20.07.2013 12:58 Атаман Леонид Макуров: «Казачество и коммерция несовместимы» | |
Московский казак. У многих этот образ вызывает удивление, а у
некоторых даже смех. «Ряженые», «асфальтовые» — подобные эпитеты давно
прикрепились к казакам российских мегаполисов. Порой, когда видишь
подвыпивших мужиков с «иконостасами» сомнительных орденов на груди и
широченными лампасами на шароварах или слышишь об инициативе создания
«казачьего такси», с сожалением понимаешь, что ирония не всегда
беспочвенна.
Однако сегодня настоящие реестровые казаки, взявшие на себя
обязательства по несению государственной службы, есть не только в
степных станицах, но и в крупных городах. Так, атаманом Московского
окружного казачьего общества является Леонид Макуров, с ноября 2011 года
также возглавляющий Комитет по делам казачества города Москвы.
«Культура» встретилась с атаманом и расспросила его о жизни столичных
казаков.
культура: Многие презрительно именуют городских казаков «асфальтовыми». Есть ли в этом доля правды?
Макуров: Нужно сказать, что возрождение российского
казачества началось именно с Москвы и других крупных городов. Люди,
начавшие это дело, хотя и были в основной массе горожанами, сохраняли
историческую память о своих корнях и, разумеется, считали и считают себя
настоящими казаками, а никакими не «асфальтовыми». К слову, казаками
или потомками казаков сегодня, по опросам, называют себя порядка 300
тысяч москвичей. Более того, московское казачество никогда не разрывало
связи с «Присудом» — то есть теми землями, которые исторически
принадлежат казакам: Доном, Кубанью, Ставропольем, Уралом, Сибирью —
местами их традиционного расселения. Проблема современного казачества не
в том, что значительная часть казаков живет в городах, но в том, что у
нас до сих пор отсутствует четкая общая идентификация. В нашей
разобщенности.
культура: Наверное, именно поэтому сегодня в России
существуют те самые «ряженые», неприязнь к которым очень часто
распространяется на все казачество.
Макуров: Да, к сожалению, именно так. Но все-таки основная
часть сегодняшних казаков — это люди, сохранившие казачий культурный
код, пронеся его через десятилетия расказачивания и репрессий. Конечно,
на первых порах к нам примкнуло немало людей, не состоявшихся в жизни,
не наигравшихся в войнушку, которым было приятно наряжаться в военную
или псевдовоенную форму, надевать алюминиевые «ордена», напоминающие
дореволюционные награды. Действительно, появилось очень много
псевдоказачьих обществ, не имевших под собой никакой реальной основы, а
потому так и не осуществивших никакой конкретной деятельности. Но
постепенно выкристаллизовались люди, готовые работать на благо
казачества и Государства Российского, а «ряженые», не принимающие
участия в реальных делах, постепенно начали отходить на второй план. К
слову, исконный казачий психотип очень хорошо выражается термином Льва
Гумилева «пассионарность». Именно поэтому за всю историю русского
казачества к нему постоянно примыкали пассионарные люди из самых разных
народов.
культура: И тем не менее медийный образ московских казаков —
либо комичный, либо негативный. Вот недавно СМИ растиражировали «рейд»
пьяных казаков на Белорусском вокзале и инициативу создания «казачьего
такси».
Макуров: Скажем прямо, основная проблема здесь опять-таки в
разобщенности. Часто это дело рук остатков той самой «ряженой» вольницы,
которая не имеет никакого отношения к реестровому казачеству и
серьезным казачьим общественным организациям. А инициатива с «казачьим
такси» так и вовсе напоминает трагические события 20–30‑х годов, когда в
эмиграции даже генералам приходилось служить таксистами. Понятно, что
нет ничего зазорного, если казак в частном порядке зарабатывает на хлеб
извозом, но использовать славное имя казачества в коммерческих целях
недопустимо.
культура: Сегодня государство пытается упорядочить жизнь
казаков, существует федеральный закон «О государственной службе
российского казачества», созданы реестровые казачьи общества, наконец,
возглавляемый Вами комитет. Благодаря этим мерам нынешняя вольница будет
приведена к некому общему знаменателю?
Макуров: Реестровые структуры, созданные в соответствии с
названным вами законом 2005 года, имеют право на несение государственной
и иной службы. Сюда, согласно закону, относятся охрана общественного
порядка, окружающей среды, патриотическое воспитание молодежи и ее
подготовка к военной службе, ликвидация последствий стихийных бедствий и
других чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров и так далее. Но, скажем
прямо, пока это реализуется не в должной мере. То есть создана
законодательная платформа для подобной деятельности, но до сих пор не
прописаны ее механизмы. В том числе именно поэтому большинство
московских казаков пока остаются во всевозможных казачьих общественных
организациях и клубах по интересам, но не идут в реестровое общество.
Хотя, например, с Главным управлением МВД по городу Москве у нас
складываются рабочие отношения, и уже сегодня многие московские казаки
патрулируют улицы в составе добровольной народной дружины.
Что же касается работы Комитета по делам казачества, то наша
главная задача, помимо объединения московского казачества, —
информационная и организационная. Мы хотим довести до сведения москвичей
те реальные дела, которыми сегодня заняты казаки столицы. На сайте
Комитета размещаем подробную информацию: ведь практически ежедневно в
Москве проходят казачьи мероприятия. А уже в конце сентября мы проведем
Третий международный фестиваль «Казачья станица Москва», традиционно
собирающий десятки тысяч участников. Надеюсь, это будет праздник для
всех москвичей, которые смогут узнать о жизни современных казаков, что
называется, из первых рук.
| |
Автор: Михаил Тюренков | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки РоссииВнимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи. |
|
|
Всего комментариев: 11 | ||||||||||||
| ||||||||||||