Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Хабаровские краеведы и амурские казаки нашли короткую дорогу к морю

Хабаровские краеведы и амурские казаки нашли короткую дорогу к морю

12.09.2021 17:34
Хабаровские краеведы и амурские казаки нашли короткую дорогу к морю

Более, чем в два с половиной раза может быть сокращен путь к теплому Японскому морю для жителей Хабаровского края. Необходимо только принять правильное решение и изыскать финансирование.

Вот уже несколько десятилетий в сообществах ученых и во властных кабинетах ведутся разговоры о приоритетном развитии экономики ДФО и, в частности, Хабаровского края. Вопросы развития дальневосточных территорий не только не теряют актуальности со временем, но приобретают все возрастающую остроту. Общественностью осознана геостратегическая важность практического решения назревших социальных проблем. За это время принято несколько программ экономического развития, выделены приоритетные направления, наиболее реальное из которых, по мнению разработчиков, - развитие туристического сектора. И это верное решение.

Проекты должны быть не только на бумаге

Современная индустрия туризма является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике, но требует значительных первоначальных финансовых вложений. В Хабаровском крае еще в 2012 году была принята краевая программа «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Хабаровском крае», в которую в 2020 году были внесены изменения. А годом ранее внесена Минэкономразвития России и подписанным распоряжением утверждена «Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года».

Таким образом, не реализованные в течение почти 20 лет проекты предлагается реализовать в последующие 15 лет. Что же изменилось за истекший период в лучшую сторону?

Если сегодняшняя экономическая наука не обеспечила реального успеха, то в этой связи возникает идея обратиться к населению. И Полномочный представитель Президента в ДФО Ю.П. Трутнев обратился к жителям Дальнего Востока дать предложения в Национальную программу по развитию нашего макрорегиона.

В этой связи в 2014 году мы совместно с коллегами было направлено Юрию Петровичу обоснованное предложение продолжить строительство грунтовой дороги (ныне лесовозная магистраль) в Лазовском районе Хабаровского края к устью Самарги, к морю. По этому вопросу в Минэкономразвития состоялось обсуждение. Идея была одобрена и предложение было включено в банк перспективных проектов. Даже была избрана инициативная группа по предпроектному изучению предложения.

Дороги - это как сеть кровообращения в организме. Где много дорог, следовательно, там много жизни: человек научился извлекать пользу из тесного общежития, а европейский климат всемерно благоприятствовал ему. В Хабаровском крае иначе. С угнетением лесопромышленного комплекса деградируют и рабочие поселки вдоль лесовозных магистралей. Всем понятно, что надо развивать альтернативные кластеры, в том числе туристический сектор экономики, но для этого в первую очередь следует проложить дороги к потенциальным рекреационным объектам, создавать сопутствующую инфраструктуру на базе существующих поселений и строить туристические базы. Сама по себе дорога в никуда не решит ни одной проблемы.

Во времена плановой экономики развитию лесопромышленного комплекса в регионе уделялось особое внимание. Немало нефтедолларов было вложено в строительство демонтированной ныне «оборской» железной дороги, соединяющей с транссибирской магистралью лесопункты в таежных поселках Мухен и Сукпай. Кто-то из моих собеседников утверждал, что в планы освоения региона входило продолжение «оборской» железнодорожной линии через тайгу к морю. Тогда межрегиональные вопросы решались просто. В расположенных по трассе селах Сита, Обор, Дурмин и Золотой для нужд населения были открыты школы, магазины, почтовые отделения и медпункты. В настоящее время лес вывозят огромными лесовозами-полувагонами «Мицубиси». Так стало выгоднее в условиях монополизации российских железных дорог.

В настоящее время дороги в Лазовском районе строит и эксплуатирует холдинг «Римбунан-Хиджау», специализирующийся на лесоразработках. До моря осталось проложить около восьмидесяти километров. Немногие мои собеседники - жители таежных поселков надеются, что когда-нибудь грунтовая трасса «Римбунан-Хиджау» пройдет сквозь тайгу и перевалы Сихотэ-Алиня к морю. Тогда, может быть, сюда хлынет поток туристов из близкого Хабаровска. Все-таки район побережья при устье Самарги ближе, чем порт Ванино и значительно южнее. Впечатляет и природа Центрального Сихотэ-Алиня, способствующая развитию туристической отрасли. А пока водители лесовозов и вальщики ездят отдыхать на Байкал вместо теплого Японского моря, до которого - рукой подать.

Что же мешает?

Зачастую ведомственная логика вступает в противоречие с логикой здравого смысла, с логикой экологии разума, с логикой обустройства жизни населения на окраинах. Например, один из идеологов борьбы с браконьерством в Хабаровском крае предложил… запахивать или каким-то образом разрушать транспортные магистрали (зимники, грунтовые дороги), проложенные в тайге лесозаготовителями. Якобы для того, чтобы по ним не проникали в тайгу браконьеры. Разумеется, важны и «легкие планеты», и многообразие фауны. Но как можно такими варварскими приемами ограничивать жизнеспособность населения таежных окраин?! Призывают разрушать, вместо того, чтобы обустраивать, сохранять, сдавать магистрали на баланс района, муниципального образования или иного хозяйствующего субъекта.

Международный опыт требует переосмысления проблем социального развития на основе парадигмы социальной безопасности. Таким образом, вопросы выживания, вопросы экологии жизни или социально ориентированной экологии приобретают первостепенное значение. Профессиональные, социально и экономически обоснованные решения позволят снизить общие риски и управленческие ошибки, способствовать оптимальному развитию диалога в гражданском обществе.

На окраинах рельефно проявляются достоинства и недостатки всех реформ и перестроек. В этой связи, в связи с реальными обстоятельствами жизни на окраинах, трудно предложить что-либо значительное, судьбоносное. В Лазовском районе  - это дорога к морю, но не только. Природные ресурсы, например, в дурминском горно-таежном бассейне позволяют в перспективе развивать и горнорудную отрасль.

Бассейн Самарги, к устью которой возможно продолжить действующую магистраль, относится к территории Приморского края, но вклинивается каким-то несуразным узким языком в территорию Хабаровского края. «Приморцы» зорко следят за сохранностью своих границ. Например, по ключу Рябчикову лесозаготовки фирмы «Рос-ДВ» продвинулись к самой границе, проведенной здесь по хребту. Дорога уже провешена и могла быть проложена дальше по распадкам ключей к Самарге, но «приморцы» запретили прокладку дороги и лесозаготовки в своем «королевстве», поскольку это, по мнению руководства холдинга «Тернейлес», снизит потенциал развития холдинга. Где же здесь логика здравого смысла, государственный подход? Леса в тайге много, хорошего леса. Необходимы дороги, чтобы его взять. Может быть, следовало бы присоединить бассейн Самарги к Хабаровскому краю, что логично из соображений топографии местности, и проблема исчезнет? Немаловажно и то, что такой шаг послужит объединению самаргинских и хорских удэгейцев в одном субъекте. А свободный туризм и туристический бизнес?! Однако на пути прогресса вновь стеной встают административные барьеры и навязываемая частным бизнесом экология безумства. Как «шагреневая кожа» сокращается пространство жизнедеятельности населения окраин и сокращается само население страны в прямом противоречии с законами природы. Вслед за этим, несомненно, последует расплата. 

Наше предложение, пока – предпроектное

Граница Хабаровского края с Приморским на широте района им. Лазо имеет изгиб, глубоко вдающийся в территорию края по границе бассейна р. Самарга. Вместе с тем, изменение административной границы, проведение ее по водораздельным хребтам рек Самарга и Единка (Горелый хр., водораздельные горные системы правого притока Самарги - Большая Сохатка) позволило бы ликвидировать этот изгиб и включить в состав Хабаровского края во многих отношениях интересную территорию, освоение которой крайне затруднено в составе Приморского края в связи с отдаленностью от транспортных узлов, культурных и промышленных центров юга Приморья.

Однако этот район материковой части Татарского пролива географически близок к центрам юга Хабаровского края (Хабаровский, им. Лазо, Вяземский районы) и освоение его может быть начато гораздо быстрее, чему уже имеются предпосылки в виде производственной деятельности на пограничных территориях лесозаготовительного комплекса. Перечень видов предпринимательства в этом районе может быть расширен за счет торговли, туризма, морского промысла и т.д. Отсутствие наземных транспортных путей исключает любую из перечисленных возможностей.

Для решения комплекса коммерческих задач на этой территории, из Хабаровского края в бассейн Самарги к побережью Татарского пролива и далее вдоль побережья может быть проложена грунтовая трасса через хр. Сихотэ-Алинь. Топографические возможности для этого имеются.

Мною, начиная с 1993 года, в течение нескольких экспедиций  была практически изучена данная местность на предмет перехода через Сихотэ-Алинь из Хабаровского края в Приморье. В то время уже имелся тракторный путь в бассейн правого притока Самарги -  реки Пухи, а также грунтовая дорога вдоль р. Кабули - левого притока р. Хор. Была также проложена грунтовая дорога к истокам р. Единка по левому берегу Сукпая и построен мост через р. Сукпай в р-не ключа Восточный Цафактай.

С начала деятельности лесопромышленного комплекса в конце 90-х годов в районе была значительно расширена сеть улучшенных грунтовых дорог и зимников от Владивостокского шоссе («оборская» трасса) через поселки Мухен и Сидима:

  1. В северном направлении - в верховья р. Хор.
  2. В восточном направлении:

- в верховья Правого и Левого Чуи к их истокам и вдоль ключа Самаргинский Перевал;

- вдоль р. Кабули и по правобережью р. Сукпая.

Предлагается следующее:

А) На основании социально-экономического исследования произвести оценку необходимости включения территории бассейна р. Самарги в состав Хабаровского края. Мы считаем, что такое включение отвечает интересам граждан как Хабаровского, так и Приморского краёв. Для этого у действующей власти в ДФО достаточно регулирующих инструментов.

Б) Изучить возможность прокладки грунтовой дороги к устью р. Самарги, используя уже построенные трассы (например, вдоль кючей Самаргинский Перевал - Стланиковый) или по правобережью р. Сукпай.

В) Для строительства улучшенной грунтовой дороги к устью Самарги привлечь инвесторов из лесопромышленного и туристического сектора, в том числе иностранные фирмы, осваивающие лесные массивы в указанном районе. Несомненно, в интересах этого промышленного комплекса включить в сферу освоения также и восточную низкогорную область материковой части Татарского пролива по рекам Нельма, Птичья, Неми, Тохтинка, Желтая.

Александр Мурашев,
действительный член Русского географического общества,
академик Дальневосточной народной академии наук

Фото автора

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 374 | Добавил: Вадим_Решетняк | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: