Воскресенье, 11:03
Главная » 2015 » Декабрь » 20 » Круглый стол «Об историческом, культурном и духовном наследии казачества в России и за рубежом»

Круглый стол «Об историческом, культурном и духовном наследии казачества в России и за рубежом»

20.12.2015 07:45
Круглый стол «Об историческом, культурном и духовном наследии казачества в России и за рубежом»
Данная расшифровка диктофонной записи даст полное понимание о том, о чем говорилось, и о том, что вошло в Решение пленарного заседания V всемирного конгресса казаков.
Доклад доктора исторических наук, профессора ЮФУ Анатолия Ивановича Агафонова об итогах работы и итоговой Резолюции круглого стола «Об историческом, культурном и духовном наследии казачества в России и за рубежом».
 
- Уважаемые господа казаки, уважаемые атаманы, уважаемые присутствующие делегаты!

Наш круглый стол – это первая тема в числе пяти Конгресса, которая затронута и так активно обсуждалась в течении этих дней. Но, прежде всего я хочу некоторые формальности привести.

У нас на круглом столе присутствовало 62 делегата и приглашенных лиц. Было прослушано 12, а затем еще 7 - 19 докладов и сообщений. У нас была свободная дискуссия и обмен мнениями по различным проблемам сохранения исторического, культурного наследия казачества и в результате этих мероприятий, этих дискуссий мы приняли резолюцию, при чем с учетом тех дополнений и пожеланий, вероятно кто-то будет еще дополнять. Оно включает две с половиной страницы, и я ее зачитаю так, как она оформлена на нашем круглом столе.

Историческое, культурное и духовное наследие казачества находится в настоящее время в сложном положении. Раздробленное на административно-территориальные отношения политически, организационно и духовно казачество сохраняется благодаря самому казачеству, деятельности религиозных и государственных учреждений, общественных организаций, не равнодушных к нему людей.

Таковые исторические, культурные и духовные наследия невозможны без тесного взаимодействия с Русской Православной Церковью, православными организациями за рубежом, духовного воцерковления казачества и лиц, вступающих в его ряды.

Необходимо шире использовать опыт австралийской и российской епархии по соработничеству(?) с казачьими организациями и объединениями, накопив его в правовых актах о взаимодействии и взаимопомощи на условии законодательных актов Российской Федерации;

- провести совместные мероприятия Московского патриархата Русской Православной Церкви, российских государственных структур и общественных организаций с митрополиями и православными церквами ближнего и дальнего зарубежья по охране и сохранению казачьих и российских мемориальных комплексов, некрополей и памятных мест небольших захоронений в Европе, в Австралии, в Соединенных Штатах Америки и Канаде;

- возродить разрушенные в годы советской власти памятники и памятные места казачества, создать новые мемориальные комплексы, посвященные истории современному развитию казачества, его выдающимся деятелям.

Было очень интересное дополнение - создать единый реестр памятников и памятных мест, мест захоронения казачества в Российской Федерации и в зарубежье. Это действительно позволит нам учитывать уже и…. очень сложные проблемы.

- необходимо организовать единое информационное пространство, которое должно включать сведения о реестровых и не реестровых общественных и иных казачьих организациях, объединениях потомков казаков, мемориальных казачьих клубах и так далее в Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье, установить с ними связи и определить направления сотрудничества.

Ну и было предложение о том, чтобы провести инвентаризацию казачьих организаций с тем, чтобы мы знали, кто за кем стоит, сколько за теми атаманами стоит и создать единый сайт с информационным пространством, чтобы можно было через него наладить тесные связи между различными организациями и сообществами.

- сохранение социально-культурной идентификации невозможно без его исторического опыта и обычаев, обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом современных политических, социальных, идеологических и экономических реалий. Одним из путей решения данной проблемы является создание казачьих классов, казачьих гимназий и казачьих кадетских корпусов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье;

- реализация молодежных проектов, движений и мероприятий, направленных на сохранение и развитие русского языка, культуры, православных казачьих традиций;

- расширить преподавание основ православной веры, закона Божьего, истории и других мировых культур.

Но, надо сказать, некоторые положения наши пересекаются с уже вышесказанными на других круглых столах. Но и были сегодня некоторые сомнения по поводу преподавания истории других мировых культур. И я уже сказал, что у нас казаки были не только православными, но и татары были – мусульмане, и калмыки были – буддисты, и так дальше. Все-таки надо знать с кем мы жили, кто был, как говорится, вместе с нами и, безусловно, это проводить.

- одновременно начать программу обучения потомков казачьей и российской эмиграции в ВУЗах Российской Федерации. Это пересекается с общеизвестным Положением.

- на бюджетной основе создать совместные образовательные программы, наладить обмен студентами, преподавателями и образовательными программами между ВУЗами Российской Федерации и ближнего и дальнего зарубежья;

- создать организационно-методические условия для устойчивого функционирования системы патриотического воспитания казачьей молодежи в образовательных учреждениях, не зависимо от их географического положения, государственной подчиненности и негосударственной принадлежности.
Ну и были предложения о том, чтобы создать единый реестр ВУЗов Российской Федерации, где могли и могут обучаться казаки на бюджетной основе. Это предложение уже здесь звучало, мы поддерживаем это предложение.

- необходимо создать и реализовать церковно-просветительские проекты по сохранению исторических и музейных ценностей, для чего оказать музеям, казачьим объединениям и мемориальным группам помощь в паспортизации, каталогизации, описании фондов, коллекций, издание справочников и каталогов, приобретением новых коллекций и отдельных, значимых для казачества, предметов старины.

Ну, и было предложение еще очень интересное о том, чтобы оказывать поддержку частным и народным музеям в казачьих войсках, которые находятся за рубежом. … В частности, отдельно попросили озвучить это и внести в итоговую резолюцию - это Казахстан, Киргизия, где казачьи войска оказались разделенными или вообще находятся на территории иных конфессиональных, географических и этнических конфессиональных территориях.

- ходатайствовать о создании музея современного казачества.

Я уже говори нашим коллегам на круглом столе и хочу вам сейчас тоже сказать. Уже 25 лет идет возрождение казачества. Еще пройдет 10-15 лет и то, что мы с вами делаем, это будет в далекой-далекой истории. Если мы сейчас не начнем создавать музей современного казачества, то мы упустим время, мы упустим экспонаты, мы упустим, как говорится, весь этот исторический процесс и практически мы останемся без ничего. Предложение было именно такое – создать музей современного казачества.

- развернуть сбор материалов, посвященных возрождению казачества в Российской Федерации, странах дальнего и ближнего зарубежья, не зависимо от политических и идеологических разногласий и предпочтений, течений внутри казачества;

- информировать общественность о современной жизни казачества Российской Федерации, казачества ближнего зарубежья и российской эмиграции;

- проводить систематическую научно-исследовательскую работу в области военной, общественно-политической и культурной истории российского и зарубежного казачества. Приступить к подготовке и изданию научно-объективных, политически не ангажированных трудов по его истории и о современном развитии.

И было предложение, я его хочу также озвучить, создать библиотеку казачества России и зарубежья. Не библиотеку, как учреждение, а библиотеку, как некую совокупность многочисленных трудов по истории казачества. Не зависимо от их тем, сюжетов, направлений и так дальше. И каждое новое издание будет входить вот в эту серию - «Библиотека казачества России и зарубежья». И это будут не ангажированные, не повторяющиеся труды по истории казачества.

- развернуть пропаганду исторического и духовного наследия казачества в России, ближнем и дальнем зарубежье;

- через средства массовой информации систематически обмениваться коллекциями и выставками;

- создать документальный фильм по истории и о современной жизни казачества;

- организовать и провести фестивали культур, истории, русского языка среди зарубежного казачества и российской эмиграции, совместные культурно-просветительские мероприятия и выставки, посвященные выдающимся событиям, людям, явлениям и процессам в духовной, политической и конфессиональной областях.

Известно, что семья – основа казачества, казачьих войск и российской государственности.

- развернуть широкую пропаганду здорового образа жизни, традиционной семьи и ее ценностей на основе православной культуры;

- не допускать размывания семейных традиций под видом толерантности,  новых человеческих ценностей, глобализации и иных теорий не традиционного семейного образа жизни;

- расширить пропаганду военно-служивых ценностей казачества. Казаки - защитники Отечества и Православия. Следует усилить борьбу с теми, кто подрывает исторические и духовные корни казачества. Такими, как ряженичество(?), незаконное ношение казачьей формы одежды, знаков отличия, орденов, чинов, чинопроизводство, использование казачьей символики;

- создать Международный казачий центр, предоставив ему управление процессами возрождения казачества и православия за рубежом, установление и укрепление развития культурно-исторических и духовных связей казачества России и зарубежья, продвижение культурных, конфессиональных, научных, образовательных, экономических и социальных проектов;

- важной составляющей историко-культурного и духовно-образовательного наследия является экскурсионно-туристическая деятельность. Развернуть работу по созданию туристических кластеров, маршрутов «Серебряная подкова донского казачества», «Золотое кольцо Дона», а так же подобных кластеров в других казачьих войсках России и зарубежья.

Я обращал внимание своих коллег на то, что наш губернатор Василий Юрьевич Голубев поддерживает эту идею создания … туристического кластера «Золотое кольцо Дона», «Серебряная подкова», «Золотая подкова», и я думаю, что это получит и поддержку.

- между Всемирными конгрессами казаков проводить не реже одного раза в год, это уже звучало, круглые столы двух и многосторонних встреч по обмену опытом по сохранению исторических культурных памятников и духовного наследия казачества.

Таковыми исторического, культурного и духовного наследиями, патриотического воспитания казачества невозможно без поиска компромисса между различными политическими движениями и течениями внутри казачества. В этой связи необходимо постоянно подчеркивать в СМИ, научных конференциях, встречах, других форматах общения, что казачество не существовало и не живет отдельно от России. Казачество – составная часть Святой России, ее истории, разъяснять, что казачество призвано стоять на защите России и Русской Православной Церкви.

Мы уже здесь озвучивали предложения о том, чтобы нам на упрощенной основе давать гражданство казакам, это уже звучало здесь. И есть вот еще одно интересное предложение, оно прозвучало от казачьих войск - Уральского и Семиреченского войска – придать статус этим казачьим войскам за рубежом, статус официальных казачьих войск Российской Федерации. И действительно, получилось так, что одни казаки в Российской Федерации, другие в Казахстане, другие еще где-то и так далее.

Ну, вот все эти просьбы мы просим внести, если это будет возможно, в итоговую резолюцию V Всемирного конгресса казаков.

Спасибо большое!
Николай Волков (Kazak News)
Фото автора
Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 3001 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: V Всемирный конгресс казаков, казаки, круглый стол, казачество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5  
Грибоедову А.А. Эт как же понять? Чтоб создать любой народ деньги нужны что ли? И почему вы считаете, что казаков и казачий язык нужно искусственно возрождать?
Особенно интересно ваше сравнение народа и языка с курами. Надеюсь не за казаков сказано. Думайте, что пишете.
Казаки были, есть и будут. Так, что казаков искусственно возрождать не надо. И гутор и балачка тоже хоть и редко используют в разговоре, но не утеряны и не забыты окончательно.

3  
"...И я уже сказал, что у нас казаки были не только православными, но и татары были – мусульмане, и калмыки были – буддисты, и так дальше".
Гребенские казаки были изначально староверами. Православие укрепилось после 1847-1848 годов, когда в станицы массово прибыли переселенцы из Харьковской и Черниговской губерний Украины. В станицах действительно жили татары-мусульмане, калмыки-буддисты. Многие из них служили вместе с казаками, также как и русские офицеры. Но у гребенских считались казаками староверы или православные. Нельзя было стать казаком Гребенского войска, оставшись при этом калмыком или татарином и сохранив иную веру. Их концепция заключалась в том, что казаки - это народ, принимающий в себя другие народы. В других подразделениях Терской кордонной линии (Моздокском, Терско-Кизлярском и др.) тоже были разные народы и разные вероисповедания. Казаки с ними служили, дружили, куначились и роднились. Но исторические документы ясно не подтверждают, что служившие в казачьем войске иноверцы и инородцы были казаками, что они называли себя казаками, что их считали казаками. Эту версию широко развивают сегодня различные национальные авторы, преследуя свои цели.
Так что, эту лапшу с ушей надо снимать...

2  
"... создать единый реестр памятников и памятных мест, мест захоронения казачества...". Актуально. В предгорных районах Чечни есть "русские" кладбища времен Ивана Грозного, когда чеченцы жили еще в своих горах. Когда о кладбищах забудут, забудут и о том, что это казачьи земли.

1  
Казачество, казачество и опять казачество. А казакам, как народу в этом казачестве место будет? А то указали даже казаков - мусульман и казакав - будистов, а за казачий народ не слова. Пропогандой военно - служилых ценнстей казачества предлогается заменить потребности казачьей нации? Забывают, что были среди казаков и купцы и дворяне и священники и другие были,которые не несли военншой службы. Да и щас не все казаки готовы к той службе которую предлогают. Службе только на бумаге. Не охота казакам в холуях у полиции ходить и быть свидетелями. Русский язык упомянули, а за казачий язык не слова. Что возрождать гутор и балачку надо. Мы уже часть казачих песен не разумеем, так как не знаем языка своих прадедов. За казачье самоуправление вообще лучше не говорить. Оно для виду. Чиновники пытаются ставить угодных для них атаманов. И ставят начиная от станищных и до войсковых. А как с теми казаками, что за Казакию? Будем делать вид, что их нет? Несмотря на свои не шибко великие познания, от профессора ожидалось услышать чего то по более.

4  
Искусственно очень тяжело что то возродить хоть народ,хоть язык , хоть кур бройлерных-без подпитки в виде финансовых вливаний или витаминов долго не протянут.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]