Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / «Советские казаки» - кто они? Или на что способны полуграмотные идеологи «Казачьего народа». Часть 1

«Советские казаки» - кто они? Или на что способны полуграмотные идеологи «Казачьего народа».  Часть 1

01.12.2020 18:00
«Советские казаки» - кто они? Или на что способны полуграмотные идеологи «Казачьего народа». Часть 1

28 октября 2020 года, на недавно созданной «казакийской» информационной платформе - сайте «Юрт-ньюс» под названием «СОВЕТСКИЕ КАЗАКИ» - КТО ОНИ? (ссылка - https://yurt-news.ru/казачество-ссср/) была опубликована статья, автором которой является Василий Сахаров, «этнический казак» из станицы Терновской (преобразована в станицу в 1848 году из села государственных крестьян, выходцев из Тамбовской губернии).

Само по себе содержание статьи ничем новым не блещет. Как всегда, по привычной схеме обдав грязью реестр («ряженые клоуны»), автор заявляет, что настоящие «этнические» казаки никогда не имели дел с советской властью, которая была для них злой мачехой. А поэтому казаки, служившие в РККА в годы Великой Отечественной, в меньшем числе - придавленные сталинским режимом «этнические казаки» с тоской и злобой в глазах, а большая часть - показаченные иногородние или всякие инородцы (калмыки, черкесы, евреи и так далее). А над ними - командиры-инородцы (оказывается, был такой приказ - казаков командирами не назначать!), причем с обязательным опытом карательных акций, направленных в годы Гражданской войны против «казачьего народа».

Следующий пассаж, который был дан вроде как намеком (но более ранние заявления В.Сахарова на своем Ютуб-канале показывают, что он так и думает), говорит о следующем - те казаки, кто воевал на стороне Третьего Рейха, никакие не «жалкие отщепенцы и предатели Родины». Они, как небезызвестный А.Шкуро, - «герои казачьего народа», которые боролись со сталинским режимом вместе с немцами и другими «братьями по оружию» на «Второй гражданской войне». Короче как в том «казакийском» слогане: «Спасибо деду за попытку...».

И все бы ничего, если бы автор привел хоть один новый аргумент в защиту своих идей. Типа «Недавно, благодаря нашим усилиям, мы нашли документы и статистические данные о том, что действительно, на самом деле» и так далее. Но нет, все по-прежнему - «...само слово «казак» было под запретом» (Откуда он это взял? Значит в 1926 году, когда в ходе переписи населения более миллиона кубанских казаков указали себя «казаками», они решили «сунуть голову в петлю» и стать добровольными камикадзе?), а после окончания Гражданской войны «казаки были подвергнуты жесточайшим репрессиям», к числу которых В.Сахаров причислил «расказачивание, Голодомор и «черные доски». Короче как всегда - казачья история до 1917 года - сплошной «золотой век», советский период - кромешный ад. Ну раз так, то видимо нам снова придется потыкать носом «казакийских ученых» в их собственную лужу...

Прокол Василия №1. Расказачивание.

Что это такое? Судя по всему, автор подразумевает под этим процесс лишения казачьего сословия ряда привилегий, в первую очередь - особого порядка несения военной службы и наделения землей. А раз так, то здесь вполне очевидно, что В. Сахаров совершенно не знает (или делает вид, что не знает) о том, что процесс так называемого «расказачивания» был запущен задолго до прихода к власти большевиков. Начиная с пореформенной эпохи, вторая половина XIX века, казачество стало приближаться к своему системному кризису - личные наделы земли в общественном станичном юрте все меньше (аграрная реформа Столыпина - личные «отруба» и «хутора» казаков не коснулась), а стоимость сборов на службу - все больше. Плюс две вещи: очередная военно-техническая революция («пулеметы, шрапнель и моторы»), резко снизившая эффективность действий казачьих иррегулярных формирований, а также падение казачьего воинского духа от длительной мирной жизни на давно замиренных окраинах Империи.

Заметнее всего это было у казаков-донцов и, в первую очередь, выражалось в нежелании нести финансово обременительную и долгую воинскую службу - в приготовительном разряде, в полках первой, второй и третьей очереди. Ведь те же мужики-солдаты служили меньше, на всем готовом и, даже сидя на посаженной плате и высокой аренде казачьих земель, богатели на фоне беднеющих казаков. А они от этого сильно злобились. Поэтому, особенно в среде казачьей интеллигенции, стали раздаваться голоса о том, что казаки не хотят быть «природными воинами, степными центаврами» и так далее. Им гораздо приятнее и выгоднее быть «зажиточными фермерами-хлеборобами».

Чем это кончилось? Образованное в апреле 1917 года Кубанское войсковое правительство приняло решение о предоставлении казакам обмундирования, снаряжения и строевых лошадей «от казны». При этом упразднялся приготовительный разряд, а льготные 2-я и 3-я очередь по окончании Великой войны также подлежали ликвидации. Иначе говоря, осуществление этих условий уравняло бы казаков-кубанцев с другими категориями военнообязанного населения России.

Как это отличается от содержания советского декрета о ликвидации сословий, по которому права и обязанности казаков в отношении воинской службы были бы такими же, как у всех граждан РСФСР? Лично мы разницы не видим - сам ход исторических событий подвел к этому.

Поэтому вполне очевидно, что стойкий монархизм кубанских казаков - современный миф, а их большинство, особенно молодые фронтовики, не поддержали «Ледяной поход» Корнилова, равнодушно, щелкая семечки, смотрели как расстреливали офицеров в станице Ладожской весной 1918 года и относились к Советской власти вполне лояльно. Правда лишь до тех пор, пока не был затронут вопрос о казачьей земле...

Теперь что касается казачьей земли. Да, ее часть по итогам гражданской войны досталась иногородним. А если учесть пожелания кубанских «самостийников» о том, чтобы практически все земли на Кубани были переданы Кубанскому войску (прежних 80 процентов земельного фонда им видимо было мало), то реальность оказалась совсем иной - Советы забрали часть казачьих земель в пользу «городовиков» и «гамселов».

Но вот проблема - неужели прежнее наделение земельными паями только взрослых мужчин-казаков (!) давало на порядок больше земли, чем более привычное для всей России наделение земельными наделами «по едокам», «на каждую душу»? Ответ очевиден - нет, просто принцип иной.

Свою землю простые казаки-хлеборобы не потеряли, а их иногородние соседи получали наделы, как правило, за счет потомственных офицерских участков и свободных земель из войскового фонда прежнего Кубанского казачьего войска. А если было бы по-иному, то откуда появился в воспоминаниях уроженца станицы Отрадной Николая Смирнова вот этот фрагмент о жизни во времена НЭПа? «Большая казачья семья Бардаковых была богатой, имела много земли, было у них пять пар лошадей, столько же коров, стадо овец, большая пасека, был у них и небольшой хуторок в степи. Сам хозяин Иван Иванович, кроме того, был отличный мастер-столяр. Делал отличные брички, тарантасы, колеса для экипажей тачанки, дуги для лошадей. На хоздворе, под одной крышей с большой конюшней, у него была мастерская, где он работал. Было у них шесть сыновей и шесть дочерей и все жили в одном доме, кроме самого старшего Николая, отделившегося после женитьбы... Бардаковы были очень религиозной семьей. Все до единого. Они были потомственные казаки со всеми укладами и обычаями, свято соблюдали казачьи законы, но на отношения к нашей, иногородней семье это никак не влияло, а для нас, детей, вообще ничего не существовало... В те времена я как-то услышал фразу: «Слава тебе, Господи, и при советской власти жить можно!..» И я это «изречение» до сих пор помню». Необходимое уточнение - потом, в ходе коллективизации, старшего Бардакова раскулачили и сослали, но его детей не тронули.

А может В. Сахаров хотел сказать, что «расказчивание» - это запрет для казаков на службу в рядах РККА, на ношение черкесок с кинжалами, на царские награды, на хранение старинных казачьих фотографий, на казачьи вольные песни и состязания? Если так, то Васенька опять лукавит - НА САМОМ ДЕЛЕ ни одного такого запрета не было. Как говорил секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) А.Микоян, «...нигде в нашей программе не написано, что нельзя носить лампасы и что кубанка означает контрреволюцию, а английская кепи - революцию». Скажем больше - после старта политической кампании «Лицом к казачеству» в 1925 году, власть стала возвращать избирательные права так называемым «лишенцам» - бывшим станичным атаманам, белым офицерам, вернувшимся белоэмигрантам и так далее. Все они стали заседать в станичных Советах, руководить местной жизнью.
Причем после, уже в начале 1930-х годов оказывалось, что на некоторых из них было много пролитой крови и различных преступлений. Например, совершенных в ходе «геноцида иногородних» на белой Кубани в 1918-1919 годах. Но о таких событиях «казакийские учонные» ничего не пишут, ибо есть такой подлый способ - лгать умалчивая...

Немного статистики - в 1925 году Красная Армия состояла из 46 территориальных и 31 кадровой дивизии. К этому времени казаков в кавалерийских территориальных частях СКВО насчитывалось 57,5%, притом, что казачье население всего Северо-Кавказского края составляло 25,7% от общего числа жителей. А к началу 1930-х в территориальных дивизиях казачья прослойка увеличилась: в стрелковых (то есть казаки служили и в пехоте) – до 57%, в кавалерийских – до 70%. Почему процент казаков был не 100? А как же хорошо обученный высший комсостав, пушкари, технические части типа бронедивизиона? Там городские пролетарии служили... Все просто и естественно.

Нас могут спросить: «Ладно, а куда вся эта советская казачья идиллия делась к началу 1930-х годов»? Отвечаем. Дело в том, что практически сразу после провозглашения политики «Лицом к казачеству», на волне «ура-казачьих» настроений, в станицах стали снова раздаваться призывы о лишении земли и выселении иногородних с Кубани. Так 12 мая 1925 года газета «Советский Юг» рассказала: весной на собраниях в станице Павловской можно было видеть «море рук, поднятых против наделения иногородних землей». Кроме того представители казачьей верхушки распространяли слухи о возвращении из-за границы белых генералов, о скорой войне с Англией и помощи последней в уничтожении Советской власти. А еще иногородние, особенно бывшие красные партизаны и красноармейцы, были ошеломлены казачьими мерами, принятыми в ходе «расширения НЭПа». Те же демобилизованные красноармейцы избивали партийцев с криками: «Бей царей и коммунистов, защитников казачества!»
Короче говоря, ни о каком гражданском мире, на который надеялись большевики, говорить не приходится, НЭП кончился и над страной замаячила сталинская «железная рука». К 1928 году, на волне подготовки к индустриализации и коллективизации, партия начала тормозить осуществление политики «Лицом к казачеству»...

Прокол Василия №2. Голодомор и «черные доски».

Да голод 1932-1933 годов был тяжелой и страшной страницей нашей истории. Но кто сказал, что он имел антиказачью направленность? Никакой нормальный историк так не скажет, а Василий Сахаров и Ко говорят и пишут об этом на каждом сетевом углу.

На самом деле в 1932 и 1933 годах на Кубани от голода умирали не казаки, а КУБАНЦЫ, все подряд, в том числе, вопреки нынешним досужим домыслам, адыги в своей Адыгейской автономной области.

В каждой кубанской станице, селе или хуторе, как минимум половина умерших от голода людей, была не казаками, а «иногородними», русскими и украинскими крестьянами, которые переселились на Кубань еще в XIX веке. Ведь еще до революции они составляли половину населения в казачьих станицах, в том числе печально знаменитых «чернодосочных»...

И когда из станиц, занесенных на «черную доску», за срыв хлебозаготовок (к 1932 году люди массово вышли из колхозов, уборка была сорвана, поля стояли неубранными, а власть в ответ жестоко мстила - приняла «закон о пяти колосках» для тех, кто пытался стричь колоски на неубранных полях, забирала подчистую всю еду из домов и так далее), стали выселять «кулаков и саботажников», в их число попадали не только казаки, а любые ЖИТЕЛИ, ЗАПОДОЗРЕННЫЕ В НЕЛОЯЛЬНОСТИ К СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. Правда выселили не всех, часть населения осталась - и казаки, и иногородние, в упорном колхозном труде которых Советы не сомневались.

А еще В. Сахаров видимо не в курсе того, что в общем списке сталинских репрессий не было никаких специальных мер, направленных именно против казаков. В те годы, особенно в 1937 году, деятельность НКВД била одинаково сильно по всем слоям населения СССР.

Да, кто-то может сказать: «А какова была судьба тысяч казаков-репатриантов, которые вернулись в СССР из эмиграции в 1921-1929 годах? Ведь для их ареста часто хватало только формулировки «белоказак». К сожалению это так, у многих из них судьба была незавидной, выиграли те, кто вернулся позже, например при Хрущеве. Но, тоже интересный вопрос, а насколько процент осужденных белоэмигрантов был на порядки выше, чем, например, по комсоставу РККА, по «старым большевикам», по советской творческой интеллигенции и так далее? Нет, не был. В те страшные годы арестовывали и крушили в первую очередь социальную элиту, в том числе убежденных коммунистов, вплоть до таких людей как «Бухарчик» (Николай Бухарин), лучший друг Сталина.

Одним словом можно сделать следующий вывод - для В. Сахарова и других «казакийских идеологов», в силу их исторической малограмотности (в основном за счет отсутствия специального образования), вплоть до 1936 года, никаких казаков в Советской России не было, «казачий народ» жил униженный и оскорбленный. События на Кубани времен НЭПа, та же служба казаков в территориальных кавалерийских частях - 11-й и 12-й кавдивизиях, причем в черкесках, которые «были под запретом», для них оказывается неизвестны. А раз так, то впору вспомнить одну пословицу про «суконное рыло и калашный ряд», иначе говоря, кроме эмигрантских книжек и журналов («Советские историки всегда и обо всем врали, а здесь - святая правда!») надо изучать и другие исторические источники.

Продолжение...

Редакция интернет-журнала «Вдоль по Линии Кавказа...»


Источник: https://vk.com/kuban_line?w=wall-148607192_68008

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 886 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: