Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Казаки – национальность, сословие или состояние души!? Часть 3 (окончание).

Казаки – национальность, сословие или состояние души!? Часть 3 (окончание).

28.05.2019 13:39
Казаки – национальность, сословие или состояние души!? Часть 3 (окончание).

Начало публикации смотри ЗДЕСЬ


Нужны слова учёных, свой разум не подскажет.

В данной работе не представлены мнения учёных, а идет попытка путем собственного размышления и работой над историческими фактами и документами сделать вывод кто такие казаки. Кому интересно мнение ученых и публицистов, которые считают казаков народом, предлагаю почитать: Л.П. Гумилёв «Древняя Русь и Великая Степь»; А.Г. Попов «История о Войске Донском»; В.Д. Сухоруков «Историческое описание Земли Войска Донского»; Долгополов С.А. Донское казачество; Е.П. Савельев «Древняя история казачества»; В.Н. Татищева «История Российская»; М.П. Астапенко «История Донского Казачества»; И.Ф. Быкадорова «История казачества»; Историк А.И. Ригельман в своей книге «История или повествование о донских казаках» сообщает, что многие казаки в то время «не считали себя природою от московских людей», а «только обрусевшими», заявляя: «Я не москаль, но русский».

Н.М. Карамзин в своей работе «История государства Российского» пишет, что: «Заметим, что летописи времен Василия Темного в 1444 году упоминают о Козаках Рязанских, особенном легком войске, славном в новейшие времена. Итак, Козаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки - также. Вспомним Касогов, обитавших, по нашим летописям, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что Оссетинцы и ныне именуют Черкесов Касахами: столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, назывались Черкасами, назывались и Козаками; что некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем. Они разделились на сотни и полки, коих Глава, или Гетман, в знак уважения получил от Государя Польского, Стефана Батори, знамя Королевское, бунчук, булаву и печать. Сии-то природные воины, усердные к свободе и к Вере Греческой, долженствовали в половине XVII века избавить Малороссию от власти иноплеменников и возвратить нашему отечеству древнее достояние оного. - Собственно, так называемые Козаки Запорожские были частию Малороссийских: Сеча их, или земляная крепость ниже Днепровских порогов, служила сперва сборным местом, а после сделалась жилищем холостых Козаков, не имевших никакого промысла, кроме войны и грабежа. - Вероятно, что пример Украинских Козаков, всегда вооруженных и готовых встретить неприятеля, дал мысль и северным городам нашим составить подобное земское войско. Область Рязанская, наиболее подверженная нападению Ординских хищников, имела и более нужды в таких защитниках. Люди молодые, бездомовные записывались в Козаки, побуждаемые к томуили некоторыми особенными, гражданскими выгодами - может быть, освобождением от всяких податей, - или прелестию добычи воинской. В истории следующих времен увидим, Козаков Ордынских, Азовских, Ногайских и других: сие имя означало тогда вольницу, наездников, удальцов, но не разбойников, как некоторые утверждают, ссылаясь на лексикон Турецкий: оно без сомнения не бранное, когда витязи мужественные, умирая за вольность, отечество и Веру добровольно так назвалися». (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 5 глава 4). Из этого можно сделать вывод что, казаки были известны до возникновения сословной монархии в Киевской Руси.

Можно и далее перечислять этот список, но давайте обратим внимание на то, кем считали казаков официально, до перевода их в сословие, в 1835 году.

Зябловский Е.Ф. «География Российской Империи» 1807г.

В 1807 году Зябловский Евдоким Филиппович написал книгу «География Российской Империи». Издана она в Москве и напе­чатана в типографии С. Селивановского «с дозволения Цензурного Комитета, уч­режденного для округа Императорского Московского университета». В части третьей этой кни­ги говорится «О обитателях го­сударства, их языках, вере и упражнениях народных». В параграфе 82-м перечисляют­ся «народы словенские»: 1) Россияне, владеющий на­род в Российском государ­стве, живут везде в России. 2) Козаки кои суть: Донские, Гребенские или Терские, Волжские, Оренбургские. Сибирские, Малороссийские, Бугские и Черноморские. 3) Поляки. Другие славянские народы не обозначены. Здесь видно, что ученые Российской империи относят казаков к отдельному народу входящему в славянскую группу.

Эта общая и официальная точка зрения нашла также свое отражение и в школьном учебнике географии К. И. Арсеньева, которая за время с 1818 по 1849 г. вышла в двадцати изданиях. Там в «отделе о племе­нах народов, обитающих в Российских владениях» к славянскому племени отнесены: а) Русские, господствующий народ в империи б) Казаки Донские, Черноморские, Терские, Уральские и Сибирские, в) Поляки - народ составляющий главное население в Царстве Польском и в губерниях от Польши присоединенных».

 

 

Карты


Р.s. Моё первое издание: «Казаки – национальность, этнос, сословие или состояние души»!? породило споры. Некоторые члены казачьего общества, куда вхожу и я, увидели в моей книге то, чего нет. А именно сказали мне, что я пытаюсь отколоть от русского народа казаков. Эти люди, которые стали казаками, считают казаков сословием. Нехай думают, что хотят, но и нам не мешайте высказывать своё мнение. В моём понимание русские – это все славяне Восточной Европы украинцы, белорусы, великороссы, казаки, поморы. Мы все Русский мир, все мы работали над созданием Российской империи (пусть в разное время она называлась по-разному). У нас разные обычаи и традиции, но единая вера и родственный язык, у нас разный менталитет, но единая история. Только признание того что русский народ един в своём разнообразии поможет нам вновь быть вместе и быть силой.

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Кто такие «русские».
  3. Сословие или народ? А посольства к кому же?
  4. Казаки-дворяне.
  5. Казаки-купцы.
  6. Казаки-священники.
  7. Крестьянское сословие.
  8. Воля на Дону, да не про каждого.
  9. Казаки есть, а крепостного права нет.
  10. Городовые казаки.
  11. Казаки народ.
  12. Так сословие или народ на картах исторических и политических?
  13. Когда и как казаки из народа стали сословием.
  14. Почему в казаках присутствуют другие народы?
  15. Казаки- это род войск?
  16. Казачья государственность.
  17. Казаки вне Присуда.
  18. Советская власть и ликвидация казачества.
  19. Советы временно возрождают этнические казачьи территории.
  20. Перепись казаков в СССР.
  21. Казак- состояние души?
  22. Казачий язык: гутор и балачка.
  23. Что скажут пословицы и поговорки.
  24. Казачья танцевальная культура.
  25. Великорусский танец.
  26. Продолжаем сравнение.
  27. Странная ситуация.
  28. Нужны слова ученых, свой разум не подскажет?
  29. Зябловский Е.Ф. «География Российской Империи» 1807г.
  30. Карты

Биография.

Качанов Илья Владимирович родился 26 декабря 1978 года, в городе Каспийске Республики Дагестан. 1996-1998 служба в армии в Военно-Космических Силах, космодром Плесецк. В 2001 году закончил Дагестанский республиканский колледж культуры и искусства с присвоением квалификации руководитель хореографического коллектива, педагог–организатор досуга. В 2006 году закончил Дагестанский государственный университет с присвоением квалификации историк, преподаватель истории по специальности «История». С 2009 года проживает в городе Ставрополе. Женат. Двое детей.

Анотация.

До сих пор ведется споры о том, кто такие казаки. Данная работа, это попытка сопоставить и проанализировать все факты, которые отвечают на этот вопрос.


Комментарий КИАЦ

По ходу чтения мною были выделены высказывания Ильи Качанова, которые, как мне кажется, в наибольшей степени характеризуют его взгляды, как казака молодого поколения, на место и роль казачества в современном мире:

«Так и хочется провести аналогию между городовыми казаками и казаками-«дружинниками», которые не имеют под собой этнической основы и, в принципе, нужны государству как собаке пятая нога. Казаки могут сохраниться в веках только как этнос, народ, национальность, а не какая - то эфемерная сверхсила, не имеющая своей культуры, обычаев, традиций, веры, языка.»

«А если заглянуть в учебники истории, там на картах вы найдете Донских казаков, Терских казаков, Яицких казаков, Запорожских казаков. Скажите мне на какой карте можно увидеть расположение сословных делений? Да ни на какой!!! Это же абсурд. Такую карту никто, никогда не создавал. Тогда какой смысл выделять одно сословье и обозначать его на картах? Почему на картах нет дворян или крестьян или мещан? Да потому что это сословия, а не национальность. А казаки указаны на картах вместе с другими народностями и имеют четкую территорию своего расселения. Значит казаки это народ!»

«К людям, не имеющим казачьих корней, но желающим стать казаками, относится термин «оказачивание». Наряду с термином оказачиваться т.е. влиться в казачий народ, существуют аналогичные термины отуречиться и ополячиться означавшие вливание в соответствующий народ. Думается, что никто не будет оспаривать существование таких народов как турки и поляки. Почему ж казачьему народу ставят в укор то, что он принимал и принимает в свои ряды людей другой национальности.»

«Неся в боевых действиях большие потери, казаки уже не имели возможности расширять свои ряды за счет людей других национальностей т.к. государство строго следило за численным составом казаков. Понимая, что этим государство ослабляет казаков как военную силу, было решено приписывать другие народы, но не к казачьему народу, а к казачьему сословию. Так появились казаки – калмыки, буряты, осетины и т.д. Эти народы, сохраняя свою национальную принадлежность и стали сословными казаками.»

«Нужно четко разделять и понимать, что был и есть казачий народ и было казачье сословие, куда помимо казачьего народа были приписаны калмыки, буряты, осетины и другие народности.»

«В моем понимании «Казакией» можно назвать всю территорию, которая когда-либо была освоена казаками и присоединена к Российской империи или хотя б территории 11 казачьих войск.»

«В наш современный век, когда все объединяются, отделять себя от Русского мира было бы чрезвычайно недальновидно и опасно. Наши предки не были глупыми, что пытались объединить силы с Московским великим княжеством, а позже царством. Как в песне поется вместе, и жить, и работать веселей. Была бы Русь чужда не стали бы казаки грудью на защиту Руси.»

«Тяжело казакам как раньше, так и сейчас. То цари геноцид проводят (при подавлении К. Булавина) и в сословья определяют, то большевики устраивают поголовное уничтожение. И в наш век всемирной демократии казачий народ должен доказывать то, что он есть. Не признают казаков за народ. До сих пор не исполнены законы о территориальной и социальной реабилитации казаков. Принижается роль казачьего народа в истории России. И некоторые, смотря на это, уходят в радикализм, говоря об отделении казаков от России. Но разве можно из тела вырвать сердце? Сможет ли сердце жить без тела али наоборот? Нет, конечно!!!»

«Почему казаки говорят о Казакии? Возможно, ещё по тому, что у казаков нет уверенности в Москве. Нет уверенности, что Москва не бросит казаков на Кавказе, да и не только на Кавказе как это произошло во время распада СССР. Яицкие (уральские), семиреченские казаки оказались за рубежами нашей родины, 25 миллионов русскоязычного населения, были предоставлены самим себе и подверглись гонению. В самой России в Чечне и Ингушетии казаки подверглись геноциду и были вынуждены покинуть исконно казачьи земли. Возможно ли повторение такого сценария? Думается что в нашей стране возможно всё и нужно быть готовым ко всему!»

«Некоторые из людей говорят, что казак - это состояние души. И в этом я отчасти могу с ними согласиться, так как каждый человек, любой национальности имеет душу. Но у еврея это состояние души одно, у француза другое, а у казака третье. Как понять состояние души определённого народа. Конечно же, по его культуре, по его обычаям и традициям, по его песням, танцам, сказкам, пословицам и поговоркам. И ещё, говоря о «казаках по состоянию души», следует учитывать непостоянство данной категории, т.к. оно может меняться под воздействием определённых факторов и жизненных событий. Сегодня поступил как казак, а завтра как немец или еврей.»

«Многие рожденные по роду казачьему, забыли о том, что они казаки и ассимилировались в другие народы. То есть потеряли они дух казачий, менталитет казачий. Другие же став казаками или родившись ими попав в пучину чиновничества, власти и золотого тельца перестали быть носителями казачьего духа свободы и воли став послушными и покорными исполнителями того что им сверху укажут. И поэтому многие казаки по духу, но не по крови мне, гораздо ближе, родовых и природных, которые потеряли казачий дух, водку хлещут, да чинами и медалями обвешиваются. Возможно, нам казакам, нужно снять свои погоны да медали, чтоб хоть как - то отделить себя от того огромного потока ряженых, которым видать только и хочется покрасоваться на улицах наших городов!?»

«Разнобой в понятие термина казак приводит недопонимание во внутренних взаимоотношениях между казаками и во внешних связях с властью. Так как у всех разные цели. У казаков народа одни, у казаков (сословия) членов казачьего общества другие. Пока правительство не поймет, что возрождать казачество как сословие в наше время невозможно, и не обратит внимание на казачий народ, до тех пор все программы и законы по казакам будут «буксовать»!!!»

Ценность этого материала еще и в том, что, его автор, хотя и имеет квалификацию историка, его основная деятельность в основном проходит за рамками этой профессии. Он трудится и живет в казачьей среде, вокруг него много молодежи, для которой так важен личный пример и образ современного казака, которым можно гордиться и уважать.

Посмотрите фото в заголовке, где Илья в центре молодых ребят и девчат. Обратите внимание на их замечательные лица, на подтянутый, опрятный, спортивный вид. Оно взято из его группы ВКонтакте. Там таких фотографий много. У кого-нибудь повернется язык или даже мелькнет мысль назвать их «ряжеными»?

Пока есть такая молодежь, по роду ли, по духу ли казачьему, отличающему от всех других народов, казачьему роду действительно не будет переводу!

Координатор МОО «ОРКСМИ «КИАЦ»
Зборовский А.А.


Как обещал, даю ссылку для скачивания публикации. СКАЧАТЬ.

Автор: Илия Качанов

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 1679 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: