Атаман Межрегиональной общественной организации Оренбургское казачье Войско А.Полилов о некоторых итогах уходящего года и путях развития российского казачества.

">

Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Каким быть современному казачеству

Каким быть современному казачеству

12.12.2015 21:13
Каким быть современному казачеству

Уходящий год оставляет очередные «вехи» развития «усовершенствуемого» казачества России - в виде пятого по счету Всемирного конгресса казаков; нового органа государственной власти, которому переданы функции контроля над казачеством, в лице ФАДН; и первого большого круга СКВРиЗ. И если очередной Всемирный конгресс никаких эпохальных свершений не планировал, и не привнес, то к остальным «вехам» следует отнестись с должным  вниманием.

Федеральное агентство по делам национальностей положило начало своей работе с казачеством формированием Экспертно-консультативного совета по делам казачества. Кроме этого руководитель агентства И.В.Баринов на очередном заседании совета при президенте РФ по делам казачества озвучил не новую идею: "… проработать вопрос создания Всероссийского казачьего общества с привлечением крупных общественных объединений казаков для преодоления раскола казачества на реестровое и общественное". Это заявление следует считать ключевым и определяющим ближайший этап деятельности госструктур в отношении казачества, тем более, что практическая работа по формированию этого общества уже давно идет.

Примером тому является спешно и успешно созданный и зарегистрированный СКВРиЗ, под руководством В.П.Водолацкого, бывшего замгубернатора Ростовской области, бывшего атамана войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское", депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва от Всероссийской политической партии «Единая Россия», члена Комитета по безопасности, председателя подкомитета по законодательству в сферах профилактики правонарушений, обеспечения участия населения и общественных организаций в охране правопорядка.

Подробное перечисление должностей В.П.Водолацкого не лишнее для понимания степени серьезности намерений госструктур в отношении этого союза, и несерьезности заявлений его лидеров, что некими силами «…немало делалось и для того, чтобы скомпрометировать членов СКВРиЗ … и помешать новой организации провести свой первый Большой Круг. По этой причине, место его проведения, список приглашенных на Круг региональных и зарубежных представительств и гостей нигде, до последнего дня перед мероприятием, не публиковался». Играть в партизан на федеральном уровне депутату Госдумы и члену Комитета по безопасности? Смешно слышать. Это своеобразная попытка представить СКВРиЗ реальной общественной альтернативой Союзу казаков России и крупным общественным объединением для авансового включения в будущее Всероссийское казачье общество, а его руководителя – очередной раз в состав Совета по делам казачества, но уже как представителя «общественных» казаков. И чтобы не осталось сомнений в «правильности» союза, его первый круг делает публичный вывод: «Государство завело казачество России в тупик. К такому выводу пришли делегаты первого Большого Круга Общероссийской общественной организации «Союз Казаков-Воинов России и Зарубежья». (Цитата с официального сайта СКВРиЗ http://скврз.рф/news/kazaki_obedinjajutsja_kto_s_kem_i_dlja_chego/2015-12-07-160). Словно бы не руководитель нового союза В.П.Водолацкий и его заместители, бывшие атаманы ВКО, добросовестно заводили в тупик казачество России в своей предыдущей деятельности, а кто-то другой.

Делегаты круга немного ошиблись, делая такой «вывод» - в тупике оказалось не казачество России, а госструктуры ответственные за его развитие. Сегодня взаимоотношения государства и «реестра» застыли в гармоничном равновесии: казаки изъявили готовность служить, государство выразило готовность эту службу оплачивать, говоря иначе: обменялись намерениями. А поскольку службы нет, то ждать оплаты тоже нечего (тем более в современный кризисный период). Казаки не входящие в «реестр» не вписаны в вертикаль прямого управления, существуют самостоятельно и ничего не ждут. Такова картина текущего момента.

И вместе с тем у казаков и чиновников появился шанс исправить существующие недочеты и ошибки в деле возрождения Российского казачества. Необходимо всего лишь правильно определить точку приложения совместных усилий.

Каким терминологическим аппаратом оперируют сегодня госструктуры, уполномоченные на взаимодействие с российским казачеством, в своей деятельности в этом направлении? Он не велик:

Российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ;

Казачье общество  - организация казаков, добровольно взявших на себя обязанности по несению государственной службы; внесена в Государственный реестр  казачьих   обществ  Российской Федерации и является составной частью соответствующей  казачьей  общины.
(Большой юридический словарь)

Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;
(Ст.2 Федеральный закон от 5 декабря 2005  г.N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества")

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с её уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.
(Ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»)

Казачья община - территориальное объединение казаков, образуемое в местах их проживания с целью организации казачьего самоуправления, сохранения и развития традиционных быта, хозяйствования, культуры, землевладения и землепользования.
(Большой юридический словарь)

Таков основной набор терминов, которые определяют юридический статус современного казачества. К сожалению, самый значимый из них – казачья община, упоминается не в законодательных документах, а всего лишь в словарях, и изредка в речах и выступлениях чиновников, не имея в них той смысловой нагрузки, которой наделен историей. Между тем казачья община - геном казачества, несущий в себе соборность и справедливость, основа формирования личности каждого отдельно взятого казака. Казачья община - исторически определённая совокупность норм и условий, определяющих форму и содержание самоуправления казачьей среды на основе обычаев и традиций, формирующих нравственное, физическое и духовное воспитание казака как личности, труженика и воина.

Перенеся усилия государства с организации госслужбы казаков на восстановление общинного казачьего самоуправления, есть шанс достичь казачьего единства не на словах, а на деле.

Необходимо определить законодательный статус казачьей общины, через внесение изменений в уже существующие законы, относящиеся к казачеству, так как существующие юридические определения казачьих общин - «общественная организация», «некоммерческая организация», «некоммерческое партнерство» и пр. для казачества ущербны, и его сути не выражают.     

Это закладка фундамента в дальнейшее выстраивание Всероссийского казачьего общества: основой его должны стать Войсковые казачьи общины, включающие в себя отдельские, станичные, хуторские казачьи общины и, на период формирования, все иные существующие установленные законом формы самоорганизации казаков, местного, регионального и межрегионального уровня. Причем как входящие в «реестр», зарегистрированные юридически, так и существующие без этого -  иначе говоря, Войсковые казачьи общины нужно формировать с «чистого листа», определив территорию создающейся Войсковой казачьей общины, дав возможность и право войти в неё всем без исключения казачьим общинам и организациям, расположенным на данной территории.

Территориальное расположение Войсковых казачьих общин необходимо определить законодательно, учитывая не только расположение «реестровых» обществ, но и историческое расположение всех других казачьих общин, причисляющих себя к тому, или иному казачьему Войску. Это нужно для последующей консолидации или «объединения» казачества.      

Необходимо на организационный период ввести для Войсковых казачьих общин институт наказных атаманов: формированием Войсковой казачьей общины должен руководить назначаемый государством наказной атаман, в ранге чиновника федерального уровня, для организационной работы в разных субъектах федерации. Это исключит разногласия казаков, так как все выбранные казачьими кругами атаманы останутся на своих должностях.

Из сформированных по такому принципу Войсковых казачьих общин и следует создавать Всероссийское казачье общество, поставив знак равенства между «реестром» и «общественниками», уже в процессе его создания решив проблему консолидации и единения российского казачества. В этом случае останутся не у дел разного рода общероссийские казачьи союзы и ассоциации, как уже выполнившие  свою «историческую» миссию.

Предложенный вариант, конечно же, не догма. Существует множество различных организационных проблем и противоречий, требующих к себе особого внимания. При строительстве «фундамента» казачьего единства очень важно избежать закладки в него своеобразных мин замедленного действия, к примеру, таких как принадлежность казаков исключительно к православному вероисповеданию. История говорит об обратном – в рядах Российского казачества были, есть и будут казаки иных вероисповеданий, и уважать их права госструктуры обязаны конституционно. Значит необходимо законодательно определить духовное окормление Войсковых казачьих общин наряду с Русской Православной Церковью иными религиозными конфессиями, какие исповедует даже небольшая часть казаков Войсковой казачьей общины.

Следует проработать механизм мотивации самых базовых казачьих общин: хуторских и станичных, в подготовке казаков к государственной или иной службе. Сегодня эти общины не видят никаких экономических выгод от того, что несколько их казаков получат ту или иную службу от государства. Ситуацию можно изменить созданием в рамках Всероссийского казачьего общества федерального информационного ресурса о заказах казачьим общинам на определенное количество казаков для той, или иной службы и формированием электронной тендерной площадки для участия любых казачьих общин в обслуживании этих заказов. Предусмотрев такие условия, при которых казачья община, в случае выигрыша определенного тендера или заказа, могла бы компенсировать свои затраты на подготовку казаков.

Отдельного внимания требует к себе вопрос о землепользовании казачьих общин. Сегодня для получения земли казакам, как и любым гражданам России, необходимы крестьянско-фермерские хозяйства или иные формы хозяйствования. Большей частью они являются собственностью физических лиц. Существующие юридические формы самоорганизации казачьих общин не могут заниматься коммерческой деятельностью, в том числе и сельским хозяйством. Кроме того, очень низкий процент казаков готов и может заниматься сельским хозяйством самостоятельно. Эта тема должна быть лишь частью обширной федеральной программы восстановления казачьего общинного самоуправления.

Следует проработать механизм закрепления за Войсковыми казачьими общинами неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, предоставив право на них работать и нести ответственность за ненадлежащее использование перед общиной казакам, а общине отвечать перед государством. Нецелевое или ненадлежащее использование земель должно влечь за собой штрафы или изъятие земель в пользу других казачьих общин или государства. Готовность казачьих общин к использованию земель сельскохозяйственного назначения должна быть регламентирована, с учетом наличия у них сил и средств, финансов, специалистов. В целом этот сегмент казачьего общинного самоуправления потребует господдержки, в виде создания целевого федерального земельного фонда казачьих общин, информационных ресурсов, федерального Казачьего Банка, обучения специалистов, создания инфраструктуры переработки сельскохозяйственной продукции, рынков сбыта и т.д.

Достичь консолидации и единства казаков России не просто, но уважая и соблюдая традиции казачьего самоуправления при решении этой задачи, есть все шансы на успех. Главное не повторять прежних перекосов и ошибок, как в планировании, так и в кадровых вопросах, ибо объединить нужно тех, кто есть, и эту работу должны возглавить новые люди.

В заключении приведу еще одно определение казачьей общины:

- орган казачьего самоуправления, регулировавший внутрихозяйственные, судебно-правовые отношения, порядок выполнения военно-административных обязанностей, отбывания земских и станичных повинностей. На Урале явилась продуктом как спонтанного развития, так и гос. регламентации (особенно с XIX в.). Казачья община в Оренбургском казачьем войске функционировала в двух основных формах: сложной (станичная казачья община) и простой (поселковая казачья община). Исполнительная власть в казачьей общине принадлежала выборным лицам: станичному (поселковому) атаману со станичным правлением, станичному суду (последний введен по Положению 1870). Распорядительной властью являлись станичные (поселковые) сходы (круги). В отличие от крестьянской казачья община была бессословной: в нее, наряду с простыми казаками, входили казаки-дворяне.
(История казачества Азиатской России. В 3 т. Екатеринбург, 1995. Побережников И.В.)

К этому остается добавить одно: общинность - не терпит управления извне своей среды.  Вполне возможно, что статус казачьего общинного самоуправления пора переводить из области «общественных объединений» в сферу действия Закона о местном самоуправлении:

- Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
(Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.11.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")

Атаман
Межрегиональной общественной организации
Оренбургское казачье Войско
А.Полилов


На фото: учения в МОО "Оренбургское казачье войско". Июнь 2014г., сайт http://www.okvrussia.ru

Автор: Полилов Алексей Борисович


Источник: http://www.okvrussia.ru/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 3885 | Добавил: Сталкер | Теги: российское казачество, казаки | Рейтинг: 4.2/6
Всего комментариев: 14
На Матвеева обижаться, грех большой. Он говорящая голова СОКО. У них приказом атамана СОКО создан балабольствующий отдел по дискредитации всего и вся. Показать какие реестровые "казаки" с их атаманами. белые да пушистые, но при этом не забыть очернить всех остальных. И делается это так, не навязчиву, а вдруг. да проконает? А промолчали. значит согласились.

9   [Материал]
Матвеев даже не хочу на ваш очередной бред отвечать про десент и ансамбль в СГКО. Я входя в правление общества об этом не в курсе, а вот вы знаете о том чего нет в реальности. Ну да Бог с вами, вам всё равно ничё не докажешь. Нехай буде по вашему. Вам как новоявленому казаку виднее.

Я на оскорбления письмами не отвечаю.

Возрождение прошло успешно !!!! Всем еще по два креста и медаль с полумесяцем !!!!

Что и требовалось доказать ! ! ! !

5   [Материал]
Отвечаю Матвееву. Вы плохо знаете историю. В Российской империи в казачьем сословии были и казаки - мусульмане ( татары,башкиры,ногайцы и т.д.) и казаки - будисты ( калмыки, буряты). И в Терском войске они тоже есть даже сейчас. Лично сидел на войсковом кругу ТВКО с ногайцами. И салам им говорил и заместо Илья они меня Ильясом звали и что? Мусульманином я от этого не стал, и в Христа верить не перестал, в церковь как ходил так и хожу. Так, что по мимо истории, вы плохо знаете и современные реалии. А, что касается того,что кто завел в тупик,тому легче и вывести,то исходя из этого кто обворовал страну, тому и легче её обоготить, так что ли? То есть бред полнейший!!!

Уважаемый Илья Владимирович! Ногайцы Кизлярского отдела - члены КО, а не казаки. И вы не Ильяс, а Илья. Большая разница. У нас в одном КО есть рота десантников и ансамбль казачьей песни и пляски. Но они десантники и артисты, а не казаки. А еще в КО есть члены семей казаков. Ногайцев казаки взяли под защиту. Десантников для воспитания, а артистов для ихнего творческого вдохновения. И каждый из них в КО делает свой вклад в общее дело. И это правильно.
За другие войска не буду говорить (сами скажут), а в Терском были бывшие кабардинцы, чеченцы, калмыки, осетины и другие, которые приняли православие и стали казаками. А многие просто служили вместе с казаками в отдельных Горских командах, кабардинском ополчении, чеченской милиции и так далее. Казаками они не были и не собирались. Некоторые также как и русские офицеры иногда даже командовали казачьими сотнями. Источник: В.А. Потто "Два века терского казачества"
Гребенские казаки знали татарский язык и здоровкались сначала не по-донскому (Здорово дневал?), а по татарски: "Кошкельды!" Но были при этом все равно православные староверы. Источник: Л.Толстой "Казаки".
Что мусульман не было в терском войске, читайте не исламскую пропаганду (вот это бред полнейший) , а терских историков - Эдуарда Бурду (Источник: статья в газете "Казачий Терек", на сайте ТВКО он есть).

11   [Материал]
Верно, в Российской империи в казачьем сословии были и мусульмане ( татары, башкиры, ногайцы и т.д.) и будисты ( калмыки, буряты)", и иудеи были, но это не казаки, а казачество - т.е. сословие. Так же, как и члены современных КО, фактически - казачество (сословие в современном варианте) а не казаки. Казаков среди членов КО единицы.

Никто не имеет права отказать в приеме в казачество (КО) по религиозному или национальному признаку.

Цитирую: "... мин замедленного действия, к примеру, таких как принадлежность казаков исключительно к православному вероисповеданию..."
Нормально, да? Господин Полилов на волне политкорректности и толерантности ко всем религиям столь же беспощаден в высказываниях к братьям казакам. А как он представляет традиционное приветствие вместо "Слава Богу"? Слава аллаху, аллаху акбар, шолом алейхем или как?
И где это были казаки не православные? Может в оренбургском были набранные по контракту мусульмане? В Терском точно все были христиане, во всяком случае мусульман не было и в реестровом ТВКО их сейчас нет. Оно и неудивительно, ТВКО формируется не по национальному признаку, а по соответствию образа жизни, казачьим традициям и заповедям.

10   [Материал]
Вот с этой фразой я категорически не согласен: "...ТВКО формируется не по национальному признаку, а по соответствию образа жизни, казачьим традициям и заповедям".

ТВКО, как и все современные КО, формируется конечно-же не по национальному признаку. Но и не по казачьим традициям, которые полностью современным казачеством отвергаются, а по "новодельным" придуманным правилам.

Как неоднократно отмечалось на нашем КИАЦ, например, реестровое КО "Станица Казанская" является во многом образцом как раз "по соответствию образа жизни, казачьим традициям и заповедям".

2   [Материал]
Очень интересно написанно. Автору большая благодарность. Особенно чётко подмеченно, что завели в тупик те люди, которые зараз собрались выводить из этого тупика. Но прежде чем выводить, нехай разберуться, кого они выводят! Народ, нацию, этнос, сословие, состояние души али ещё что!? Потому, что если народ, то у народа свои цели, а ежели сословие, то нехай конституцию почитают.

Ну так из тупика лучше всего выведет тот, кто туда и завел. Он же дорогу лучше знает... biggrin

1   [Материал]
Первым из атаманов кто пытался обьединить казаков был Каледин в 1917г. Но к сожалению ничего не вышло.Сейчас это пытается сделать Водолацкий В,П . опираясь не толь ко на административный ресурс но и на нас казаков, на наше понимание текущего момента не только внутри страны но и на ее границах.Один прутик сломать можно,а связку нет.нужно забыть все старые обиды и сообща еще раз подумать как это сделать ВМЕСТЕ МЫ СИЛА.

Имя *:
Email *:
Код *: