

Практически в любой библиотеке Ростовской области, в историко-краеведческом разделе, можно обнаружить книги по истории казачества России с фамилией их автора – Михаила Павловича Астапенко.

Историк, заместитель директора Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника 1975-2012 гг. Член Союза писателей СССР-России, академик Петровской академии наук (СПб), член Союза журналистов СССР-России, Михаил Павлович является одним из самых издаваемых в России автором по истории казачества России. 

По книгам Михаила Астапенко – «История донского казачества» (в 1 томе), «История казачества России» (в 5 книгах), «История донского казачества» в рассказах и повествованиях» (в 10 книгах), «История казачества России» (в 15 книгах) - изучают историю донского и других казачьих войск России не только на Дону, но и далеко за его пределами: в казачьих диаспорах Канады, Аргентины, Австралии. По данным профессора Пьера Готье, на факультете славистики Сорбоннского университета Франции студенты изучают историю российского казачества по трехтомнику «доктора Михаила Астапенко» «История казачества России» (Ростов-на-Дону, 1995).

Казачий Информационно-Аналитический Центр обратился к Михаилу Павловичу с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся истории Старочеркасского музея-заповедника. Пятидесятилетний юбилей этого музея, являющегося крупнейшим музейным комплексом на Юге России, включённым в туристические справочники ЮНЕСКО, отмечался в текущем году.

Михаил Павлович, вы самый читаемый и самый издаваемый историк писатель публицист. Студенты историю казачества предпочитают изучать только по вашим трудам. Какую вы первую работу, статью написали? С чего все началось?

К настоящему времени опубликовано уже 72 книги и около 1500 моих статей в различных издательствах, газетах, журналах и сборниках, но я прекрасно помню свою первую публикацию. Она называлась «От рыдвана до электровоза» и была посвящена карете знаменитой черкасской казачки, атаманши Меланьи Карповны Ефремовой (поговорка «Наготовлено, как на Меланьину свадьбу!» это о ней). Статья увидела свет не где-нибудь, а в газете «Известия» - второй в СССР после «Правды». Это было 1 февраля 1977 года.

Длительное время вы трудились в Старочеркасском музее-заповеднике. Как вы туда попали? По распределению советскому? Или случай судьбы?

Сразу хочу заметить, что я верю в судьбу, в счастливый случай, которых в моей жизни было немало. Благодаря счастливому случаю в августе 1975 года я встретил на педагогической конференции в Сальске, куда был распределен после окончания истфака РГУ, красивую казачку Галину Колесникову, преподавателя испанского и английского языков, с которой вот уже 46-год счастливо живу.

И в Старочеркасск я попал случайно, когда в начале июня 1975 года у памятника Михаилу Ломоносову, что до сих пор скромно стоит напротив главного корпуса ЮФУ (тогда РГУ)по дороге к сестре Ольги, которой я нес приглашения на нашу с Галочкой свадьбу, я встретил Петра Косова, с которым пересекались и в университетских коридорах и на полях футбольных стадионов.

- Привет!

- Привет! – традиционно поздоровались мы и уже собирались разбегаться, как он спросил: «Где трудишься?»

- Учителем истории в школе № 76 поселка Гигант, но школа это все-таки не мое, да и женюсь вот 28 июня, а жене нет места преподавателя английского и испанского языков в этой школе.

Косов оживился.

- Слушай, сейчас набирают научных сотрудников в только что образованный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, я там сейчас веду археологические раскопки. Работа творческая, интересная, перспективная в смысле защиты кандидатской диссертации, есть жилье.

Я онемел, это было то, о чем я мечтал: исследовательская работа по истории донского казачества. И эта случайная встреча определила всю мою и моей семьи жизнь. На третий день после свадьбы, 30 июня, мы с женой и Петром Косовым прибыли в Старочеркасск устраиваться на работу. 2 июля мы с супругой уже вышли на работу: я заведующим научно-просветительным отделом, она экскурсоводом на русском и английском языках. А Петр и Светлана Косовы стали нашими кумовьями, когда родился первый сын Евгений, много лет проработавший в музее, защитивший здесь диссертацию кандидата исторических наук и написавший более двух десятков книг.


12-й чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов на центральной площади Старочеркасска, 9 сентября 1981 года. Слева-направо: председатель исполкома Старочеркасского сельсовета Петр Косов, за ним директор совхоза Михаил Мищенко, в центре Анатолий Карпов, справа - Михаил Астапенко.

Что значит для вас лично это сакральное место?

– Жизнь и судьба! – скажу коротко. С первых дней пребывания в Старочеркасске я понял, какое это уникальное, многими неоцененное место! А когда в процессе работы в музее я стал знакомиться с его историей, личностями, которые родились и действовали в станице Старочеркасской на протяжении четырех веков (одни только Степан Разин и атаман Платов чего стоят!), я понял, что это священное место значимо не только для Ростовской области и России, но и Европы и мира. В дальнейшем, когда мы стали принимать иностранцев, проводя экскурсии на английском (супруга Галочка) и немецком (старший сын Евгений), я увидел неподдельный интерес иностранных туристов в истории казачества, как уникального явления в европейской и мировой истории! Для меня лучшего места, чем Старочеркасск, нет на планете Земля…

Как эта Мекка создавалась, по чьей инициативе, кто внес заметный вклад, кто приложил свою руку?

Средоточие в Старочеркасске уникальных памятников и памятных мест, связанных с историей донского казачества, не могло не вылиться в образование здесь исторического музея. И первый такой музей был открыт в станице Старочеркасской 13 сентября 1921 года (то есть 100 лет назад!) по инициативе Анны Митрофановны Гриневой, которая и стала первым директором этого музея, передав затем музей своей дочери Елизавете Гриневой. Тогда он назывался «Старочеркасский музей имени Степана Разина». А потом наступило время великого Шолохова, который стал отцом-основателем Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.


Старочеркасский музей-заповедник. Атаманский дворец.

Как так случилось, что в год столетия со дня рождения Ленина, Шолохов вдруг на руинах древней казачьей столицы решил создавать донской музей-заповедник?

Помог опять же счастливый случай, когда в 1970 году Зарубежное казачество собиралось праздновать 400-летие Войска Донского. В мае того года М.А. Шолохов лично посетил Старочеркасск и увидел, в каком ужасном положении находятся главные исторические памятники донского казачества, увидел уникальный иконостас главного казачьего храма Дона и казачьей России – войсковой Воскресенский собор- затянутый густой паутиной, увитый гнездами голубей, воробьев, сов и сычей!

Как к этому отнеслись различные слои общества? Элита? Ваши учителя историки Серый, Пронштейн, Золотов? Партийные бонзы? Народ?

По-разному: общественность приветствовала, партийные и советские руководители видели для себя головную боль с этим музеем, некоторые ученые РГУ не рекомендовали педалировать и поднимать опасную казачью тему.

Каков был основной замысел великого Шолохова? Известно, что он просто так ничего не делал. Некоторые выдержки из писем Брежневу и Воронову привести можете?

В августе 1970 года в станице Старочеркасской состоялось торжественное празднование 400-летия города Черкасска-станицы Старочеркасской и Войска Донского (1570 г.). На торжественном митинге ученые и общественные деятели напомнили о выдающейся роли Старого Черкасска и его казаков в истории Дона и России и о необходимости увековечить память о них, создав здесь историко-архитектурный музей. Снова обратились за помощью к великому Шолохову, и он откликнулся…

Еще до августовских торжеств в Старочеркасске, 19 июня 1970 года, Михаил Александрович Шолохов направил два письма: в Совет Министров РСФСР и Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Письмо Генсеку было кратким. «Дорогой Леонид Ильич! В этом году исполняется 400 лет со дня официального узаконения царем Иваном Грозным существования Донского казачества. Событие это, как известно, имеет немаловажное значение для истории государства Российского. Мне думается, что умалчивать о четырехсотлетии казачества едва ли целесообразно хотя бы по одному тому, что умолчание может вызвать нежелательную реакцию и у нас внутри страны и на Западе.

И не лучше ли будет, если Политбюро примет решение, обязывающее центральную печать посвятить 400-летию небольшие, но квалифицированные статьи, а Совмин РСФСР решит вопрос о создании в станице Старочеркасской историко-архитектурного ансамбля? «Скорбный лист» Ростовского отделения охраны памятников истории и культуры прилагаю. Не писал по этому вопросу раньше, потому что подходили юбилейные дни Владимира Ильича и всё остальное, естественно отодвигалось на задний план. Шлю добрые пожелания и обнимаю. Ваш М. Шолохов. Ст. Вёшенская. 19.6.70.».

Получив это письмо фельдъегерской почтой, Л.И. Брежнев уже 25 июня собственноручно начертал на письме Шолохова: «Тов. Демичеву П.Н. (тогдашний секретарь ЦК КПСС по идеологии - авт.). Прошу рассмотреть – затем обменяться мнением по поднятому вопросу».

Тогда же Михаил Александрович направил письмо председателю правительства Российской Федерации Г.И. Воронову. В нём Шолохов писал: «Дорогой Геннадий Иванович! Одновременно с этим письмом посылаю письмо и Л.И. Брежневу, в котором прошу Политбюро ЦК КПСС рассмотреть вопрос о возможности как-то отметить наступающее в текущем году 400-летие Донского казачества. В обращении к Вам мне хотелось бы несколько подробней обосновать своё предложение, продиктованное единственным желанием не уронить достоинства Державы Российской…

Нет сомнения, что донские и вообще белые эмигранты будут широко отмечать 400-летие Войска Донского. А что мы – подлинные наследники Донского края – будем молчать и делать вид, что мы «Иваны, не помнящие родства» и не чтящие историю Родины? Дон дал России Ермака, Пугачева, Разина, Булавина и многих других славных сынов. Надо скромно, но с достоинством отметить этот юбилей, чтобы не дать возможности отщепенцам Родины представлять эту часть России в дни её 400-летия при нашем необъяснимом молчании.

И в отношении станицы Старочеркасской надо что-то делать. Люди окраинного уголка России, некогда населявшие его, веками стояли на рубежах Родины, и необходимо сохранить для истории и потомства хотя бы то, что осталось вопреки нашему небрежению к памятникам родной страны. Почему бы Вам, Геннадий Иванович, не послать в Старочеркасск авторитетную Госкомиссию историков, которая установила бы, какие объекты и ценности нуждаются в реставрации и сохранности? Ведь украинцы сделали же нечто подобное в бывшей Запорожской Сечи, а мы, выходит, лыком шиты? Очень прошу Вас лично обратить внимание на донскую частицу РСФСР. Ведь вы же не только Председатель Совмина, но еще и русский человек. Обнимаю Вас и желаю всего самого доброго. Михаил Шолохов. Станица Вешенская. 19.6.1970 г.

По письму М.А. Шолохова Л.И. Брежневу П.Н. Демичев подготовил справку в секретариат ЦК КПСС, в которой писал, что «развёртывать какую-либо пропагандистскую работу, посвященную 400-летию Донского казачества, было бы нецелесообразным. Вместе с тем было бы правильным отметить в печати приближающиеся юбилеи крестьянских войн против царизма, в которых казачество принимало активное участие. Речь идёт о том, что в 1970-1971 годах исполняется 300-летие крестьянских войн под предводительством С.Т. Разина, а в 1973-1975 годах 200-летие войн под руководством Е.И. Пугачёва. Как представляется, такое решение вопроса было бы правильным и в известной мере учитывало бы предложение М.А. Шолохова». 8 сентября 1970 года секретариат ЦК КПСС утвердил эту справку: её подписали М.А. Суслов, А.П. Кириленко, П.Н. Демичев и другие.

10 сентября 1970 года за подписью заместителя заведующего Отделом пропаганды ЦК КПСС Ю. Склярова вышло Приложение к постановлению от 8.IX.1970 года «О письме Шолохова М.А.», в котором сказано, что «отделы ЦК КПСС считали бы возможным поддержать предложение т. Шолохова М.А. в части опубликования статей, посвящённых истории Донского казачества, в центральной и ростовской областной печати», а также «считали бы необходимым поддержать просьбу т. Шолохова о создании в станице Старочеркасской историко-архитектурного ансамбля. В связи с этим поручить Совету Министров РСФСР рассмотреть предложения ростовских областных организаций по этому вопросу».

В ноябре 1970 года авторитетная комиссия из ростовских историков, музейщиков и представителей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обследовала историко-архитектурные памятники станицы Старочеркасской. Ее вывод был однозначен: уникальные памятники и историю древней казачьей столицы необходимо сохранить. Сохранности и восстановлению прежде всего подлежат войсковой Воскресенский собор 1706-1719 годов, церкви Петра и Павла 1751 года и Преображения Господня 1740 года, комплекс Атаманского подворья Ефремовым ХVIII-ХIХ веков с Донской церковью 1756-1761 годов, Атаманским дворцом ХVIII-ХIХ столетий, около 150 каменных и деревянных домов станицы, построенных в стиле старинной казачьей архитектуры. Выделению в специальные охранные зоны со специальным статусом использования подлежат крепость Святой Анны 1730-1733 годов, располагавшаяся в четырех километрах на севере от Старочеркасска, Ратное урочище со старинным казачьих кладбищем и Монастырское урочище (Каплица, Камплиция) на правом берегу Дона в семи километрах от станицы Старочеркасской.

На основании протокола этой комиссии 30 декабря 1970 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР за № 726 «Об организации Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника в Ростовской области». В нем было сказано: «Совет Министров РСФСР постановляет:

  1. Принять предложение Министерства культуры РСФСР и Ростовского облисполкома об организации Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника на базе памятников истории и культуры станицы Старочеркасской и филиала Новочеркасского музея истории донского казачества. Поручить министерству культуры РСФСР по согласованию с Ростовским облисполкомом утвердить Положение о Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике.
  2. Ростовскому облисполкому и Министерству культуры РСФСР осуществить в 1971-1975 годах реставрацию памятников истории и культуры Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника согласно приложению № 1. Министерству культуры РСФСР предусмотреть необходимые ассигнования на проведение реставрационных работ. Принять к сведению сообщение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры о том, что общество примет долевое участие в реставрации указанных памятников истории и культуры.
  3. Госплану РСФСР и Главснабсбыту РСФСР предусмотреть в проекте народнохозяйственного плана на 1971 год выделение Ростовскому облисполкому для специальной научно-реставрационной производственной мастерской оборудования и транспортных средств согласно приложению № 2
  4. Обязать Ростовский облисполком обеспечить в 1971-1973 годах строительство в станице Старочеркасской 36-ти квартирного жилого дома для работников Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.
  5. Принять к сведению сообщение Министерства сельского хозяйства РСФСР и Ростовского облисполкома, что ими будет осуществлено в 1971-1973 годах проектирование и строительство водопровода протяженностью 4.5 км на территории совхоза «Старочеркасский» в станице Старочеркасской.
  6. Обязать Ростовский облисполком и Министерство строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР обеспечить в 1971-1973 годах проектирование и строительство дороги Ольгинская – Старочеркасская с асфальтобетонным покрытием, мостами и самоходным паромом через реку Дон.
  7. Принять к сведению сообщение Роспотребсоюза о том, что в 1971 году будет осуществлено проектирование, а в 1972 и 1973 годах строительство кафе на 100 посадочных мест в станице Старочеркасской».

Судьба музея решилась в последний рабочий день 30 декабря 1970г. Почему так?

Резко возражал против создания в Старочеркасске казачьего музея секретарь ЦК КПСС по идеологии М.А. Суслов, считавший, что донское казачество было и есть контрреволюционно, что события 1-2 июня 1962 года в Новочеркасске подтвердили его тезис контрреволюционности донского казачества. Л.И. Брежнев, с которым М.А. Шолохов дружил со времен Великой Отечественной войны и которого Шолохов называл в узком кругу «мой полковник», сыграл здесь позитивную роль и музей-заповедник, хоть и в последний рабочий день 1970 года, но появился. Помогло, конечно, и 400-летие Войска Донского, которое широко отмечалось Зарубежным казачеством.


Михаил Шолохов в своем рабочем кабинете в станице Вешенской. Фото: "Мир Шолохова".

Вы, когда впервые попали в Старочеркасск, кем вы начинали, младшим научным сотрудником? Как доросли до заместителя директора?

В конце июня 1975 года, когда я приехал в Старочеркасск, в музее было очень много вакансий, и я сразу же был назначен на один из труднейших направлений – заведующим научно-просветительным отделом, ответственным за прием и обслуживание туристов, газетную, радио-и телепропаганду и рекламу. Работа в этом отделе давала возможность заниматься исследованием практически всех аспектов истории Черкасска-Старочеркасска и всего донского казачества, чтобы профессионально подавать это отечественным и зарубежным туристам на радио, телевидении, в газетах и журналах. Работа в этом отделе требовала не только исторических, энциклопедических, знаний, но и определенных артистических навыков, дикции и грамотности речи. Не случайно потом я написал и издал «Донскую энциклопедию», вобравшую в себя до 12 тысяч персоналий по истории, культуре, науке Дона, снялся в более, чем 500 телесюжетах, ряде документальных фильмов и в двух художественных фильмах киностудии «Мосфильм»: «Оглашению не подлежит» (1986 год) и «Атаман» ( в 16-ти сериях, 2005 год)

Каковы были наиболее трудные этапы создания самого популярного музея на Дону? Кто из руководителей внес в его создание наиболее весомый вклад?

В музее лично мне в творческом плане всегда работалось интересно, хотя в советское время была цензура. Я помню, как я написал статью об атамане Платове и тогдашний секретарь станичного парткома (а надо было проходить и через эту цензуру), прочитав эту мою статью, сказал: «Ты так позитивно представил царского генерала и атамана Платова, что его хоть в партию принимай, такой он у тебя положительный!». Мешали жить и работать бытовые трудности: вода и туалет во дворе, частые отключения электричества, а это приводило и к отключению отопления. Сообщение с Ростовом и Аксаем только по воде в период с марта по октябрь, а зимой блокада, особенно когда замерзал Дон и не ходил паром – единственная «дорога жизни». Самый тяжкий в этом отношении был период 1975-1980 годов.

Я работал при трех директорах музея. Жестко-требовательным был бывший секретарь М.А. Шолохова Андрей Афанасьевич Зимовнов. Но именно он сформировал мощный творческий музейный коллектив, научил каждодневной кропотливой работе. При нем была закончена реставрация основных историко-архитектурных памятников музея, создано несколько интереснейших выставок и экспозиций, по его инициативе был создан фольклорный хор из сотрудников музея, до сих пор являющийся одной из «визитных карточек» музея-заповедника. Именно тогда музея приобрел те форматы, авторитет и известность, которые мы видим и в настоящее время. Прекрасно работалось и при Николае Николаевиче Кочинове (директор 1982-1984 годов) и при Николае Ивановиче Калашникове, который был директором самое продолжительное время в 1984-2012 годы.

Каково будущее у этого детища Шолохова, есть ли перспективы? Ведь несколько лет назад, как ни странно, само существование этого грандиозного проекта великого писателя было под вопросом. Как так случилось?

Перестройка и гласность раскрепостили работу музейщиков, освободив от идеологической зашоренности, открыв возможность заниматься ранее запретными темами, например Зарубежного казачества. Но она же принесла и массу проблем. Некоторые представители церкви, больше думающие не о духовном, а о том, как бы отобрать у музея отреставрированные им уникальные здания, поставили Старочеркасский музей на грань исчезновения. Слава Богу после серии судебных заседаний различных инстанций Верховный суд РФ поставил точку в притязаниях некоторых церковных иерархов на детище М.А. Шолохова и постановил «Старочеркасскому историко-архитектурному-музею быть!». Решение окончательное, судебная инстанция высшая! Особая заслуга в спасении музея принадлежит Ирине Анатольевне Чебатуровой, сейчас она главный хранитель музея, которая сумела подключить к защите музея общественность и прессу Дона, общество охраны памятников во главе с А.О. Кожиным, найти грамотных адвокатов и блестяще и аргументировано осуществить защиту в судах.


Воскресенский войсковой собор — главная архитектурная достопримечательность станицы Старочеркасской.

Ваше поколение университетских выпускников сделало свое грандиозное дело и ушло. Что бы вы хотели пожелать нынешнему поколению сотрудников?

Наше поколение, уйдя из штата музея-заповедника, продолжает работу на благо Старочеркасска и донского казачества. Например, мы с супругой Галочкой и старшим сыном Евгением, образовав индивидуальное предприятие, продолжаем проводить экскурсии на русском, английском и немецком языках, пишем и издаем книги по истории Старочеркасска и донского казачества. Продолжает работать фольклорный хор из прежних сотрудников музея.

С нынешним коллективом музея и его руководством – директором Андреем Владимировичем Кляндиным и его заместителем Ириной Анатольевной Чебатуровой – мы находимся в дружеских творческих отношениях. Посему я желаю нынешнему поколению старочеркасских музейщиков кропотливой повседневной работы по созданию новых выставок, творческих экскурсий, успешной пропаганды в газетах, радио, телевидению и в интернете. И, конечно, здоровья в наше не совсем здоровое время!

Член комиссии по работе с общественными объединениями казаков
Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества,

руководитель КИАЦ
Алексей Зборовский

Автор: Алексей Зборовский


Источник: https://i-sng.ru/

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные | Просмотров: 573 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]