Понедельник, 16:57
Главная / Сохранить память о народе - подарить ему будущее

Сохранить память о народе - подарить ему будущее

20.03.2017 10:53
Сохранить память о народе - подарить ему будущее

Вопрос сохранения памяти о казаках, как о народе остро стоит не только в России, но и здесь, в Германии, вдалеке от мест традиционного проживания казаков. Революция, т.н. "гражданская" война, геноцид, продолжающийся до сих пор, вырубили корни казачьего народа почти целиком. Оставшиеся в живых, не без Божией помощи, смогли уйти в эмиграцию, в надежде вернуться и продолжить борьбу против большевиков. Во многих странах Мира нашли они приют. Германия не была исключением.

Шло время и герои России, ее верные сыны, уходили в мир иной, унося с собой надежду на возрождение некогда великой Империи. Раны, болезни, старость укладывали в могилы тех, кто не нарушив присяги остался верен ей до конца. Уходит человек остается лишь память о нем в сердцах его родных и близких. Покидают и они в свое время сей мир и могилы тех за которыми они ухаживали приходят в запустение. Многие из этих могил теряются навсегда, многие еще можно спасти. Русские православные кладбища г.г. Висбадена, Дорнштадта, Ульма, Мюнхена и других немецких городов имеют схожую судьбу. Кладбище Тегель, в Берлине не исключение. Время не щадит ни людей, ни гранитные обелиски. Лишь скудные записи в церковных книгах хранят данные: поручик Н. 06-21-05, генерал Б. 08-07-11, есаул Ш. 04-03-25. Квартал, ряд и место - адрес последнего приюта того или иного чина Русской Императорской Армии. Честь и совесть ушедшей России.

Не так давно, уверен, что по воле Божией, познакомились я и мой товарищ хорунжий Юников Олег со списками упокоившихся на кладбище Тегель чинов РИА. Списки эти долгое время усердно составлял родовой донской казак Александр К., более четверти века проживающий в Берлине. С его помощью мы установили те могилы, на которых кресты утрачены полностью. В первую очередь мы решили восстановить кресты на могилах казаков, что вполне объяснимо. Мы также принадлежали к этому свободолюбивому народу, овеянному славой и честью. Кресты на могилах казаков стали бы своеобразным памятником нашим прадедам.

Казаки, не привыкшие просить, всегда обходились своими средствами, пуская шапку по кругу.

Следуя этой традиции трое наших станичников (к нам присоединился еще мл.урядник Сергиенко Иван) и один вольный казак - Андрей Ф. собрали, необходимую для изготовления и установки трех крестов, сумму.

Вся работа от поиска нужных эскизов и чертежей до самой установки крестов была интересной и увлекательной, чем доставляла удовольствие. Приятно было ощутитъ себя в новом амплуа. Всю работу мы разделили, как и следовало казакам, по-братски. Олег Юников занялся вопросом изготовления табличек с именами упокоившихся, я же взялся за изготовление самих крестов. И то и другое требовало внимательности и усердия. Данные на табличках должны были быть выполненными дореформенным шрифтом, что само по себе было довольно трудным заданием для работников одной из немецких типографий, в которую обратился Олег. Требовалась, как минимум, одна корректура. Кирилица весьма сложна для восприятия, но "приправленная" дореформенными буквами, она превращается для немца, говорящего на языке совершенно иной группы, в неразрешимый ребус. Усилиями Олега, мы в итоге получили то, что хотели. Таблички были оформлены "под старину" и все данные на них выполнены ровным и легко читаемым шрифтом. Тем шрифтом, которым писали письма наши прадеды нашим прабабушкам, шрифтом, которым писала вся Империя Российская, шрифтом, который вместе с азбукой, изменила до неузнаваемости, как впрочем и всю Россию, большевистская власть - власть варваров, "голодных и рабов".

Для изготовления крестов лучше всего подходил дуб - дерево твердых пород. В магазине я приобрел шесть брусьев. Всех необходимых инструментов у меня в наличии не было, что подвигло обратиться за помощью к своему соседу - коренному немцу, служившему на корабле ВМФ Германии и год назад вышедшего в отставку. Он охотно вызвался помочь и не без интереса взялся за дело.

По чертежам мы раскроили брусъя и затем занялись сборкой крестов. В результате нашего двухдневного труда кресты получились добротными. Оставалось лишь покрыть их грунтовкой и краской, чем я и занимался последующие три дня. Основание крестов я покрыл битумом, что не позволит бетону разрушить дерево раньше времени.

Учитывая то, что кресты были выполнены из дуба, покрыты слоем грунтовки и двумя слоями краски, заменять их на новые ближайшие лет сто не придется. Хотел бы отметить, что сосед помогал мне совершенно бескорыстно. Для него, имеющего опыт работы с деревом, помощь мне вызывала неподдельный интерес. Новое всегда влечет. К тому же у меня была прекрасная возможность подмечать в его работе те или иные секреты, позволяющие придавать дереву нужную форму. Тем самым я перенимал эти навыки, что позволило мне в дальнейшем уже самостоятельно работать над крестами.

Дата установки крестов была определена заранее. Отец Сергий любезно согласился помочь нам в нахождении мест, где в прошлом веке были похоронены сотник Шереметев, терский казак Кабалоев и войсковой старшина Соколов. Могилы этих трех казаков были выбраны нами в первую очередь не случайно. Кресты, установленные на их могилы более 70-ти лет назад не выдержали испытание временем, надгробия разрушили дождь и ветер и лишь по записи в церковной книге можно было определить место упокоения героев своего времени.

В Берлин мы прибыли 15 ноября, к вечеру. Заночевали в недорогой гостинице, где ночь в условиях сведенных к минимуму удобств, прошла в разговорах о делах станичных. На утро, к условленному с отцом Сергием часу, наша скромная процессия въезжала во врата кладбища Тегель.


Информация о кладбище с интернета:

"В 1892 г. православным Свято-Владимирским братством и настоятелем посольской церкви в Берлине протоиереем Алексеем Мальцевым, было приобретено два участка земли: один - для устройства православного кладбища в пригородной тогда деревне Тегель и другой - для строительства Братского дома, предназначением которого была благотворительность и просветительская деятельность. В 1893 г. на купленных участках был заложен златоглавый православный храм во имя равноапостольных Константина и Елены.

Церковь в прямом смысле слова построена на русской земле. Тогда по распоряжению царя Александра III в Тегель привезли 4 т земли, собранной в 20 российских губерниях, земля была рассыпана по всему участку кладбища. Из России были доставлены также саженцы деревьев - липы, дуба, клена, - для того чтобы почившие на чужбине смогли найти покой в родной земле под сенью русских деревьев.

На хозяйственном участке, отгороженного от кладбища осoбой оградой, расположены два каменных здания: одноэтажнoе (с мезонином) - для настоятеля, второе, двухэтажное, - для регента, рабочих служащих кладбища, а также кладбищенская мастерская и гараж. На другом участке земли возвышается каменный трехэтажный дом для инвалидов и престарелых одиноких вдов - «Александергейм». В нижнем этаже здания, большая библиотека, занимающая три комнаты. В настоящее время в доме проживает 36 человек. В южной части земельного участка имеется садоводство, организованное прот. Мальцевым, с оранжереями и теплицами, и высится второй двухэтажным дом с прачечной, мастерскими и помещениями для рабочих и служащих садоводства.

С течением времени кладбище стало мемориалом русской эмиграции в Германии. Ряды надгробных плит несут имена прославленных дворянских родов, министров, академиков, генералов, священнослужителей, писателей, казачьих атаманов, унтер-офицеров и рядовых. Здесь похоронены князь Федор Голицын, архитектор Михаил Эйзенштейн (отец знаменитого режиссера), Владимир Набоков (отец известного писателя). Здесь находятся могилы известнейших людей России - графской семьи Воронцовых-Дашковых, княжны Марии Мещерской, сенатора Александра Римского-Корсакова, российского посла С. Н. Свербеева.

Послевоенная история

После войны в храме не оказалось ни дверей, ни рам, ни стекол. Ограда участка, протяженностью более 300 метров, получила сильные повреждения.

С окончанием войны, всю рабoту по oрганизации приходскoй жизни и церковного хозяйства пришлось начинать сначала. Прежде всегo, Приходской совет Тегельского прихода oбратился к французским (в секторе которых нахoдится приходскoе имущество) и русским оккупациoнным властям с просьбой передать имуществo бывшего Владимирского братства Русской Правoславной Церкви в Германии, признающей канoническую власть Москoвскoго Патриарха. Просьба Приходского совета была удовлетворена. Постановлением участкового суда первой инстанции (Амтсгерихт Веддинг) района Веддивг, от 27 марта 1946 гoда, имущество бывшего Владимирского братства былo передано в собственнoсть Русскoй Правoславной Церкви в Германии, с соответствующей oтметкoй в кадастровых книгах.

В первую oчередь внимание и энергия прихода были направлены на приведение в порядок кладбища. Совместной энергией жильцoв «Александергейма» и усердием прихожан, во главе с настоятелем, были зарыты воронки от бомб и снарядов, и вся площадь кладбища очищена от мусора. Пo окoнчании работ на кладбище, приступили к ремонту храма и домовых построек. Произведен был ремонт кровли, установлены новые двери, oкoнные рамы, остеклены окна. Но разрушения были настолько велики, что сделаннoгo былo далеко недoстаточно для того, чтобы считать ремoнтно-восстанoвительные работы вполне закoнченными. «Александергейм» стоял, например, еще со сгоревшим верхним этажом, без крыши. В дождливую погоду вoда проникала во все здание, дo подвала. Жильцов пришлось уплотнять. Необхoдимo было в срoчном же пoрядке спасать здание от разрушения. Своими средствами приход этого сделать кoнечно не мог, потребовалась материальная пoмощь извне. С благословения архиепископа Германского Александра, настоятель прихoда обратился с прoсьбой о помощи к патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Приходу была отпущена Патриархией денежная дотация на восстановление «Алексавдергейма». При этом, русская Центральная военная комендатура, в свою oчередь, отпустила для ремонта необходимые строительные материалы. С помощью высоких благотворителей удалось надстроить третий этаж в «Александергейме», во флигеле и садоводстве восстановить разрушенные стены, заново сделать крышу, остеклить оранжерею и 18 теплиц, отремонтировать oранжерейный котел и согревательные трубы, протяженностью в 200 метров, восстанoвить ограду в прежнем ее виде, восстановить и насыпать свыше 150 могильных холмикoв, и поставить около 50 могильных крестов, в том числе два бoльших на братских могилах русских рабочих, погибших во время бомбежек во Вторую Мировую войну. На всех могилах красноармейцев, убитых во время взятия Берлина на кладбище, поставлены православные кресты, насыпаны могильные холмики и обложены дерном.

Девять прекрасных колоколов на звоннице - дар Советской Армии, сделанный в 1947 году.

Впоследствии кладбище, оказавшееся во французской зоне правления, было экспроприировано союзниками и передано во владение города Берлина.

По данным на 1952 год в храме проходили службы. Пел женский хор под управлением регента Д. А.Добровольского. Все хористки проживали в «Александергейме» и пели бесплатно.

В настоящее время идут переговоры русской православной общины Московского Патриархата и правительства Берлина о возвращении владений в собственность Русской Православной Церкви.

Настоятели

Гавриил Леончуков (не ранее 1919 - не позднее 1923)
Димитрий Кратиров (1944 - 14 октября 1945)
Аркадий Закидальский (не позднее 1952)
Виктор Костин (ок. 1952 - не позднее 1955)
Ювеналий (Поярков) (16 июля 1962 - 23 января 1963)"

Использованные материалы

Прот. А. Закидальский Pусский уголок на чужбине (Кладбищенский храм в Тегеле)        
Станет ли русское кладбище в Тегеле снова русским? "ЕВРОПА-ЭКСПРЕСС" (Берлин), 2006 г.


Отец Сергий нас ожидал. Он заранее отметил краской могилы на которые мы должны были установить кресты. Откровенно сказать, о том, что здесь когда то были могилы, сейчас не напоминало абсолютно ничего. Время и...люди кощунственны к памяти. Время - процесс необратимый и неумолимый, хотя, применительно к памятникам, вполне управляемый. Что же касаемо человеческого вандализма в отношении тех же памятников, проблема глубока и решить ее однозначно не получится.

Получив благословение отца Сергия и осмотрев могилы казаков, мы принялись за работу. Олег и Иван прикрепляли таблички к средней перекладине крестов и привинчивали т.н. "металлические ноги" к основанию крестов. Я же принялся выкапывать ямы, в которые будут установлены кресты. Работа с Божией помощью спорилась и с интервалом 30-40 минут все три креста заняли свои места.

Имена офицеров были выбраны также не случайно. По сбору данных на Шереметева, в нашей станице, большую работу провел с одним из канадских архивов хорунжий Юников Олег. Кабалоев, как и мой прадед, был терским казаком. Соколов - возможно родственник или же однофамилец нашего атамана БСК СКР.

Мы условились с отцом Сергием, по окончании работ, о проведении панихиды на могиле Шереметева. Батюшка не возражал., назначив панихиду на 12:00 пополудни.

У нас было достаточно времени чтобы пройтись по кладбищу - памятнику давно ушедшей эпохи. На аллее офицеров-участников Белого Движения мы встретились с Николаем О. - сибирским казаком и Александром К. - казаком донским, создавшим своеобразный некрополь на интернет - сайте.

Недолгая - мы были ограничены во времени - но весьма интересная экскурсия по кладбищу, проведенная для нас Александром, была приятной и полезной.

Отец Сергий отслужил панихиду и, сославшись на усталость, удалился.

Дорога домой не близкая, но расставаться с таким интересным собеседником как Александр, которому довелось видеть кладбище в более приглядном виде, не хотелось. Мы открывали историю "белой" эмиграции заново, перелистывая страницу за страницей.

Прощаясь с Александром и Николаем мы условились о сотрудничестве в сохранении памяти о верных сынах России, той России, что мы потеряли.

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Казаки за рубежом | Просмотров: 275 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]