Удастся ли преодолеть найти точки соприкосновения между казаками/
Атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда рассказал о планах сближения с
К истории вопроса
Своего рода раскол среди казаков начался в
Казаки, которые вошли в реестр, несмотря на данные права периодически притеснялись. Поляки, будучи ярыми католиками, ненавистно относились к православию. Проклятые схизматики — так называли тех, кто оставался верным православной вере. Это вызывало ненависть казаков к ляхам и было одной из причин периодических восстаний, крупнейшим из которых стало выступление Богдана Хмельницкого, в ходе которого реестровое казачество перешло на строну восставших. Национально- освободительная война шла с переменным успехом. Когда поляки терпели поражения, то заключали мир и соглашались увеличить число реестровых казаков. Стоило восставшим проиграть, то при заключении мирного договора число реестровых казаков уменьшалось.
После заключения Переяславского договора казаки Левобережья перешли под протекторат России. Царь Алексей Михайлович Романов не только оставил казакам прежние привилегии, но и расширил их. Реестровым казакам, численность которых в то время составляла 60 тысяч человек, царь обещал не вмешиваться во внутренние дела казачества, сохранял местную администрацию и обязался защищать Войско Запорожское от притязаний Польши.
После разгрома Запорожской Сечи и создания Черноморского войска понятие «реестр» было упразднено.
Казаки для России или Россия для казаков?
В начале
Окончательный раскол наступил в 2005 году, когда был принят Федеральный закон «о государственной службе Российского казачества», где были изложены права и обязанности казаков. В том числе и несение государственной службы. Тогда и были сформированы 11 реестровых войск. Те, кто не пожелал нести госслужбу, получили название общественники. Сегодня в России 2900 казачьих объединений, войск, отделов, округов и так далее. Федеральный закон «Об общественных объединениях» позволяет создавать казачьи общества где угодно. Их учредителями могут выступать и физические, и юридические лица. Вот и изгаляются казаки, создавая свои объединения, движения, союзы и так далее. Можно создать, к примеру, Хацапетовское или Урюпинское казачье войско. Неважно, сколько в них штыков. Важно название. Тогда можно качать права, выступать по делу и не по делу, навешивать полковничьи и генеральские погоны, увешивать форму всевозможными наградами, вплоть до Георгиевских крестов. И таких, с позволения сказать
С кем объединяться, а кого послать подальше?
Николай Долуда, особо отметив, что казачество без России невозможно, пока назвал две общественные казачьи организации, с которыми имеет смысл взаимодействовать.
— В ближайшее время будут подписаны соглашения с Союзом
Дальше все зависит от доброй воли других казачьих объединений и организаций. На Кубани был опыт участия в совместных патриотических акциях со Всекубанским казачьим войском.
Общественники участвовали в поминовениях, приезжали в Тамань, где ежегодно отмечается день высадки казаков на Кубань, выставляли своих наездников на скачках в Атамани.
Формы взаимодействия могут быть самыми разными: участие стариков войска в образовательных программах и культурных мероприятиях, и занятия с подрастающим поколением. Каждый юноша в перспективе может стать реестровым казаком, а затем вернуться в общественное казачество. Такая форма взаимодействия была бы весьма продуктивна. Не терялась бы связь поколений, говорил в свое время атаман ВКВ Василий Комлацкий в интервью ВК Пресс.
Так, что есть о чем говорить, может быть
С кем нам точно не по пути, так это с провокаторами, рядящимися в казачью форму, с теми, кто уперся как баран в новые ворота в идею самостийности и всячески продвигает идею создания Казакии, возвращения на Присуд, с теми, кто у кого радение за чистоту казачьей крови доходит до абсурда. Нужно помнить слова великого русского писателя Льва Толстого: граница породила казачество, а казаки создали Россию. Так давайте вместе беречь Отечество.