Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Удастся ли найти точки соприкосновения между реестровыми и общественными казаками?

Удастся ли найти точки соприкосновения между реестровыми и общественными казаками?

23.05.2020 13:55
Удастся ли найти точки соприкосновения между реестровыми и общественными казаками?

Удастся ли преодолеть найти точки соприкосновения между казаками/
Атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда рассказал о планах сближения с 
казаками-общественниками.

К истории вопроса

Своего рода раскол среди казаков начался в 90-х годах прошлого века, когда перед ними стал вопрос- входить в реестр или нет? Само понятие реестрового качества возникло в XVI веке в Речи Посполитой. В то время на южных границах этого государства, позже ставшего Польшей, было неспокойно. С одной стороны они подвергались набегам турок и татар, с другой — запорожских казаков. Для того чтобы как-то утихомирить казачью вольницу, был составлен правительственный список — реестр. Вхождение в него означало найм на государственную службу. Реестровым казакам выплачивали казенное жалование, а также снабжали оружием и военными припасами. Им был даны ряд привилегий: реестровые казаки были приравнены к так называемой безгербовой шляхте, не имеющей политических прав. Никто не мог занимать государственные должности и избираться в Сейм. Взамен казаки должны были нести пограничную службу на границе в Южном Поднепровье. Казаки, вошедшие в реестр, стали называться войском Запорожским. Те, кто не захотел входить в реестр, именовались войском Запорожским низовым. Это стало началом раскола, в чем было заинтересован Речь Посполитая. Казаков, не пожелавших служить, поляки не признавали казаками. Их всячески притесняли и хотели уничтожить. Реестровые казаки давали присягу королю и обязывались не только отражать набеги татар, но и участвовать в подавлении беспорядков крестьян и вольных казаков. При этом атаман назначался от шляхетства.

Казаки, которые вошли в реестр, несмотря на данные права периодически притеснялись. Поляки, будучи ярыми католиками, ненавистно относились к православию. Проклятые схизматики — так называли тех, кто оставался верным православной вере. Это вызывало ненависть казаков к ляхам и было одной из причин периодических восстаний, крупнейшим из которых стало выступление Богдана Хмельницкого, в ходе которого реестровое казачество перешло на строну восставших. Национально- освободительная война шла с переменным успехом. Когда поляки терпели поражения, то заключали мир и соглашались увеличить число реестровых казаков. Стоило восставшим проиграть, то при заключении мирного договора число реестровых казаков уменьшалось.

После заключения Переяславского договора казаки Левобережья перешли под протекторат России. Царь Алексей Михайлович Романов не только оставил казакам прежние привилегии, но и расширил их. Реестровым казакам, численность которых в то время составляла 60 тысяч человек, царь обещал не вмешиваться во внутренние дела казачества, сохранял местную администрацию и обязался защищать Войско Запорожское от притязаний Польши.

После разгрома Запорожской Сечи и создания Черноморского войска понятие «реестр» было упразднено.

Казаки для России или Россия для казаков?

В начале 90-х годов началось возрождение казачества на Кубани. Тогда все казачьи отделы, округа, общества были не входили в реестр. Хмельной ветер свободы гулял в головах потомков запорожцев и линейцев. Часть казаков требовала возвращения земель, принадлежащих служивому народу, всерьез обсуждалось создание отдельной республики — Казакии. Большинство трезвомыслящих казаков понимало, что возврата к прошлому в полном масштабе не будет. Их целью было возрождение уклада казачьей жизни, сохранение самобытности, традиционного образа жизни. Они не допускали мыслей об обособленности казачества, создании каких-либо независимых казачьих республик и прочих самостийных образований вне государства Российского.

Окончательный раскол наступил в 2005 году, когда был принят Федеральный закон «о государственной службе Российского казачества», где были изложены права и обязанности казаков. В том числе и несение государственной службы. Тогда и были сформированы 11 реестровых войск. Те, кто не пожелал нести госслужбу, получили название общественники. Сегодня в России 2900 казачьих объединений, войск, отделов, округов и так далее. Федеральный закон «Об общественных объединениях» позволяет создавать казачьи общества где угодно. Их учредителями могут выступать и физические, и юридические лица. Вот и изгаляются казаки, создавая свои объединения, движения, союзы и так далее. Можно создать, к примеру, Хацапетовское или Урюпинское казачье войско. Неважно, сколько в них штыков. Важно название. Тогда можно качать права, выступать по делу и не по делу, навешивать полковничьи и генеральские погоны, увешивать форму всевозможными наградами, вплоть до Георгиевских крестов. И таких, с позволения сказать воинов-казаков, честно относящихся к службе, называют ряженными, не разбирая, кто перед ними — клоуны или настоящие казаки, которые, как и их предки служат Отечеству.

С кем объединяться, а кого послать подальше?

Николай Долуда, особо отметив, что казачество без России невозможно, пока назвал две общественные казачьи организации, с которыми имеет смысл взаимодействовать.

— В ближайшее время будут подписаны соглашения с Союзом казаков-воинов России и зарубежья и Союзом казаков России. Мы будем проводить совместные мероприятия, поминовения, спортивные состязания. У нас есть точки соприкосновения, — подчеркнул Верховный атаман.

Дальше все зависит от доброй воли других казачьих объединений и организаций. На Кубани был опыт участия в совместных патриотических акциях со Всекубанским казачьим войском. 

Общественники участвовали в поминовениях, приезжали в Тамань, где ежегодно отмечается день высадки казаков на Кубань, выставляли своих наездников на скачках в Атамани.

Формы взаимодействия могут быть самыми разными: участие стариков войска в образовательных программах и культурных мероприятиях, и занятия с подрастающим поколением. Каждый юноша в перспективе может стать реестровым казаком, а затем вернуться в общественное казачество. Такая форма взаимодействия была бы весьма продуктивна. Не терялась бы связь поколений, говорил в свое время атаман ВКВ Василий Комлацкий в интервью ВК Пресс.

Так, что есть о чем говорить, может быть чему-то поучиться друг у друга.

С кем нам точно не по пути, так это с провокаторами, рядящимися в казачью форму, с теми, кто уперся как баран в новые ворота в идею самостийности и всячески продвигает идею создания Казакии, возвращения на Присуд, с теми, кто у кого радение за чистоту казачьей крови доходит до абсурда. Нужно помнить слова великого русского писателя Льва Толстого: граница породила казачество, а казаки создали Россию. Так давайте вместе беречь Отечество.


Источник: https://www.vkpress.ru/projects/kazachiy-blog/udastsya-li-nayti-tochki-soprikosnoveniya-mezhdu-reestrovymi-i-obshchestve

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 871 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
3   [Материал]
Господа казаки.
Мы часто не ценим то, что имеем, такова часть человеческой природы.
Славянские объединения пытались создавать ранее, это были РНЕ, НСО, не важно, что там было наверху, важно что они агитировали славян объединяться, заниматься военным делом... за членство в них гоняли, приходили и "принимали". Я оставлю за скобками, что выяснялось потом - члены подобных организаций много жестко косячили, за то и гоняли.

Однако, когда вас не гоняют, и вы можете носить форму своего объединения свободно, даже кому-то из вас (разжигая неприязнь))) дают денежку на существование с госбюджета - это архирадужная ситуация.
Пойдите и поставьте свечку в храмах. ВОЗРАДУЙТЕСЬ!
ато ропщут только да ропщут что не тому дали государевы люди копеечку...

Что касатеся объединения казачества.
Все просто. Создавайте экономическую базу. Создавайте "темы" для ведения дел, например ЧОПы чисто казачьи.
Создавайте товарищества поддержки солдат-срочников, чтобы тупо одни грели других, поддерживали и тянули по службе. И вокруг таких взаимно интересных сообществ и будет выкристаллизовываться казачество.

Я вообще считаю себя казаком по духу, так вышло, и при этом не требую ни чьего признания и с оным не тороплюсь.
Я сам себе козак и справу себе сшил сам по своему разумению - простой камуфляж без каких-либо знаков различия. Веду традиционный в моем личном понимании древне-козацкий образ жизни - тренируюсь, занимаюсь боевыми искусствами, с товарищами из силовых ведомств и не только, состою в проф. стрелковом клубе. Стараюсь ни от кого и ни от чего не впадать в зависимость, сохраняя вольность духа :)
Мне лично товарищи - весь бывший ссср.
А особо близкие браты те, кто таковым считает меня);)))

4   [Материал]
Демитрий, Вы пишите: "Я сам себе козак и справу себе сшил сам по своему разумению - простой камуфляж без каких-либо знаков различия. Веду традиционный в моем личном понимании древне-козацкий образ жизни"...

По этому поводу хочу пояснить. Правильно - "казаки", через "а". "Козаки", через "о", это на Украинне из-за особенностей языка.
Если Вы относите себя к украинскому козацтву, история которого идет от создания в Польше из холопов и обедневшей шляхты реестрового войска, тогда всё правильно.
В слове "казак" древний корень "каз", восходящий к общеиндоевропейскому древнему языку, означающий явление чего либо (он же в словах- КАЗать, сКАЗать, поКАЗать, уКАЗать, приКАЗать, наКАЗание, КАЗнь, КАЗань, КАЗна и т.д).
А в слове "козак" - корень "коз", от слова "коза". "Козак" - это по сути слова человек разводящий коз.

1   [Материал]
Удастся ли найти соприкосновение между реестровыми и общественными казаками.
1. Статья поверхностная, не раскрывает сути раскола, нет серьёзных предложений по пути преодоления такового.
2. Безусловно автор прав в том, что представители власти в 90-е годы пытаясь взять под контроль казачье движение приняло польско-английскую стратегию. Польскую понятно – подкупить подачками часть казачьей элиты, разделить на хороших и плохих, на наших и не наших, тем самым ослабить его. А Английское - поскольку англосаксов любимая стратегия, разделяй и властвуй.
3. Поначалу власти пытались в атаманы продвигать ставленников плена, таких как Василий Каледин и казаки велись на эту мякину. Но вскоре поняли подлог, и это перестало работать.
4. И тогда власть пошла на раскол, дробление. И отнюдь не в 2005 году, а значительно раньше. Поводы использовались любые, скажем подписание атаманом Козициным договора о мире с Чечнёй. Так появились как чёрт из табакерки всепланетные, всемирные, войсковые атаманы на Дону. Их уже именовали по фамилиям войска Ротнева, Бузинова, Оправосаты, Хоперского и т.д.
5. Итог печальный подлинного реестра не получилось, ни в Польском, ни в Российском варианте. Но само название цинично. Символ обмана и раскола.
6. Сегодня за пределами реестра если не 99%, то 90% точно.
7. Мало того, в самом реестре мы сегодня наблюдаем острейший кризис, и прежде всего идеологический. Я не против реестра, но в нынешней форме он ни каму ни чего не даёт. Ни государству, ни казакам. Мало того его бездействие, нерациональное использование скудных денежных средств, привело не только к отторжению, но и противоборству. Во всяком случае пока политическом как следствие этого радикализация мелких казачьих организаций. Появление левых прокоммунистических организаций с безумным требованием “назад в СССР”. Ну чтоб совсем покончить с казачеством и закрыть тему раз и навсегда. А так же не менее опасных правых, прозападных организаций, по принципу: ну раз здесь не слышат не понимают, значит может нам”…”? И посыпались обращения в ООН в нацкомитеты Франции. Понятно что там кроме спецслужб это особо ни кому не нужено. И возраждать они казачество не собираются. В последние месяцы, нельзя не заметить живого интереса к казачьему движению СБУ. Видать осознав свои ошибки и провалы на Юго-Востоке Украины, оно активно пытается перирасформировать казачьи организации. И прежде всего переформатировать сознание казаков и прежде всего в оценках событий на Юго-Востоке в ДНР и ЛНР. Части территорий, которых исторически принадлежат Войску Донскому и отторгнуты были не законным способом в двадцатые годы, прошлого столетия, большевиками в их узкопартийных интересах.
8. Из статьи не видно каким способом пытается Российское руководство решать проблему преодоления кризиса и раскола в казачьем движении. Создаётся впечатление что не на целостного понимания самой проблемы и последствий того к чему может привести этот раскол. Спросите у историков. Но это другая большая, сложная тема вытекающая из нынешнего состояния. К сожалению не вмещаюсь в формате отзыва. Вопрос что делать, повис в воздухе. Если мы не прошли точку не возврата, то стремительно приближаемся к ней. Я имею в виду: единство и согласие. Тем не менее, я положительно оцениваю то, что делает КИАЦ последние месяцы и в частности его попытку прояснить проблему раскола в казачестве.

1.В основном согласен с Петром Севастьяновичем. Немного уточню, в п.7 указана идеология, я считаю, что речь идет все таки об идее. Идеология это другое, не возможно объединить людей под общей идеологией, разве, что только на штыках-силой, как это делали коммунисты. Итог такого объединения не заставил долго себя ждать.
2.могу дополнить, что касается точек соприкосновения и взаимодействия реестровых с этническими казаками, а также различными общественными, полагаю, возможен только одним путем - восстановлением статуса казачьего народа, созданием казачьих территориальных национальных общин, в которые будут входить этнические казаки всех общественных организаций и реестра. Внутри этих гражданских общин система иерархии будет решаться старым демократическим путем. Что касается уже, назовем их, "военных организаций", то каждый казак будет решать вопросы в соответствии с уставом этих организаций.
Смысл один, этнические казаки различных организаций, в т.ч. и реестра, находящиеся в общих территориальных общинах, должны взять взаимодействие между обществами на себя.
3.основные механизмы такого взаимодействия я описал в Обращении, которое опубликовано в данном портале. Там дано краткое описание идеи, целей, задач, в т.ч. и по объединению всех казаков.
Можно много описывать ситуацию, которая привела к расколу, это уже история, необходимо в настоящее время смотреть вперед, и идти национальное казачье объединение по территориальному, прежде всего, принципу, а не организационному. Получится объединиться по территориальному, автоматически появятся общие интересы и цели, соответственно найдутся и точки соприкосновения уже и между общественными объединениями. А за этническими казаками, если они пойдут на объединение будут вынуждены идти и, назовем так, "приписные казаки".
4.Более подробные варианты взаимодействия и точек соприкосновения подготовлю позже, на это нужно время.
С Уважением!
Капитун Иван Иванович средний. (чтобы каждый раз не повторяться, то я являюсь сыном Капитуна Ивана Ивановича старшего, который был основателем и атаманом ВКВ, и является ветераном казачьего движения. Средний потому, что у меня старший сын тоже Капитун Иван Иванович), в связи с чем, в будущем я буду подписываться просто средний.

Имя *:
Email *:
Код *: