28 сентября исполняется 28 лет со дня проведения Первого Большого казачьего круга в Ставрополе. Он прошел в соответствии со старинными традициями, что стало примером для других регионов Северного Кавказа. В Краснодаре и Ростове-на-Дону они состоялись позже, в сентябре и ноябре 1990 года.
Газета «Ставропольская правда», одна из немногих, сразу заняла конструктивную позицию и неслучайно была награждена первым знаком Ставропольского краевого Союза казаков «За возрождение казачества».
Горжусь, что я тоже стоял у истоков возрождения казачества, поэтому понимаю: сегодня особенно актуален вопрос восстановления казачьих традиций. Следует помнить, что после революционных событий и Гражданской войны около 70 лет казачество подвергалось репрессиям, геноциду, выселению из исконных мест проживания. В станицы вселялись люди из различных губерний (республик) России, а затем СССР. Уничтожены были казачьи войска, а слово «казак» оказалось крамольным.
После 20-х годов ХХ века надолго исчезли и исторические исследования о казаках, так как и гуманитарная наука была зажата в идеологические тиски. Казачество однозначно оценивали как реакционное сословие. Немногие ученые вплоть до 80-х годов прошлого столетия решались на изучение его истории. Особенно непопулярной была тема роли казачества в революционных событиях и Гражданской войне. Незначительное окошечко оставили идеологи коммунизма лишь для казачьей культуры, которая также подвергалась интенсивной переработке на новый лад.
Ряд исследователей считает, что традиции казаков практически изжили себя. Лично я не могу согласиться с такими умозаключениями. Традиции казачьего само-управления, казачьей службы, землепользования, традиции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения не потеряли актуальности до наших дней.
Как пишет Т. Попов, потомственный донской казак, в зарубежном журнале «Донской вестник»: «…Государственная власть в казачестве принадлежит общему народному собранию – Войсковому кругу. Исполнительная власть воли круга принадлежит войсковому атаману, избранному всем войском. Власть атамана – чисто духовная, отцовская. Она основана на полном доверии и доброжелательной готовности каждого подчиняться беспрекословно, до самопожертвования. Атаману всегда и первая чарка, но и первая палка. Ответственность атамана перед войском безгранична».
На восстановлении именно этих основополагающих традиций и старались сосредоточиться все причастные к возрождению казачества еще в 90-е годы прошлого века. Однако, по моей оценке, за прошедшее 28 лет существенных достижений в решении программных задач не достигнуто. В первую очередь в сфере восстановления традиционного казачьего землевладения и землепользования. В начале 90-х годов, когда встал вопрос о наделении тружеников села земельными паями, руководители новых местных властей различного уровня не допускали и мысли, чтобы дать казакам возможность самим определять форму пользования землей. В конечном итоге земля в бывших коллективных хозяйствах была роздана на паи с правом наследования и продажи. Таким образом, казаков лишили возможности получения земли в общинную собственность. В результате такой бездумной политики земля в станицах скупается людьми, имеющими большие деньги, а молодые казаки, не имея своих паев, в поисках лучшей жизни вынуждены покидать родные места, которые многие века осваивали их предки.
Многие в настоящее время утверждают, что есть казаки-фермеры, кстати, неплохие. Но фермерство – это частная, т.е. капиталистическая, форма собственности, а не общинная. Фермер-частник прежде всего думает о себе.
В свое время император России Александр I в начале XIX века хотел построить поселения и заставить их жителей стать казаками. Но ничего из этого не вышло. Без корней, без знания истории, традиций, без преданности идеям казачества, как бы ни старались власти и нынешнее казачество, невозможно достичь тех целей, которые ставили казаки в первые годы возрождения славного этноса России.
Следует отметить, что законодательно проводится государственная политика поддержки реестровых казачьих обществ. Но она в большей степени направлена на участие казаков в охране общественного порядка, культуры, на проведение различных массовых мероприятий. Этого мало. Все это было и в советское время.
Но не все еще потеряно. В настоящее время в восточных районах Ставропольского края да и других казачьих регионах РФ имеются земли, на которых могут быть созданы казачьи поселения, конечно, с учетом требований сегодняшнего дня.
Для реализации этой задачи в 2012 году группа энтузиастов под руководством автора этой статьи разработала «Концепцию казачьих поселений на территории Ставропольского края». В этом документе экономически обосновано не только строительство современных домов, рассчитанных на 3, 5, 7, 9, 11, 13 членов казачьих семей, но и хозяйственные, бытовые постройки, а также вся инфраструктура поселений. Для реализации концепции необходимы были кредиты в сумме 4,5 млрд руб. и гарантии правительства края. К сожалению, ни того, ни другого не было получено.
Создание новых казачьих поселений позволило бы заложить краеугольный камень в возрождение практически всех традиций казачества не только в нашем регионе, но и во многих других, где есть представители этого сословия.
Земля. Экономика. Государственная служба. Правовое оформление Казачьего Народа. Это вопросы, которые казаки должны решать и пробивать. Эх ..... кто бы этим только занялся! Это вопросы, которые замалчиваются на заседаниях наших водителей казачества. И получается, как встарь: жалует царь, да не жалует псарь
Андрей, пусть не шокирует тебя слово "регион". Петр Стефанович не ошибся. У нас так принято говорить о своем крае, области, республики. Зачастую, даже руководители рангом помельче, районного масштаба, надувая щеки, могут назвать свой район регионом. Кубанский диалект... Действительно, наша страна огромна и даже мы, казаки, не всегда понимаем, друг друга и что в том или другом "регионе" происходит. Суды, о чем ты говоришь. Суд - это как приказали сверху. У нас так. Каждому гражданину в хозяйстве выделяли землю. Выделялись земли и из фондов перераспределения. Меня интересовали казаки, поэтому я и говорил - казаки. Действительно не важно, откуда пришло в собственность. Так вот гавное, эти казаки, получив земельный пай разбежались по своим "норам". Те, кто попытался собраться из-за нищеты не смогли сработать и вынуждены были выживать. Как казаки они потерялись для обществ. Если бы земля была общества, то было бы совсем иное дело. Но этого сделать было нельзя. Вот чем нас осадили, и заставили каждого уткнуться в землю, разбежаться и потеряться. Кстати учителям и врачам земли в колхозах не давали. По этому поводу была целая "война". Потом частично, через решения судов, до Верховного - это подправили, но обиженные остались. Так, что мы тут действительно живем Дон, и Терек с кучей республик, и Ставрополье, и Кубань по Законам, со своим "диалектом". До Москвы - то далеко. Вот и барахтаемся. Это Вы у нас там Центральный округ юридически подкованы, а мы темные. Не обижайся. Шучу. Тяжело брат, все давалось и самое обидное, что все затормозилось у нас в 2000-м году. Администрация нашла предателей и подмяло казаков, убрав Атаманов, посадив кукловодов, создав прикормленный реестр. Многие казаки, ожидавшие быстрой победы отошли в тень. 2-3 % актива, еще держится. Создание каких- то поселений в глубинке - это садовый кооператив. Создание поселений на границе в настоящее время не реально (кстати, и это уже было). У нас, исчезают хутора. Земли вокруг распаханы и проданы, крупным латифундистам. Есть москвичи. Есть свои. Экс министр сх А. Ткачев и его родня. Сенатор В. Бикитов и его близкие. Такая же история на Ставрополье. В республиках то же казачьей земли нет. На Кубани Атаман Долуда, пытается собрать Войсковой земельный фонд, но пока и у реестра его нет. Вот такой у нас говорок, с осоообым диалектом.
Даааас..... проблема-то известная - чем дальше от Центра, тем законности меньше. Я это вижу когда приезжаю из Москвы на родину - на Дон.
Много её этой "законности" в России или мало, но в "регионах" меньше.
У меня в Москве есть товарищ (тоже из Шахт, как и я) так он выиграл дело у одного очень высокого чиновника, которого постоянно показывают по телевизору, даже без суда - просто упёрся и стоял на своём - и чиновник отступил и даже без скандала. Если такое возможно в Москве, то и в "регионах" есть шанс.
Думаю надо всё-таки людей делить не по месту проживания, а по способностям.
Помнится несколько лет назад я здесь на форуме заикнулся о том, что у казаков должны быть свои юридические кадры - так был поднят на смех некоторыми. А без юридической грамотности и юристов - как видим дело плохо...
Уважаемые братья казаки. Петр Стефанович Федосов, казак, известный на всем Кавказе. Он говорит все правильно. Мы пытались сделать все, чтобы Земля перешла обществам в собственность. Речь не шла о колхозных, совхозных и пр. землях. Были фонды, из которых можно было безболезненно выделить земли. Однако административный ресурс уже тогда не дал пути нашим начинаниям. Земли кому угодно, но только не обществам. Вот каждому казаку, пожалуйста, обществу нет. Кто - то брал и пытался объединяться. Не получилось по многим причинам. Техника, семенной фонд, непомерные налоги и т.п. Были и такие, кто хапнул землицу и до сих пор ищут, где этот казак. Он и забыл, что землю ему помогли получить, как казаку. Я, лично, в 92, 93гг « выбивал» эти земли для станичников - казаков отдела, чтобы хоть как -то получить ее, поднять общества (конкретно, это Кубань, г. Армавир и шесть районов). Был момент, когда мы «продавили» Закон "Об особом порядке землепользования на Кубани". Земли стали выделять, но опять на общины не охотно. Вот конкретно на кого -то пожалуйста. Опять финансовые вопросы и землица стала расползаться по арендам, субарендам, а то и вовсе перекачивала к атаманчикам, которые переоформляли все на себя и далеко послали общества. Суды, как правило, были на их стороне. К колхозным паям это отношения не имеет. То были личные земли граждан.. .Докладываю. Сегодня на этой территории всего около трехсот га земли и то у реестровых обществ. При создании реестра, земельку они прихватили у общественных организаций и опять суды и администрация, понятно кому отдали предпочтения. В 1997 году, под Постановление Правительства (Черномырдин подписал) посулили казакам земли в общинное пользование, войсковое, но при условии вхождения в реестр. Кубань пошла на это. Были подготовлены списки, была проведена на картах выкопировка земель и даны указания в районы. Я лично занимался этим вопросом, как депутат Законодательного Собрания Краснодарского края. Выделялось 75 ,8 тыс. га пахотных земель и лесных угодий Всекубанскому казачьему войску (Атаман В. Громов). Вот, кстати, почему Кубань пошла на реестр. Реестр состоялся. В. Громов стал атаманом реестрового, теперь, Кубанского войска. Но здесь произошла трагедия. На пост Губернатора был избран Н. Кондратенко. Амбициозный руководитель от КПРФ "батька Кондрат". Не хочется плохо говорить о ушедших, но В. Громов жив и мы еще живы и помним. "Теперь Батька нам все даст"- говорил Заместитель Губернатора по военным вопросам и казачеству, Атаман Кубани Владимир Громов. Шиш, с большим куском масла получили казаки. Я до сих пор храню эти списки. Надо сказать, что параллельно с нами кубанцами, таким же вопросом занимались на Дону Атаман Хижняков и его правительство и на Ставрополье казачий штаб с Атаманом Шевцовым и краевое Правительство, Дума, да и как раз лично Петр Стефанович. Мы готовили многие документы, наработки сообща. Все кого я здесь называю, они хорошо знают, как все было и как дошли мы до сегодняшнего состояния. Хочу сказать в который раз. Сегодня еще теплится надежда на здравый смысл чиновников и первых лиц государства. Только казаки защитят Отечество и не дадут ему развалиться. Не нужны никакие дополнительные Законы. Необходимо сказать, и закрепить законодательно, что казаки – народ. Всем русофобам, казакофобам и прочим господам ответ сегодня должен быть один: «Мы русские, казаки». Да у нас есть своя культура, свои обычаи, и главное генетическая память. Мы народ, собравший современную Россию воедино, так что же мы не русские? На какой земле нашему народу жить? Земли у нс хватит на всех. У нас хутора и станицы умирают. Нам их поднять надо в первую очередь. Мы даже готовы не претендовать на имущество, отобранное в годы репрессий у наших предков, о чем некоторые «стращают» народонаселение страны. Что уж ворошить Жить надо дальше. Отбирать ничего казаки не собираются. Что можно сделать уже сегодня. Мы трансформируем общества в общины. На первых порах, общественное самоуправление, скажем на правах ТОСов, в станицах вполне станет подспорьем, а не противником местному самоуправлению. Одновременно это будет хорошей школой актива, особенно молодежи. ТОС – это атаман с правлением, но главное под его деятельность появляются средства и достаточная законодательная база. В местах традиционного проживания казаков, следующий шаг - это Совет местного самоуправления, выборность его актива и глава – Атаман. Служба казаков отлично вписывается в схему. Это можно делать уже и сейчас не дожидаясь милости, доказывая всем, что самоорганизация казаков, это не фикция, а существующая сила и главное сегодня необходимая нам реальность. Ведь казаки все «могуть» ! Глядишь с помощью Божьей и выправим ситуацию. Господи помоги.
Я извиняюсь Евгений Алексеевич, но стороннему человеку (как я например), не проживающему у вас в регионе (написал слово "регион" - аж покоробило, ну да ладно - главное понятна мысль) вообще не понятно что там у вас происходит - как будто другое государство.
Во-первых "крестьянские паи" и прочие "фонды из которых можно выделить земли" - это разные источники.
"Казакам давали, а Обществам - нет" - так какая разница из каких источников и как земля попадёт казакам, как физическим лицам? - главное, чтобы попала в собственность. А дальше - никто не может запретить физ. лицу объединиться с такими же как он и внести свою собственность в общее дело (в уставный фонд, например).
Уверен, что дело у вас в "регионе" (извиняюсь за слово) в низкой юридической подкованности народа и низкой его активности (ведь под лежачий камень вода не течёт), ну и в самоуправстве местных царьков - от атаманов до гражданской власти, но ведь эта проблема решается через суд.
А ещё причина неудач - в непроработанности самого "Плана" - чего же именно хотят казаки и как этого достичь.
Вот и удивляет честной народ то, что происходит на казачьих форумах, собраниях, Кругах, круглых столах и пр. - вместо того, чтобы обсуждать эти конкретные вопросы (как у предпринимателей - "Бизнес Плана"), обсуждается что-то уводящее в сторону от самого важного.
Ещё раз повторяю - все возможности в государстве есть - и юридические и материальные. Простому люду непонятно - чем же тогда занимаются высокие казачьи чины, которые имеют доступ к верхам в Государстве?
«В начале 90-х годов, когда встал вопрос о наделении тружеников села земельными паями, руководители новых местных властей различного уровня не допускали и мысли, чтобы дать казакам возможность самим определять форму пользования землей. В конечном итоге земля в бывших коллективных хозяйствах была роздана на паи с правом наследования и продажи. Таким образом, казаков лишили возможности получения земли в общинную собственность. В результате такой бездумной политики земля в станицах скупается людьми, имеющими большие деньги, а молодые казаки, не имея своих паев, в поисках лучшей жизни вынуждены покидать родные места, которые многие века осваивали их предки». Автор наверняка человек уважаемый, но в этом вопросе явно напустил тумана, скорее всего от некомпетентности именно в этом вопросе.
На самом деле ситуация такая:
В середине 90-х годов у казаков была самая реальная возможность воплотить в жизнь все свои чаяния, за которые они сегодня и бьются и выпрашивают у властей и о которых мечтают – КАЗАКАМ И ВСЕМ ПРОЧИМ РАБОТНИКАМ СЕЛА БЫЛА РОЗДАНА ЗЕМЛЯ ИХ КОЛХОЗОВ / СОВХОЗОВ В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ! ЭТО ТЫСЯЧИ ГЕКТАР НА КАЖДЫЙ КОЛХОЗ / СОВХОЗ ИЛИ ПО 5-10 ГЕКТАР НА КАЖДОГО КАЗАКА / РАБОТНИКА СЕЛА (НЕ ВАЖНО В КАКОМ КАЧЕСТВЕ – ДОЯРКА, МЕХАНИЗАТОР, УЧИТЕЛЬ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ ИЛИ ВРАЧ). Что ещё нужно казаку? Если у тебя есть 5-10 Гектар земли – хочешь её обрабатывай, хочешь - просто коси на сено (неделю потратил на покос, продал - и живи с семьёй целый год), хочешь - сдавай в аренду, хочешь – объединяйся в общину с такими же как ты, хочешь – построй себе какое-нибудь производство, теплицы, конюшню, ферму и пр., хочешь – продай и купи себе квартиру в городе, короче - вариантов много.
Представим – хутор, или станица, состоящая в основном из потомков казаков. Эти потомки казаков в 90-х годах получили в СВОЮ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ около половины всего земельного фонда колхоза / совхоза в который они входили при советской власти, а дальше делайте что хотите – возрождайте казачью станицу, собирайте Круги, избирайте Атамана, охраняйте территорию как считаете нужным, пускайте на свою территорию кого считаете нужным, короче распоряжайтесь по своему усмотрению как своим домом или квартирой.
И всё законодательство Государства со всеми силовыми ведомствами стоит на вашей защите! И не важно вы казак или любой другой гражданин, «нормальный» или пьяница, православный или другого вероисповедания.
Такой шанс выпадает сельским жителям один раз в несколько сот лет и почти все его упустили, за исключением многих руководителей этих колхозов / совхозов и юридически грамотных коммерсантов. Здесь винить тех, кто упустил свой шанс нельзя, так как для нас всех, живущих в социалистическом Государстве, новая «рыночная» экономика была неизвестна, и мы не знали, как её использовать себе на пользу.
А в двух словах дело было так (на примере Московской области): СССР только что распался, Россия взяла курс на «рыночную» экономику. Всем предприятиям (и колхозам / совхозам) было предписано стать ЧАСТНЫМИ организациями (открытыми акционерными обществами, закрытыми акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, кооперативами и пр.. – названия менялись, но я описываю суть правоотношений Собственников). Колхозы / совхозы должны были 50% земельного фонда внести в Уставный капитал создаваемого акционерного общества, а 50% - подарить БЕЗПЛАТНО всем работникам этих колхозов / совхозов. Городским никто таких подарков не делал, так как у городских предприятий просто не было земли (не считая земельного участка под цехами). Помимо такого царского подарка, бывшие колхозники были ещё и акционерами оставшихся 50% земель и всего имущества бывшего колхоза!!!!!!!!!!!!! Что ещё нужно для полного счастья?!
Но, так как все кругом были неграмотные в «рыночной» экономике, то своё счастье они не поняли и им не воспользовались – прямо как Шура Балаганов. А всё это «счастье» было либо «приватизировано» более грамотными директорами этих самых колхозов, либо продано самими колхозниками за 1 бутылку водки юридически грамотным и предприимчивым коммерсантам в виде паёв «не выведенных в натуре» или за 10 бутылок водки в виде паёв уже «выведенных в натуре». Вот и получилось, что потомки казаков продали за бутылку водки землю «которую многие века осваивали их предки» как пишет автор и как есть на самом деле.
А теперь казаки опять просят у Государства – дайте нам опять земли. Но даже и сейчас Государство землю даст, нужно только просить грамотно.
Далее автор пишет: «Для реализации этой задачи в 2012 году группа энтузиастов под руководством автора этой статьи разработала «Концепцию казачьих поселений на территории Ставропольского края». В этом документе экономически обосновано не только строительство современных домов, рассчитанных на 3, 5, 7, 9, 11, 13 членов казачьих семей, но и хозяйственные, бытовые постройки, а также вся инфраструктура поселений.
Создание новых казачьих поселений позволило бы заложить краеугольный камень в возрождение практически всех традиций казачества не только в нашем регионе, но и во многих других, где есть представители этого сословия».
И в Московской области тоже этим занимаются, но тоже всё упирается в деньги – а просить ни у кого не хочется, вот дело и движется в час по чайной ложке.