Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов
Главная » 2018 » Февраль » 12 » О кругах и духовенстве

О кругах и духовенстве

12.02.2018 22:07
О кругах и духовенстве

Меня обманывать несложно
Я сам обманываться рад

Здорово живете, господа атаманы, старики, казаки природные и верстаные, уважаемое духовенство.

Хочу поднять очень деликатную тему, официально не освещаемую, но между собой казаками часто обсуждаемую. Речь идет о полномочиях духовных лиц во время проведения кругов.

Сразу оговорюсь, я, Божьей милостью, православный, воцерковленный, венчан. Большинство священников, мною встреченные в жизни, люди деликатные, тактичные, достойные уважения. Их роль в жизни хуторов и станиц безспорно важна и необходима. Но в вопросах казачьих обычаев, мягко говоря, мало сведущие. Хотя, что греха таить, огромное количество членов казачьих обществ в вопросах обычного права казаков разбираются ничуть не лучше. Причиной тому по большей части творчество «историка» Б. Алмазова. Именно творчества, ибо с реальными обычаями зачастую там ничего общего нет, кроме терминологии, да и та здорово хромает.

Итак. О казачьих кругах и священниках. Подавляющее большинство современных батюшек и казаков даже не представляют, как велико их заблуждение. Алмазовские сказки так укоренились в быту нынешних вариантов казачьих войск, что не вызывают у людей даже малейшего желания проверить - а так ли это было? А тем ли обычаям мы следуем? Да и само слово обычай, звычай подменили французским словом «традиции».

Между тем, даже небольшого желания разобраться в этом вопросе достаточно, чтобы найти достоверные материалы и обнаружить вопиющее несоответствие того, что есть и того что было на самом деле.

Желание написать сей опус у меня возникло после того, как один батюшка (сам по себе замечательнейший человек и священник, которого я глубоко уважаю) по приезде с рождественских чтений 2018 года проводя беседу с казаками прочел ряд выдержек из методичек, которые им были розданы на вышеупомянутых чтениях. Среди прочего там было указано, что:

  • окормляющий священник - второе лицо после атамана
  • окормляющий священник имеет право отменить распоряжение атамана
  • окормляющий священник может остановить круг, либо если священник оный круг покинет, то решения круга становятся неправомочны.

Услышав всё это, я был несколько обескуражен, и решил поделиться своими соображениями с вами, при этом приводя аргументы из очень достоверного источника, а именно - «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск» в последней его редакции, от 1891 года.

Буду приводить выдержки из документа по порядку их указания в самом «Положении», а потом выводы.

«Раздел I О станичном управлении

4. Станичное управление в каждом станичном обществе составляют: 1) станичный сбор; 2) станичный атаман; 3) станичное правление и 4) Станичный суд.» Священников нет.

«Гл. 1 О станичном сборе.

5 Станичный сбор составляется из станичного атамана, его помощниках, а где таковых нет его кандидатов, хуторских атаманов, судей, казначея и казаков-домохозяев». Священников опять нет.

«12. Старшинство на станичном сборе принадлежит атаману...» И более никому...

«16. Станичный сбор признается состоявшимся, когда на сборе были станичный атаман или заступающий его место и не менее двух третей лиц, имеющих право голоса на сборе. Законными приговоры сбора признаются только тогда, когда они, при соблюдении вышеозначенных условий, составлены в установленном порядке и относятся до предметов ведомства станичного сбора.» И тут ни слова о духовенстве, о покидании сбора (круга) и последствиях оного. Ничегошеньки.

В отношении хуторских сборов - то же самое.

Округа, отделы и войско тогда кругов не проводили.

Как вам такой расклад?

Все это конечно не значит, что надо духовенство с кругов удалять, упаси Бог. Да и к тому же, как правило, батюшки являются членами окормляемых казачьих обществ и, соответственно, имеют наравне с остальными казаками право голоса. С другой стороны, если священник, пусть и благословленный архиереем, дискредитировал себя каким-либо образом (священник тоже человек и тоже подвержен страстям), казаки на круге в праве спросить с него, как с равного, ибо только круг является высшим органом и законодательным, и исполнительным сразу, и ни исторически, ни идеологически никто не в праве прерывать его или упразднять его решения, кроме самого круга. Никто!

Не правда ли, есть повод призадуматься? Очень бы хотелось, чтобы иерархи Матери Церкви со всей серьезностью отнеслись к тому, о чем я написал, это ведь не только мои мысли. Казак человек вольный и любая попытка взнуздать его оборачивается неприятием. А потом начинается ропот и расколы. Мы ведь обета послушания не давали, а авторитет священнику у казаков надо заслужить, а потом не потерять.

Вот такие думки. Чо скажете казаки, отцы?

С уважением,
товарищ атамана Горшеченского СКО Курского округа ЦКВ
сотник В.Е. Крыжевич.


Фото КИАЦ

Категория: Новости КИАЦ | Просмотров: 1502 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 8
8  
http://stanicatopal.ucoz.ru/publ/istorija_kazachestva/istorija_starodubskikh_kazakov/kazachij_krug_v_fantazijakh_i_realnosti/3-1-0-25

7  
Цитаты из книги: Завет семиреченским казакам войскового атамана генерала Ионова. - Омск, 1919.

«Разум и неподложная воля войска должны вырастать из низов, из самой толщи казачьей, не ожидая приказ свыше о том, как надо жить. А за разумом, помните, идёт и сила…
Берегите, станичники, Войсковой Круг, дорожите им, как великим благом Вашим. Уважайте и оберегайте его честь и авторитет…
В нём разум всего нашего казачества, весь наш авторитет, в нем наша сила»

6  
В куль и в воду))))))))

5  
Долгонько тут не писал.... Высшим органом для казаков является Круг. Прекратить (приостановить) Круг правомочен только сам Круг (не священник, ни "совет стариков", ни атаман). Решения Круга не нуждаются ни в чьем одобрении (утверждении). Задача священника на Круге - прочитать молитву, привести к присяге атамана. Если вопрос, поднятый на Круге касается веры - Круг может предоставить слово священнику для разъяснений.
По крайней мере так происходит и в городском КО, в котором я состою, и во всем Западном округе ВВКО.

3  
Я рос во времена,когда и на казаков ,и на церковь было наложено табу. Но по отрывкам разговоров стариков - станичников (я рос без отца) в послевоенные годы,запомнил,что ВЕРА казака, прежде всего,была в себя,в свои силы,в свои возможности - это,как говорят,было кредо.Но и конечно вера в Бога! Слова из молитвы: "Я любимое дитя Бога,я создан по образу и подобию Бога. Бог во мне и я в нём , я не отделим от Бога..." Запомнил,что священники избирались из среды казаков,с безупречной репутацией и пользующимся большим авторитетом. Перед кем можно было раскрыться во всех грехах,от малого до великого, и это было глубокой тайной.Как поговаривали станичники : "Каков поп,таков и приход". Никто не имел права командовать казаками: они решали свои вопросы сами. Помню,как проходили собрания станичников при укрупнении колхозов,нам пацанам было интересно быть в "гуще событий". Считаю правильно поднят вопрос как правильно выстроить взаимоотношение казаков с церковью и чиновниками.

4  
Каким будет взаимоотношение реестрового казачества с церковью и чиновниками, это будет решать не казачество, а те кто им управляет - сами чиновники и церковнослужители. А как будут это взаимоотношение осуществлять казаки (народ), это личное дело каждого казака.

2  
У нас ранее губернатор решал, будет ли священник на Кругу или нет. Отдавал соответствующее распоряжение владыке и - вуаля!!. То есть " губельнаторские " казаки окормлялись , а неугодные - нет. biggrin

1  
Неоказачество вообще ничего общего не имеет с историческим казачеством. Примерять на современные КО настоящие казачьи традиции (о которых автор статьи имеет представление очень отдаленное), это как если бы на футболистов ласты одеть, и ожидать что поплывут по футбольному полю. biggrin
Государство управляет казачеством двумя рычагами: "чиновники и попы". При чем, попы уже много раз демонстрировали свою эффективность. Да, они будут вами понукать. Но вас же в ЦКВ никто силой не загонял. Сами захотели.
Члены казачьих обществ не состоящих в реестре, так те наоборот, жалуются что попы не уделяют им внимания такого, какое уделяют "реестровым". Тоже желают себе еще одно "ярмо". Тяжело видно крестьянам живется без епитимьи и барщины. biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]