Воскресенье, 07:16
Главная / Домовитое и голутвенное

Домовитое и голутвенное

27.03.2016 10:09
Домовитое и голутвенное

Еще от моей бабушки Сани, Александры Тимофеевны, я не раз, в своем детстве, слышал слово «голутва».

- Что оно значит? –  спрашивал я у нее.

- Это такие люди – рассказывала бабушка -  безответственные, с ленцой, на них нельзя положиться, потому они и бедные. «Голутва» всегда всем завидует, пытается получить блага, не имея на это оснований. На Кубани бытовало даже такое выражение: - «Разгулялась голутва, аж лохмотья подлета».

В нашей семье бабуля была самая трудолюбивая. Мать работала на заводе Ростсельмаш посменно, отца не было, он погиб в Великую Отечественную войну. Мы, в трудное послевоенное время, с Александрой Тимофеевной поочередно трудились на трех огородах. Я помогал ей тяпать сорняки, таскал тачку с урожаем. Огороды были далеко, километров в десяти от дома и ходили мы пешком в сторону  Чкаловского, тогда только застраивающегося поселка, за третью рощу. По дороге за городом, среди густой растительности, нам попадались навстречу непуганые зайцы, ежики  и даже лисички.

Прошло более полувека, уже и сам я изрядно постарел, но до сих пор помнятся, в старой коммунальной квартире сельмашевского дома: душистые, лапистые веники из проса -  целая гора. Получались они прямо на моих глазах, из-под проворных рук моей бабушки. Утром, веники мы несли на колхозный рынок и их тут же раскупали. Было это большим подспорьем к домашнему бюджету, приработком к маминой заводской зарплате.  А у меня появлялась обнова: ботинки, штаны, рубашка. Десятилетним мальчишкой, я четко понимал - чтобы что-то получить, надо хорошо потрудиться…

Со словом «голутва» я опять столкнулся в зрелом возрасте, когда издавал книгу «От берегов Дона до берегов Гудзона». Автор этой книги, зарубежный Атаман Всевеликого Войска Донского профессор Николай Васильевич Федоров, описывал значение этого слова так:

- На одном станичном сборе возник спор из-за передела земли. Как и всегда, почетные места на сборе занимались стариками. Впереди сидели старейшие и знатнейшие казаки, а в конце – «голутва».

«Голутва» вовсе не означало, что это были нищие люди, просто они были менее других известны в общественной и военной жизни. Так вот, на сборе голутва запротестовала – лучшие, мол, наделы, отходят «известным», то есть «домовитым». Несправедливо это!

Спор становился все горячее. И вот с первого ряда поднялся гвардеец – высокий, стройный старик, погладил свою бороду и зычным голосом сказал: - «Помолчи, честная станица. Гвардия хочет говорить.

- Ты что споришь? – обратился он к одному из активных крикунов из последнего ряда.

- Ты чего гутаришь? Чего хочешь? У меня два сына и оба гвардейцы, а у тебя невестка, да и та гулящая.

Старик замолчал. Смолк и пристыженный в последнем ряду. Тишина была восстановлена, и наделы были распределены в спокойной обстановке…

С давних пор казаки делились на «домовитое» – старое, оседлое, коренное казачество, дорожившее своей службой России, своему Государю и потому покрытое славой. И «голутвенное» или «новоприходцы», образовавшиеся беглыми крепостными и дезертирами, подолгу не принимаемыми в казаки, озлобленными, мечтавшими о мести Московскому Государству, о бунтах, об отделении от Москвы, составлявшие шайки Разина, Булавина, Пугачева и получившие в среде казачества репутацию людей неспокойных, ненадежных, бунтарей и грабителей. Между этими казаками всегда была непримиримая борьба, принимавшая даже кровавую форму («Казачий набат»,№2, Чехословакия,1931.).

В «Казачьем Словаре – Справочнике» (А.И.Скрылев, USA.1966), слово «голутва» значило: бесхозяйственные казаки, не спешившие возвратиться на родную реку, оставшиеся на русских окраинах до времени упразднения станичной службы вдоль московской границы.

Оставшись безработными и много претерпев от местных порядков, они уходили на Дон с ненавистью к Российскому государству и Государю, пополняли отряды Разина.

В донских станицах голутвенные казаки приобретали права равные с домовитыми казаками.

Защита домовитыми «голутвенных новоприходцев» послужила причиной кровавой борьбы казаков Булавина с войсками Петра Первого в 1707-1708годах…

Домовитость, труд и любовь к Родине - понятия неразделимые. Натолкнул меня на эту мысль, услышанный в дороге рассказ от моего попутчика. Он был родом из Узбекистана, но сам не узбек.. Этот человек родился и всю свою жизнь прожил в этой республике (теперь государстве).  С недавних пор «Союз нерушимых республик свободных» раскололся на отдельные государства. Многих, таких как он, просто-напросто, выгнали с насиженных мест. О традициях, культуре, особенно о национальной кухне, рассказывал увлеченно, даже с каким - то азартом. Я даже ему, в душе посочувствовал, ну почему он не узбек. Было очевидно, что он с детских лет впитал в кровь и плоть любовь к тому месту, где родился, к Узбекистану. 

Затронул он в разговоре и национальный вопрос: как узнать, в каком дворе живет узбек, а в каком казах? И сам же отвечал:

- Во дворе узбека всегда посажены и ухожены плодовые деревья, виноград, а перед каждым домом чудесный благоухающий цветник.

 - У казаха -  продолжал попутчик -  во дворе пусто, кроме воткнутой сухой палки посреди двора…  Сказывается в генах код кочевника.

Продолжаю слушать его, киваю головой, а перед глазами всплывает образ моей трудолюбивой бабушки с натруженными руками, вспоминаются ее ухоженные огороды , обсаженные по меже просом, кукурузой, подсолнухом – традиционный уклад жизни «домовитой» кубанской казачки проявлялся у нее во всем… 

В одном из писем, казак родившийся в Казахстане пишет мне, что в период образования независимых государств, он, как и многие, покинул его, из-за притеснений. Поселился на Волге, но услышанные звуки музыкального инструмента домбры до сих пор вызывают у него слезы…

«Домовитый» казак скромен, не высовывается, четко знает, чего хочет и своим трудом, своим интеллектом, всегда добивается своего. На него можно положиться, он не обманет. Мало говорит, много делает.

Его Дом – Россия.

«Голутва», по-прежнему, завидует и ненавидит вся и всех.

Так было во все времена, такое к сожалению наблюдается сегодня.

Вячеслав Алипатов


На фото: картина художника Андрея Ляха. Из жизни казачьей станицы.

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 746 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 4
3  
Здорова живете!
Странно читать подобные вещи. Не знаю в каких краях вы взращивались, но явно почва пропитана псевдо казачьими традициями и "преданиями". Подобные вещи для расслоения казачьего общества были внедрены в структуру казачьего общества, что и привело к последующему распаду и истреблению. Можно спорить очень долго и безрезультатно. Казаки всегда равны между собой, никто не смеет попрекать казака богатством или бедностью. Весь разрушительный результат реестра с его чинами на лицо. Все это чуждо духу казачьему - это есть предвозвышение одного над другим.
В большем 25 лет возрождения оказалось тупиком как раз по этой причине, так как образец подражания взяли "закат казачества" конца 19 века, то время когда гордыня и служение золотому тельцу уничтожила казаков как народ, весь дух свободы на монеты разменяли. На чего ровнялись то и получили, тут вам и охфицеры и гыниралы, знатнейшие и уважаемые. Только вот все напрочь забыли, что не бывает "как бы" или "почти". Вы казаки и у вас есть своя философия жизни, где каждый за други своя и за свою землю, но не как батрак, а как хозяин. Вы казаки, за весь русский мир так как нет границ русского и казачьего народа, а все кто поет деферамбы националистического определения, присуда, Казакии толкают отчаянные головушки на кровопролитие и террор, ни кто не держит вас за руки - работай, зарабатывай свой Присуд. Ан нет все чего то делят и хотят "по щучьему велению". Не вводите казаков в заблуждениями не нужными статьями сомнительного содержания.
Спаси вас всех Христос!

4  
Здорово дневал Иван!
Ты знаешь, если убрать твое вступительное слово к комментарию, то это выступление вполне зрелого казака, способного видеть причину и следствие.
Мне понравилось.
Я думаю, не надо бояться говорить правду. То, о чем я написал, оно пришло не в угоду кому то и не для того, чтобы рассорить.
Написал, чтобы напомнить, что есть природное трудолюбие, заложенное в семье и есть приживалы. Ты это увидел и дал оценку этому явлению.
Всем известна истина: - в каждом человеке живут две сущности. Одна в позитиве, другая в негативе. Меж ними ведется постоянная борьба и побеждает та, которую мы сами вскармливаем.
Моя публикация, это напоминание, какую сущность в себе надо вскармливать, чтобы жить по заветам своих предков и по совести.
P.S.
Я веду страничку в ФБ "Правление станицы Гниловская О.В.Д." Приглашаю, заходи. В ней ты найдешь много интересного о казачестве.

1  
А кто ж автор, сего как бы сказать,чтоб не заблокировали "сочинения"? Кто опять хочет разделить казаков на бедных и богатых, на старожил и новоприходцев? Голутвенные казаки в 17 - 18 веке стояли за казачью волю, за казачий Присуд, отстаивали интересы Войска( республики казачий), а домовитые казаки в своем большенстве продали казачью вольницу за звонкую монету и за старшинства да дворянские титулы. Не вся войсковая старшина или домовитые продались. Кондратий Булавин Бахмутский атаман стал за казачьи интересы, когда князь Долгорукий на Дону холопил казаков, и высылал в Московию. И немало войсковой старшины поддержало его. Если бы не казачьи войны Разина, Булавина,Пугачёва, то охолопили бы всех казаков и были бы казаки крепостными крестьянами. Это они герои казачьего народа которые отдали свои жизни за народ, за голоту(голуту). Это они герои казачьего народа!!! Россия строилась казаками и она дом всех казаков, а не только домовитых. Я так понимаю автор под домовитыми имеет ввиду атаманов - чиновников, бизнесменов, единороссов,а всех остальных в голоту записал,кто интересы казачьего народа отстаивает. Чувствуется что этот человек не казак,т.к. казаком мало родиться. Им нужно стать и что важнее быть!!! Хочется гутарить так. Здравствуй царь в Москве, а мы казаки, на вольном Дону!!! Не тот казак, что водою плывет, а тот что против воды!!! Руби меня сабля татарская, но не смей бить,плеть боярская!!! Вот такие они пословицы казачьи.

2  
Привет!
Конечно, каждый из нас может высказывать свое мнение.
По поводу домовитого и голутвенного я опирался не на исторические сведения, как ты, а на сведения, которые наблюдал в своей достаточно прожитой жизни.

Если того, что было в публикации для тебя недостаточны, приведу и другие примеры.
- Проходил Первый Круг донских казаков в Ростове в ноябре 1990 года. Зал филармонии набит делегатами до отказа и вот кульминационный момент – выборы Атамана Войска. Выбрали Михаила Шолохова. Объявили перерыв. Желающие поздравить выстроились в огромнейшую очередь. И вот после поздравлений и похода в буфетную уже понеслось меж собою: - Кого выбрали! Коммуняку!..

Был и у нас тяжкий период, когда Единое Войско Донское разделялось на общественное и реестровое.
В общественном Атаман Козицын сдружился с коммунистами.
В реестровом будущий Атаман Барышников поддерживал политику Ельцина.

Барышников по своей сущности из предпринимателей был человек добрейший. Он всех кормил делегатов бесплатно в своей столовой и на Первом Круге и на Втором и на своем Третьем.
А вот эти, так называемые г… бегали покушать и к Козицкому и к Барышникову, а затем прелюдно похвалялись, у кого было вкуснее. Закончилось потом немного позднее печально. Павла Барышникова, со слов его брата, отравили

Если помнишь, был казачий журнал»Казаки России», редакция была в Питере.
По инициативе редакции ( Черномырдин финансировал этот журнал и поддержал эту идею) предлагалось провести научно-практическую конференцию. Приглашали ученых казаковедов в составе делегаций от каждого Войска. Несмотря на самые изысканные условия проживания, питания и культурных развлечений, казаки Сибирского Войска чуть было не порвали под бахусом устроителя этого мероприятия. А когда выступал с докладом Черномырдин – из зала от некоторых доносились выкрики: - Виктор Степанович! Не ссорте нас с нашими Губернаторами.

И вот последнее. Ты наверное читал статью в КИАЦ «Боливар нас двоих не выдержит. Ты видел какое разноголосье и все потому, что порулить хочется многим и любой ценой. Хотя за кандидатов, которых выдвинули в списки, голосовали на местах в каждом Войске. Но, когда прозвучал гонг – голосование начали. То многие решили, что можно пробить кандидатуру своих через голосование коллективными списками.

Вот все это и побудило меня написать эту статью. Возможно, кто-то остановится, поймет, что надо жить по нашим казачьим законам - по справедливости и без обману.
P.S.
Кстати, я веду страничку в ФБ "Правление станицы Гниловская О.В.Д." Приглашаю, заходи. Ты сможешь поделиться со мною для наших казаков своими материалами. Старики, те что начинали,стали отходить в иной мир, а молодежь что-то стала тускнеть. Видно стержень в душе уже не тот что был у наших предков.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]