31.07.2016 00:32 «В Омске должны знать – они ставят памятник татарину» | |
Казак Ермак Тимофеевич: спасшийся князь Едигер или чоповец Строгановых? Серьезный резонанс и бурный отклик в читательских комментариях вызвали материалы «БИЗНЕС Online» о протестах татарской общественности против установки в Омске памятника «покорителю Сибири» Ермаку. Сегодня мы публикуем две реплики по заданной теме: вопросом «Кем же был Ермак?» задаются историк из Тобольска Зайтуна Тычинских и автор исторических трудов, депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин. «РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КОЛОНИЗАЦИЮ СИБИРИ ВСЕ ЭТИ 400 С ЛИШНИМ ЛЕТ ПРЕПОДНОСИЛА В ОПРЕДЕЛЕННОМ КЛЮЧЕ»
Конечно, о Ермаке не так много правдоподобных сведений, его появление на исторической сцене случилось незадолго до событий 1582 года, когда он пришел со своим сравнительно небольшим отрядом и направился покорять Сибирское ханство. Эти события более или менее описаны в сибирских летописях. Что касается его происхождения и того, кем он был до описанных событий и чем занимался, то таких достоверных сведений немного. Он стал известен после того, как на Волге напал на караван богатого ногайца. За это он и его сподвижники были наказаны Иваном Грозным, потому что взаимоотношение с Ногайской Ордой имело большое значение. Это было большим превышением со стороны Ермака. За это он был приговорен к смертной казни. Возможно, его уход к купцу Строганову связан с этими событиями и бегством от такого наказания. Почему его не любят сибирские татары? Здесь тоже момент такой неоднозначный. Российская историография колонизацию Сибири все эти 400 с лишним лет преподносила в определенном ключе. Естественно, Ермак расписывается как герой, подвижник и так далее. Что касается татар в Сибири, то было одно из государств татар — Сибирское ханство, и последним его правителем был знаменитый хан Кучум. Когда Ермак пришел на эти земли, то, естественно, как и любой завоеватель, он присоединял данные территории при помощи меча. Хотя сейчас пытаются объяснить завоевание как добровольное присоединение, но на самом деле это не так. Поэтому многие народы, в том числе сибирские татары, оказали сопротивление Ермаку. Но хан Кучум потерпел поражение. Надо сказать, что в легендах сибирских татар Ермак не предстает однозначно отрицательным героем, потому что политика Кучума некоторыми беками и мурзами воспринималась тоже как завоевательская. Уже на протяжение многих лет идет волна разговоров — ставить памятники Ермаку или нет. Вопрос поднимается и в Тобольске, и в Тюмени, и теперь уже в Омске. Совершенна согласна с мнением всемирного конгресса татар о том, что необходимо ставить памятники не тем людям, которые не столь однозначны, как Ермак, а тем людям, которые сделали много дел на благо общего нашего многонационального российского народа. Туда входят и русские, и татары, и так далее. Генетическая память о тех событиях передается из поколения в поколение. Это вызовет боль, это вызовет некий негатив. Ставить памятники людям, которые могут будоражить память о не самом лучшем моменте, вызывающем неприятие, раздор и так далее, не стоит. Нам сейчас необходимо проводить акции, которые направлены на то, чтобы объединить народ, а не на то, чтобы разъединить его. Зайтуна Тычинских, к.и.н., доцент Тобольского педагогического института им. Менделеева, «ЕРМАК БЫЛ, ГОВОРЯ ПО-СОВРЕМЕННОМУ, БАНДИТОМ»
Что касается установки памятника, я считаю, что в Омске он не должен стоять. Если и ставить его, то в районе Тюмени. Оттуда ведь Кучум-хан сбежал, как пишут русские летописи. Ермак не смог до конца добить Кучум-хана. Мне бы и в голову не пришло ставить памятник в Омске. Где Тюмень и где Омск? Новосибирск еще куда ни шло. Я считаю, что не надо ему устанавливать памятники. А уж если ставят, то должны знать — они ставят памятник татарину. Хотя перед татарами у него нет никаких заслуг. Он воевал против них. Хоть Ермак и кряшен, даже имя его взято от татарского слова «иярмәк», то есть «идущий следом», но у него нет заслуг перед татарами. Я думаю, что решение установить памятник носит цель посеять вражду между русскими и татарами. В этих вопросах я бы посоветовал быть осторожнее. Пусть берут пример с Татарстана. Недавно приезжал к нам патриарх. У нас равенство православия и ислама. Никого не обижают, не сопоставляют друг с другом. Кто хочет стравить народы? Не знаю, не думаю, что это рука Москвы. Кому-то из местных выгодно, чтобы был скандал. Поставить рядом с Ермаком памятник Кучуму? Ни за что! Он же сбежал, потом, конечно, вернулся, но было уже поздно. Я бы ни за что не поставил памятники и Николаю II, и Горбачеву — они все потеряли страну. Фатих Сибагатуллин, депутат Госдумы Фото в заголовке: ocean-media.su | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||