Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Современное казачество: проблемы, прогнозы, перспективы

Современное казачество: проблемы, прогнозы, перспективы

14.10.2018 22:03
Современное казачество: проблемы, прогнозы, перспективы

Своими размышлениями о современном состоянии казачества с корреспондентом «Военного обозрения» делится «выдающийся рубака Подмосковья» – казак и спасатель, неоднократный победитель всевозможных чемпионатов по рубке шашкой Алексей Тетерин. Алексей не только рубит. В своем узком кругу он известен как знаток казачьей истории, традиции и культуры, что и сподвигло нас взять у него интервью.

Кто мы и откуда

– Алексей, как докатился до жизни такой? Работаешь спасателем в МЧС, на досуге рубишь шашкой. Спокойно не живется?

– О своих корнях я вспомнил, когда ребята вытащили меня на один из подмосковных этнических фестивалей, где была заявлена казачья компонента.

– Пели и плясали?

– Да нет, рубили и дрались. Хотя между поединками действительно танцевали – казачью лезгинку. Вечером играли песни. Там мне дали в руку шашку. И я вдруг почувствовал: вот это – мое, родное. Аж холодок по спине пробежал. Ну, а потом понеслось. Когда смертельная сталь выписывает над тобой круги или клинок, как бритва, разрезает мишень, тебя захлестывает поток эмоций. Испытываешь ни с чем не сравнимые чувства.

– Что ты думаешь о возрождении казачества?

– Здесь без экскурса в историю не обойтись.

– Только коротко. Мы не на лекции истфака.

– Постараюсь…

«Гнусные пакости» в «российских древностях»

– Общеизвестно, что нормандская теория о приходе инородцев и становлении государственности на Руси трещит по швам. Об этом, кстати, даже Путин говорил. Теория о происхождении казаков из беглых холопов тоже рассыпалась в прах. Почему, например, беглые не прятались по лесам, а уходили в степь, где спрятаться по определению невозможно? Почему они селились там, где можно контролировать главные артерии любого государства, – вдоль дорог и рек? А ведь это – ключевые направления. Через них шли торговые пути – кровеносные сосуды экономики государства. Казаки же занимались освоением и завоеванием новых земель – чего стоит один поход Ермака за Урал. Толстой говорил: «Граница России проходит через переднюю луку казачьего седла». Явно не холопье дело – слишком велики замах и дерзость. Да и как из беглых неким волшебным образом получились великолепные воины с идеальной организацией и явно генетическим умением воевать? Масса вопросов и к так называемому татаро-монгольскому игу. Очередная теория о захватчиках из Монголии также активно критикуется историками. Где зримое подтверждение, что это действительно были монголы или азиаты? Таких искажений в истории – масса. Кинематограф внушил нам, что ордынец – это узкоглазый азиат. Но так ли это? В свое время трудами по созданию истории Государства Российского занимались исключительно инородцы – Миллер, Шлёссер, Брайер… Даже Ломоносов пострадал в борьбе с этими товарищами. «Каких только гнусных пакостей не наколобродит в российских древностях допущенная в них скотина!» – так он отзывался об этих товарищах. А кому-то из них даже бил морду одухотворенного «исторического» лица.

С момента своего возникновения казаки не только повсеместно вмешивались, но и фактически творили историю государства. Конечно, они проводили самостоятельную политику и действовали в первую очередь в своих интересах. Этим объясняются как войны с внешним врагами – Османской империей, турками, поляками, так и набеги внутрь московских земель. Еще Иоанн 4-й (Грозный) говорил, что татарвы у него полно, и разной, отнюдь не только казанской… Какая интересная закономерность: идут набеги на русские княжества – появляются «татарва» и орда. Идет защита русских земель и набеги на Османию – появляются казаки и войско. По мне, так это одни и те же люди.

Сабли над грамотами

В Смутном времени казаки тоже приняли самое активное участие. Как говорил историк Иван Харламов, «скромно умалчивается роль Первого ополчения, осаждавшего Москву с 1611 года, где донские казаки играли ведущую роль. …Несмотря на первые неудачи, именно казаки остались осаждать поляков в Московском Кремле и дождались подхода Второго ополчения Минина и Пожарского. И в решающий момент сражения, придя на помощь этому ополчению, они определили победу России». Также историки лукаво умалчивают об истинной причине противоречий Первого и Второго ополчений. И Минин, и Пожарский предпочитали видеть на русском престоле иноземцев. Казаки же выступали за возведение на престол «государя православного». Именно они возвели на престол Романова. Несколько тысяч казаков вышли на улицы Москвы и предъявили Земскому Собору ультиматум с требованием утвердить именно Михаила Романова. Серьезность своих намерений они подтвердили саблями поверх грамоты. Кстати, в Польше первого Романова прозвали за это «казацким царем».

– Многие современные казаки отличаются какой-то повышенной набожностью – типа «это тоже от предков пошло…».

– А кто-нибудь видел казака в церкви на коленях, бьющего себе лоб? Казачья вера– особая. Этим все сказано.

– Но казаки шли и на службу к царю. И сейчас государство пробует контролировать и регулировать этот процесс. Это хорошо или плохо?

– Опять – «капля истории». В результате роста Российской империи ее границы расширялись и казаки шли на службу уже к русскому царю. Они селились на границах империи, и исконные земли казаков оказывались далеко в глубине России. Терялась связь поколений, смешивались языки, превращаясь в наречия. Казаки ассимилировались, уже пошли различия и внутри них самих. Из них стали делать воинское сословие, появились приписные казаки. И сейчас наряду с природными, родовыми казаками есть и много оказаченых. Нередко такие оказаченые умеют и могут гораздо больше родовых. И здесь уместно вспомнить пословицу, что «казаком мало родиться, им нужно быть и им нужно умереть». Надо помнить и об основных качествах казака – он должен быть статным, справным и лихим.

– К факту возрождения казачества в обществе отношение крайне неоднозначное – как и к самим казакам.

– Для многих возрождение их в качестве самостоятельного, способного к самоорганизации народа – просто опасно. Поэтому в свое время и прокатилось по станицам колесо, полное кровавых костей. Опасный и воинственный народ пережил страшный геноцид. Всем, что сейчас создается – кадетские казачьи корпуса, казачьи реестры и сословия, да хоть казачьи кружки по интересам, – можно управлять. Можно все, кроме родовой самостийности народа, который на протяжении столетий вершил судьбу государства, ставил и свергал царей, стоял на его защите и подавлял внутренние бунты, народа, который не боится ни черта, ни Бога – ни своего, ни тем более чужих.

– В первые годы после начала перестройки в казачество рванули все кому не лень…

– История повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой – в виде фарса. Трагедию казаки уже пережили. Повторения никто не хочет. Но избежать «лампасного фарса» оказалось не проще. В казаки хлынули авантюристы различных мастей и калибров, которые рассчитывали получить от своего нового статуса какие-то дивиденды. С ними тяжелая внутренняя борьба в среде казаков идет до сих пор. Кто-то действительно проникся казачьей идей, от кого-то – тех, кого называют «ряжеными», – необходимо избавляться.

Была б моя воля – я бы в казаки принимал, как в «краповые береты». Пока «на зубах и нервах» не пройдешь полосу препятствий на грани возможного, не выстоишь в рукопашном бою против свежих и опытных соперников – не казак. Я слышал и такое: пока не повоевал, пороха не понюхал – ты не казак, независимо от того, родовой или приписной.

Было время, в казаки на местах верстали. Но время было другое, и требования другие. Воевать готов? Смерти не боишься? В Бога нашего веруешь? Все, теперь ты наш. Иди в курень, готовься к походу. Вот только «ряженых» я бы на пороге отсекал. От них казакам только вред…

– А как ты смотришь на деление казаков на реестровых и всех остальных?

– Это еще один раскол, который дробит единство народа. Вся функция реестровых, с точки зрения властей, сводится к охране правопорядка. Казаки просто помогают милиции на всевозможных массовых мероприятиях, вот и все. На мой взгляд, это неправильно. Воины не должны только нести охрану. Воины должны воевать. А учиться этому можно и должно, причем постоянно.

– Ну а чем тогда отличаются казачьи военно-патриотические подростковые организации от клубов юного десантника, пограничника, морского пехотинца?

– У нас более сильны традиции. И они прививаются с детства. Есть чисто казачьи боевые искусства – джигитовка, фланкировка (работа с шашкой), работа с пикой, арапником, нагайкой, пластунским ножом. Есть и свои мастера боевых казачьих искусств – Павел Поляков, Александр Березников, Николай Еремичев, Егор Сирков, Леонид Полежаев, Виктор Павлюченков, Богдан Гайденко. Некоторые из них, к сожалению, больше известны за рубежом, чем в России. Николай Еремичев создал Федерацию рубки шашкой, регулярно проводит соревнования в разных концах страны. Леонид Полежаев сейчас в очередной раз дает мастер-класс пластунского боя в Китае – для местных мастеров боевых искусств. Даже они отдают должное его умению и навыкам. По роликам Павла Полякова многие, и я в том числе, учились работе с шашкой. Богдан Гайденко – просто виртуоз фланкировки (крутки с шашкой). По его обучающим фильмам занимаются многие казачьи классы в стране.

– А конно-трюковая подготовка у современных казаков присутствует? Или они гарцуют только на железных конях?

– Еще как. Руководители конно-трюковых групп Павел Поляков, Александр Щеглов и Дмитрий Заскалов – наша непреходящая гордость. Их юные джигиты вместе с наездниками Кремлевской школы верховой езды и конного эскорта Президентского полка выступают на самых престижных европейских конных шоу. Они демонстрировали свое мастерство и перед королевой Елизаветой, и перед Ангелой Меркель. Культивируемая ими джигитовка – вершина казачьих боевых искусств.

Знаковое мероприятие для всех нас – чемпионат мира по джигитовке. Он проходит в середине лета, ориентировочно 15 июля, в конноспортивном комплексе «Фаворит» подмосковного Лыткарино. Кроме казаков-джигитов сюда съезжаются наездники с разных концов планеты, в том числе и потомки белогвардейских казаков-эмигрантов из Европы. Там собираются казаки с разных концов страны – общаются, делятся опытом.

«Я могу» – рубка вслепую

– А как ты попал на шоу Якубовича «Я могу»?

– Меня пригласили. Хоть и понервничал (это был мой первый опыт на ТВ), в целом, считаю, выступил неплохо. Интересным испытанием была рубка с завязанными глазами. Попробуй обычной палкой с закрытыми глазами помаши – а тут остро отточенная сталь со смертельным холодком.

Книга-икона

– Есть отличная книга – «Тихий Дон». Она для нас – как «Война и мир» для всего человечества. Перечитывать ее могу бесконечно. Другой такой книги, где была бы так образно передана самобытность казачьего уклада и трагедия казаков, нет. Тем более что у главного героя Григория Мелехова был реальный прототип – Харлампий Ермаков, георгиевский кавалер, активный участник донского восстания, человек со сложной судьбой, мятущаяся личность.

– И как после всего пережитого теперь возрождаться?

– Но люди-то остались. Их, правда, потом воспитывали в другом ключе – сугубо антиказачьем. Поэтому и возникла станица Ленинградская на Кубани (вместо бывшей Уманской) и Серафимовичевский район на Дону – на месте старинной казачьей станицы Усть-Медведицкой – в память о писателе Серафимовиче, который видел в казаках исчадие ада.

– А что, они были ангелами?

– Да нет, конечно же. Я думаю, они были ничуть не лучше и не хуже других. Хотя, наверное, более жестокими. Но это и понятно – рушился их многовековой жизненный уклад, которым они так дорожили. В то время не было ангелов – страна летела вперед в мутном кровавом вихре. Красный террор сменялся белым, и наоборот. Победили большевики, и победила их идеология.

– Она была плохая?

– Да нет, она была нашей скрепой. Я же вырос на ней, и меня до поры до времени все устраивало. Но в какой-то период она начала расходиться с реальной жизнью. Я помню пафос трибун и смех курилок времен застоя. Уже тогда у меня возникло легкое подозрение, что долго так продолжаться не может. А потом Советский Союз рухнул в одночасье под грузом накопленных проблем. И я согласен с теми, кто считает, что это была самая страшная трагедия века. Собственно говоря, все бушующие по сей день войны – результат крушения Красной империи. Но что характерно: стоило только рухнуть официальной идеологии – и память народная в хуторах и станицах вспыхнула, как яркие угольки при порыве ветра.

Камо грядеши

– Но достаточно ли сейчас природных и родовых казаков для возрождения полнокровного народа?

– В наше будущее я смотрю с оптимизмом. Казачьему роду нет переводу. Вот у меня трое хлопцев подрастают. Они уже будут знать, кто они, кто их деды. Язык, кровь и история казаков и русских неразделимы. Я пою казачьи песни, занимаюсь русским плясом. Работаю с шашкой и изучаю историю Древней Руси. Казаки – это определенно часть русского мира, одна из его наиболее ярких составляющих. Ведь были раньше племена лютичей, кривичей, полян. Все стали русскими. В этом наша сила. Я думаю, что казаки, как народ, в состоянии возродиться, но они уже неотделимы от единой семьи русских народов.

Автор: Игорь Моисеев


Источник: https://topwar.ru/137843-sovremennoe-kazachestvo-problemy-prognozy-perspektivy.html

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 1310 | Добавил: Сталкер | Теги: казаки, Алексей Тетерин, казачество | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 13
Вот в этой статье опять (как во многих других) упоминается что казаки это "самостоятельный, способный к самоорганизации народ" - так оно и было, раньше.

Так а почему же нонешние постоянно жалуются, что атаманы не те, чиновники не те, законы не те, местные администрации не те, реестровые мешают "природным" и наоборот - постоянно что-то мешает.

А почему же этот "самостоятельный, способный к самоорганизации народ" не решит все эти мелкие проблемы? - атаманов - не переизберут; чиновники? - да пусть пишут что хотят, "а Васька слушает да ест" как говорится; законы? - вся законодательная база есть, просто ей надо уметь пользоваться; местная администрация не помогает? - во-первых надо добиваться своих потребностей, а во-вторых - чего ж казаки сами не становятся "местной администрацией" на своей земле, а отдали местную власть кому-то?!
А ведь есть в верхах нашего государства казаки - почему с них не спрашивают?

В общем "народ" не тот что раньше.
Это не критика, а призыв - не искать виноватых в своих проблемах на стороне, не ныть, а реально "возрождаться" - каждый день, не смотря ни на что.
Быть, а не казаться.

Статья ровная, спокойная, в ней чувствуется сила и глубокое понимание вопроса. Павел, мы, конечно "Щирые" казачки, но кой в чем не просто разбираемся, а уж про реестр ведаем не понаслышке. Ты же сам правильно говоришь: " Вот только зачастую направлениями этими на местах руководят люди случайные, от казачества далекие, этакие "казаки с 9.00 до 18.00". Вот реестр и состоит из этих ребят, расставленных по указке. И согласуются "лица", да и не только с судимостями... А уж атаманы то, как согласуются... Решительно вернуться к истокам. Круг (сбор) решает все. Выборность снизу, до верху ( Атаманов хуторов, станиц, отделов (округов). Наказным может быть только Войсковой Атаман. да и то желательно по согласованию с казачьей старшиной. Община и реестр питается из этой общины, как от родной мамки. Без одобрения кандидатуры казака общиной, ему на службе делать нечего. Община, а не реестр, дает казаку все. Казак несет службу и возвращается в свой дом, где его ждут и спросят, как он служил. Вот "Щирые" казачки так понимают житье бытье казачьего народа. А для чего? Да для того, чтобы Отечество наше крепло, и жизнь становилась краше, а "казачьему роду не было переводу". Господи помоги.

Абсолютно с вами согласен. не вижу противоречий между нашими позициями. очень не хватает таких соратников, с четкой принципиальной позицией. Однако кроме критики реестра ничего. и о том как замечательно все должно быть, но только почему то не становится. С удовольствием делегировали бы все полномочия и финансирование для культурно-массовой и военно-патриотической работы. Кому? Где община? Давайте вместе ее сделаем. Из нее будет расти реестр там, где это нужно. А где не нужно, не будет. (где нет спроса на выполнение казаками взятых на себя обязательств по несению) Проблем то нет, кроме амбиций определенной группы лиц. А по поводу "понабрали", так это и в СКР, и в СКВРЗ , и везде. с этим еще долго разбираться. Но разберемся мы только совместно. пока есть куча независимых друг от друга организаций, это будет. Я не расхваливаю реестр, да и смысл это делать? это инструмент. не более того.
Я просто до сих пор не могу понять, чем занимаются казачьи организации, которые "общественниками" называют? Конкретно кто то может объяснить? Вот у нас есть поле деятельности, с удовольствием бы передали, поскольку не свойственно это реестру,до кучи ему приписали эти задачи. Давайте разговаривать. Где диалог? Конструктивный, без выяснения аутентичности.

9   [Материал]
Я просто до сих пор не могу понять, чем занимаются казачьи организации, которые "общественниками" называют? Конкретно кто то может объяснить?
Павел чем занимаемся? Да тем же что и вы . Абсолютно тем же в 85% случаев.

а смысл тогда подменять друг друга?

Нет смысла

Вот и надо разделить сферы деятельности, краеугольные вопросы решать совместно. А не выяснять, кто "казаковитее". Со временем все равно видно, кто)))

И кстати, готов ответить со всей ответственностью про " этих ребят, расставленных по указке "
Вы, Евгений Беспятов, в корне неправы. Я являюсь начальником штаба отдела в реестре. Моего отца, Сергея Казанцева (Царствие Небесное), многие из старых казаков знают по всей России, мы Сибирцы по крови. И я такой далеко не один в реестре. Поэтому без намерения вступать в ненужную полемику, просил бы Вас и всех остальных в таких случаях аккуратнее о своих братьях казаках. Мы уже один раз поставили идеологическое соперничество выше крови. Результат вы все прекрасно знаете. Что там на Кубани согласуется и где, я сказать не могу. одно я знаю точно: казак в любой ситуации внутри казачьего общества на голову выше, чем пришлый человек. и по знанию нюансов проведения Кругов, и по обычаям, и по организованности между собой. и по активной позиции по всем вопросам. Казаки должны быть все вместе в одном объединении. Пока есть возможность удрать в "другое казачество")))а при удаче и нацепить погоны генерала))) ситуация будет так и болтаться в неопределенности. Реестр создает всероссийское КО. Взяли бы общественники и объединились тоже. А вторым этапом и про общину можно подумать. Хотите предскажу в чем встанет вопрос? Кто будет главный... А позиционируем казачество как самый низкий сорт силовиков или ансамбль песни и пляски в большей степени мы сами, а не государство. Чиновники любят чтобы было удобно и без лишних проблем. а мы не против, вот и получается на выходе то, что мы видим сейчас. инициатива то от нас должна исходить. Причем субсидирование здесь должно быть не главным фактором. про охрану правопорядка, допустим, это понятно что она должна быть возмездной. а вот свою культуру мы должны сами сохранять и развивать, даст государство денег - хорошо, не даст - ну и ладно. Культура то наша. И так везде. если есть спрос, то там, где вы это бросили, пришли другие люди, которые это делают. Там, где это устроило чиновников, возникла ситуация, на которую вы все жалуетесь. Но что мы с вами сделали, чтобы этого не было? По сути ничего. Вы в "настоящем казачестве" смело клеймите ряженых подонков, паразитирующих на крови уникального народа. Пришедшие из ведомств реестровики борются с алкоголиками и агентами госдепа, сошедшими с ума на почве фашистских бредней о великой Казакии))) Вы о чем вообще?? вы понимаете, сколько вреда нашему делу приносит это идиотское противостояние? Потомки не простят нам этого. я еще раз призываю - давайте жить дружно. Это вопрос выживания. Сейчас просто необходимо признать всех своими. Через 2-3 поколения мы получим результат, сходный с необходимым. Как правило (по секрету говорю), дети пришлых "казаков" не участвуют в жизни общества, соответственно со временем состав "казачества" изменится качественно. А идеологическую работу должны проводить носители крови, культуры и т.д. на этих этапах. а они в интернете ругаются вместо этого

Считаю, что "напряжённость" с реестровыми искусственно создаётся некоторыми, которых можно пересчитать по пальцам.

Все мои знакомые казаки живут дружно, вместе и не делят себя на реестровых и прочих.

я вам скажу даже конкретнее: не "некоторыми", а некоторыми атаманами и руководством.

Я не берусь судить о той системе, которая у вас действует, у нас в СВКО на уровне хуторское/ станичное КО никаких проблем нет, за исключением того, что не согласуют лиц, имеющих судимости. на уровне отдел/войско за исключением должности самого атамана, где есть политические моменты, тоже нет никаких проблем, кто может потянуть направление, тот и будет. В частности нач. штаба СВКО Поляков из терских казаков, атаман 5-го Ямальского отдела Захарченко из терских казаков, у меня в правлении из 12 человек 5 с казачьими корнями. Это заместители атамана отдела. На местах из 15 атаманов 7 с казачьими корнями.
Задача наша, в смысле казаков по крови, это не борьба с реестром или с общественниками, а формирование правильного понимания понятия казак и казачество. Возрождение вопрос сложный и неоднозначный, решение вопроса только в единстве и общей работе, по другому я не вижу.

0
2   [Материал]
Очень точно замечено: "..направлениями этими на местах руководят люди случайные, от казачества далекие...". В том и проблема, что других к руководству казачьими обществами, при существующей системе "выборов" атаманов, практически не допускают.

У автора много здравых мыслей, однако как и у всех людей несведущих. мнение о реестре сугубо однобоко и в корне неверно.
Для всех, говорящих о реестре и не состоящих в нем, сообщаю - главная цель государства в формировании и поддержке реестра - подконтрольность казачьего движения. и все там есть, все направления, и культура, и работа с детьми, и все остальное. Вот только зачастую направлениями этими на местах руководят люди случайные, от казачества далекие, этакие "казаки с 9.00 до 18.00".
А крутые настоящие "Щирые" казаки в это время наслаждаются своей независимостью и твердой гражданской позицией, по сути своей ничего не делая и оставляя гневные посты в соцсетях и на сайтах.

Имя *:
Email *:
Код *: