Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Участь казаков - забыть сословие, но обрести дух служения

Участь казаков - забыть сословие, но обрести дух служения

18.03.2020 13:35
Участь казаков - забыть сословие, но обрести дух служения

Недавно в редакции «Вечернего Челябинска» состоялась любопытная встреча с доктором исторических наук, профессором кафедры отечественной истории и права ЮурГГПУ Александром Леонидовичем Худобородовым. Повод для встречи имелся веский. В январе этого года Худобородов был введен в состав президентского совета по делам казачества. Ученый сразу включился в рабочую группу «История казачества и сохранение его культурных традиций».

«Вечерний Челябинск»: - Александр Леонидович, чем занимается президентский совет?

- Научно-консультативный центр при президенте РФ был создан еще в 90-х. Напомню, членом этого совета был мой учитель профессор Владимир Мамонов. Деятельность этого совета то возгоралась, то затухала в зависимости от того, кто стоял во главе. Сейчас обновился кадровый состав. Что я ожидаю как член совета? Думаю, раза два в год нас будут собирать, какие-то задачи ставить. Я понимаю, что эти задачи будут в основном экспертного характера. И участие в культурно-просветительских мероприятиях, которые будут проводить казачьи общества. Сегодня казачество, в отличие от царской России, более распространенное понятие. Если раньше были исключительно казачьи края, то теперь потомки казаков живут везде: от Санкт Петербурга до Сибири. В Совете есть рабочие группы по проблемам современного казачества и по патриотическому воспитанию.

«ВЧ»: - Ваша последняя книжка — о казачестве в эмиграции?

-За пределами России к концу 1920 года оказалось около 60 тысяч казаков. Цифра примерная, потому что казаки постоянно мигрировали из одной страны в другую. На фоне двух-миллионной армии белой эмиграции это, в общем, не так и много. Но тем не менее казачья эмиграция представляла особую силу. В этом помогали чувство локтя, солидарности, взаимопомощи в среде казаков. В Париже, Праге, Харбине, Шанхае создавались казачьи союзы. Наиболее известен казачий союз в Маньчжурии во главе с атаманом Григорием Семеновым. Казаки составляли наиболее активную силу в борьбе с советским режимом. Однако казаки не сливались с остальной бедой эмиграцией, хотя цели и задачи были одни- освобождение Родины от большевизма. Но у них была автономия от командующего Петра Врангеля и другими лидерами белой эмиграции. Казаки во многом сумели сохранить традиции сословной культуры. В частности, сохранили казачьи хоры (донские, кубанские). В Шанхае тоже был хор казаков (оренбургские, забайкальские). Были известны казачьи газеты, журналы, которые публиковали прозу, поэзию. Сохранились письма Николая Николаевича Туроверова, самого знаменитого казачьего поэта зарубежья. Казачья эмиграция, я считаю, была уникальным явлением.

Редактор газеты «Аргументы недели Южный Урал» Владимир Филичкин: — Для чего это нужно сегодня людям знать?

- Для чего нам нужна история 20 века? Чтобы видеть полноценно, в многоцветьи историю первой половины 20 века. В советский период сложился стереотип, будто бы белая эмиграция — это сплошь одни реакционеры, ненавистники советского строя. Но история эмиграции — неотъемлемая часть нашей отечественной истории. Сегодня за границей находится 30 миллионов русских.

«ВЧ»: - Александр Леонидович, почему вы занялись темой казачества?

- Владимир Мамонов мне однажды предложил заняться историей нагайбаков. А в 1992 году исполнялось 150 лет как казаки-нагайбаки переселены были из Уфимской губернии в Верхнеуральский уезд Оренбургской губернии. Мне стала интересна эта проблема. Это белое пятно. Сама по себе уникальность казачества как субэтноса русского и других народов, и как сословие очень интересный объект изучения.

Владимир Филичкин: - У нас сейчас отношение к казачеству несколько брезгливое - «ряженые», «опричники» и прочее.

- Я считаю, что казаки — почвенники. Казаки были созданы суровой феодальной эпохой. Многие современные казаки своих корней досконально не знают. Но я говорю о настоящих казаках. Рассматриваешь старинные фотографии. Всегда поражает в них чувство собственного достоинства, выправка, уверенность в себе и вера в то, что государство их не оставит. Это были патриоты в полном смысле слова. Казачье сословие оформилось как патриотическое, находящееся на службе у Отечества. Начиналось казачество с «гуляй-поля», с «вольных людей». Вспомните Запорожскую сечь. Но наряду с этим появлялось городское казачество вдоль полосы Дикой степи. Нужен был буфер, пограничный заслон, чтобы противостоять кочевникам, в том числе от набегов Крымского ханства, Османской империи, могущественной Речи Посполитой.

Владимир Филичкин: - Вы сказали, что по взглядам вы — державник, государственник.

- Поясню. К государству можно относиться по-разному, но это не мешает любить свой народ, свою Родину.

Владимир Филичкин: - Вы занимаетесь наукой, преподавательской деятельностью. Зачем вам участие в президентском совете, которое будет только отнимать время? Какой вы от этого ожидаете эффект?

- Безусловно, ожидаю. Информация в рамках президентского совета, я уверен, будет такая, которую не получить в открытых источниках. Это я пытаюсь переосмыслить и в нужном духе подать студентам.

Владимир Филичкин: - Но теперь вы, получается, не просто профессор, а общественный деятель. И люди от вас начнут чего-то ждать.

- На Урале было два казачьих войска, Яицкое и Оренбургское. Думаю, что в президентском совете будут планироваться какие-то мероприятия, в которых мы по-возможности будем принимать участие. И точно мы будем участвовать в культурно-просветительной работе. Думаю, мы будем сотрудничать, в частности, с председателем Высшего совета регионального отделения Союза казаков-воинов России и Зарубежья Михаилом Лонщаковым. При этом в администрации губернатора есть специальное Управление по работе с казачеством.

Михаил Лонщаков: - Такое управление было при губернаторе Вадиме Соловьеве, настоящем казаке по происхождению и по душе. Тогда очень мощно начало возрождаться казачество. В Челябинской области были организованы три отдела Оренбургского казачьего войска. В Магнитогорске, Миассе, Златоусте, Челябинске появились специальные казачьи уполномоченные. Но, к сожалению, все остановилось. Вы знаете, внутри руководства России есть патриоты и те, кто готов сделать хуже России. Когда все увидели, что подымается общественное казачье движение небывалыми темпами (Появились большие организации «Союз казаков» и «Казаки-воины России и Зарубежья»), господин Березовский сделал все, чтобы расколоть это движение. Ельцинская команда создала так называемые «реестровые войска». Туда начали принимать всех. Если общественные организации интересовались происхождением кандидата на вступление, взглядами целью прихода в казачье движение, то в «реестр» брали, закрыв глаза. Есть разница в том, что человек желает. Одно дело - надеть лампасы и патрулировать улицы, другое — задаться целью возрождать традиции, духовные ценности. Не случайно «реестровые войска» разделились. Там где было сильное казачество в Челябинской области, сегодня заглушили все. Надеюсь, вы Александр Леонидович, будучи в президентском совете, поможете объединению всех казачьих организаций. Нам делить нечего.

Михаил Лонщаков, председатель Высшего совета регионального отделения Союза казаков-воинов России и Зарубежья

Корр.: - Возможно ли возрождение казачества сегодня в той степени, в какой это сословие переживало возрождение в 19 веке, в эпоху повального обращения к своим корням во всех странах?

- Думаю, что возрождение казачества как сословия невозможно. Для этого нужно свое землевладение, казачья служба и проживание на определенной территории со своей широчайшей территорией. Такого в наши дни трудно представить. А вот в плане духовном, я читаю, вполне ожидать ренессанса, особенно на традиционных казачьих территориях. Литература, искусство, фольклорные группы могут сыграть свою роль. Плюс привлечение казаков к решению хозяйственных вопросов и правопорядка. Население нужно заинтересовать. Сегодня может возродиться казачий дух не как сословный, а дух служения Родине. Но для этого нужны совместные усилия.

Справка АН: 22 года назад Александр Худобородов защитил докторскую диссертацию по проблеме «Казачество в России и эмиграции -1920 1945 годы. Военные, социально-политические, культурные проблемы» в МГУ им.Ломоносова. Это была первая в стране докторская диссертация по казачьей миграции. Сегодня у него более 100 публикаций по истории казачества.


Источник: https://argumenti.ru/society/2020/03/655462

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Наиболее важные новости казачества | Просмотров: 1037 | Добавил: Админ | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 6
Хочу спросить: А кому собрались служить члены реестровых кОзачьих обществ. Если народу то какому? Тому которого разгоняют на митингах, либо тому, что торгует зеленью? Думаю, что такие счлужаки народу не нужны. Может тем кто в думах, да в зак собраниях сидит, так там не простые люди. Это же слуги народа, мы же им делегировали права по решению наших проблем. К сожалению, они их не решают. Ака забрать у них мои права распоряжаться моим доверием, голосом? Да никак
Богатеи тоже народ, вот их вам надо защищать и беречь всеми силами, они богатые налоги в казну отчисляют и вам от этой казны перепадает.
Ещё вы должны служить своему кОзачеству. Правда не расписано как должны служить. А если по большому счёту, то не как. Раз не прописано.
Ещё должны служить вере православной. Тоже не понятно как. В общем, привыкайте к тому, что вы служивые..
И самое интересное, что на обсуждение вынесены очень важные темы. А реестровые не участвуют. Стеснючие какие то, или застенчивые. Держатся за стенкой, в засаде. Реестровые, выходите, давайте общаться

Николай. Я вот вижу, бедный, твои страдания... Ты опять нас в песни и пляски зовешь. На традиционных территориях и житие должно быть казачье. Семья, школа, дом, работа, подготовка к службе, воинская служба и опять отчий дом. Сегодня условия изменились. Геноцид против нашего народа , резко убавил наше народонаселение, разбросал по миру. Как вернуть былое? Сегодня это можно сделать через объединение в общины, именно в родовые общины. Длительный путь, но единственно правильный. Вот тут тебе и фольклор , и литература, и песни казачьи, и пляски. Но это все там, внутри, где и рождается Дух казака. Мы 30 лет с тобой маршируем, поем со сцены, пляшем даже с шашками, но для этого есть , скажем , Кубанский хор Захарченко. Спасибо ему. Но нам нужно самим запеть, изнутри. Подняться, стать народом, родить в себе каждому этот Дух. Иначе внучата, наши с тобой, казаками не будут.

Евгений, мне вот интересно, чем ты бедный думаешь, когда читаешь?
А по поводу Кубанского хора, я так удосужился даже спеть с ними в Москве... Так хочу сказать тебе, что поют они песни обозначенного здесь Захарченко, а они мало чего общего имеют с традиционными казачьими песнями, которые казаки играли на протяжении веков

- Думаю, что возрождение казачества как сословия невозможно. Для этого нужно свое землевладение, казачья служба и проживание на определенной территории со своей широчайшей территорией. Такого в наши дни трудно представить. А вот в плане духовном, я читаю, вполне ожидать ренессанса, особенно на традиционных казачьих территориях. Литература, искусство, фольклорные группы могут сыграть свою роль. Плюс привлечение казаков к решению хозяйственных вопросов и правопорядка. Население нужно заинтересовать. Сегодня может возродиться казачий дух не как сословный, а дух служения Родине. Но для этого нужны совместные усилия.
Ещё один предлагает казакам: попеть, поплясать, сочинить очередную байку, да на подхвате какие-ньть хозяйственные вопросы "алигахерам" порешать...

А что мне его обретать этот "Дух служения". Мои предки в 1794 году основали на берегу Кбань реки станицу Прочный Окоп. Все жили на своей земле, все были воины. В обозримом прошлом и дед и отец -воины. Я , мой сын , мой внук -воины. Мы все верой и правдой служили и продолжаем служить своей земле, нашему Отечеству. Нам не надо рассказывать, что такое служба, что такое дух. В нас вложен не просто "Дух служения" , а в генах наших "Дух казачьего служения своему народу". Мы казаками не работаем. Мы просто и есть казаки. Те самые, о которых враги говорят: "Они внуки Бога".

Не надо говорить об участи КАЗАКОВ, КАЗАЧЬЕМ НАРОДЕ, лучше скажите об участи и будущем ЧЛЕНОВ кОзачьих обществ, об общероссийском кОзачьем интернационале.Расскажите о тех, кто пришёл работать и работает кОзаками. Расскажите гражданам России об этом интернационале, которому не нужно быть КАЗАКАМИ, не нужно признания народом, не нужны традиции им НУЖНЫ ДЕНЬГИ ЗА РАБОТУ. То Алмазов пудрил моЦги людям, навязывая бредовые идеи о традициях, теперь другой в ушки дует. А всё это называется КАРТОННАЯ ДУРИЛКА. Это движение по кругу, переходящая в экстаз

Имя *:
Email *:
Код *: