Главная / Атамань – 2016г.

Атамань – 2016г.

17.09.2016 16:57
Атамань – 2016г.

Атамань – 2016г.
       Празднование 224-й годовщины высадки первых казаков-запорожцев на Таманском полуострове.

(История. Гладкие скачки. Первый блин комом. Встреча с губернатором Кубани).


Кубанские казаки под своим именем появляются в исторических источниках только перед концом XVII ст. Но истории известны Казаки проживавшие в тех же местах, и раньше. Наше имя встречается в разных начертаниях высеченным на камнях в текстах греческих и римских инскрипций Меотиды и Танаиды уже в античную эпоху н. эры.

Казаков-староверов Степана Разина ушедших на Кубань после восстания и после церковного раскола стали называть кубанскими казаками. Они проживали на Кубани с начала 1680-х годов (земли современного Таманского, Ейского, Лабинского и Кавказского отделов).

В 1708 году после поражения Булавинского казачьего восстания к ним присоединились хоперские казаки и некрасовцы.

В 1709 году после первого разрушения Запорожской Сечи царем Петром I за поддержку Булавинского восстания к ним присоединились и казаки-сечевики. Они все вместе создали Великое Войско Кубанское.

В 1773-1775 годах против царизма вспыхнула крестьянско-казачья война под предводительством Емельяна Пугачева. Императрица Екатерина II сделала очень серьезные выводы после подавления восстания. Был сожжен дом, в котором жил Пугачев, а затем снесли с лица земли его родную станицу Зимовейскую. Жителей переселили на другое место и назвали станицу Потемкинской. Река Яик, первый очаг неповиновения и эпицентр повстанцев, была переименована в Урал, а яицкое казачество стала называться уральским. Поддержавшее Пугачева казачье Войско было расформировано и полностью переселено на Терек. Опасаясь свободолюбивых казаков Императрица в 1775 году издала манифест «Об уничтожении Запорожской Сечи», несмотря на заслуги казаков в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. в которой приняло участие 10 тыс. запорожцев. На войне они показали высокие боевые качества, отличались в разведках и рейдах, сыграли важную роль в битвах при Ларге и Кагуле.

Победа в этой войне стала ещё одним поводом для окончательной ликвидации Запорожской Сечи (Запорожского войска), а также то, что казаки в большом количестве поддержали Емельяна Пугачева.

В 1775 году во время упразднения Запорожской Сечи часть казаков не подчинилась царизму и ушла на территорию Османской империи под протекторат Турции, где создала Задунайскую Сечь (задунайцы). Часть казаков была казнена, вся казачья старшина была сослана на Соловки Архангельской губернии, а принявшие царизм казаки (запорожцы), после успешного участия в Русско-турецкой войне 1787-1792гг по указу Императрицы были переселены на Кубань.   

В 1792-93 годах казаков-запорожцев переселившихся с ликвидированной Запорожской Сечи на Кубань встречали проживавшие здесь уже более 100 лет казаки-староверы.

Очень не просто складывалась судьба казаков-задунайцев, которые ушли на территорию Османской империи. Только через 50 с лишним лет они получили возможность вернуться на Родину.

В 1828 году Император Николай I разрешил казакам Задунайской Сечи вернуться в Россию для участия в очередной русско-турецкой войне 1828-1829гг.

В 1832-1866 годах после распада Задунайской Сечи свободолюбивые казаки-задунайцы несколькими волнами переселились в Россию, в Азовское казачье войско. Затем их переселили в Кубанскую область на земли Адагумского полка в станицах Анапской, Новороссийской, Благовещенской, потом в станицы Абинская, Хабльская, Грузинская, Ильская, и в последствии по всей Кубани, где полным ходом шла Кавказская война (1817-1864гг).

10 сентября 2016 года казаки Краснодарского края в этнографической станице Атамань отметили памятную дату - 224-ю годовщину высадки первых казаков-запорожцев на Таманском полуострове. Центральным событием дня стал конноспортивный праздник на скаковом поле в Атамани. Там состоялись казачьи гладкие скачки на трех дистанциях 1800м, 1200м, 2400м, показательные выступления брюховецких джигитов и наездниц из спортивного конного клуба.

По приглашению казаков Лабинского отдела, Кубанская казачья спортивная школа также подготовила и выставила свою лошадь для участия в гладких скачках.  Несмотря на прекрасную физическую форму лошади и наездника, первый блин оказался комом. Но, тем не менее, опыт подготовки и участия приобрели. Наша лошадь буденновской породы буквально накануне скачки пришла в охотку и раскапризничалась. В итоге фальстарт. Но время, показанное нашей кобылой было лучше чем у победителя. На третью скачку (2400м) судья нас не допустил, несмотря на ранее поданную заявку…

Общее впечатление от казачьих скачек очень неоднозначное. Мы не зря все привезли с собой воду, овес и сено, выпасную веревку для лошади, палатку и сухой паек для людей, т.к. на месте ничего этого организаторами соревнований не было предусмотрено. Праздник казачий, скачки казачьи, народные, а участвуют в скачке переодетые в казачью форму профессиональные жокеи с Краснодарского ипподрома, лошади, кстати, тоже оттуда, а также жокеи конных клубов и школ. Судейская бригада тоже с Краснодарского ипподрома и поэтому жокеи и судьи понимали друг друга с одного взгляда. Судья стартер давал команду только после знака от жокея. Действительно казаков со своими лошадьми кроме нас было всего двое. Все скачки были несколько скомканы т.к. организаторы старались подстроиться под приезд губернатора.

Поговорили с казаками-конниками. Им тоже происходящая показуха очень не нравится. Есть необходимость разделить понятия профессиональный и народный спорт. В казачьих скачках должны выступать только казаки на своих лошадях отечественных пород, а не профессиональные жокеи на «иномарках», т.к. при таком подходе, при таком очковтирательстве  мы никогда не поднимем историческую конную культуру казаков.

Опытные коневладельцы и начконы предлагают несколько изменить формат казачьих скачек:

  1. Никаких варягов. Только казаки (реестровые и нереестровые) на своих лошадях.
  2. Участвуют лошади отечественных пород. Профессиональных скакунов английской верховой и других «иномарок»  оставить для профессионального спорта.
  3. Изменить дистанцию. Короткие дистанции хороши для «иномарок» – это скачки на один рывок (выстрелил и в денник). Но зачем казаку в хозяйстве лошадь на один рывок. Это нетипично и нетрадиционно. Да и прикладного, военного значения здесь тоже нет. Увеличение дистанции выровняет шансы на победу, а значит, послужит толчком к поддержке и развитию отечественных конных пород. 
  4. На казачьих барьерных скачках установить дистанцию 3200 км.
  5. На казачьих гладких скачках установить дистанцию 6400 км.
  6. Форма наездников: сапоги, ичиги, гимнастерка, бешмет или рубаха, наборной пояс, кубанка или папаха. Убрать высокую посадку жокеев. Только казачья посадка в седле на походной длине стремян.
  7. Амуниция для лошади: седла строевые, спортивные, троеборные. Недопустимы скаковые.
  8. Старт только с под резинки. Можно стартовать «с руки».
  9. Обязательно вести протокол скачек. После стартов копии протоколов выдавать участникам.
  10. Обязательно проводить мандатную комиссию. Номера участников выдавать по времени заявки.
  11. Сегодня сложилась негативная практика: чем легче скачка, тем больше приз. Призовой фонд нужно сместить в сторону здравомыслия:  1800м – 60тыс.руб.      3200м – 300тыс.руб.      6400м – 500тыс.руб.
  12. Судейскую бригаду формировать из опытных казаков-конников.
  13. Необходимо не за месяц до стартов спускать разнарядку в отделы и РКО, чтобы как хотели и где хотели, но по три лошадки обязаны выставить, а вести планомерную и кропотливую работу в каждом РКО. Готовить казаков-коников для участия в конных пробегах и переходах, в гладких и барьерных скачках, в джигитовке и т.д.
  14. Нужно поддерживать тех, кто на местах сохраняет любовь к коню. Необходимы муниципальные и краевые программы по развитию казачьей конной культуры. Каждому казаку-коневладельцу землю под выпас и тренинг, помощь в строительстве конюшни, чтобы было где спрятать коней от непогоды. Желательно переводить коней на культурно-табунный образ содержания. Каждому отделу или району свою коневозку. Чтобы была возможность ездить друг к другу в гости на станичные или районные конные соревнования. Старты кубанского, регионального уровня должны финансироваться краем и войском. Это если к делу подойти с правильной стороны. Но этого нет, и вряд ли будет. Мы реалисты. Делимся мыслями с теми, кто готов сам без указивки и «поддержки» сверху развивать конную казачью кавалерийскую культуру. Для популяризации казачьих традиций.

После конных скачек, наши казачата пошли где-нибудь перекусить, поучаствовать в соревнованиях и если повезет выступить с казачьим боевым искусством перед казаками и гостями Атамани. По дороге возле одного куреня их остановили журналисты и попросили задержаться для фотографии с губернатором Кубани. Когда подошел В.И.Контратьев он поинтересовался, откуда такая команда. Наши сказали, что из Геленджика, Кубанская казачья спортивная школа «Баско». Губернатор спросил у детей как дела. Ну детвора и выдала вместе с родителями: что администрация г.Геленджика и мэр В.Хрестин нашу школу закрывают. Помещение, которое мы сами построили – через суд отбирают. Это было незапланированное, но уже 6-ое обращение от нас к Губернатору Краснодарского края по  нашей беде. В первый раз наша казачка-преподаватель обратилась к нему лично 23 февраля 2016г. Затем было еще 4 обращения. И вот шестой раз. Признаться, надежды у старших казаков и родителей нет никакой, а вот детвора, казачата ещё верят в доброго дядю. Также к нашим казачатам подошел и пожал руку Николай Долуда, руководитель некоммерческой организации «Кубанское войсковое казачье общество». Тоже человек со многими лицами. Он же, как заместитель губернатора зачем-то присылает нам оскорбительные письма, содержащие недостоверную информацию про нашу школу, а при губернаторе и при журналистах жмет руки нашим казачатам и интересуется их делами, успехами, настроением…  

В итоге перекусить нашим не удалось, выступить тоже, купили хлеба и слив и поехали на двух машинах домой. Перед отъездом были свидетелями нелицеприятной сцены, как гражданский человек подошел к куреню Геленджикского РКО и попросил стакан чаю. Ему отказали. Следом подошел казак в форме и ему налили чаю. Нашим казачатам стало неудобно за свой город, и они из термоса напоили человека горячим чаем. 

Чтобы пусть и не сразу, но вернуть казачий уклад жизни на Кубань, да и просто наладить нормальную жизнь, нужно самое простое: не мешать хорошим людям жить и работать.

Кубанский казак А.Н.Щербань


Источник: https://vk.com/doc-44020980_437914499

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 277 | Добавил: Администратор22 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]