И хотя в его жилах текла немецкая кровь, в своих письменных работах он отвел определенное место описанию казачьих поселений эпохи позднего средневековья на Рязанской земле.">

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Рязанское казачество в вагнеровском зеркале

Рязанское казачество в вагнеровском зеркале

30.11.2013 21:12
Рязанское казачество в вагнеровском зеркале

Будучи уроженцем Рязанщины, философ и искусствовед Георгий Вагнер немало времени уделял региональному краеведению. И хотя в его жилах текла немецкая кровь, в своих письменных работах он отвел определенное место описанию казачьих поселений эпохи позднего средневековья на Рязанской земле.

Путятинская реликвия

В библиотеке Рязанского областного художественного музея хранится бюллетень кратких сообщений ИИМК АН СССР со статьей «Деревянный барельеф XVI в. из с. Путятино Рязанской области» и с автографом самого Г. К. Вагнера: «Дорогой Елене Владимировне на добрую память о Музее от автора. Москва, 21/1 60». Согласно мнению компетентных лиц, данную публикацию с собственной надписью Георгий Карлович подарил одной из тогдашних сотрудниц управления культуры Рязанской области. Как явствует из текста настоящей статьи, сообщение Вагнера напрямую касалось описания памятников духовной и материальной культуры в г. Михайлове и в с. Путятино на Рязанщине. В эпоху позднего средневековья эти места были в значительной мере населены служилыми казаками, которые и охраняли рубежи русского государства.

О древности Путятина свидетельствует вырезанная из дерева большая икона архангела Михаила, в свое время вывезенная из села и ныне находящаяся в Рязанском художественном музее. Она датируется началом XVI в.

Следовательно, в то время в Путятине существовал храм, в котором и находилась эта резная икона. Посвящение ее архангелу Михаилу вполне понятно, так как архистратиг небесного воинства считался покровителем воинства мирского. Село Путятино также входило в оборонительную черту Древней Руси. Здесь тоже были укрепления, жил «сторожевой люд». Путятино находится в двадцати пяти километрах от г. Шацка, но ближе к Рязани, и связано оно с «шацкими воротами», ведь через него проходила шацкая засека.

Не исключено, что барельеф из с. Путятино мог быть надвратной иконой пограничного южного острога. Святыня отличается живостью художественных черт памятников XV в., что позволяет датировать ее 20-30 гг. XVI в.

Во славу архангела

В первой четверти XVI в. Москва окончательно ликвидировала Рязанское княжество и взяла на себя охрану его южных границ. В то время «Рязанская Украйна» граничила с «диким полем». До середины XVI в. из-за частых набегов кочевников тут не могло существовать постоянных поселений. В первой половине того же столетия здесь стали формироваться звенья будущей засечной черты Московского государства. В 1566 г. Иван Грозный в течение месяца принимал работы, проведенные по ее укреплению. Основная линия засечной черты шла от Переяславля-Рязанского на Тулу и далее. Но и юго-восточнее, по линии Шацк-Ряжск, в степь была выдвинута дополнительная засека, соединенная с главной военными городками Михайловом и Пронском.

Система лесных засек – завалов, частоколов, рвов, деревянных крепостей с постоянно дежурившими казачьими нарядами – тянулась от Ряжска к Сапожку, далее – к Шилову и через Путятино к Шацку.

В середине XVI в. были построены главные узловые крепости этой юго-восточной передовой линии, Иван Грозный вторично основал Михайлов, возник Шацк, был заложен Ряжск. Несомненно, эти городки появились не на пустом месте, а в окружении ранее сложившихся пограничных поселений. Население приграничных городков в большей степени было военно-служилым, причем его жизнь регулировалась Москвой.

В связи с этим интересно отметить большое количество храмов, посвященных архангелу Михаилу. В начале XVI в. новый Архангельский собор был построен в Переяславле-Рязанском, затем построили церкви архистратига Михаила в Туле, Михайлове, Шацке, Ряжске, Пронске. Около 50 храмов Михаила архангела, некоторые из которых датированы XVI в., разбросано вдоль южных окраинных уездов бывшей Рязанской губернии (Сапожковского, Данковского, Михайловского, Пронского, Скопинского). Видимо, это следует связать с сохранением здесь древней традиции, уходящей ко времени создания засечной черты, когда культ архистратига Михаила – покровителя воинов – не мог остаться вне внимания ее устроителей. Есть некоторые основания полагать, что и сам Иван Грозный, и митрополит Макарий имели прямое отношение к «идейному укреплению» засечной черты.

Так, в соборной церкви г. Михайлова хранилась старая запись о том, что во время закладки собора в 1551 г. найден образ архангела Михаила, который затем был отослан в Москву. В столице он был встречен Иваном Грозным и митрополитом Макарием, освящен и отправлен обратно в Михайлов, в связи с чем и собор и город получили свое имя. По данным некоторых источников, это был образ, вырезанный из дерева, т. е., очевидно, такой же барельеф, как и в с. Путятино. Согласно легенде, приведенной Карамзиным, при строительстве первого храма «был найден древнего письма образ архистратига Михаила… Воеводы немедленно уведомили о сем царя… (и) город Михайловом нарекся». В соборе г. Михайлова хранился и второй древний резной образ архистратига, что свидетельствует о какой-то твердой местной традиции.

Михайлов – самый западный из рязанских пунктов засечной черты. Этот городок, основанный в качестве сторожевой крепости, оправдал свое древнее предназначение, поэтому к его жителям можно проникнуться особым уважением. К сожалению, прекрасной классической архитектуры Покровская церковь в бывшей Казачьей слободе, построенная в труднейшую годину Отечественной войны 1812-1813 гг., в советские времена была уничтожена.

У границ «дикого поля» 

Подобно Михайлову, Данкову, Раненбургу, город Ряжск тоже возник в свое время на южных рубежах Российского государства как один из сторожевых пунктов. Свое название он ведет от Рясского поля, на котором был основан. К 70-м гг. XVII в. это был, вероятно, уже достаточно сложившийся укрепленный пункт. Ряжск, как и Шацк, был основан на линии засечной черты.

Сапожок был основан по повелению Бориса Годунова также для защиты южных границ русского государства от набегов кочевников. Об этом свидетельствуют его старые деревянные укрепления, внутри которых находился древний собор, окруженные земляным валом. Через Сапожок проходил и так называемый Ногайский шлях, по которому со стороны южных степных водоразделов в военное время накатывали орды кочевников, а в мирные дни двигались посольства и купеческие караваны.

Шацк построен на весьма примечательном в историческом отношении месте. Здесь когда-то начиналось «дикое поле», и отсюда степняки нередко нападали на Рязань и Москву. Для защиты от них в XVI в. и была устроена «засека» (засечная черта), в которой «шацкие ворота» играли ключевую роль. Еще в XVII в. положение русских здесь было небезопасным. Заодно со степняками в этих местах безнаказанно действовали многочисленные разбойничьи шайки, так что военно-служилым людям приходилось все время быть начеку.

Но на помощь воинской силе пришла сила духовная. В 1573 г. в восемнадцати верстах от Шацка, то есть еще дальше в «диком поле», донским казаком Матвеем был основан Николо-Чернеевский монастырь – своего рода форпост христианства. В условиях только что начавшейся колонизации края обитель быстро стала обладателем громадных угодий, а через сто лет после своего основания владела уже четырьмя селами. Интересно, что в сооружении Чернеевского монастыря принимало участие все Донское войско – он подчинялся казачьему кругу и считался «казачьим». Все это придало Чернеевскому монастырю характер пограничной крепости.

Таким образом, не будучи по рождению казаком, Г. К. Вагнер очень интересно, увлекательно, познавательно и довольно подробно рассказал о местах на карте Рязанской области, исторически связанных с казачеством, о материальной и духовной культуре населения этих заповедных уголков нашего края.


НАША СПРАВКА
Георгий Карлович Вагнер родился 6 октября 1908 года в городе Спасск-Рязанский. Выдающийся советский и российский ученый, философ, историк-искусствовед. Известный исследователь древнерусского искусства Великого Новгорода, Владимира, Костромы, Пскова, Рязани, Суздаля. В 1930 г. окончил в Рязани художественно-педагогический техникум. С 1933 г. работал в Рязанском областном краеведческом музее. В 1937 г. был арестован и провел 10 лет в магаданских лагерях, работал на золотых приисках Колымы. В 1947 г. вернулся в Рязань, но через 2 года был вновь арестован и получил административную ссылку в Красноярский край, где работал чертежником в геологических партиях. После реабилитации поступил на должность старшего лаборанта в Институт археологии Академии наук СССР. В 1968 г. представил к защите кандидатскую диссертацию, но ему в особом порядке (вследствие исключительной значимости научных трудов) была присуждена степень доктора искусствоведения. В 1980 г. был награжден золотой медалью Академии художеств СССР. В 1983 г. получил Государственную премию СССР. Почетный гражданин г. Рязани (1992). Умер Георгий Карлович 25 января 1995 г. в Москве. В 1998 г. имя Г. К. Вагнера было присвоено Рязанскому художественному училищу.


Источник: http://www.domostroymedia.ru/articles/publication/6818/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: История казачества | Просмотров: 2113 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: рязанское казачество, история, Георгий Вагнер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: