05.03.2018 22:17 Как вы думаете: Казаки — это народ или общность? | |
На пресс-конференции об итогах Большого Круга российского казачества атаман ККВ Николай Долуда среди прочих вопросов упомянул и о законопроекте «О российском казачестве» На вопрос, казаки — это народ или сословие, Николай Долуда ответил: — Для меня казачество — это народ! И тут же в Интернете появились критики, обвиняющие атамана войска чуть ли не в сепаратизме. На сайте казачьего О каком же сепаратизме может идти речь? А что касается вопроса, кто такие казаки — народ или сословие. Важен ли этот вопрос? Важен, поскольку от ответа зависит самоидентификация, то есть отождествление себя либо с титульной нацией, либо с отдельным народом в составе России. Для начала давайте разберемся в терминологии. В словаре Ожегова понятие «народ» — это население государства, национальность, народность. «Сословие» — сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими правами и обязанностями, закрепленными законом. Если исходить из этой терминологии то, на первый взгляд, перед нами тупик. Казаки в дореволюционной России были служивым сословием, отрабатывая земельные наделы, закрепленные за ними государством службой. Конь, амуниция, оружие — все это казак покупал за свой счет. С другой стороны, казаки составляли народ или народность с присущими только им обычаями, традициями, культурой, общественными взаимоотношениями. В русской историографии казаки считались особым народом, не относящимся к великороссам. Да, казаки разделяли общенациональную идеологию Российской империи «За веру, царя и Отечество», оставаясь при этом одним из народов единого государства. К признакам народа относятся язык, территория проживания, самосознание, государственность, вооруженные силы. Казачество отвечает всем этим признакам, за исключением языка. Хотя и здесь можно поспорить. На мой взгляд, для народа самобытность, обряды, традиции так же важны, как язык. Казачество, находясь на территории именно Российского государства, под его политическим, культурным, и экономическом воздействии, сформировалось как одно из сословий русского общества. Следовательно, казаки были народом, этносом, если хотите, а уж потом стали сословием, оставаясь при этом одним из народов Российской империи. Достаточно четкое и ясное определение казачеству дал атаман Таманского отдела Кубанского войска Иван Безуглый. «Казачество — особая форма социального и государственного бытия, которое мог осуществить только самостоятельный народ. Сущность этого бытия была резкой противоположностью великорусской. У казачества было народоправство, свобода, равенство, особый социальный уклад и быт». Действительно, по сравнению с крестьянами, мещанами казаки пользовались не виданными для того времени свободами, что и повлияло на их нрав, традиции, культуру. Высшим органом народной власти была Рада. Это был главный законодательный и организационный орган, участвовали в нем все казаки. Именно Рада избирала кошевого атамана. Запорожские казаки имели свое правительство, суд, армию, флот, органы управления. Казаки в отличие от других сословий — дворян, купцов, мещан — были спаяны не только компактностью проживания, но и особым складом психологии, они хранили и передавали из поколения в поколение обычаи, традиции. То есть, даже будучи включенными в служивое После Октябрьского переворота большевики упразднили сословия. Дворяне, купцы, мещане, разбросанные по городам и весям России, тут же потеряли даже те связи, которые и были раньше внутри сословий (за исключением родственных и соседских), казаки же сохранили связи, основанные на осознании того, что они являются служивым народом. Даже попав под каток репрессий, они хранили свои обычаи и традиции. Некий социолог Юрий Московский, мнение которого то и дело упоминается в той статье, несет полную околесицу. В частности, он утверждает: «Одним из первых сделал казаков „отдельным народом“ Петр Краснов. Он с помощью кайзера Вильгельма II хотел отторгнуть земли Войска Донского от Великороссии, подарить их Германии, а самому стать германским Доктор исторических наук, автор более чем 80 научных работ по истории казачества Александр Сопов утверждает, что с IX по XVI век казачество складывалось как этнос, состоящий из славян, касогов, алан и других народов. Термин «этнос» в переводе с греческого языка народ, племя. В учебнике «Русская история» Устрялова (издание 1845 года) сказано: «Народ казацкий возник от слияния разноплеменных людей, искавших необузданной воли, в состав его вошли: остатки половцев, черкесов, переселившихся с Кавказа, русские удальцы, для которых были тягостны законы, беглые поляки, молдаване, татары, не терпевшие самовластия ханов. Чудесная смесь племен отразилась в чертах казаков, их языке, в самом образе жизни. Язык их состоит из слов русских, татарских, польских и других. Значит, не Краснов сделал казаков «отдельным народом». Когда мы говорим «возрожденное казачество», что мы понимаем под этим — возрождение сословия или народа, нации? Сословия упразднены после Октябрьского переворота 1917 года, следовательно, в современной России возродить сословия невозможно. Возродить можно только народ, этнос. К слову, согласно итогам переписи населения в Краснодарском крае в 2010 году 17,5 тысячи человек на вопрос о своей национальности ответили — «казак» или «казачка». Уверен, что в следующей переписи их станет на порядок больше. Выше упоминалось решение Волгоградского суда. Вернемся к нему еще раз. Минюст, выступавший истцом, требовало ликвидировать общественное объединение «Региональная Некоторые чиновники усмотрели в желании казаков считать себя народом признаки национализма, который может вылиться в сепаратизм. Обожглись на молоке (я имею в виду события на Украине) — теперь дуют на воду. Кубанским казакам такое даже в голову не может прийти! … В тексте законопроекта «О российском казачестве " содержится определение понятия казачества: исторически сложившаяся Законопроект «О российском казачестве» проходит юридическую экспертизу в Минюсте РФ. Посмотрим, какой статус придадут государственные мужи казачеству. Но как бы там ни было, я полностью согласен с мнением нашего батьки: казаки — это народ.
| |
Автор: Сергей Капрелов | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 0 | |