Межрегиональная общественная организация «Объединенная редакция казачьих средств массовой информации
«Казачий Информационно-Аналитический Центр»

 

(Сайт входит в единую информационную сеть казачьих сайтов)

Главная / Казачьи НКО: предпосылки создания и их место в “третьем секторе”

Казачьи НКО: предпосылки создания и их место в “третьем секторе”

07.07.2016 14:19
Казачьи НКО: предпосылки создания и их место в “третьем секторе”

В статье рассмотрены теории возникновения НКО и место казачьих организаций в формировании гражданского общества в современной России.

Казачьи организации начинают создаваться на закате существования Советского союза конца 80-х начала 90-х годов. Эти процессы проходят повсеместно, сначала на юге страны, а за тем охватывают все территории компактного проживания казаков. Постепенно проходит начало возрождения всех 11 казачьих войск дореволюционной России: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. Астраханское. Впоследствии Симереченское, Амурское и Уральское реорганизуются в Волжское, Енисейское, Иркутское и Центральное. Государство определяет казакам форму объединения как некоммерческая организация  (НКО) (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”), хотя в последствии и выделяет отдельный статус, – казачье общество (статья 6.2. о казачьих обществах введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 107-ФЗ).

Литература, описывающая события тех лет – «Тернистый путь казака» Петра Федосова, «Отступление от жизни. Записки ермоловца. Чечня» Олега Губенко, «Терское казачество и Российское государство XVI – XX вв. История взаимоотношений» Эдуарда Бурда не отражает экономических мотивов в действиях казаков при учреждении юридических лиц. Но как и во всем мире «третий сектор» подчиняется своим законам и существуют теоретические аспекты возникновения некоммерческих организаций. Наиболее изученными из них являются: теория «общественного блага», теория «изъянов рынка», теория «субсидий», теория «потребительского контроля» и теория «социального происхождения».

Американский экономист Бартон Вэйсброд, выдвигая теорию «общественных благ» предположил, что некоммерческие организации эффективней государства и бизнеса отстаивают состояние чистого воздуха, услуг образования, здравоохранения и культуры, национальной обороны, общественной безопасности и другие вопросы жизни общества.

Казачьи организации довольно активно занимаются контролем качества и созданием общественных благ. По данным комитета по делам национальностей и казачества Ставропольского края Ставропольское окружное казачье общество Терского войскового казачьего общества курирует работу 212 казачьих классов, выходит с законодательными инициативами и уделяет качеству образования огромное внимание. Казаками организовывается систематическая кружковая волонтерская работа со школьниками и детьми посещающими детские сады.

Такая же ситуация с национальной обороной и общественной безопасностью. В силу исторических традиций казаки проходят воинскую службу в казачьих соединениях в Ставропольском крае – это 247 Казачий кавказский Десантно-штурмовой полк и 205 Казачья отдельная мотострелковая бригада, охраняют свои населенные пункты в составе добровольных народных дружин. В случае с охраной правопорядка казачьи общества участвуют в создании общественного блага, к тому же это снижает издержки государства.

Теория «изъянов рынка» предполагает создание некоммерческих организаций потому что рынок не может реализовать имеющийся спрос на товары и услуги из-за отсутствия информации о качественных и количественных характеристиках и не всегда может распределить финансовую нагрузку среди пользователей. Описывая изъяны рынка, экономисты приводят в пример свет маяка, и как определить, на сколько он полезен не морякам, а водителям и пешеходам которые не платят портовую пошлину. Обращая внимание на проблемы не прибрежных территорий, нередко встает вопрос, как эффективно регулировать отношения в сфере землепользования? Противоречивые мнения использования земли возникают часто, особенно на востоке Ставропольского края. Что будет полезней для населения, что принесет больший социальный эффект иногда вызывает споры. Казачьи организации выступают в этом вопросе и как субъект правоотношений (фермерское хозяйство) и как посредник между властью, бизнесом и населением.

Теория «субсидий» предложена Ю. Фама и М. Дженсен. Субсидии выступают одним из мотивов существования казачьих обществ. Во многих регионах приняты целевые программы по развитию казачества. Государственная программа Краснодарского края «Казачество Кубани» предполагает выделение 3111018,1 тысячи рублей, по Ставропольской краевой целевой программе “Государственная поддержка казачьих обществ в Ставропольском крае на 2012 – 2015 годы” реализовано за четыре года 63800 тыс. рублей, некоторые муниципалитеты субсидируют расходы казачьих обществ направленные на принесение социальной пользы. Администрация города Ставрополя финансирует казаков по целевой программе “Развитие казачества в городе Ставрополе на 2014 – 2018 годы”, принятой постановлением администрации г. Ставрополя от 31.10.2013 № 3829. Стратегия развития казачества до 2020 года нацеливает казачьи организации на вступление в государственный реестр, а субсидии используются как инструмент мотивации и упорядочивания этого процесса. Нельзя сказать, что субсидии служат причиной учреждения казачьей организации, хотя в некоторых ситуациях этот нюанс может быть основным при принятии решения.

Теория «потребительского контроля» автора А.Бен-Нера предполагает создание таких организаций как ТСЖ (товарищество собственников жилья), ТОС (территориальное общественное самоуправление) и другие. Казачьи общества часто выступают инициаторами решения проблем ремонта дорожного полотна, водоснабжения, свала и вывоза мусора, электрификации и многого другого. Например жители поселка Кугуты Петровского района Ставропольского края неоднократно обращаются в казачье общество с просьбой решить проблему водоснабжения. Даже рассматривают вопрос создания казачьего общества, не смотря на небольшое количество проживающих казаков, для решения этой проблемы.

Теория «социального происхождения» разрабатывалась Д. Эсприн-Андерсен и Д. Мур. Они считают, что создание некоммерческих организаций определяется прежде всего сложившимися в обществе традициями и стереотипами в отношении создателей общественных благ. В казачьей культуре создателем общественных благ всегда выступала община или союз общин (войско), если вопрос касался крупных военных компаний. Это и строительство мостов, образовательных учреждений и охрана правопорядка и продовольственная безопасность на случай неурожайного года и многое другое. Этот мотив выступает причиной создания казачьего общества, так как соборность является одной из казачьих традиций.

Таким образом, в казачьем обществе наблюдаются все элементы теоретических аспектов возникновения некоммерческих организаций. Разносторонний характер деятельности казаков говорит о том, что экономические мотивы всегда присутствуют при учреждении казачьего общества, что добавляет активности ее членам и приносит пользу обществу.

Современные некоммерческие казачьи организации, учитывая все их многогранное участие в экономической, социальной и общественно-политической жизни общества, должны быть включены в общий спектр работы некоммерческих организаций не только Ставропольского края, но и всего Северного Кавказа, наравне со всеми участвовать в выработке перспектив развития «третьего сектора», формирования гражданского общества России.

Александр Печников, атаман Ставропольского городского казачьего общества СОКО ТВКО

Автор: Александр Якушев


Источник: http://kazak26.ru/

Вы могли найти эту статью по тегам:

Казаки, казачество, казаки России

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество | Просмотров: 1582 | Добавил: Сталкер | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 2
Заработала пиар компания "Печникова в атаманы ЦРКО", все кто близко знают его как один сказали статья написана не Печниковым,уровень не его и слог тоже. Слишком заумно и цитируются материалы которые по своей натуре он и читать не мог,есть ссылки на программы. А в целом материал ни о чем пустышка ...

1   [Материал]
Сия статья о том, как хорошо работают казачьи НКО? О том, что чиновники загнали казачий народ в рамки некоммерческих организаций и как казакам хорошо? У нас теперь имя казачьего народа связывают не с казачьей нацией, а с членом казачей НКО. Хочу напомнить, что Войско - это терретория расселения казачьего народа!!! И в начале 90х годов были созданны казачьи автономные республики в рамках Рассеи. Донская,Терская,Армавирская,Верхне-Кубанская Казачьи Республики. Закон "О реабилитации репресированных народов" 26 апреля 1991 года, говорит о терреториальной реабилитации казаков. Наша вина в том, что мы не смогли отстоять эти административные единицы. Подмена Казачей автономии - НКО это тупик для казачьего народа. Об этом тупике и Громов и Глуховский и Федосов говорят. "Государство задушило казаков в своих объятьях". НКО - это кормушка для приспособленцев, которые ждут подачек от государства или благотворитерей иль ещё кого. Все прекрасно знают, что в казачьих обществах казаков этнических мало. Почему? Не потому ли, что НКО ТУПИК ДЛЯ КАЗАЧЬЕГО НАРОДА??? Все эти НКО построиные на всяких различных теориях(теория не закон)Брайтона,Джейсена,Мура и т.д. для казачьего народа пустое место. Ежели мы хотим поднять свой народ, то мы должны обратиться к своим истокам, а не покупаться на американские теории. Превознося НКО нужно быть не только статистом, но ещё и честным по отношении хотя б к самому себе. Сколько казаков или казачек в казачьих классах? Еденицы. Сколько казаков в казачьих военных частях? Еденицы. Одни только названия казачьи. Субсидии казачьим обществам - это крохи с барского стола кинутые в качестве подачки. А деньги откель? С нашего Присуда!!! Да чё дальше гутарить. Казакам нужно объеденяться не в НКО, а в Национально Культурные Автономии. Главная задача казаков - сохранение и развитие своей национальной самоидентичности. А это: язык, православие, культура, народоуправление, история, сам быт казачий и воспитание казаков, а не солдафонов и пушечного мяса. Интересно если ликвидировать национальные республики и предложить им весь быт своих народов реализовать в НКО им это понравится? Врятли. А мы чем хуже? Казачьи Войска (Республики) с 16 века существовали.

Имя *:
Email *:
Код *: