Выступление наместника Донского ставропигиального монастыря председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископа Павлово-Посадского Кирилла перед группой священников Войска Донского на семинаре «Основные направления работы по взаимодействию казачьих обществ с Русской Православной Церковью» (21-24 июня 2010 г. Донской монастырь)

Занятие по теме «Основы взаимодействия Русской Православной Церкви с казачеством» (22-06-2010)">
Воскресенье, 04:58

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Выступление епископа Павлово-Посадского Кирилла перед группой священников Войска Донского

Выступление епископа Павлово-Посадского Кирилла перед группой священников Войска Донского

12.02.2011 22:00
Выступление епископа Павлово-Посадского Кирилла перед группой священников Войска Донского
Выступление наместника Донского ставропигиального монастыря председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископа Павлово-Посадского Кирилла перед группой священников Войска Донского на семинаре «Основные направления работы по взаимодействию казачьих обществ с Русской Православной Церковью» (21-24 июня 2010 г. Донской монастырь)

Занятие по теме «Основы взаимодействия Русской Православной Церкви с казачеством» (22-06-2010)

Если обратиться к истории казачества, то мы можем выделить две его основных ветви, от которых, собственно, и пошло казачество. Ветвь, идущая от Донского казачества - это Сибирская ветвь. Это Сибирское, Амурское, Забайкальское, Якутское казачество и т.д. Вторая ветвь - это Запорожское казачество. Это казаки, которые по указанию императоров были переселены на Кубань и далее. Это, соответственно, Запорожское казачество, Кубанское войско, Терское и т.д. Это другая ветвь, и даже здороваются они по-другому: «Слава Кубани!», «Слава героям!»... А в Сибири все казаки здороваются так же, как и вы, Донские: «Здорово ночевали!», «Здорово дневали!», «Слава Богу!».

Переходим к основной теме семинара. Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством - это очень ответственная структура, входящая в систему Священного Синода Русской Православной Церкви. Совсем недавно Синодом утвержден Устав нашего комитета. Мы будем ежегодно отчитываться перед Синодом о нашей деятельности. И, думая об этой деятельности, я, конечно же, прежде всего решил, что главное осмотреться, всё лично посмотреть и вникнуть в суть проблем. Да и Святейший Патриарх меня благословил как можно больше ездить по регионам. Сегодня могу сказать, что кое-какая общая картина у меня уже складывается.

С другой стороны, хочу сказать, что важно уделять внимание и образованию. И, в первую очередь, мы считаем, что образование надо давать тем людям, кто руководит теми структурами, за которые и отвечает наш Синодальный комитет. И тут понятно, что духовными руководителями казачества являются священники. Они окормляют войско, отделы, округа, станицы, хутора и т.д. Правда, с хуторами не просто. В Москву всех не вызовешь. Так можно и Епархию оголить. Но тем важнее ваша задача, отцы – работать, в том числе, и со станичными и с хуторскими батюшками, а войсковым священникам – работать с вами. Потому что войсковой священник будет у нас членом коллегии войсковых священников при Синодальном комитете, он будет - во всяком случае, священник вашего войска - членом Профильной комиссии Совета при Президенте, и будет в курсе всех дел.

Обратимся к структурам, занимающимся казачеством. Вам ещё будут читать лекции по правовым вопросам и документам профессионалы – представители Совета по делам казачества при Президенте РФ и других ответственных организаций, но я тоже, в свою очередь, хочу на некоторых деталях остановиться. Итак, на сегодня имеется две основных структуры, занимающихся казачеством. Одна из них светская, это Совет по делам казачества при Президенте РФ. Вторая – наш Синодальный комитет. Вот такие две, параллельные, вертикальные структуры, которые пронизывают казачество до самых низов, до хуторских и станичных казачьих обществ.

Как вы знаете, у нас сегодня 11 казачьих войск в Реестре. Но не всё, безусловно, ограничивается только реестровыми войсками. Вам тоже надо это понимать, хотя атаманам, которым я тоже буду об этом говорить, очень не нравятся объединения неерестрового казачества и их действия. Но ведь надо признать, что во многих Епархиях и областях нет сейчас реестровых войск, реестровых отделов, а там казаки тоже хотят объединиться в какие-то определенные организации и формирования. Хотят петь песни, хотят жить по казачьим традициям и т.д. Поэтому, конечно же, мы их отталкивать тоже не можем. Более того, и я уже об этом говорил на встрече с войсковыми священниками, священники, окормляющие реестровые войска или отделы, сегодня практически должны заниматься и общественными казачьими организациями.

Но вопрос – какими из них? Конечно, не теми, которые самовольно вышли из реестрового войска, учинили раскол, вытянули казаков к себе, поливают грязью реестровые войска и т.д. и т.п. Они, как правило, далеки от Церкви, хотя часто требуют: «Дайте нам батюшку!». Ну, нет, милый мой, если ты не хочешь соблюдать дисциплину, выполнять распоряжения войскового, окружного атамана, если тебе священник, который у тебя был, неугоден, то никто тебе ничего не даст. Об этом я специально беседовал с архиереями, и мы тут выработаем однозначный подход, разошлём письма циркулярные, примем меры.

Однако есть и такие общественные организации казаков, которые оказываются без поддержки в округах и областях, где нет вообще реестрового казачества. Они возникли самостоятельно и не запятнаны неправомерными действиями. Зачастую они возникли даже раньше многих реестровых войск. Вот их, конечно же, нужно окормлять, ими нужно заниматься. Мы их не можем бросить. Поэтому сейчас потихоньку формируется список тех общественных организаций казаков, которым нужна наша помощь, которые являются абсолютно нормальными во всех смыслах. Я обычно выделяю три условия, три признака по определению казачьих общественных организаций, требующих нашего окормления. Прежде всего, это их государственность. То есть четкое следование государственной политике. Это не нелепое желание создать какую-то Донскую республику, Кавказскую республику, отколоть часть страны или другие сепаратистские устремления, идущие против политики нашего государства. Поэтому на первое место я ставлю прогосударственную политику. Второе - это церковность и положительное отношение к православию. И третье – это дружба с реестровыми казачьими организациями. Вот при этих трёх условиях мы будем работать с неерестровыми, общественными казачьими организациями.

Например, был я в Калининграде. Там есть отдельный реестровый отдел - Балтийский. Нормальный отдел. Правда, в войско они никакое не входят, они сами по себе. Так сложилось исторически, потому что находятся они в стороне от всех, некий анклав там у нас на Западе образовался и тяжело им с другими общаться. А появились они задолго до образования Центрального войска, в частности. А Северо-Западного войска нет вообще. Словом, они привыкли функционировать самостоятельно и входить в какое-либо войско не хотят. Может быть, это и их право.

С другой стороны, там есть Семиреченские казаки, которые выехали из Казахстана. Я с ними пообщался. Ну, во-первых, Семиреченские казаки принадлежат к Уральскому войску. У них свои традиции, своя история, они хотят остаться идентичными и не хотят ни с кем сливаться. В Казахстане у них атаман есть и они, кроме него, никому не хотят подчиняться. Просто они вынуждены были покинуть Казахстан и переселиться в Калининград. Была определенная программа, по которой они приехали, они пробуют занимаются  охраной границы и т.д. И, собственно, когда я с ними пообщался, то понял, что никакие они не раскольники, что ни от кого они не откололись. Это нормальные казаки, причем с богатой историей и с четкой исторической принадлежностью. Поэтому я тоже посоветовал местному владыке, владыке Серафиму, также окормлять Семиреченских казаков, как они окормляют отдельный Балтийский реестровый отдел.

Теперь о структуре Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, которая недавно утверждена Святейшим Патриархом и Синодом Русской Православной Церкви. Во главе – Председатель комитета. У него два помощника главных: Заместитель председателя Комитета и Секретарь комитета. У нас не назначен пока Заместитель председателя Комитета. Кандидатура будет утверждена позже. Есть Секретарь комитета. Вы уже знаете его – Виктор Константинович Крючков.

Непосредственно Председатель комитета соподчиняется и соприкасается, конечно, с деятельностью своего заместителя и секретаря, а также с Коллегией казачьих войсковых священников. Вот у вас 11 реестровых войск, и 11 священников, соответственно, будут находиться в этой Коллегии. А мы подаём Святейшему, согласно принятого Устава, Прошение о том, чтобы он утвердил кандидатуры данных священников в Коллегию. В Уставе есть и Положение об этой Коллегии. Там прописаны все вопросы, которыми она будет заниматься. Их очень много. Поэтому собираться нам придётся достаточно часто. Семинар прошел, и всё. Далее мы с вами будем встречаться уже на местах. А вот с войсковыми священниками - членами Коллегии - придётся решать множество различных вопросов и общаться регулярно. И главное в этих вопросах – окормление казачества. Как раз сегодня разработаны основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах, о чем мы тоже будем говорить на семинаре. И, конечно же, придется разбирать вопросы и всяческих расколов, всевозможных скандалов, и многого другого.

В компетенции Коллегии и войсковых священников находится Комиссия по казачьей этике. Сегодня к нам приходит огромное количество писем, жалоб со стороны атаманов и рядовых казаков в отношении их коллег, других казаков и т.д. И вот Комиссия по казачьей этике как раз и должна фактически заниматься этими вопросами тогда, когда казаки и атаманы будут готовы вынести обсуждение своих проблем на эту комиссию. Ну, а если ты раскольник и хочешь сам решать свои проблемы, то пожалуйста, комиссия тут ни при чем. Она будет заниматься теми, кто сам ей доверяет и готов выносить обсуждение своего вопроса на Комиссию. Например, много жалоб на того же Водолацкого - войскового атамана. На каждого атамана отдела, наверняка, есть жалобы. И если они сами пожелают, то, пожалуйста, мы будем разбирать их дела в Комиссии по казачьей этике. Для сравнения – в каждом казачьем обществе есть Суды чести. Так эта структура ближе всего стоит к ним. Это очень компетентная коллегия, охватывающая сегодня все войска, всю территорию Российской Федерации.

Есть говорить про компетенцию Заместителя, то пока она у нас находится в руках секретаря, но фактически в компетенции Заместителя три сектора и один центр.

Первый сектор - это Сектор взаимодействия с казачьими обществами и общественными организациями казачества. Обратите внимание, тут учитывается и реестровое казачество и общественное. Второй - Сектор обеспечения культурно-просветительских программ. Третий - Учебно-методический сектор. Ещё издательский центр. Кроме того, возможно создание временных рабочих групп и комитетов.

У секретаря Комитета в компетенции, во-первых, Пресс-служба Комитета. Её возглавляет, вы уже познакомились, Ефанова Валерия Николаевна. Затем идут Сектор взаимодействия с епархиями и органами власти и Сектор информации и мониторинга. Сегодня отец игумен Никон у нас является руководителем Сектора информации и мониторинга. Вы, надеюсь, с ним тоже познакомились.

Как видите, я знакомлю вас с материалами и документами, непосредственно касающимися нас. Более подробно об этом будут говорить специалисты. А я стараюсь так, кратенько.

Хочу обратить ваше внимание на Типовой устав войскового казачьего общества. Это новый документ, подписанный Президентом РФ. Давайте вместе отметим ряд важных пунктов, которые имеют к нам прямое отношение.

Конечно же, всегда вы имеете возможность мне что-то подсказать, поскольку я не казачьего происхождения, да и не казак. И всё-таки исторически всегда на казачьем круге присутствовал священник. Он благословлял избрание атамана и выполнял остальные свои обязанности. Но во всех Уставах, которые были до этого... Точно не знаю, но по-моему, во всех... Они ведь одобрялись и подписывались представителями государства, органами его власти, поэтому там пунктов про священников, про духовенство быть не могло. Это невозможно было для абсолютно светского государства той поры. И вот теперь уже трудами Беглова Александра Дмитриевича - Замглавы администрации Президента РФ, Председателя Совета по делам казачества, членов этого Совета, удалось пройти через организационно-правовое Управление Президента, через Министерство юстиции и провести в Типовом уставе пункты, которые напрямую указывают на участие священнослужителей или участие Русской Православной Церкви в деятельности казачьего общества и в проведении целого ряда важных мероприятий.

Вот, например, глава 5 Типового устава «Органы управления войскового казачьего общества». Здесь в пункте 35 так и говорится: «На открытие заседания высшего представительного органа войскового казачьего общества приглашается уполномоченный представитель религиозной организации Русской Православной Церкви». Конкретно и четко! Но далее в Уставе будет ещё конкретнее и чётче: что без священника вообще невозможны никакие решения. Почему написано «уполномоченный представитель»? Почему не расшифровывается это понятие? Во-первых, потому, что надо было как-то согласовать наши понятия со светскими понятиями в наших законах. Проще говоря, чтобы не звучало слово «священник» в документах, подписываемых Президентом светского государства. К тому же это может быть не только священник, но и архиерей, а в крайнем, каком-то особом случае, может быть и даже какое-то назначенное лицо, которое благословить не сможет, но хотя бы молитву прочтёт.

Далее. Ещё один важный пункт из Типового устава: «Заседание высшего представительного органа войскового казачьего общества правомочно, если на нем присутствуют более двух третей выборных казаков, а также уполномоченный представитель религиозной организации Русской Православной Церкви». То есть получается, что Круг неправомочен, если на нем нет священника.

Идём дальше. Ещё один важный для нас пункт. «Кандидатами на должность войскового атамана могут быть члены станичных казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества, не моложе 35 лет, ...получившие благословение уполномоченного представителя религиозной организации Русской Православной Церкви». Понимаете? Кандидаты утверждаются, а это необходимо делать специальной бумагой с подписью и печатью, это, как вы знаете, часто сопровождается скандалами, противоборством, т.е. это серьёзное политическое мероприятие. Тут устное благословление не годится, тут нужно всё фиксировать письменно, чтобы было однозначное толкование. И надо понимать, что без этой официальной бумаги, без этого официального благословления никто не может быть избираем на должность войскового атамана. Типовой такой листовки для благословления пока нет. Но это должен быть такой список кандидатов, где никто не выделяется и где все кандидаты разом, одним списком благословляются на выборы. Согласитесь, это, в конечном счёте, огромный плюс.

С одной стороны, конечно же, нам бы не хотелось участвовать в неких политических дрязгах, сопровождающих выборы, когда идёт борьба различных группировок казаков. Ведь они же будут давить на вас, умолять за своего кандидата, они же и ко мне поедут, чтобы я дал указание, заступился за того или другого кандидата. Но с другой стороны, хочется нам этого или нет, но мы должны быть ответственны за людей, которые будут выбираться. Это же те самые атаманы, с которыми нам в дальнейшем работать, сотрудничать, воцерковлять казачество. Разве нам нужен какой-то внецерковный человек или вообще негодяй? Какой-нибудь невенчанный, развратник, пьяница и т.п. И нам такой не нужен, и не нужен никому. Поэтому у нас будут высокие критерии выбора будущего атамана. А ещё ведь нам надо поднимать критерии выбора того батюшки - уполномоченного и благословленного, который будет благословлять и утверждать того самого атамана. И как бы эта кандидатура не навязывалась сверху, батюшка должен проявить принципиальность, если знает этого человека с плохой стороны. Вы должны иметь полную ответственность за будущего атамана. Вам бояться нечего. Если речь идёт о войсковом атамане, то там и архиерей будет принимать участие тоже, и вы всегда сможете и посоветоваться, и объективно подойти к проблеме. Конечно, проблем не избежать, но дело это очень важное.

Ну, и дальше. Ещё пункт. Тут, правда, на мой взгляд, формулировка размытая. «Избрание войскового атамана может сопровождаться проведением религиозных обрядов уполномоченным представителем Русской Православной Церкви». Может. Не могли они написать, что «должно сопровождаться». Тяжело им всё это прописывать. И всё-таки, такого Устава, подписанного Президентом, нет ни в одной организации нашего государства. А в отношении казачества есть!

Ещё есть пункт о порядке проведения собрания. «Войсковой священник в случае возникновения конфликтной ситуации либо проявления неуважения к войсковому атаману или общему собранию со стороны выборных казаков напоминает им о необходимости соблюдения норм религиозной морали, завершение проведения собрания сопровождается религиозным обрядом...» и т.д.  В общем, тут достаточно таких, более мелких пунктов.

«Примерный порядок приема граждан Российской Федерации в казачьи общества». Здесь тоже говорится об участии войскового, либо станичного священника в общем собрании, а также о том, что кандидаты должны кратко доложить о своём вероисповедании. Общее собрание завершается религиозным обрядом, совершаемым священником.

В Кодексе казачьей чести тоже есть пункты, важные для нас. Взять хотя бы самый первый. «Казаки – братство людей, исторически объединенных миссией служения Отечеству – Святой Руси, православной вере, своему государству и своему народу».

В общем и целом, сегодня, слава Богу, основные показатели, формулировки и документы дают нам все основания для духовного руководства казачьими обществами.

И вот теперь поговорим о духовном руководстве казачьими обществами и казаками. Главное в нашей деятельности - это духовно-просветительская работа, воцерковление казаков. Я понимаю, что для священника все равны. Что казак, что не казак. Тем более в нашей местности, где казаков так мало и Храмы открыты для всех. Для общественных организаций казаков, которые мы сегодня окормлять официально не будем, я так обычно и говорю – что Храмы открыты для всех. Милости просим! Но на Круг священника вам не дадим. Потому что, пребывая на круге, священник благословляет деятельность вашей организации, а деятельность вашу благословлять нельзя: вы - раскольники, в вашей деятельности отсутствует церковная основа, вы неправильно относитесь к Церкви и т.д.

Надо сказать, что на сегодняшний день, а я был назначен Святейшим Патриархом в начале февраля в Совет при Президенте, и информация об архиерее, который занимается казачеством, уже существует полгода – за это время у меня побывал всего один атаман из общественного казачества, за которым стоят казаки. Были другие организации, но это бывшие военные с казацким происхождением и т.п. А из серьезных общественных организаций побывал только один атаман. Пришел ко мне сам. Но он не просил у меня священников пока. Только осторожно познакомился. То есть хотя я и говорю об их окормлении, но это ещё большой вопрос. Они ещё сами не очень хотят идти. Они слишком хотят быть самостоятельными, свободными в своей, порой, неправославной и антигосударственной деятельности. Они понимают, что их ни владыка, ни священник не благословят на такую деятельность.

Итак, я повторяю, Храм открыт для всех. Тем более, в нашей местности, где так мало казаков. В вашей местности казаков много. Их большинство. Поэтому сегодня у нас с вами есть уникальная возможность заниматься ими прямо на местах. И, конечно же, заниматься и всеми другими. Это обязанность любого священника. Однако если принимаются такие Уставы, если подписываются президентом такие документы, значит, у нас появилась уникальная возможность заниматься духовным окормлением и воспитанием казаков в особой степени. Может быть, это для кого-то звучит и немного странно. Ведь обычно мы в православной церкви одинаковы ко всем. Кто пришел, тот и пришел. В городе вообще мы даже не знаем каждого прихожанина в лицо. Но, объективно, казаки - это, во-первых, служивые люди, привыкшие к дисциплине. Они ныне прямо заявляют о себе, что мы православные и только православные. Об этом же публично объявляют атаманы и кандидаты в атаманы. Атаманов теперь благословляет священник, да и каждый круг он благословляет. Следовательно, мы с вами должны сегодня вести речь о более серьёзном духовном воспитании и воцерковлении казаков и членов их семей.

Именно поэтому, разрабатывая методическое пособие, которое лежит сейчас перед вами, мы заложили сюда очень серьёзные пункты и направления работы. И мы убедительно просим вас, что толку говорить «требуем», - это не то слово при разговоре взрослых людей, тем более священнослужителей - повторяю, мы просим вас пытаться, конечно, нормальными, добрыми, христианскими методами, но всё-таки следовать тем определённым критериям, которые заложены в эту методичку, разработанную нами специально для вас, как руководство к действию.

Обратите внимание, что такой методички нет ни в одной организации, ни в одном церковном обществе. Потому что, повторяю, у них совершенно другие задачи и другие отношения. Там нет служивых людей, объявивших себя православными. Там пришел - не пришел - дело личное. А мы с вами в нашей ситуации призваны требовать, чтобы казаки ходили в Храм на Богослужения.

Давайте теперь кратенько пробежимся по этой методичке, вчитаемся в главные положения. Взяли книжечки в руки? Ну, в начале понятно: цель, основное содержание, общие положения, ожидаемые результаты. Важно, что цель - реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без Веры – не казак».

Теперь обратите внимание на пункт «Критериальная база оценки» из 2-го раздела. Первый критерий: «Наличие нормативной базы - это как раз то, о чём я вам говорил, - регулирующей процессы взаимодействия казачьих обществ и приходов Русской Православной Церкви (договор, соглашение, план, программа, проект и т.п.)». Второй критерий: «Количество членов казачьего общества, регулярно посещающих Богослужения (в процентном отношении к общему их числу)». Третий: «Количество венчаний (в % отношении к общему количеству заключенных браков)». Следующий: «Количество крещений (в % отношении к общему количеству рожденных детей)». Ещё критерий: «Количество членов казачьего общества, регулярно совершающих Таинства исповеди и Святого Причащения (в % отношении к общему их числу)». Ещё: «Наличие нормативной базы, регулирующей процессы разработки и реализации программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического и семейного воспитания среди казачьей молодежи». Следующий: «Количество учащихся казачьего поселения, охваченных православно-ориентированными предметами (в % отношении к общему их числу)».  Теперь: «Количество казачьей молодежи, охваченной разными формами духовно-просветительской работы, имеющих православно-ориентированную направленность (количество форм и % охвата молодежи казачьего поселения к общему их числу)». «Количество совместных (казачье общество и приход) мероприятий». Ещё: «Наличие информационного обеспечения участников процесса взаимодействия (на уровне казачьего поселения, на уровне войскового казачьего общества/епархии, отражение результатов в СМИ и сети Интернет)». Следующий: «Наличие внешней оценки (грамоты, благодарственные письма, благотворительное поощрение, присвоение почетных званий и т.п.)». Предпоследний критерий: «Наличие исполнительного органа, осуществляющего координацию и планирование работы». И последний: «Наличие православных детских/молодежных, женских казачьих организаций (дружины, союза, общества, комитета и т.п.)».

Вот посмотрите: 1-го марта с.г. образован Комитет, 31-го мая утвержден его Устав. Сегодня у нас 22-е июня, а уже такие вот серьёзные глубокие методические разработки. А у меня ведь на сегодня фактически 4-5 сотрудников. Всего три основных. То есть, понимаете, мы всё равно работаем в полную силу, и я бы хотел, чтобы такая же работа была бы и у вас.  Помните, например, отец Вадим, что в Омске на Совете было принято решение до конца этого года провести мониторинг по всем этим процентам и критериям. И сколько посещает от общего числа - конкретно и пофамильно, и как регулярно, и как участвуют члены их семей - отдельной графой, и сколько венчанных, и сколько детей крещёных.

Тут, конечно же, задачи поставлены не только для священников, но и для помощников атамана, которые будут взаимодействовать со священником. Мы сейчас об алгоритме такого взаимодействия поговорим. Вы же не будете, да и не должны гоняться за каждым казаком и тянуть его в церковь. Вы только должны будете требовать, чтобы они ходили в Храм, а помощник атамана или его заместитель, отвечающий за данную область деятельности, должны будут принимать меры и приводить казаков на службу. Они же будут вести учет, подсчитывать проценты, а вы уж потом точно и объективно должны будете подтвердить все цифры мониторинга. Чтобы не было обмана, подтасовки данных.

      Поступил вопрос из зала о том, как наладить взаимодействие с атаманами и их заместителями по мониторингу, чтобы тут было взаимопонимание и единство мнений, что священнику надо будет организовать такое взаимодействие, добиться назначения ответственных лиц, вести собственный учет по какой-то форме и сверять все цифры с руководством общества.

Именно так. Например, недавно было решение Патриарха, а потом и Священного Синода о том, чтобы в каждом приходе был, скажем, миссионер, социальный работник, педагогический работник, помощник по работе с молодёжью. Вам, конечно, если речь вести непосредственно о работе с казачеством, не надо заводить дополнительно десять работников, а умело использовать этих ответственных лиц, выполняя с их помощью задачи, возложенные на вас именно по казачеству. И, конечно же, я попрошу войскового священника очень мягко, очень достойно, общаясь с Владыкой, а вы должны это делать достаточно часто, просить, чтобы Владыка не нагружал священников, занимающихся казачьими обществами, какой-то другой трудоёмкой работой. В том числе, желательно, чтобы батюшки были настоятелями. У настоятеля, как всем известно, есть влияние, есть возможность подбирать состав помощников, распоряжаться средствами и помещениями. Это важно.

Поступил вопрос из зала о том, как вести собственный учет процентов в критериях, брать ли отношение к членам только казачьего общества или к количеству казаков во всей станице.

Что касается процентных отношений, то дело новое, поэтому рекомендую сделать несколько графиков. Мы вам только «спасибо» скажем. Вы сегодня первопроходцы, вы отвечаете не только за общество, куда вас назначили, вы сегодня отвечаете за всё казачество. Даже за тех казаков, которые вообще ни в какие организации не входят. Мы же не можем быть батюшками какой-то отдельной организации. Мы же остаёмся священниками всего прихода. Так что правильнее делать хотя бы два раздельных графика, чтобы показать атаману, чтобы показать Совету при Президенте наглядные и объективные цифры и по отдельному обществу, и по всему казачеству прихода.

Окончание ЗДЕСЬ.


Источник: http://tvspas.ru

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Взаимодействие с Русской Православной Церковью | Просмотров: 2604 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Кукасов_ВВ  
Мда! Так и есть в нашем новом Уставе все отраженно и отдельский окормляющий уже назначен Указом Владыки. Наш городской окормляющий назначен Указом владыки Максима, есть договор с РПЦ МП. Теперь Круг и я иду к окормляющему, он помогает с помещением, так как у них договор с культурой и т.д. Весьма взаимовыгодное сотрудничество.

1 Сергей_Щербовских  
Мужик, а мужик, ты чё тут рыбу ловишь? Да нет, я рыбу ловлю! А! А я думал, что ты рыбу ловишь!.

Имя *:
Email *:
Код *: