21.10.2013 04:33 Казак без песни — не казак | |
«Много лет войску донскому, много лет нашим донцам, атаману войсковому, и станицам, и полкам». Даже в своей походной ратной песне донские казаки отдают дань многовековой истории родного казачества. История казачьей культуры возрастом и крепостью не уступает истории самого государства Российского. Паче того, в отличие от непростой и переменчивой доли России, то и дело оглядывавшейся на Запад, казачья самобытная судьба во все века оставалась в крепких руках степной вольницы. От века история и культура народов находила отражение в их песнях и танцах. Традиционные казачьи песни хранят память о старинном укладе жизни казаков и знаковых событиях их истории. Народные казачьи песни оставались достоянием казачества на протяжении более четырех сотен лет, однако только в середине XIX века появился первый серьезный сборник донского песенного фольклора. Тяжела казацкая мертвая стезя. Даже и в могилах, в ямах торопливых, помним, что товарищей вовек забыть нельзя. Не забывают казаки своих песен. Наравне с воинской выучкой и исконными казачьими ремеслами, историей родного края и собственного рода, передаются из уст в уста бережно сохраняемые в семьях казаков народные песни. Казачий праздник — это не пустяк. Наш хутор этим и известен. Казак без песни — не казак! А какой казачий праздник без хорошей пляски? Глубокая и крепкая память казаков пронесла традиционные песни и танцы через бурю революции 1917-го, когда само существование казачества оказалось под угрозой. И теперь, благодаря стойкости и упорству потомственного казачества, мы обладаем уникальной возможностью воочию лицезреть возрождение древней, удивительной культуры Донских казаков. В наши дни казачьи песни и пляски оживают в исполнении многочисленных самодеятельных коллективов, представляющих казачью культуру как на областных, так и Всероссийских и Международных фестивалях и конкурсах. На сегодняшний день, пожалуй, и не осталось районов в Ростовской области, где не было бы казачьих фольклорных коллективов. Нынешние донские казачьи ансамбли разбились на два течения: аутентичное, воспроизводящее казачьи песни и пляски максимально близко к историческому оригиналу, и стилизаторское, адаптирующее казачий фольклор к современным реалиям. Первые стремятся к глубинному постижению казачьих певческих традиций. И хотя существуют они, по большей части, в «глубинке», исполнительское искусство этих коллективов широко известно по всей России. В их числе — знаменитые ансамбли «Вольница», «Православный Дон», «Любо», «Зарница», Мрыховский хор. Вторые же на основе казачьего фольклора создают красочные представления и театрализованные постановки, большинство из которых знакомы с казачьей культурой лишь понаслышке. Например, Государственный ансамбль песни и пляски донских казаков имени Анатолия Квасова, Ансамбль «Казачий круг» — обладатель премии Правительства Российской Федерации за заслуги в сохранении и развитии народного творчества «Душа России». Донские казачьи ансамбли не только возвращают родному краю исконную культуру казачества, но и приносят малой отчизне зарубежную славу. Ансамбль «Казачий круг» в мае этого года привез из Германии диплом участника фестиваля культуры и искусств «Баварская сказка», а ансамбль имени Анатолия Квасова в августе открыл II Международный фестиваль искусств «Территория мира». Пригласив ансамбль в качестве почетного гостя, представители стран Европы и Балтии, принимающие участие в фестивале, признали значимость казачьей культуры в мировой истории. Каждый музыкальный коллектив, работающий в данном формате, является ценным кладезем казачьих традиций и обычаев. Та же «Вольница» обладает репертуаром в 200 подлинных распевов былин, исторических, походных, плясовых и обрядовых песен донских казаков, добросовестно собранных в многочисленных экспедициях по всей территории Войска Донского. Более полутора тысяч концертов в исполнении «Вольницы» прогремели на лучших площадках Дона и России, а также во Франции, США, Германии, Японии, Португалии и во многих других странах. Везде коллектив ждал успех, благодаря не только незабываемому исполнению, но и костюмам — точным реконструкциям традиционной одежды донских казаков XIX века. Кстати, средства на изготовление сценической одежды, реквизита, приобретение звукотехнического оборудования были выделены Правительством Ростовской области. Разумеется, казачья культура жива не одними песнями да плясками. Испокон веков собирались казаки со всех станиц и хуторов, дабы померяться удалью и мастерством ратным и конным. Так, в мае этого года на Монастырском урочище, священном для всех казаков месте возле станицы Старочеркасской, прошли VIII Национальные донские казачьи игры — шермиции. На них казаки демонстрировали военную выучку, владение традиционным казачьим оружием, силу в борьбе «на ломка» и кулачном бое, навыки верховой езды. 28 сентября в станице Романовской (1-й Донской округ, Волгодонской район Ростовской области) при поддержке районной администрации состоялись очередные шермиции. На них были приглашены все представители донского казачества. Шермиции, включающие ритуалы поминовения и чествования предков, старинные воинские обряды и состязания, сегодня стали эталоном традиционной воинской культуры казаков. Казакам шермиции помогают сохранить исторические корни, ценности и традиции, а зрителям — познакомиться с полузабытым наследием казачьей старины. Хорошо казакам: промеж них память от отца к сыну передается, а простым людям только и остается, что со стороны глядеть. Воссоздаются также и быт, и ремесла казачьи. Сейчас в повседневной жизни старинный уклад казаков сохранился разве что в сельской местности. По дальним станицам можно еще встретить курени конца XIX и начала XX веков. Сохранилась и кое-какая традиционная утварь, все так же производимая местными мастерами — сказался исконный консерватизм казаков. Издревле были казаки мастерами «на все руки». Считается, что каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками, которые были так привычны и общеприняты, что их и профессиями-то не считали. Искусно обращались казаки с природными материалами: деревом и лозой, кожей и глиной, металлом и бисером. Казаки всегда любили жить в красоте и комфорте: мастеровые в казачьих хуторах и станицах из века в век совершенствовали свои искусства, создавая неповторимые шедевры рукоделия: кружевные подзоры, рушники и скатерти, макитры, глечики, различные формы кувшинов и кружек, разного рода корзины и тончайшую резьбу по дереву, используемую в украшении наличников куреней. Услышать живьем могучий казачий хор, увидеть воочию знаменитые казачьи удаль и рукодельное мастерство, окунуться с головой в необыкновенную атмосферу исконного казачьего быта может любой желающий: каждый год в Донском крае при поддержке Правительства Ростовской области и Всевеликого Войска Донского проводится множество традиционных казачьих праздников и приуроченных к ним фестивалей.
Так, ежегодно в станице Старочеркасской проходит Межрегиональный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!», представляющий собой три крупных казачьих праздника, отмечаемых в последнее воскресенье каждого из трех летних месяцев. На каждом празднике работают «Песенные поляны», выставка-ярмарка народных ремесел и концерт фольклорных коллективов. С каждым годом интерес к подобным мероприятиям растет как со стороны зрителей, так и со стороны участников. В этом году в фестивале приняли участие более 150 творческих коллективов из Ростовской, Воронежской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев, всего более двух тысяч самодеятельных артистов. В августе прошел и IX Всероссийский фестиваль военно-исторических клубов, посвященный Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 года. Праздник посвящен событиям русско-турецкой войны четырехсотлетней давности, в которой казаки сыграли значимую роль, героически выстояв в обороне Азова. Масштабная реконструкция этих событий, проводимая в августе, с каждым годом привлекает все больше дончан и гостей из других регионов России, близлежащего зарубежья, а уровень исполнения инсценировки с каждым годом все выше: казаки многие недели тратят на тщательную подготовку к этому памятному событию.
«Нельзя недооценивать важность данного мероприятия, поскольку всем нам — России в целом, жителям Донского края — необходимо знать свою историю и особенно ее героические страницы, а Азовское осадное сиденье и является такой яркой страницей», — отметил губернатор Ростовской области Василий Голубев.
Осенью в Донском крае также проходит много праздников и мероприятий. 14 сентября в государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова прошел этнографический праздник «Кружилинские толоки». «Толоками» казаки издревле называли товарищескую помощь в сельских работах, и в этот день всякий желающий смог ощутить себя донским казаком конца XIX века, испытать себя в роли пахарей, сенокосцев, кузнецов и лозоплетельщиков, мельников и столяров. После доброго «труда» гости праздника приняли участие во всеобщем гулянии, на котором выступили лучшие фольклорные коллективы Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей. 28 сентября был особый день: праздник виноградарства и виноделия «Донская лоза». Среди прочих ремесел у казаков всегда было широко распространено и виноделие. И в эту осень, как и каждый год до сего, хутор Пухляковский (Усть-Донецкий район Ростовской области), один из старейших центров донского виноградарства и виноделия, пригласил гостей отведать его дары на щедром и радостном празднестве. Кроме давних традиций виноделия, хутор Пухляковский уже любим многими за поэтично прекрасную природу живописного донского побережья. А на днях, 14 октября, состоялось торжественное завершение одного из крупнейших песенно-культурных фестивалей «Покрова на Дону», приуроченного ко дню Покрова Пресвятой Богородицы — главному празднику Донского казачества. Благодаря деятельности Всевеликого Войска Донского и активному сотрудничеству с Правительством Ростовской области, неоценимой помощи казачьих обществ и вкладу каждого отдельного казака, сегодня мы имеем возможность видеть и слышать все то, что казалось безвозвратно утраченным почти век назад. Для дончан посещение таких праздников — неповторимый шанс прикоснуться к истории гордого народа и взрастившего его края. А для гостей Донской земли — возможность познакомиться с уникальной и самобытной культурой, пронесенной через многие века. Станислав ПЕРМЯКОВ | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 0 | |