02.01.2015 08:55 «Казачество в очередной раз умирает» | |
О проблемах современного казачьего движения рассказал известный художник, поэт, есаул Кубанского казачьего войска (ККВ) Андрей Лях Вопросы сохранения казачьей самобытности, взаимоотношений казаков с государством и соседними народами корреспондент КАВПОЛИТа обсудил с Андреем Ляхом, известным художником, поэтом, автором многочисленных веселых басен на казачью тематику, героями которых стали современные участники казачьего движения в России. - Андрей Петрович, расскажите нашим читателям о себе, о своих корнях. - Родился в 1966 году в хуторе Куликовском. Одними из его основателей были мои прадеды по материнской и отцовской линии из рода Рыбалы и рода Дубыны. Прадед Лях появился там попозже. Основанное примерно в 1895-98 гг. поселение «Куликова балка» до 1910 года принадлежало Кисляковскому куреню. После проведенной всеобщей переписи населения в 1908-м, уже к 1910 году поселению был дан статус «хутора». Административно отнесли его к Уманскому куреню и назвали хутор Куликовский. Отсюда я и веду свой род. С обеих сторон кубанские казаки: по маме от Дубынив и Сосновив (Дубина и Сосновый), а по отцу от Ляхив и Рыбалив (Лях и Рыбало). Отец мой, газовик по профессии, разрабатывал и осваивал газовые промыслы в стране, поэтому я с семилетнего возраста оказался в Оренбурге, а потом на Ямале, в Новом Уренгое. После выхода на пенсию уехал к себе на Кубань. - Получается, что вы вернулись в свой родной хутор? - Да. Закончив свою северную эпопею, я вернулся домой, к корням своим и к могилкам дедов. - Возможно ли казаку, который живет вне малой родины, сохраниться как казаку? - Я на своем опыте ощутил, что на чужбине тоска по родине, по песням, память о предках и их могилах сильнее ощущается. Прилетев на свадьбу к своему брату в 1999 году, я предвкушал как буду слухать кубанские песни, пить хорошую горилку, общаться со стариками и сверстниками, перенимая у них обряды и традиции… Увы… Меня «добило» то, до какой степени в хуторах исчезло все казачье-родное. Все старались обозначить себя «горожанами», прятать в себя свой южный говор, мол, «дывыться яки мы горожанэ, таки ж як и вы, цивилизовани и образовани». На фото Андрей Лях Им кажется, что так и живут по-настоящему и что к такой жизни надо стремиться… А мне хотелось, наоборот, дохнуть всей грудью прелесть хуторского духмяна, того пьянящего вольного духа, коим дышали мои предки. Вместо красивых родных песен звучало: «Напилася я пьяна, не дойду до дивана…». Пытаю: «А шо цэ вы спиваэтэ?». В ответ недоумение и вопрос… Тогда я сам затянул «Прощай ты, Уманьска станыця», а следом «А молодость не вэрнэться назад», бабушки подпевали и говорили: «Та мы такэ вжэ двацять лит нэ спиваемо. Такэчко мамка спивалы. А оцю батько любыв, як бувало выпьють. Андрий, а ты звидкиля ци писни видаешь?». И крестились, и прятали взгляд… «Казаки сегодня не обращают внимания на свою культуру, веру, получается какой-то суррогат» - Андрей Лях Та щемящая тоска, тоска по малой родине, по родным полям и курганам, по речкам-камышанкам, по разноцветью вдоль пыльных дорог и посадок, по парному молоку и свежеспеченному хлебу. По всему, что зовем мы Кубанью… Почти всю свою сознательную жизнь я прожил вместе с родителями на чужбине. Оторванные определенными обстоятельствами от родного края, от родного куточка, мы сохранили и свой язык – балачку, и песни, и традиции ведения хозяйства… Именно чужая сторона изначально и определила нас на путь возвращения на родину, со своими адатами, обрядами и совестью. Я до белого каления спорил со своими кубанскими оседлыми родичами, которые искореняли балакание из речи своих детей: «Как ты пойдешь в школу? Та мы сгорим от стыда, от твоих речей». А сейчас ее пытаются насадить и возродить. И, кстати, возрождают те, кто сам забыл свой родной язык и хоть читают на уроках по «вумным» книжкам, все равно сами коверкают окончания и неправильно произносят слова. Так что считаю то, что я был на чужбине, это, наоборот, спасло мою козацьку породу. Кстати, тому примером и потомки эмигрантов, живущих по всему миру, но помнящих о своих корнях. Так что не пеняйте никогда и никому из живущих не на землях своих пращуров по воле обстоятельств… Они свою историческую родину любят не меньше, а может и больше, нежели те, которые никуда не уходили со своих земель и Божьего присуда. - Жизнь казака сегодня чем-то отличается от жизни среднестатистического россиянина? Разница есть вообще? - Есть… Раньше я всегда удивлялся, как горцы отличают друг друга по лицам, с возрастом я научился отличать кабардинца от осетина. Среди представителей русскоязычных народов, казака я вижу. Живем все вместе, одинаково, по достатку, по манере одеваться, но тех, у кого казачья родовая, какие-то они не такие. Более совестливые, что ли? Более надежные, работают по-другому, содержат дома по-другому, дворы… На генетическом уровне, наверно, остается какая-то любовь к порядку и к общей дисциплине. Как правило, у нас в хуторе первыми белить деревья и наводить порядок перед Пасхой (смеется) начинают казаки. Ну а за ними подымаются уже и все остальные. - Можно сегодня говорить о каких-то региональных отличиях между черноморцами, линейцами, терцами, донцами? Можно. Исторически у черноморских казаков больше порядку было в хозяйстве. Если проехать по линейным станицам, а также донским и терским, и сравнить ухоженность – касательно бурьяна, деревьев, планировки – здесь у нас, черноморцев, чище и красивее. Но, казаки-линейцы более сплоченные, более доброжелательные, сильнее почитают казачье братство и традиции, ярче в своем гостеприимстве. То, что и у нас, степняков, в черноморских станицах было, но почему-то зараз потихоньку начинает исчезать. Все уходить куда-то вдаль… А главное, ушло в сторону то, чем мы всегда славились – сострадание. Мне кажется, это зависит от благосостояния людей. - Как вы можете описать отношения между казаками и кавказцами, исторически и сегодня? - Я общался с дедами-ветеранами войны, которых еще застал. С бабушками… Такой враждебности не було. Знали все: «черкесу – черкэсово, москалю – москалёвэ, козаку – козаковэ». Ненависти такой страшной не было. Понимали, что он тебя может загубить, и ты его можешь, что нужно быть настороженнее, что не нужно расслабляться. Они наши соседи, хоть и иноверцы… А сейчас просто ненависть… - Взаимная? - Понимаешь, у старшего поколения нет такого до сих пор, несмотря на все эти последние войны. Мы понимаем, что произошло, откуда взялись все эти ваххабитские движения, что не весь народ виноват в этом. Но у нас в этом плане более радикальная молодь. Молодежь не приемлет диалога, как со стороны кавказцев, так и со стороны казаков. Мне кажется, что здесь виновата неправильная политика в системе культуры и образования. Есть и наша вина. Ушли мы в коммерцию и бизнес, бросив своих чад на самих себя. «Молодежь не приемлет диалога, как со стороны кавказцев, так и со стороны казаков» - Андрей Лях - Зачем казачество нужно государству? - Казачество сегодня в своих традициях очередной раз умирает. Мы не обращаем внимания на свою культуру, веру, получается какой-то суррогат, нововведения, новые уклады придумывают, заветы. Не было никаких заветов. Были уклады, которые всасывались с молоком матери и передавались из века в век в культуре общения, в культуре труда. Был единый адат – стержень. И по сегодняшний день он остается и в линейных станицах, и в черноморских: «Нэ робы того, шоб люды не сказалы за тэбэ погано». Остальные основы наматывается на этот стержень. Так было исстари. Так стараемся жить и сейчас. «Меня "добило" то, до какой степени в хуторах исчезло все казачье-родное. Все старались обозначить себя "горожанами"» - Андрей Лях Государству на сегодняшний день не нужна ортодоксальная самобытность. Государство учит нас увиливать, изловчаться, крутиться на примере олигархов и власти предержащих. Государству нужны не казаки, а нукеры, своего рода ополченцы-роботы, которых, в случае своей опасности, засунут куда-то в междоусобицы. Получится все у казаков – некоторым по машине дадут или по медали, а если проиграем – пару-тройку десятков голов полетят. Отношение власти к казакам, будь то «реестр» с Долудой или «нереестр» с Задорожным и Козицыным, схема взаимодействия с властью везде одинаковая. - А что казаки хотят от государства? - Чисто мое мнение: у нас, казаков, на сегодняшний день нет общенациональной идеи. Ту идею, которую ребята донцы на митинге подымали, что «казаки – народ», нам вежливо похерили. Что бы это дало? Запись в свидетельствах о рождении «казак»? Реституция собственности? Вон у меня, если разобраться, пол-хутора – это мое. И здание колхозное, и земли прадедовы… Как я сейчас это заберу, кто мне его отдаст? Да им меня легче убить, а я не дамся. А это война, ребята. Что мы еще хотели от государства? Земли? Бери, как любой арендатор, если есть деньги. Вернуть нашу землю и сдать ее в субаренду? Или, как на Тереке, хотели прибрать коньячный завод, получили дулю. И попы им чуть анафему не пропели. Ну какие это национальные идеи? Что бы лично я зараз хотел от государства, так это институт своего рода казачьего «шерифата» – отрядов самообороны. Обосную. Хорошо если, как сегодня, атаман и глава администрации в одном лице. Но лучше, когда атаман на своем месте вроде шерифа. Казаки, живущие в общине на хуторе, члены его команды. У них оружие разрешенное, которое должно выдаваться решением на сходе всех хуторян. Все должно быть на уровне закона, официально. Люди должны быть психически здоровые, не потомственные алкоголики. Находиться оружие должно или у каждого в сейфе, или в общей оружейке. У них же должны быть и современные аварийные эмчаэсовские инструменты, бензопилы, и все остальное. Случилась в Ейске беда - собрались, поехали и сделали. Случилась в Крымске беда - поехали и сделали. Случилось счастье Крым завоевывать - собрали стволы и поехали. Вот это я бы попросил у государства на сегодняшний день, чтобы до конца разработали план создания ЧВК (частная военная компания). И чтобы их начали набирать из казаков. «У казаков, на сегодняшний день нет национальной идеи» – Андрей Лях - У наших соседей из северокавказских республик возникают резонные вопросы по этому поводу. Почему казаков выделяют на фоне других народов, наделяют их какими-то особыми правами, почему им должны выделять землю, оружие? - Давай так. В Чечне, Дагестане уже созданы такие патрули. Они эту схему с удовольствием вводят, и Кадыров, и Абдулатипов – молодцы. Но есть административные границы, из них и нужно исходить. На Кавказе абрекам – абреково, черкесам – черкесово, казакам – казаково, это справедливо и нормально. Ну а свою землю, кубанскую, кому охранять, как не нам? Никогда никто не задумывался, почему у царя конвой был из казаков и горцев? Почему не было рязанских конвойцев? Видать, доверяли казакам больше. Не глупые люди же раньше были…. Это традиция нашего государства. Николай Кучеров | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||