05.05.2021 19:06 Неделя на чеченской земле | |
В казачье движение я пришел в 1990-м году не случайно, так как являюсь родовым казаком по отцовской и материнской линиям. Мой дед Власов имел родовой хутор в станице Великокняжеской (сейчас станица Пролетарская), а мать из рода Ковалевых станицы Атаманской. С большой идеей о возрождении нашего народа, я влился в создавшееся казачье общество в городе Зернограде, где проживал на тот момент. В начале 1990-х годов казачье движение росло быстро. Мы ездили по станицам проводить казачьи Круги, и уже тогда набирал силу национальный пыл и стремление к духовному общению. С большой тревогой казаки следили за тем, как разваливалась страна. Переживали за те народы, на земле которых возникали братоубийственные войны. Мое частое общение с настоятелем Зерноградской церкви отцом Петром, приблизило к Православию, за что я духовнику благодарен по сей день. Поэтому, когда возник вопрос о поездке на защиту православных приднестровцев, я ни на минуту не сомневался. За одну ночь собственными руками я пошил папаху, башлык и бекешу. Пока шел процесс моего увольнения с работы по собственному желанию, зерноградские казаки уже выехали в Приднестровье, и мне пришлось догонять казаков в одиночку на перекладных. Несколько раз меня высаживали с поездов, пока в Киеве я не переоделся в гражданскую одежду. Также приходилось выпрыгивать из электрички, которая следовала в Тирасполь и проверялась молдавским патрулем. Я шел в сумерках в неизвестность по мартовскому саду до тех пор, пока не натолкнулся на чей-то патруль. Как оказалось, это были казаки, поджидавшие своих братьев- добровольцев, которые собирались на войну. Через двое суток Николай Иванович Козицын включил меня в списки казачьей сотни, и сразу я с казаками начал выезжать на позиции. Так начинался мой боевой путь. Тогда я не знал, что Бог даст возможность вернуться и с других военных миссий. В Приднестровье казаки думали по-особенному, не так как на Дону. Там не было пустых слов, а если они и были, то никогда это не оставалось безнаказанным. Причем наказывали в основном сами себя, получая глупые ранения, или находя ненужную смерть. Тогда казаки осознали, какие тяготы приходилось переносить предкам- станичникам во время крестовых походов на защиту Православия. Через четыре месяца наступило перемирие между воюющими сторонами, но за это время все же я успел получить легкую контузию. Следующий выезд на защиту Православия состоялся в 1993 году в братскую республику Югославию. В этот раз он был организованным. Перед вторым моим походом и походом многих товарищей, в склепе храма Пресвятой Богородицы в Москве, казаки провели Круг, где меня выбрали походным атаманом казачьей сотни. В Югославии я пробыл около года, пока в одном из боев с мусульманами не получил тяжелую контузию. Затем два месяца реабилитации в военном госпитале и последующая служба на должности командира атаманской сотни в Войске атамана Козицына Н.И. Именно тогда я лично познакомился с Петром Севостьяновичем Косовым. Его выступления поднимали во мне казачий дух. Во время предвыборной кампании в Законодательное собрание Ростовской области, мы работали в команде по выборам Козицына Н.И.. Помню, что до появления Косова П.С. предвыборная кампания текла вяло, если не сказать большего - она практически была загублена. Оставались считанные дни до окончания последнего срока регистрации кандидата, а штаб не успевал собрать подписи. Именно Косов П.С. мобилизовал всех на предвыборную кампанию. Стали приезжать на Дон известные люди. Даже популярный кинорежиссер Говорухин проехал с Косовым П.С. по донской земле, поднимая значимость казачьего атамана Козицына Н.И. Подписи собрали, предвыборный процесс оживился, но было очевидно, что в сложившихся политических условиях, шансов на победу в той предвыборной кампании у нас не было. В то время, будучи заместителем атамана Войска Донского Косов П.С. приезжал часто в город Зерноград. Вспоминаю, как ночью в атаманском Правлении Зерноградского юрта Косов П.С. редактировал составленные им знаменитые 25 требований к власти, которые стали отправной точкой во взаимоотношениях власти и казачества. Работоспособность Косова П.С. была поразительной, особенно выделялись его организаторские способности на фоне всеобщей неорганизованности, когда зачастую слово не соотносилось с делом. С особой тревогой мы следили за событиями в Чеченской республике. Начало военных действий было встречено в казачьей среде по-разному. Одни приняли нашумевший договор между Ичкерией и Всевеликим Войском Донским, другие к этому действию отнеслись настороженно. Часть информации попадала к нам через СМИ, а основная приходила вместе с братьями терскими казаками. В администрации Аксайского района с П.С. Косовым, В.Н. Гончаровым и М.П. Солдатенко, мы встретили мать майора Игоря Морозова, которая со слезами на глазах просила нас помочь вызволить сына из чеченского плена. Петр Севостьянович Косов сказал ей, что «казаки на войне своих не бросают» и пообещал ей, что сделает все возможное. Несколько дней Косов П.С. занимался организацией по оформлению документов. В число изъявивших желание поехать в Чечню, вошли пять человек, в том числе туда поехал и Владимир Николаевич Гончаров, с которым мы являемся близкими друзьями. До поездки в Чеченскую республику нам часто доводилось выезжать в командировки по войсковым делам. Поездили по всему СНГ, что нас во многом и породнило. Еще в Чечню поехали казаки Аксайского юрта Солдатенко Михаил. Павлович и Гареев Виктор Анатольевич. На стареньком автобусе, который часто ломался, 23 января 1995 казаки Аксайского юрта выехали вместе с мамой Игоря Морозова в сторону боевых действий. Эта женщина стойко переносила все тяготы поездки и холод, и многочисленные остановки. За это время мы ее полюбили, как мать русского солдата, о которой сочиняют стихи и снимают фильмы. Ингушетия нас встретила сильным снегопадом и дружелюбным приветствием этого гостеприимного народа. Петр Севостьянович Косов уже тогда был Государственным советником Президента Ингушетии, поэтому он сумел организовать встречу с президентом этой республики. Кабинет Аушева Р. С. находился на втором этаже Президентского дворца республики, а кабинет Петра Севостьяновича располагался на первом. Остался в памяти момент, когда я зашел к Петру Севостьяновичу в кабинет. П.С. Косов сидел за столом лицом к окну, через которое отчетливо виднелись пулевые отверстия. Я спросил у него, о том, в кого стреляли, подумав, что может быть в него самого, но Петр Севостьянович ответил, что на него покушаться никто не посмеет, так как рука ни у кого не поднимется. Затем мы все вместе поднялись к Аушеву Р.С., который выслушал Косова П.С. и казаков, и вник в сложившуюся проблему. Благодаря Косову П.С. нам выдали автомобиль УАЗ и проводника для поездки в село Шали, где по поступившей информации и находился майор Морозов с 40 плененными спецназовцами. В первый же день были проведены переговоры с администрацией села Шали. На второй день встречались с военнопленными, попавшими в чеченский плен. Это было СИЗО, преобразованное в тюрьму, заполненная бойцами, потерявшими какие- либо надежды на свое спасение. Они к тому времени увидели ужасы войны, потеряли своих боевых товарищей и не надеялись увидеть родных и любимых людей. По приезду Косова П.С. была собрана небольшая пресс- конференция, на которой в категоричной форме он потребовал выдачи всех военнопленных. Там же была достигнута договоренность с администрацией республики Ичкерия об эвакуации раненых и беженцев, находящихся в госпитале. Затем мы встретились с Асланом Масхадовым, который сказал, что благодаря договору с Войском Донским, чеченцы пойдут нам на встречу. В селе Шали мы пробыли еще два дня, и в основном вся передача пленных была организована Косовым П.С. Благодаря Петру Севостьяновичу удалось забрать пленных и из тюрьмы, что было намного сложнее. В результате интенсивных переговоров между казаками и правительством Ичкерии, в расположение российских войск было отправлено несколько автобусов с десятками военнослужащих и беженцев. Особо запомнился сход полевых командиров, на который пригласили и нашу делегацию. Мы сидели за длинным столом, где присутствовало около семнадцати полевых командиров, четыре казака и военнопленный Игорь Морозов. Два полевых командира оказались боевыми друзьями Морозова. Они прошли плечом к плечу Афганистан и не раз попадали в засады и чудом остались живы. Теперь они сидели друг перед другом и пытались найти причины, по которым вчерашние друзья оказались по разным сторонам конфликта, у разных баррикад. Полевой командир спрашивал у Игоря, зачем его боевой товарищ пришел убивать его народ, а русского солдата интересовало, почему чеченцы жестоко расправляются с местным населением других национальностей. Полевые командиры выступили с тем, что есть два народа, которые больше всех пострадали в годы советской власти и не хотят, чтобы казаки и чеченцы воевали друг против друга. Там мы осуждали эту войну, думали над тем, что она может дать нашим двум народам: казакам и чеченцам. Был сложный разговор, но в конце ужина все разошлись довольные друг другом. С Абу Мавсаевым мы даже обменялись наручными часами. Я ему подарил именные есаульские часы, а он мне электронные. Расставались мы с чувством будто больше не будет на Чеченской земле оружейных выстрелов, а проснувшись утром, мы увидим воспетый в русской поэзии прекрасный мирный и завораживающий своими красотами Кавказ. По возвращению в Ингушетию, с одним из привезенных нами из госпиталя русских бойцов я отправился в Президентскую гостиницу, где он принял душ, и я его перевязал чистыми бинтами. Затем мы отправились обратно к дворцу, где стоял наш автобус. По пути боец жаловался на то, что рана сильно болит. Как вдруг я увидел домик, где было написано «Врачи без границ» и решил обратиться туда за помощью. Мы стояли долго, и никто к нам не подходил несмотря на то, что голова у парня была вся перебинтована. Около нас бегали задумчивые люди в белых халатах. Для того чтобы остановить эту беготню мне пришлось в жесткой форме обратиться к одному из сотрудников, и я предложил оказать помощь раненому русскому солдату. Только после этого бойцу оказали медицинскую помощь и действительно мы поняли, что врачи оказались «врачами без границ». Мы вернулись в Президентский дворец, и больше я того парнишку не видел. Но напоследок боец успел поинтересоваться, о том, чем сможет нас отблагодарить. На такой вопрос я уже давно знал, как ответить и сказал, чтобы он возвращался домой, создавал семью и воспитывал детей. После чего наш автобус отправился обратно на Тихий Дон. Благодаря мужеству Косова П.С. и моим товарищам нам удалось тогда выжить. Да, я не ошибся- просто выжить. Беседуя позднее с казаками- участниками той поездки, мы пришли к выводу, что в некоторые моменты никто из нас не рассчитывал вернуться и увидеть донскую землю. Я, Гареев В. А. и Солдатенко М.П. пробыли на Чеченской земле около недели, а Гончаров В.Н. и Косов П.С. остались там выполнять миссию по освобождению военнопленных. И эта история должна быть рассказана уже не мной. Ветеран казачьих боевых действий войсковой старшина Из книги "Казаки на войне своих не бросают" Выпуск 2. стр. 64. 2019 год На фото: Начальник контрразведки Республики Ичкерия Абу Мовсаев (в центре) и казачий полковник Пётр Косов. Идёт процесс по освобождению пленных бойцов Российской Армии (слева в шапке-ушанке). На заднем плане в папахе, казак Войска Донского Алексей Евдокимов. | |
Автор: Алексей Евдокимов | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 0 | |