Главная / Северный Кавказ изнутри. Владикавказ. Записки социолога

Северный Кавказ изнутри. Владикавказ. Записки социолога

22.07.2011 13:05
Северный Кавказ изнутри. Владикавказ. Записки социолога
Кавказский вызов

Вокзал столицы Северной Осетии-Алании встретил поезд «Москва-Владикавказ» стерильной чистотой и пустотой. Несколько милиционеров спокойно наблюдали за приехавшими. Одинокая женщина, сидя за столиком посреди зала, взимала деньги за пользование привокзальным туалетом.

На привокзальной площади таксисты предлагали ехать за 1500 рублей в Тбилиси.

Город сиял аналогичной чистотой. У вокзала обнаружилось другое странное для Москвы явление: автомобили уступают дорогу пешеходам. В дальнейшем первые послеприездные впечатления укрепились: Владикавказ действительно чистый и ухоженный город, а жители его культурны, приветливы и доброжелательны. В частности нет характерного для Москвы презрения к пешеходам и стремления показать свою «крутость». В отличии от той же столицы «навороченные» дорогие авто попадаются редко. В основном по улицам Владикавказа ездят новые иномарки нижнего и среднего ценового ряда.

Русский владикавказец Валерий увозивший меня с вокзала на новой «Ладе-Калине», подостудил мое восхищение городом.

Накануне моего приезда его сын возвращавшийся вечером с работы на старых «Жигулях» был остановлен местными гаишниками. Документы у него были в норме, нарушений ПДД не было. Тогда доблестные правоохранители пригрозили отогнать машину на спецстоянку для «проверки нормы светопропуска затонированных стекол». Перспектива вечером куда-то ехать была малопривлекательна, пришлось молодому работяге дать «жезлоносцам» 500 рублей. «Работал мой сын, работал. А все что заработал вечером гаишникам отдал, сокрушался пожилой водитель.

На въезде во владикавказский пригородный поселок Южный стоит огороженный и тщательно ухоженный мемориал. Православная церковь, а рядом мраморный памятник погибшим в ингушско-осетинском конфликте 1992 года жителям поселка. Все они были осетинами, но среди них был и один русский. В большинстве своем они погибли прямо в своих домах: при внезапном захвате Южного ингушскими отрядами, многие осетины не успели вовремя бежать и были убиты. Часть из них была уведена из домов, после чего бесследно исчезла.

До событий 1992 года половина населения поселка Южный была ингушами, вторая половина – осетины и русские. До вооруженного конфликта совместное проживание ингушей и осетин было относительно бесконфликтным, люди десятилетиями жили рядом без серьезных проблем. Много было и смешанных семей.

Но определенные силы в 1992 году в Ингушетии решили захватить правую часть Владикавказа. До этого в Ингушетии шла массовая резня и изгнание со своих земель казаков-сунженцев. Владикавказские «пригородные» ингуши не хотели войны, но идти против «мнения народа» не захотели. Перед захватом Пригородного района они тайно вывезли своих детей и женщин. Затем вошли ингушские вооруженные отряды и начался антиосетинский террор. Русских, по крайней мере, в поселке Южном не трогали, пользуясь этим, некоторые русские прятали в своих домах и квартирах не успевших бежать осетин.

Серьезных боевых действий в Южном не велось. Хотя перестрелки были и люди гибли. Установленный на крыше цеха местного завода ингушский пулемет простреливал поселок. На третий день войны пришли бойцы югоосетинского батальона, подогнали БТР, расстреляли пулеметную точку и зачистили поселок, расправляясь теперь уже с не успевшими бежать ингушами. Дома ингушей грабили и жгли. До сих пор в плотно застроенном Южном встречаются руины ингушских домов.

Как рассказывал русский житель «Южного»: с местными ингушами до 1992 жили нормально. В селении Троицком, где половина жителей ингуши, а половина осетины, конфликта не допустили сами жители. Ингуши защитили сначала соседей осетин, а затем осетины – ингушей. Троицкое – единственный населенный пункт Пригородного района сохранивший смешанных состав населения. Частично еще селение Карца. Из других сел и из города ингуши были почти все изгнаны.

В самой Ингушетии беженцы из Пригородного района плохо адаптируются с «коренными» ингушами. Их там недолюбливают и называют «ингушскими кударцами (кударцы – осетины из Южной Осетии)».

Ингуши приезжают навестить могилы предков. В Пригородном районе остались их кладбища, за ними ведется уход, при массовом приезде ингушам власти выделяют милицейскую охрану.

Недалеко от мемориала памяти жертв войны 1992 года стоит несколько странный памятник. Это Уастырджи – бог древней аланской языческой религии, впоследствии отождествленный с христианским Святым Георгием. Но, - в отличии от ставшего впоследствии святым молодого римского воина Георгия, - осетинский Уастырджи это седобородый старец восседающий на трехногом крылатом коне.

Монумент Уастырджи на окраине Южного построен на деньги местных жителей, собранные, что называется «по дворам». Возле этого монумента осетины проводят свои праздники. Несмотря на то, что большая часть осетин православные христиане, древний языческий элемент в верованиях осетин-христиан играет огромную роль. Осетинское христианство на уровне «народной культуры» основательно перемешано с язычеством.

Прогуливаясь по вечернему Владикавказу замечаешь несвойственную современном Кавказу безмятежность и раскрепощенность. И в центре и на окраинах города люди спокойно гуляют. Ощущения опасности нет.

Молодежь одевается весьма стильно, не уступая в этом Москве.

На окраинах порой видно, как пожилые люди, выйдя на улицу, проводят вечернее время вместе. Выносят столы и стулья, играют в нарды, пьют чай или другие напитки.

Кстати, несмотря на обилие в республике дешевой водки и спирта, бытовой алкоголизм в Осетии - нечастое явление. Как рассказывал русский владикавказец, на поминках и свадьбах и русские и осетины пьют очень мало. Показаться сильно пьяным перед соседями и родственниками является тут большим самоунижением. В «лихие девяностые» алкоголизм и конопляная наркомания в Оетии сильно распространились. Однако в последние годы у населения сработал некий «защитный рефлекс» и люди стали вести своеобразный «здоровый образ жизни».

Одной из форм сплачивающего микросоциум поведения являются свадьбы и похороны. На них собирается до нескольких сотен людей. Во Владикавказе эти мероприятия проводятся часто прямо на городских улицах. Во дворах или просто у дороги ставятся котлы, в них готовится пища. На газонах, разделяющих полосы уличного движения ставят тенты на каркасах, а под ними длинные, в десятки метров, столы и лавки. Уличное движение от этого порой затрудняется. Но все, в том числе и транспортная милиция, это терпят и относятся с пониманием, особенно в случае поминок.

В целом среди населения Владикавказа развит своеобразный «территориальный коллективизм». Люди одной улицы или многоквартирного дома живут своеобразным «большим коллективом».

Кодовых замков на подъездных дверях нет нигде. В отличии от Москвы жители четырехподъездной девятиэтажки не только здороваются друг с другом: они знают друг друга по именам и фамилия, знают кто-где работает и т.п. В случае необходимости, к примеру смерти, жители всего дома помогают соседям. При выезде в Москву и другие российские регионы местные жители испытывают большие психологические проблемы из-за «холодности», «отчужденности» и «враждебности» нового социального окружения.

Чувство сплоченности особенно развито у южных осетин –кударцев. Жители Южной Осетии, оказавшие большую помощь северным собратьям в 1992 году, теперь, как выражаются местные жители «подминают под себя все что можно». Как говорили местные жители кударцы, подобно чеченцам и ингушам, жестко отделяют себя от всех других. Сплоченность и взаимопомощь в любых, в том числе откровенно криминальных, формах деятельности позволяет им вытеснять «чужаков» отовсюду. Все рынки Владикавказа теперь «под кударцами», очень сильно их влияние в силовых структурах и в той части национальной интеллигенции, которая проводит курс на тотальную «осетинизацию Осетии».

Гуляя в центральном парке Владикавказа на гранитном ограждении набережной Терека видны надписи набитые красной краской через трафарет. На осетинском язык там написано: «Если ты осетин, говори по-осетински». Как мне говорили, эти надписи делают кударцы. Нельзя сказать, что осетинский язык ущемлен. В Осетии на нем говорят все осетины. Но если в компании осетин есть русский – все переходят на русский язык. Двуязычие присуще северным осетинам. Кударцы так же владеют русским, но плохо. Но это не считается у них недостатком, а скорее это предмет своеобразной гордости, как у галичан на Западной Украине.

Осетинизация общественно-культурной жизни – это теперь официальная политика властей Северной Осетии. Город Владикавказ возник благодаря русской военной крепости. Осетины и ингуши селились уже возле нее. В создании и развитии исторической Северной Осетии огромна доля русско-имперского и терско-казачьего элемента. Фактически русские ее и создали. Но все это сознательно. В учебниках истории в литературе говорится только об осетинах. Официальная история Владикавказа – история только осетин. Русские и казаки «выброшены за борт». Казачья история и культура практически бойкотируется. Фестиваль казачьих народных хоров Министерство культуры РСО-А недавно провело в маленьком горном осетинском селении. Как было сказано, для укрепления культурных связей. Казаки пели перед пустым залом. Если во Владикавказе и проводят фестиваль казачьей культуры, то проводят сугубо как формальное мероприятие. В будние дни, без какой-либо рекламы и анонсов, на захудалых окраинных площадках.

В школах осетинский зык по количеству часов изучения равен русскому. Изучение осетинского языка обязательно для всех, независимо от национальности.

Русские, как и на всем остальном Северном Кавказе, бегут из Северной Осетии. Но притеснения русских по национальному признаку в этой республике практически нет. Основная причина «русского исхода» - экономическая. В условиях сильного кланового-национального элемента в обществе, экономическая самореализация русских намного более затруднена, нежели для этнических осетин. Особенно это характерно для бизнеса и предпринимательской деятельности. Там для русских места нет. Традиционные виды занятости, где были востребованы русские, – промышленность, колхозное сельское хозяйство, - все это в кризисе. Так же затруднено для русской молодежи в РСО-А получение высшего образования. Определенную роль в исходе русских из РСО-А имеют и культурно-языковые проблемы связанные с «осетинизацией» общества.

Автор: Юрий Сошин


Источник: http://www.apn.ru/

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Россия. События. Итоги. Перспективы. | Просмотров: 1412 | Добавил: Сталкер | Теги: владикавказ, Северная Осетия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 12
11  
Ну казакам допустим тне бежать из центральной Росси, а возвращатся на свои земли нужно

10  
Возможно, что когда русских в Москве не останится, тогда и начнется возрождение русского народа. По крайней мере, переферия наконец сможет плюнуть на ентот центр никому, кроме самих москвичей не нужный, и сможет развивать свою экономику на нормальных началах.

9  
Продолжение
Как важнейший недостаток Основного Закона РФ следует признать отсутствие закрепленной на конституционном уровне коллективной самоидентификации российского населения. Беспрецедентным фактом для конституций мира является полное игнорирование проблемы национальной идентичности преобладающей общности. Русский народ, составляющий 82% населения РФ, вообще не упоминается ни в одной из статей Основного Закона.
Подчеркнем, по международным канонам РФ является мононациональным русским государством, в котором государствообразующей нацией являются русские, находящиеся в органическом единстве с другими коренными народами России. Как мы уже отмечали, русскими признают себя более 80% населения России. При этом, будучи государствообразующим народом и становым хребтом Российской Федерации, русские в России юридически не существуют, они не обладают правосубъектностью, фактически лишены возможности выражать свою волю, формулировать и защищать собственные интересы. На практике это ведет к отчуждению русской нации от собственной государственности, и в этом, на наш взгляд, заключается самая серьезная угроза государственной безопасности РФ. Полагаем, что в целях устранения названной угрозы в конституцию РФ как мононационального русского государства должны быть внесены соответствующие коррективы.
Здесь возникает правомерный вопрос - а что это даст позитивного на практике? Во-первых, это вернет утерянный в годы большевизма и распада СССР главный ориентир, скреплявший некогда российское государство - идею русскости этой государственности.
Во-вторых, это предотвратит продолжающееся варварское расхищение природных богатств и выкачивание денежных средств из страны. Мы разделяем позицию тех авторов, кто «забытость» о русской нации в Конституции рассматривает сознательным и намеренным действием ее создателей, поскольку предстояло ограбление русского народа, а для этого самое лучшее - сделать вид, что такого народа вообще нет.
А всё это вместе будет способствовать укреплению российской государственности, уменьшению влияния пагубного социального пессимизма русских людей, создаст необходимые духовно-политические предпосылки для предотвращения катастрофического вымирания нации, защиты её интересов в стране и за ее пределами.

12  
Зрите в самый корень, у вас грамотные и правильные мысли. Власть в России сейчас откровенно космополитическая. Недаром Россию иногда с горечью называют Россионией, а Москву - Москвабадом. Всё это очень плохо кончится..

8  
Попробуем последовательно выстроить анализ проблем СКФО и опредилить роль русских казаков в этом процессе.
Сергей Передерий: Многие угрозы порождены недоработками основного Закона РФ
14.12.2010 15:32
12 декабря 2010 года в России отметили 17-ю годовщину принятия Конституции. Спустя более чем полтора десятилетия уже можно взглянуть на основной закон государства со стороны. Свою критическую оценку основного Закона РФ даёт доктор политических наук, профессор Пятигорского государственного лингвистического университета кафедры политологии, социологии и теологии Передерий Сергей Васильевич:
В настоящее время в общественном сознании всё более и более утверждается понимание того, что многие угрозы российской государственности порождены и продолжают воспроизводиться изъянами и недоработками основного Закона РФ - её Конституцией. Необходимость обращения к содержанию Конституции РФ определяется особенностями её принятия в декабре 1993 г., явившегося не столько результатом общественного согласия, сколько разрешившегося силой противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти. Быстрое, безальтернативное осуществление конституционной реформы в 1993 г. привело к тому, что в Основном Законе закрепились положения неолиберального характера, таящие в себе потенциальную угрозу государственной целостности и национальной идентичности России. Дело в том, что следование в Основном Законе России западной конституционной традиции не отражает в должной мере ее цивилизационной и культурно-исторической специфики. Так, если убрать название «Россия», то такой документ может быть отнесен к любому государству. В Конституции по существу игнорированы аспекты духовной и национальной ориентированности государства, которые играют важнейшую роль в консолидации различных сил общества.
Далее Конституция России провозглашается от имени её «многонационального народа», но не даётся юридического определения этого термина. Но народ не может быть многонациональным, а нация может, поскольку она является более широким по отношению к народу понятием и соотносится с государством в целом. Если народ культурологичен и этничен, то нация может быть многородной, полиэтничной. Категория «многонациональный народ» является порождением советского идеологического лексикона. Ни в одной конституции стран мира нет такого понятия. Она представляет собой ни что иное как воспроизводство идеологемы «новая историческая общность - советский многонациональный народ». Но вне коммунистической идеологии эта категория не имеет смысла.
Если говорить по существу, то само положение о полиэтничности государства также заимствовано из советской этнополитической модели. Действительно, в СССР численно преобладающий русский народ составлял лишь около 50% населения. В Российской Федерации картина этнического представительства принципиально иная. Доля русских в населении РФ - более 80%, что соответствует показателям представленности титульных народов в национальных европейских государствах. И в соответствии с этим современную Россию вполне можно классифицировать как русское государство. А исходя из этого, можно уже вводить правовой институт национальности, национального меньшинства и принципиальной функции национального права и государственной власти по защите от дискриминации по национальному признаку.
Если нет правового понятия национальности (например, не упоминается в паспорте), то принципиально невозможно построить правовую систему защиты человека от дискриминации по национальному или расовому признаку. Преодоление этого стало бы возможным при другой законодательной схеме. В этой связи мы поддерживаем высказанное политологом В.И. Якуниным предложение вместо слов «мы, многонациональный народ Российской Федерации» использовать другое субъекто обозначающее определение «Мы, русский народ, и все народы России, составляющие в совокупности российскую гражданскую нацию...». Аналог такой формулы мы видим, например, в конституции Испании - «Мы, испанский народ, и другие народы Испании». Показательно, что доля испанцев в населении Испании - 70%, что ниже процентного представительства этнических русских в РФ.

5  
Некуда бежать ! Раньше можно было на Дон бежать но сейчас мужиков русских туда не пустят.

6  
Не те нонче времена...Русский мужик не армянин и не чеченец, нечего ему там делать на Дону. У "КАВКАЗЦЕВ" И ТАК ЕСТЬ КОМУ ТАМ НА НИХ РАБОТАТЬ. Ну, разве шо русскую диаспору создадут...

7  
Покажите мне того, кто не пустит Русских на Дон? Пусть приезжают.

4  
Да не нам бежать. 20 лет "реформ" многому нас научили и выявили наше истинное мурло. Что,не нравится? Это начало горького похмелья. Вместо создания промышленности и внедрения новейших изобретений и технологий,мы уповаем на выкачивание наших недр. И это куда ни ткни пальцем.А по СМИ вообще чёрт знает что! И вообще,давно пора понять,что есть ДЕНЬГИ на государственном уровне. А наши "умники",присевшие в чужие кресла,никак не соответствуя должностям,которые они занимают,сами ясно себе этого не представляют. Весь наш инструмент передав в чужие нечистые руки,пытаются потушить пожар клистирными трубками,да ещё вместо воды используя ложь.А наши "дерьпутаны"из дурдумы",поросящиеся как кролики невнятными"законами"наплодили такую коррупцию,что уже сами в ужасе от ими содеянного. Я это к тому,что мы сами и есть то самое государство,про которое в СМИ нам усиленно трактуют в некой неопределённой и обезличенной форме. И хочется закончить сакральной фразой"Имеющий глаза,да увидит.Имеющий уши,да услышит.Имеющий разум,да поймёт".

3  
Столица Терского казачьего войска Владикавказ? Чисто историческое. Не один атаман войска там не жил. Нынешний атаман ТВКО прописан в Кисловодске, проживает в Ставрополе, бизнес в Новопавловке. Где в первичной организации на учёте? никогда не слышал, чтобы Бондарев состоял на учёте первичном КО. Вообще статья не о ТВКО, а о наших братьях славянах и русских и казаках. Рассматривать проблему нужно только в комплексе. О положении русских, казаков и славянских народов в СКФО. Мы по этому вопросу провели ДВА форума : Круглый стол и Научно - практический семинат о положении русских казаков и других славянских народов в СКФО, с анализом по каждой республике. Для того, чтобы пользователи сайта поняли проблему СКавказа, нужно представить глубокий анализ, по всему региону. Двумя общими фразами раскрыть происходящее просто не возможно. А потом надо получить ответ на вопрос: А хотят ли интернет- пользователи вникать в процессы происходящие в подбрющье России, способны ли они осмыслить полученную информацию? Это поважнее, чем "свинья опоросилась, а кошка окотилась...". Казаков надо подготовить дать информацию, да не абы какую, а выкладки учёных, политиков, да чтобы не односторонняя и не задевала национальные чувства. Я бы добавил такое к словам, чтобы каждый мог задуматся и принять решение надо или не надо обсуждать эту статью и всё, что написано между строк.
Вчера состоялась встреча председателя правительства Владимира Путина с представителями ведущих религиозных конфессий России – Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, муфтиями Гайнутдином и Таджуддином, раввином Берл Лазаром, а также руководителями федеральных национально-культурных автономий. Что такое религия – всем понятно. А вот что такое федеральная национально-культурная автономия? Это – специальная общественная организация, цель которой – культурное развитие людей соответствующей национальности на всей территории России. Во встрече с Путиным приняли участие руководители армянской, азербайджанской, еврейской, цыганской, белорусской, корейской и многих других подобных организаций. Обсуждался вопрос мультикультурализма.
Все шло своим чередом, пока президент федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев Садыков не заявил: «К сожалению, Владимир Владимирович, здесь сегодня нет русской национальной организации. Я думаю, что было бы хорошо их тоже пригласить сюда. Это дало бы толчок для межнационального согласия».
И действительно. Оказалось, что, несмотря на слова Путина о 180 национальностях, проживающих в России, в зал забыли пригласить русских. Рассуждения о мультикультурализме шли, а русских людей в зале не было.
Об этом совещании казаки говорили И наши атаманы Войск там тоже были. Но наверно не выступали. Но были, но не выступали.

2  
Столица Терского казачьего войска Владикавказ....

1  
Русским с Осетии есть куда бежать... А вот куда придётся бежать русским из Москвы и Центральной России в связи проводимой внутренней политикой нашего столь любезного государства?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]