Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Казачество Подмосковья на современном этапе

Казачество Подмосковья на современном этапе

26.09.2016 12:34
Казачество Подмосковья на современном этапе

По материалам выступления Атамана Московского областного казачьего округа Союза казаков Виктора Криулина на обучающем семинаре Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством 19 сентября 2016 года.

Проблемы, опыт и взаимодействие с Московской епархией, на примере Клинского городского казачьего отдела МОКО Союза Казаков.

Прежде всего об округе. Не желая утруждать уважаемых лиц лишними цифрами скажу одно. Московское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз Казаков» - «Московский областной казачий округ» «Союза Казаков» (МОКО СК) (далее МОКО) создан 17 октября 2009 г. в день св. Пророка Осии.

В настоящий момент в округе более 40 городских и иных казачьих отделов, станиц, хуторов, отдельных сотен, способных на своей базе пополнить ряды Вооруженных Сил РФ, как мирное, так и в военное время, в соответствии с Конституцией РФ. На прошлой неделе еще два казачьих подразделений из числа реестра заявили желания вступить к нам.

Наиболее дееспособными для выполнения решения задач Верховного Главнокомандующего, в соответствии с Директивами ГШ и ГОМУ являются подразделения Атаманов Подолинского, Власова, Олипира, Селина, Безуглова, Земскова, Царенко, Бондаренко. Особо хотелось бы отметить подразделения, которыми руководят Юн В.Б, Чаус. И.Э., Бакланова И.Б.

Хотелось бы отметить сотни наших казаков, которые самоотверженно трудятся, выполняя наши задачи, завоёвывая почётные и призовые места в казачьих соревнованиях. Они все поощрены, и я не буду затрагивать ваше драгоценное время перечислением этих фамилий. Вы и так всех их знаете. Их заслуги отмечены наградами и призами Межреспубликанских и иных соревнований. Как говорят, терпением Господь испытывает, но и награждает щедро.

Благодаря нашим душевным наставникам, прежде всего о. Олегу Денисюку, о. Геннадию Былба, о. Михаилу, Иеромонаху Дорофею, мы начали наш путь во Христе и конечно, о. Марку, с начала руководства которого начался истинный поворот к объединению казачества. Он начал с простого: просто предложил нам изучать по одному члену Символа Веры в Месяц.

Сначала это показалось смешно: подумаешь заполнить несколько строк в месяц. Но поняв их смысл, восприняв их не мыслью, а сердцем, оказалось значительно труднее.

То же самое с нашими клейнодами. Одни находятся здесь, другие в другом месте. Атаманское правление округа постановило, чтобы клейноды во время особо значимых событии собирались в одном месте. У нас описана торжественность верстания. Но об этом я скажу позже. Наши Клейноды: Клейноды МОКО - Знамя, икона Божией Матери "Взыскание погибших", Крест, Пернач. В соответствии с решением атаманского правления округа хранятся:

Знамя с ликом Христа Спасителя – символ МОКО и обособленных подразделений МОКО в соответствии с решением Атаманского правления МОКО хранится в Храме успения Пресвятой Богородицы в Демьяново г. Клин, Московской области и выносилось в особо важных случаях (особо значимые праздники Клина (освобождение от фашистских захватчиков, верстание казаков, встреча Атамана Союза Казаков, иерархов РПЦ, похороны атамана). Цвета флага имеют глубокие корни. Черный цвет (цвет российского двуглавого орла) – символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ. Золотой (желтый) цвет – цвет знамени православной Византии - символ духовности, устремления к нравственному совершенствованию, твердости духа.

Белый цвет – символ вечности и чистоты, символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество. В этом и наша точка служения Отчизне.

Как Вы уже заметили представители столь славного собрания, что МОКО Союза казаков отнюдь не древние представители казачьего рода, отнюдь не седобородые деды (а как их и не хватает исконных хранителей традиций казачьих), как нас некоторые господа пытались представить.

С начала пополнения МОКО (первым подразделением в составе МОКО стал Волоколамский городской казачий отдел), на Атаманском правлении МОКО СКР были приняты основополагающие принципы воцерковления казаков и членов их семей, которые соответствуют ныне принятым Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством основным принципам:

1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресным и праздничным дням.
2. Каждый казак призван жить в венчанном браке.
3. Каждый ребенок в казачьей семье должен быть крещеным.
4. Казак, если он хочет жить полнотой церковной жизни, обязан регулярно участвовать в Таинстве исповеди и Таинстве Святого Причастия.

В 2015 г., для реализации вышеуказанных принципов, были разработан и введен в действие такой инструмент как карточка верстаемого в казаки. В соответствии с данной карточкой верстаемый в казаки обязан сдать зачёт по основам Православного вероисповедания, обычаям, традициям казачества, истории Отечества и своего края. Очевидно, что казак должен жить в соответствии с традициями и обычаями казачества, но если это и невозможно сегодня в полной мере как было ранее, то по крайней мере, должен ориентироваться в этом и иметь четкое понимание в этом вопросе. В отношении молитв – минимум что необходимо знать казаку: Отче наш, Песнь Богородице, Символ Веры. Данная карточка не является догмой. Мы пробуем разные подходы, в вопросе воцерковления казаков.

Мы уже в 2011 г. вели для казаков округа Концепцию патриотического (военного-патриотического воспитания казачьей молодёжи.

В общем, если я буду говорить за округ, у меня просто не хватит времени , поэтому с вашего позволения я перейду непосредственно, к Клинской казачьей общине, опыту воцерковления казаков в ней и взаимодействию общины с Московской епархией.

1. ПРИХОД – ОБЩИНА. Клинская казачья община, была создана в 2010 г. инициативной группой лиц, являющихся прихожанами храма Успенской церкви в Демьяново, г. Клина, как самоорганизация граждан. Костяк общины составили уже воцерковленные люди.

Созданию общины предшествовал молебен и крестный ход с Донской иконой Божией Матери, доставленной казаками из г. Москвы, который состоялся на Собор Архангела Михаила 21 Ноября. В 2011 году кругом казаков принято решение о вхождении в Союз Казаков, в одно из региональных его отделений – Московский областной казачий округ. Атаман округа, полковник Криулин Виктор Александрович.

Изначально и сейчас, приход является центром и основным местом деятельности общины:

- По инициативе и на средства казаков приход обзавелся собственным сайтом, которого до этого у прихода не было, казаки стали обладателями своих (изготовленные на собственные средства) святынь (Донская икона Божией матери, казачьи хоругви). Святыни общины, одновременно являются и святынями прихода.

- Начиная с 2010 г. и по сей день в период май – сентябрь включительно, а также во время ночных Богослужений (ПАСХА, РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, КРЕЩЕНСКИК КУПАНИЯ), силами казаков совместно с сотрудниками полиции, организовано обеспечение общественного порядка у храма и территории прилегающей к ней (территория - является местом историко-культурного значения и филиалом музея П.И Чайковского), а также в других храмах города в эти праздничные дни. Надо отметить что территория у храма в Демьяново, при начале дежурств, представляла печальное зрелище: возле Поклонного креста находили шприцы, собраниям пьющих лиц не было числа, частенько горели костры, играла из машин, громкая музыка. Но со временем все поменялось. Благодаря регулярным дежурствам поменялся контингент гуляющих там лиц с пьющих на… мамочек с колясками и т.д. Тесно взаимодействуем с полицией, в этом вопросе, и заключаем соответствующие соглашения.

Деятельность прихода, стало неотъемлемой частью жизни общины: казаки участвуют в престольных праздниках прихода, традиционных гуляниях на Праздники – Масленица, Троица, Новолетие, которые проводились до революции и ныне возрождены на приходе. Гулянья проводятся с активным участием казаков: разбивается курень, предлагается кулеш, шашлык… Поддерживаем порядок на территории (окашиваем траву, убираем мусор, помогаем в благоустройстве).

В храме неоднократно проводились венчания казаков, казаки приводились к присяге, освящалось традиционное казачье оружие, освящалось знамя общины и округа, которые хранятся в алтаре храма.

- Пятилетие общины в 2015 г., было отмечено не традиционным застольем с похвалами и дифирамбами, а поездкой казаков с женами, детьми в Саввино-Сторожевский монастырь (и душеполезно и познавательно). В 2016 году также намечается паломническая поездка – в Бутово, одно из мест русской голгофы.

2. БЛАГОЧИНИЕ – ПРИХОД – ОБЩИНА. Деятельность общины на приходе практически сразу же нашло отражение и в жизни благочиния и это естественно и очевидно.

- уже невозможно представить Ежегодный Пасхальный крестный ход в день жен мироносиц без казаков. Помимо святынь, которые казаки несут на своих плечах, казаки обеспечивают прохождения крестного хода (надлежащий порядок в колоннах, безопасное пресечение дорого и шоссе, иной раз и без участия полиции). Например, в 2016 г. в Администрацию города было подано соответствующее уведомление о Крестном ходе, но про это власть просто забыла (майские праздники, что поделаешь). Взяли все в свои руки, ведь ранее тоже случалось обходиться своими силами и достойно провели Крестный ход на Пасху. Во время хода, дважды пересекали колонной Ленинградское шоссе, не говоря уж о других дорогах города.

- казаки возродили крестный ход в с. Шипулино Клинского района с Животворящим каменным крестом, к месту его обретения. Совершается он в 9-ую пятницу по Пасхе. Крестный ход по благословению Священного Синода, регулярно совершался начиная с начала 19 века и вплоть до революции. Затем прервался. Сейчас он возрожден, и именно силами казаков. Казаки по праву считают его своим.

- в день семьи, любви и верности на духовника общины возложено служение по совершению молебна возле памятника Петру и Февронии в Клину и казаки также принимают в этом событии участие.

- казаками своими силами и средствами был восстановлен Поклонный крест в д. Воронино, который пострадал в результате ДТП и пришел в неподобающий вид,

- наша община соучаствует (финансово и физически) в восстановлении часовни в д. Селифоново, на месте обретения в 1859 г. иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Пока только фундамент и крест на месте будущей часовни. К слову сказать, центральный храм города Клин, который никогда не закрывался, назван в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Случайно ли? Как говорится Случайность – одно из имен Божиих. Ничего случайного не бывает.

- во время пребывания в благочинии Патриарха, Архиереев епархии казаки также участвовали в Богослужениях,

- не обошли вниманием казаков общины и проблемные моменты жизни благочиния. Так в 2012 г. в нарушение всех норм, напротив реставрируемого собора был возведен ресторан под открытым небом, со всем подобающими атрибутами (музыкой, весельем…). Мы поддержали общественность, о сносе такой конструкции и по решению суда конструкция была демонтирована. В 2016 г. дважды местной властью были проведены общественные мероприятия, где проводился так называемый праздник красок «холи», который по сути является индуистским религиозным обрядом (под красками подразумевается пепел демоницы) и активно используется кришнаитами для вербовки адептов. Соответствующая реакция от общины была направлена в адрес администрации, управление культуры и общественную палату района. Дождемся ли ответа – не знаю, не уверен.

Все вышеуказанные мероприятия носили не разовый характер, а совершались и совершаются регулярно. Таким образом, могу смело сказать, что сложился определенный уклад жизни общины в общем, и каждого казака в частности.

3. ЕПАРХИЯ – БЛАГОЧИНИЕ – ПРИХОД – ОБЩИНА - КГКО

- Когда Русская Православная Церковь испытала акты вандализма (порубленные икон, танцы в храме) казаки Клинской общины МОКО восприняли призыв Патриарха и прибыли на молебное стояние у храма Христа Спасителя в защиту поруганных святынь.

- Иосифо-Волоцкий монастырь является местом особого почтения Союза Казаков, так как Союз Казаков активно участвовал в восстановлении монастыря, в бытность митрополита Волоколамского и Юрьевского ПИТИРИМА. Поэтому на престольные праздники монастыря казаки стараются прибыть в монастырь на Богослужение. На 500-летие преподобного Иосифа Волоцкого, казаки Союза казаков прибыли на Патриаршее богослужение в монастырь.

- На Патриаршее богослужение в честь открытия Николо-Пешношского монастыря, казаки МОКО СКР и Клинской общины, также прибыли, помолились вместе с Патриархом, а некоторые казаки сподобились и Святого Причастия.

- не забываемым для казаков МОКО и Клинской общины стал Крестный ход в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского, и крестный ход на 200-летие Бородинской битвы,

- регулярно в день Российского казачества 1 сентября казаки МОКО и Клинской общины стараются отметить Богослужением в Донском монастыре.

Не могу не затронуть и проблемы, которые несомненно есть, в деле воцерковления казаков.

Хочу обозначить некоторые проблемные моменты в духовной жизни казаков (на опыте моего подразделения).

1. Казаки в городах не всегда живут компактно. Поэтому прибывать в один и тот же храм, бывает проблематично, особенно когда живут казаки не в самом городе, а сельской местности района. Соответственно устойчивой связи между духовником общины и казаком нет. Посещают ли при этом казаки более близкий храм, со их слов - не всегда.

2. Иногда, казаки вынуждены в выходные и праздничные дни быть на работе, т.к. казачество, на сегодня, конечно достатка в семью не приносит, и чтобы принести достаток в семью, казак вынужден ехать на работу, вместо похода в храм, особенно те казаки, кто работает сам на себя. А еще у многих есть и свое хозяйство… В казачестве, в подавляющих случаях, выполняется за свой счет и в свободное от семьи и житейских дел время (а другого подхода я и не припомню. Его просто не было на моей практике), что конечно нередко вызывает недовольство второй половины. Приходится балансировать.

3. Наряду с выше обозначенными объективными причинами, есть и субъективные. Существует такая поговорка: «Кто хочет, ищет возможность, кто не хочет - причины». Инертность самих казаков, в деле воцерковления, тоже имеет место быть. Лень, не желание, отговорки, увы присутствуют. В связи с этим, с нашим духовником, приняли решение применить такой подход - каждый пост каждый казак должен исповедоваться и причаститься. Для этого в алтаре лежит список казаков представленный атаманом и священник ставит дату и свою подпись напротив фамилии казака, который Причастился. Итого 4 раза в год. Помогает? Петровский и Успенский пост 2016 г. были провальными, а вот Рождественский и Великий пост видна была тенденция положительная. Выводы делать рано. Прошел только один год. Не хотелось прибегать к обязаловке, но все заверения, о хоть каком-то воцерковлении, оставались как правило лишь на бумаге. Поэтому вынуждены были прибегнуть к таким мерам, чтобы побудить приобщаться к церковной жизни. Набирать так сказать свой духовный ритм, которого у каждого разный. Как пойдет дальше - будем поглядеть. Единственно ясно, необходимо набраться терпения и своим примером, просвещением создавать условия, что бы казаки сами все-таки приходили к Вере, ко Христу. Замечу, что если идет движение казака по воцерковлению, то это видно сразу. Поддержать его треба.

4. Теперь о просвещении казаков. Практически, с самого момента начала пополнения общины, проводились и сейчас также регулярно проводятся катехизаторские занятия. Были подробно рассмотрены вопросы – Богослужений, Семья и Брак, Таинства Церкви. По благословению духовника, заметное число казаков смогли послужить в алтаре во время Литургии. Это было сделано для более глубокого погружения в Богослужение и его понимания. На сегодняшний день на занятиях разбираем Символ Веры.

СТАТИСТИКА

Хочу привести свою статистику по воцерковлению казаков.

Из 20 казаков, находящихся под присягой крещены 100 %, включая жен и детей, венчанных браков 8, зарегистрированных браков в органах ЗАГС 7, в блудном сожительстве 1, не женатых 4.

Из 10 казаков общины, которые ранее не вели никакой церковной жизни, 5 более-менее регулярно начали посещать храм, Исповедаться и Причащаться.

ПРИМЕРНО такая статистика проходит и по остальным казачьим подразделения округа. При этом смею заверить, что все структурные подразделения округа зарегистрированы в соответствующих налоговых подразделениях.

Прошу прошения: может кто-то не так поймет? Для чего было дано указание возродить казачество в 90 годов 20 века, когда в 19 веке из 4 млн. 440 тыс. казачьего рода (это 440 тыс. служивых казаков) было уничтожено от 25 до 75%, 10% – эмигрировало, 10% – мимикрировало под «красных дьяволят». И вдруг в 20 веке по воле чиновников появляется аж 7 млн. казаков.

1. Для увеселения олигархов песнями да плясками?

2. Для охраны границ РФ? Так там профессионалы надо полагать работают.

3. Суды казачьими ЧОПАМИ? Так где же их столько казаков наберешь?

Наш округ видит цель в одном – поддержать Церковь, которая увидела и всецело продвигает это наиболее важное дело, в Стратегии государственной политики развития казачества до 2020 года – одно воспитание молодежи в духе Церкви, на базе той части казачества, в которой есть еще генетически сохранились устои, традиции казачества, возродить их, воплотить в новое поколение людей, отождествляющих как норму церковные заповеди, на этой основе вести обучение с начальных классов и сотворить нового человека.

В. Криулин

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 1950 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 13
13   [Материал]
И ишо. В мирное время атаманов выбирали не по военным заслугам, а по разумной голове!!! Глядели на то какое у него хозяйство, как он ведет себя в семье, в обществе ну и т.д. и т.п. В бою он мог быть среднечком, а в жизни первой во станице хозяин. Атаман станицы али хутора - это и был выборный чиновник, который ведал управлением станицы.
Да я против того, шо казакам навязывают чиновников в атаманы, но и против того, когда отставные военные али менты али ишо кто лезут в казаки и начинают указывать нам, как и что делать.

12   [Материал]
Вот будет мобилизация и будем все Родину защищать, а раньше времяни про то кричать не надо. Надо просто быть готовым к этому и продолжать готовиться. А то такая защита приводит только к разгону бабушек, шо семячками торгуют, нападению на граждан, которые себя защитить не могут ну и подобному позору.
Рветесь родину защищать после дембеля создайте клуб "Защитники родины", а рядиться в казачью справу для этого не обязательно и казаком себя называть не обязательно. Казаки - народ, нация!!!
Мы вам не собаки и не холопы шоб служить, служить и ишо раз служить. Эта служба ишо в царское время была поперек горла, подрывала хозяйство казака, отрывала его от семьи и воспитания своих детей, доводила до того, шо на Присуди богатели и заберали власть иногороднии, а не казаки. Этот бред, что не служишь мол не казак оставте для мужиков, а этническим казакам энтой чуши не надо. Будет война будемо и воевать, а в остальное время будем готовиться, да детей растить, да родителей не забывать, да семью содержать, да Богу молиться!!!

9   [Материал]
Шпак вы имели ввиду. Ясно. Но за какую такую службу вы гутор ведете? То раньше она была в РИ, а сейчас лишь породия на ту службу. Это моё мнение. Считаете шо по другому, ну нехай так буде, спорить не буду.
Лучшая служба для этнического казака сейчас - это служба своей семье, своему роду, своему народу!!!

6   [Материал]
Криулину. А штрафник, что для вас не человек? А как же заповедь казачья:"Все казаки равны в правах. Нет ни князя, ни раба, но все мы рабы Божьи"! Али вы не казак, а боярин? Так и первые будут последнии, а гордыня ваша смертный грех. Сначала гордыню смерите, потом нам за церковь рассказывайте. Ну да ладно мне ваш ответ не треба. Я примерно понимаю кто вам указания давал.

Ты брат попутал понятия, не штрафник упоминал я, а штафирка-так в старину, до революции уменьшительно называли гражданских лиц, не имевших к казачьей или иной службе никакого отношения.

И сейчас эти штафирки пытаются растолковать нам как нам жить по казачьим законам, традициям и обычаям, пытаются промониторить, т.е. провести исследование, а годны ли мы для военной или иной службы. Полагая, что мы не являемся гражданами РФ пытаются через ДОСААФ обучать нашу молодежь каким-то ВУСам, полагая очевидно, что В ВС РФ отбирают по национальному принципу, не учитывая физических, психологических и иных качеств будующего защитника Отчизны.

5   [Материал]
Если крест носишь , награды и знаки заслуженные , одевать не моги . Вы , мягко говоря не правы .

На предыдущем семинаре представители Епархиального отдела дали нам методологию работы, так сказать золотой ключик, а дальнейшую работу мы должны были совершить сами, своим практическим трудом. Впервые на такого уровня семинаре была дана возможность выступить атаману московского областного казачьего округа Союза казаков. ,В место его, в связи с его болезнью, по благословлению их Преосвященства о. Марка было разрешено выступить исполняющему обязанности Атамана МОКО Союза Ка заков Атаману Клинского городского казачьего отдела,обособленного подразделения округа Земскову Олегу Викторовичу. С чем он и справился, на практических примерах,нескрывая ошибок,
Показал нашу деятельность. При этом он поднял и ряд практических вопросов, которые
как мы полагаем можем решить. На вопросы, задаваемые некоторыми штафирками, полагаю нет смысла отвечать. У нас и в Совете по делам ФАДН и на совещаниях так называемой казачьей партии к сожалению почти не видно представителей казачьего сословия. Зато в полном объеме представительных лиц чиновничьего типа, как мужского, так и женского рода, по виду явных знатоков казачьих проблем, традиции обычаев. Способных промониторить наши проблемы и распилить на это народные деньги.

"Наш округ видит цель в одном – поддержать Церковь.." (В Криулин)
Формирование казачества с точки зрения его возрождения включает в себя громадный объём работы по самым разным направлениям. Безусловно, что казак - Христов воин. Т.е. он верующий. Ежели целый округ определил себе единую цель, то это решение казаков этого округа. А значит так тому и быть!
Вопрос: какое военное училище и какую академию окончил атаман?
Оппонирование: То, что на черкеске размещены знаки времён СССР - это правильно. Не надо уподобляться маргиналам и гопоте, которые, дорвавшись до власти, первым делом начинают затаптывать сделанное их предшественниками, отцами и дедами.
Пример: Франция пережила три революции, три республики, но бережно сохранила всё, созданное ранее (Бастилия - единичный факт).

2   [Материал]
Цитата: "может кто - то не так поймет? Для чего было данно указание возродить казачество в 90х.." Я не пойму!? Кто вам давал указание в 90х??? КГБ, КПСС чи кто? Возрождение казачьего народа (казачества) в 90х шло с самых низов, вопреки власти, сколько конфликтов было между казаками и властью. А вы пишите вам указание дали. Хто дал?
Далее шоб поддержать "Церковь" не обязательно становиться казаком. "Церковь" шоб поддержать надо быть православным человеком, а по нации ты можешь быть и сербом и татарином и великоросом и казаком. Да вера православная одина из фундаментальных ценностей казачьего народа, как и выборность(народоуправление), казачья воля и менталитет, традиции и обычаи,культура, казачий язык гутор и балачка. Если у вас из десяти пальцев работает только один, будете ли вы полноценно здоровым человеком?
Сами удивляетесь, что по воле чиновников казаков 7 миллионов. Так ведь "указание" пришло стать казаками, уберити кормушку и их станет меньше. Тем более це не казаки. По переписи 2010 года национальность казак указали около 70 тыс. официально. Может и по более будет . Как известно не главное как запишутся, а главно как посчитают. Но думаю счета на миллионы не буде.

Как в 1924 г. по приказу ВЦИК собрали Первый съезд трудового казачества,прости Господи" красных дьяволят" т.е. представителей красных казаков, революционных рабочих и крестьян, занявших земли в опустевших после террора станицах, которые отреклись от казачества, так и в 90-х г. советского человека, без веры в душе и Христа в голове, внуков и правнуков тех самых представителей красных казаков, революционных рабочих и крестьян, собрали , одели в казачью одежду и начали возрождение, т.е.становление вновь казака, прекратившего свое существование в 1924 г. А это путь не одного дня или десятилетия.

1   [Материал]
А какие цели ставили перед собой настоящие - дореволюционные казаки? И выполняли. Достигали. С Честью и Славой.

Была и есть такая профессия- Родину защищать. Но и Атаманов казаки себе выбирали не за чиновничьи заслуги или по приказу сверху. Вот какими словами приветствовали казаки Зборовского, вручив ему булаву:..." мы, милостивый пан знаем, что ты ...знатного происхождения, хотя у нас это мало значит, а имеют значение только дела и сердце мужественное. Мы о тебе много от посторонних народов слышали, что всегда Бог тебе большую фортуну одалживал против каждого твоего неприятеля.... И мы сами себя с верной честью нашей и послушанием всяческим сейчас тебе при этой булаве отдаем, желая тебе того, чтобы нами долго командовал, чтобы себе, нам, и отчизне милой, и потомству своему бессмертную славу обрел". В.И.Марков О возникновении украинского козачества" с.274 .

Имя *:
Email *:
Код *: