Воскресенье, 03:13

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / «Никогда не видел, чтобы казаки что-то делали»

«Никогда не видел, чтобы казаки что-то делали»

05.08.2020 10:42
«Никогда не видел, чтобы казаки что-то делали»

В ноябре прошлого года мне довелось побывать на большом круге Всевеликого войска Донского (крупнейшая казачья организация Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и Республики Калмыкии). Делегаты заслушивали отчет старого атамана, выбирали нового.

Честно говоря, собираясь на мероприятие, я ожидал увидеть вариации на тему «Казаки пишут письмо турецкому султану» с поправкой на XXI в. Однако, вопреки ожиданиям, мероприятие было серьезным и солидным: добротно пошитые синие мундиры, никаких «иконостасов» из наград непонятного происхождения. Внушительный президиум – вице-губернаторы, депутат Государственной думы, сенатор, высокопоставленный сотрудник администрации президента, заместитель полпреда в ЮФО, генералы МВД и ФСБ.

Конечно, много было и этнического колорита: ораторы целовали икону, истово крестились, подходили за благословением к священнику и к «старикам» – группе пожилых мужчин, с важными лицами сидевших на сцене в стороне от президиума и вполоборота к залу. Звучали диалоги: «Почему у вас женщина голосует?» «Она не женщина, она – казачка!» Зал восклицал «Любо!» или «Не любо!». Вновь выбранного атамана ритуально отхлестали нагайкой, а он провозгласил: «Я с сегодняшнего дня ваш отец, вы, казаки, мои дети». Непривычно, но скорее вызывает интерес.

В то же время большинство жителей «казачьих регионов» к сегодняшним казакам относится весьма скептически. В последние годы я провел ряд исследований в Ставропольском крае и Ростовской области. В числе прочего спрашивал о казаках. Без комментариев приведу типичные высказывания респондентов: «Я даже не знаю, приветствую я казачье движение или нет. Само по себе это хорошая вещь, но мне не нравится клоунада»; «Я сам по происхождению казак. Но это бутафорство мне надоело. Вы спрашиваете, как я отношусь к их деятельности? А я никогда не видел, чтобы они что-то делали»; «Казачество у нас совсем незаметно. Хорошо, конечно, чтобы они за порядком следили. Сейчас только по праздникам в форме выйдут, походят, посмотрят и все».

В южнорусских регионах сегодня осталось не так много потомственных казаков. После революции советская власть провела массовую депортацию и замену казаков на более лояльное население. Но все без исключения жители юга России – и коренные жители, и приехавшие из других регионов – с глубоким уважением относятся к истории казачества. Пожалуй, ни один российский народ, точнее, сословие не имеет столь богатой и противоречивой истории: покорение Сибири и Кавказа; бунты под предводительством Пугачева, Разина, Болотникова; участие во всех военных кампаниях (по одной из версий, слово «бистро» обязано своим появлением казакам, занявшим в 1814 г. Париж). Не выглядят преувеличением слова, сказанные Львом Толстым: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».

История казачества – это не только победы, завоевания и восстания, но и трагедия расказачивания. Корень этой трагедии видится в тесной связи казаков с императорским домом: атаманом всех казачьих войск был наследник престола, казаки служили в личной охране царя, активно участвовали в подавлении революционных выступлений.

Но рано или поздно любая политическая система рушится и под обломками гибнут ее верные слуги. Казаки разделили трагедию дома Романовых: тысячи были репрессированы и выселены из регионов исторического проживания, верхушка казачества эмигрировала или была физически уничтожена. Во время Второй мировой войны значительная часть казаков встала на сторону Германии. В оккупированном Новочеркасске действовал штаб Войска Донского. Казачьи формирования воевали в составе вермахта. После поражения Германии казаки вновь подверглись жесточайшим репрессиям. Многие народы исчезли, не выдержав и половины испытаний, выпавших на долю казаков. Казачество сохранилось. Но сегодняшние казаки и казаки времен покорения Сибири имеют между собой столько же общего, как уставший от жизни старик и вождь краснокожих из одноименного рассказа О’Генри. Казаки прошлого – среди них беглые крепостные, воры и разбойники – уходили в неизведанные земли, грабили, убивали и умирали сами. Не случайно Карамзин называл участников войска атамана Ермака «малочисленной шайкой бродяг». Но они, вне всяких сомнений, обладали тем, что Гумилев называл пассионарностью. Есть ли она у сегодняшних казаков? Сомневаюсь.

Кстати, на большом круге Всевеликого войска Донского я перестал воспринимать происходящее как шоу с этническим компонентом, когда понял, что национальный колорит лишь обрамление для жесткой борьбы за контроль над организацией с почти 1,5-миллиардным (и не слишком прозрачным) годовым бюджетом. Сегодня казачество – это серьезный, руководимый крупными чиновниками окологосударственный бизнес на стыке патриотического воспитания и хозяйственной деятельности. Похоже, для казачества героическая эпоха закончилась и началась эпоха освоения бюджетов.


Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/08/04/835972-kazaki-delali

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные | Просмотров: 446 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 2
Да, Дмитрий, а я все ждал, кто первый поднимет свой голос хоть в защиту, хоть в оправдание. Ведь оскорбительная статья для "реестровых", ведь есть и там штучно казаки, но они молчат. Не больно ли вам слушать господа, как посторонние люди оценивают вашу деятельность? Обидно мне, что этим пачкают и казачий народ, который является беззаветным тружеником, создающим блага всем дорогим россиянам, кормя их с Кубанских, Донских, Терских, Волжских, Оренбургских земель и до самых, самых Дальневосточных рубежей нашей Матушки. «Никогда не видел, чтобы казаки что-то делали»… Автор видимо все больше по Московскому кольцу, да на берега в Туретчину… Не знаю, с кем вы там, на Ставрополье встречались, и кто вам про казаков пытался рассказать. Приезжайте, познакомлю. Вы бы видели руки этих людей, вы знаете кто они? Я помню парад в Екатеринодаре посвященный 300- летию служения Кубанского казачества России. Тогда мы еще все были едины. 12 тысяч казаков прибыли на это торжество. Да, мы были не так, чтоб с иголочки одеты, Но надо было видеть этих людей, их лица... Жена мне сказала тогда: « Посмотри на их руки» и показала на казака, здоровенного дядьку, в корниловке, с загорелым обветренным лицом и руками, нет ручищами, которые и кормят и поют Русь - Матушку. Это был казак Кавказского отдела. Простой тракторист – комбайнер… Братья, ведь нас тысячи таких. А мы должны выслушивать оскорбления из- за граждан РФ одетых вроде бы в казачью справу, и оправдываться перед россиянами, что это не мы, не казаки, а дядьки, а теперь и тетки с улицы, которых прикармливает администрация, распиливая с Атаманчиками - назначенцами деньги налогоплательщиков, создавая себе прокладку - защиту от "неблагодарного» народа.
Народ казачий! До коли терпеть будем... Мы зачем, в 90-е годы поднялись? Разве об этом мечтали? Собирайтесь в территориальные казачьи общины. Подтвердите вашу национальность "казак-казачка". На предстоящей переписи населения мы должны показать, что у великой русской нации есть такая национальность, несгибаемая православная опора - « казаки». Войдите в органы местной власти, на выборах. Отодвиньте заевшихся чиновников. Воспитывайте своих детей по нашим казачьим обычаям, готовьте воинов православных, защитников Отечества. Денег нам не дадут, заработаем сами, а бюджет создавать будем свой. Просить не будем. Стыдно просить, казаки. И помните, это Мы внуки Бога. Он всегда с нами. Он наша защита и опора.

Не правда! они отмывают госбюджет размахиванием нагайкой и рубкой бутылок с водой. Чиновники у власти всеми способами закрыли информацию о деятельности РЕЕСТРОВЫХ кОзачьих обществ от общественности. Либо там нечего показывать, либо сведения о деятельности граждан намеренно закрыли как антинародную или антигосударственную. Либо членов кОзачьих обществ готовят к проведению каких то специальных операций. Много раз говорил В КоЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВАХ ПРОВОДИТСЯ АНТИКОНСТИТУЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МИЛИТАРИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Почему то УПОРНО молчат надзорные органы о создании вооружённых формирований в общественных организациях.
Придумали погоны, какие то знаки различия Это всё для граждан РФ, состоящих в реестровых КО и НЕСУЩИХ государственную службу! Федеральным законом №154 виды государственной службы ОПРЕДЕЛЕНЫ. Это СЛУЖБА В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ. Остальные виды деятельности законом определены как ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ к которым ЧЛЕНОВ КО привлекают!!!! СНИМИТЕ С ЭТИХ РЯЖЕНЫХ КЛОУНОВ ПОГОНЫ. И разрешить им прицеплять к пиджакам тогда, когда НАЧНУТ исполнять обязанности по ЗАКОНУ.
В статье говориться всё верно. НИЧЕГО ЭТИ ГРАЖДАНЕ НЕ ДЕЛАЮТ! А кОзачьи чиновники придумывают разного рода мероприятия, не значимые, не важные, чтобы выдавить бюджетные средства исключительно для себя, для своего кармана, для своих ЛИЧНЫХ нужд.
Я обращаюсь к чиновникам всех уровней, депутатам с вопросом: ДЛЯ ЧЕГО, ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ ВЫ СОЗДАЛИ РЕЕСТРОВОЕ КОЗАЧЕСТВО И ВСЯЧЕСКИ ЕГО ОБЕРЕГАЕТЕ? Не пора ли привести эти организации и их деятельность в строгое соответствие с законами. Или закройте ПРОЕКТ ООО "КОЗАЧЕСТВО" Прекратите придумывать всякие законы, направленные на раскол в казачьем сообществе и углубление противоречий между гражданами РФ: КАЗАКАМИ И ЧЛЕНАМИ КОЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВ. Хватит делить граждан РФ на своих, реестровых и других НЕ реестровых.
КАЗАКИ готовы рассмотреть вопрос о несении государственной службы так как её исполняли предки казаков. Государство выделяет огромные средства на оплату РАБОТЫ кОзаков - дружинников. Но преступность при этом не уменьшилась. Это деньги на ветер. Не надо поощрять самодеятельность артистов из народа. Это путь в некуда, это отвлечение народа от участия в построении гражданского общества.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]