Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / 30 лет со дня образования «Союза казаков Области войска Донского»

30 лет со дня образования «Союза казаков Области войска Донского»

17.11.2020 15:07
30 лет со дня образования «Союза казаков Области войска Донского»

Сегодня, 17 ноября, исполняется тридцать лет со дня состоявшегося в Ростове-на-Дону Учредительного Съезда казаков Дона, переименованного на второй день в Большой Круг, на котором было создан «Союз казаков Области войска Донского». Он был образован на правах самоуправляемой независимой организации с наименованием его в торжественных случаях «Войском Донским». Были также утверждены Устав и программа (подробнее…).

Первым атаманом Союза казаков Области Войска Донского по предложению стариков был избран Михаил Михайлович Шолохов. Как пишет один из организаторов движения за возрождение российского казачества Анатолий Плешаков: «Это было мудрое предложение. Дело было не только в том, что он был сыном нобелевского лауреата и автора известного на весь мир романа "Тихий Дон" М. А. Шолохова. Михаил Михайлович был известным ученым, кандидатом философских наук, начальником Ростовского филиала Московского факультета юридического образования Академии МВД СССР, полковником милиции в отставке. А главное он беззаветно любил казачество. Это качество передалось ему от отца.»

Об этом событии напомнил в «Одноклассниках», один из участников Большого Круга, донской казак Анатолий Болтенко. Далее привожу опубликованный им текст.

Обратите внимание, что приведенные в нем слова М.А. Шолохова, были им сказаны через год после учредительного Круга, когда, окунувшись с головой в казачью жизнь, он, словно предвидя будущее, сформулировал своего рода идеологическую установку для упреждения многого из того, что мы наблюдаем сегодня.

Алексей Зборовский.



М.М. Шолохов (на фото слева момент принятия им присяги при избрании атаманом на Большом Круге)

Много или мало тридцать лет жизни? Кому как... Для меня много. Почти половина жизни. Вот через крайнюю половину моей жизни красной нитью идут слова Шолохова М.М. в 1991 году, когда мудрый человек почувствовал куда двинулось казачье движение России ведомое своими лидерами. Михаил Михайлович оставил своё напутствие и казакам и их лидерам... Напомню ТУ его речь...

«Бывали, сказывают, времена на Дону, когда атаман, желая говорить перед казаками, выходил в круг, кланяясь, снимал шапку, и товарищ его зычно возвещал: «Молчать, казаки, Атаман шапку ломает!» (Или: «Атаман перед вами шею гнёт!»). И круг разом смолкал, и казаки внимательно и почтительно (Боже, упаси – перебить атамана), с достоинством, выдержкой и спокойствием выслушивали атаманскую речь. Да и что сказать – чего им было беспокоиться? Во-первых, все они верили, что атаман в речах своих руководствуется единственно желанием блага казачеству. Во-вторых, они знали: как бы ни думал атаман и что бы он не говорил, делать он будет лишь то, что постановил Круг, выполняя его волю и наказы Круга. Даже вопреки собственному мнению и желанию. И, наконец, в-третьих, казаки с «философским спокойствием» могли относиться к самым «неугодным» речам атамана, зная, что в любой момент они могут переизбрать его, если тому вдруг вздумается игнорировать волю Круга.

Родившееся и проходящее сейчас стадию организационного оформления народное общественно-патриотическое движение, называемое «Союзом казаков Области войска Донского», ставит перед собой задачи возрождения лучших традиций казачества – культурных, семейно-бытовых, трудовых, нравственных и т.д. В том числе важнейших и первейших задач – восстановление в своих рамках традиций и принципов Круга, казачьего народного самоуправления. Я начал с небольшого экскурса в историю для того, чтобы попросить: казаки, не спешите давать волю своим эмоциям, не спешите возражать и спорить. Не давайте волю торопливым суждениям, непродуманным выводам и решениям. Потому что данным обращением к вам я всего лишь приглашаю вас поразмышлять над некоторыми очень серьёзными вопросами нашего движения. Всю свою сознательную жизнь, подвизаясь в сфере науки, я обрёл привычку к конкретному мышлению, а жизнь выработала у меня крайнюю неприязнь к абстрактным рассуждениям. Сейчас на самых простых примерах я поясню, о чём хочу сказать.

В качестве эпиграфа и к уставу, и к Программе нашего Союза, и к Резолюции Съезда казаков Дона, взят красивый лозунг: «Нет уз святее братства». Кому не приходится он по сердцу? Найдётся ли среди казаков человек, который не воспринял бы его всей душой? Но дело в том, что этот лозунг устраивает всех именно, и только потому, что он абстрактен, т.е. никак не определён, не конкретизирован, отчего каждый волен понимать его по-своему, полагая при этом, что и все понимают его так же, как и он сам.

Для того, чтобы сделать этот лозунг более конкретным, достаточно перед началом поставить перед собой хотя бы такие вопросы: о братстве кого именно и с кем идёт речь? (Ведь преступники подчас образуют такие «братства», что и водой не разольёшь). Далее, братство на какой основе, на почве каких интересов? Потом: братства для чего, во имя чего, во имя каких целей? (разве забыли мы о тех способах и средствах, какими в своё время создавались интернациональное братство пролетариата и братство рабочих и крестьян?). Задумавшись над такими вопросами, мы сразу же оказываемся в состоянии обнаружить все возможные расхождения во взглядах не с кем-нибудь посторонним (кого и так за версту видно), а с тем, с кем мы были, казалось бы, полностью солидарны, с рядом стоящим «товарищем по оружию». Вскрыв же эти возможные разногласия, мы обретаем способность обдумывать пути согласования наших точек зрения, чётче формулировать свои цели, вырабатывать целесообразные средства их достижения и отмежеваться от всех несогласных, которые в дальнейшем будут лишь мешать общему движению, внося в него раскол, разброд и шатания.

В противном случае, мы всегда будем оставаться доверчивой мелкой рыбёшкой, легко и бездумно идущей на удочку политических говорунов, у кого абстрактные фразы и призывы всегда служили и служат приманкой, на которую испокон веков попадался человек, жаждущий изменений общественной жизни к лучшему. «Свобода, равенство, братство!» – возглашали идеологи Французской буржуазной революции, и на этот красивый, но предельно абстрактный призыв, как мотыльки на яркий свет, не только летели, но и продолжают лететь люди, даже не задумываясь над тем, что свобода и равенство – вещи прямо противоположные, и поэтому взаимно исключающие друг друга, поскольку люди глубоко различны по своим умственным, физическим и прочим способностям, по своим интересам, потребностям и умению добиваться их удовлетворения, по своим убеждениям и нравственным принципам, наконец, по «умению жить» и приспосабливаться к жизни и т.д. и т.п.

А, значит, полная свобода, предоставленная им, моментально сделает их далеко не равными. И наоборот, если желать равенства людей, то необходимо будет искусственно уравнивать их между собой, насильственно урезая свободу тех, кто способен вырваться «вперёд» и вырасти выше других. И разве не перед глазами ещё печальный опыт нашей страны, где безудержное стремление её правителей к неукоснительному «проведению в жизнь» абстрактного принципа равенства привело к полному урезанию всех демократических свобод?

Я не стал бы затрагивать здесь этой темы, если бы ясно не видел, что к казачьему движению примыкает значительное количество безответственных людей, не отдающих себе ни малейшего отчёта в том, что пытаясь возродить дух и традиции казачества и зовя людей в наше движение, мы будим очень серьёзную общественную силу, способную, если её увлечь громкими абстрактными фразами, принести вместо пользы народу огромный вред, навлечь на людей многострадального Дона и России новые беды и страдания, ещё более страшные, чем те, которые пали на долю наших отцов и дедов.

Кроме того, разбудив это движение, мы актив его, вселили светлую надежду в души самых близких нам людей – наших хуторян и станичников, родителей и дедов, идущей за нами молодёжи и даже детей. Надежду на то, на что люди, измученные и издёрганные постоянной жизненной неустроенностью, утрачивают уже чуть ли не всякие надежды – на мир и согласие в родном краю. Надежду на то, что на этой прекрасной, но многострадальной земле появится, наконец, рачительный хозяин, который заботливо обихаживая её, создаст изобилие продуктов питания и иных материальных благ; надежду на то, что наши хутора и станицы перестанут быть инкубаторами, птенцы из которых разлетаются по городам и отхожим промыслам, чаще всего лишь пополняя ряды городского люмпен-пролетариата; что они перестанут на горе родителям, и на беду России, рожать алкоголиков, наркоманов и тунеядцев, а станут потомками прекрасной физически и духовно здоровой молодёжи. Короче говоря, надежду на всё то, что даёт человеку душевный покой сегодня и твёрдую веру в завтра.

Помните! Не оправдать эти конкретные, такие простые человеческие надежды, когда у людей, повторяю, уже не остаётся никаких надежд и никакой веры, забыть об этом, увлёкшись снова борьбой за абстрактные принципы и идеи – преступление!».

1991.11.01. М.М. Шолохов.

На снимке в заголовке из фондов Музея истории донского казачества: Круг Старочеркасской станицы, 1990 год.
Источник: «Казачий Кругъ» от 24 ноября 2017 г.


Источник: https://ok.ru/profile/358082810823/statuses/152503002262471

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные | Просмотров: 674 | Добавил: Сталкер | Теги: Союз казаков Области войска Донског, казаки, казачья история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
То, о чем высказывается Михаил Михайлович Шолохов в этой публикации, подтвердилось при мне на самом нашем Первом Большом Круге в Ростове.
Столько лет прошло, а забыть до сих пор не могу. Так это сильно тогда зацепило мою душу.

17 ноября. Зал ростовской филармонии. Большой Круг. Выборы Атамана Войска Донского. За Михаила Михайловича Шолохова проголосовало убедительное большинство делегатов Круга.
В зале всеобщее ликование. Объявлен перерыв. Выстраивается длиннющая очередь делегатов, желающих поздравить и пожать руку Михаилу Шолохову в связи с избранием его в Атаманы Войска Донского. Потом почти все делегаты рванули в буфетную, где можно было и бутерброд с московской колбаской или икоркой перекусить, и стопочку принять.
Я сижу в крайнем ряду, что у выхода из зала в вестибюль. И вот слышу от делегатов, возвращающихся в зал из буфетной,, которые только что несколько минут назад жали руку Шолохову, реплику меж собою: - Кого выбрали? Коммуняку…

Да. Видать братство у нас меж собою еще долго не получится. Потому как мы, все еще поделенные системою и такие до сих пор меж собою разные.

Взглядитесь на фото что было в станице Старочеркасской, Там на заднем плане в массе народной потомки донских казаков, а на переднем плане, которые по форме казачьей одеты и такие еще молоды - где они сейчас? Куда и каким ветром теперь их занесло. Радует меня одно, наши собкорры Войсковой газеты, еще тогда совсем молодые студенты и выпускники историки, все еще крепко и цепко тянут по сей день нашу казачью правду-матку. Они публичны перед всем казачеством. И я горжусь ими.

0
1   [Материал]
А не пора ли нам назвать имена этих безответственных людей, примкнувших к казачьему движению, о которых еще 30 лет назад предупреждал М.М. Шолохов?
Сегодня их ряды пополнились не только казаками, но и теми, кто использует, как в свое время выразился Д.А. Медведев - "казачью компоненту", в собственных интересах, используя бюджетные средства, которые выделяются на развитие казачества.

Есть ли в этом смысл? Вот к примеру... https://u.to/-WFAGg или https://kazak102.ru/s-n-bur....chestvu Главное для "боевого" казака крепко знать где и у кого лизнуть вовремя... Всё это напоминает психологический "Стокгольмский " синдром... https://proza.ru/2015/06/17/1261

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]