Главная / Молодёжь Бурятии: "Казачество. Между прошлым и настоящим"

Молодёжь Бурятии: "Казачество. Между прошлым и настоящим"

30.04.2014 06:19
Молодёжь Бурятии: "Казачество. Между прошлым и настоящим"

Людей в традиционной казачьей форме на улицах Улан-Удэ и других населенных пунктов республики можно встретить сегодня достаточно часто. Но если раньше, в советские времена, мужчин в шароварах с лампасами и в папахах в основном ассоциировали с плясунами из народных ансамблей и мастерами джигитовки, то сегодня они, похоже, все настойчивее стремятся заявить о себе как о некоей гражданской силе, с которой необходимо считаться всем, в том числе и властям.

Казаки от казаков ведутся
 

Но насколько оправданы эти притязания? И кем сегодня являются на самом деле эти люди – ряжеными, облачившимися в красивую униформу и обвесившимися многочисленными орденами и медалями (есть ведь, чего греха таить, и такая жесткая точка зрения в обществе на эту то ли этническую, то ли социальную группу), или радеющими за общее дело гражданами и патриотами своей страны?

При попытке ответить на этот вопрос нельзя не отталкиваться от одного бесспорного постулата – современные казаки не возникли ниоткуда или были «реанимированы» по чьей-то прихоти, а являются вполне легитимными наследниками того сословия (или военизированного сообщества, называйте как хотите), которое на протяжении почти четырех веков верой и правдой служило российскому государству.

Конечно, некоторые «либералы от казачества», рассуждая о своей родословной, иногда утверждают, что настоящая казачья вольница закончилась со времен Стеньки Разина и Емельяна Пугачева и что служивые казаки (так называемое реестровое казачество) уже не несут настоящий дух и философию этой, выражаясь современным языком, общественной популяции.

Как известно, когда в 1917 году началась гражданская война между царской белой армией и «красными» большевиками, казаки воевали по обе стороны. Но Владимир Ленин, одержав победу, провозгласил политику «расказачивания», в результате которой всего за один год было убито по меньшей мере 300 000 из трех миллионов казаков. Еще больше умерло от голода и в ГУЛагах.

В 1936 году советское правительство отменило запрет на службу казаков в Красной Армии, и к концу Второй мировой войны было сформировано 17 казачьих корпусов. Позднее их количество сократили до восьми, но за отличие в боях им присвоили звание гвардейских, официально признав в качестве военной элиты.

Однако многие воевали и на стороне Германии, надеясь на вознаграждение в виде независимого казацкого государства после окончания войны. Когда Германия была разгромлена, многие казаки устремились в Британию, но Лондон совершил акт постыдного предательства, передав их советским органам власти. От 40 000 до 50 000 казаков были впоследствии возвращены в Советский Союз, где многих бросили за решетку или приговорили к смертной казни.

С тех пор никаких особых конфликтов между казаками и официальной властью вроде бы не наблюдалось, если не брать во внимание новочеркасские волнения 1962 года, когда многие «бунтовщики» подчеркивали свое казачье происхождение.

Если говорить о местном казачестве,то первое более или менее достоверное историческое известие о появлении русских казаков на озере Байкал относится к 1644 году.

Из исторической литературы таккже известно, что ещё до заключения Буринского договора 1727 года многие забайкальские буряты и эвенки наряду с русскими казаками несли пограничную службу. Так, например, бурятский отряд в 400 человек в числе русских войск обеспечивал нормальный ход переговоров при встрече графа Саввы Владиславича-Рагузинского с китайскими послами на реке Буре.

Цифры и факты. Буряты обладали качествами, нужными для несения пограничной службы: наблюдательностью, отлично стреляли из лука, были хорошими наездниками.
 

В отличие от русских и тунгусских служилых казаков , которые несли службу на границе бессменно, бурятские казаки командировались на границу поочередно, через 3 года в 4-й, по 400 человек, т.е. только 1/6 часть служилых бурятских казаков находилась на службе, остальные казаки жили в своих улусах. Бурятам разрешалось нанимать за себя, поэтому служили только бедные по найму.

А в 1728 году по представлению того же графа Рагузинского был издан указ о выдаче пограничным семи селенгинским и одиннадцати хоринским родам особых знамён «за их прилежную службу». Таким образом Российское правительство придало уже существовавшим к тому времени небольшим бурятским отрядам значение воинских единиц по охране границы.

В 1764 году были сформированы 4 бурятских казачьих полка, имевших по 6 сотен в каждом: Ашибагатов, Цонголов, Атаганов и Сартулов. Названия полки получили от имён тех родов, наибольшее количество представителей которых входило в состав этих полков. Набор в эти полки первоначально был добровольным. Пожелавших зачислиться в казаки оказалось больше, чем требовалось по штату, что объяснялось не только желанием защищать свои земли, но и стремлением освободиться от уплаты ясака.

Цифры и факты. Хотя правительство и вынуждено было использовать бурятское казачье войско из-за осложнений на китайско-монгольской границе, но само относилось к этому войску с некоторым недоверием (еще в конце 16 века буряты воевали с пришедшими русскими), и поэтому не предоставило огнестрельного оружия. Луки и стрелы буряты заготавливали сами, некоторые имели и пики, но владели ими не очень хорошо. Со временем буряты стали приобретать за свой счет ружья. (Хорошее ружье стоило в начале 19 века 20 рублей ассигнациями, а хороший лук со стрелами — 30-50 рублей).

Со временем служба в бурятских казачьих полках из добровольной стала воинской повинностью.

17 марта 1851 года на базе 4 конных бурятских казачьих, 2 русских казачьих полков и 1 тунгусского казачьего полка Указом Николая Первого было создано Забайкальское казачье войско. В рядах этого казачьего формирования бурятские казаки принимали участие в русско-японской войне 1904-05 гг. и в Первой Мировой войне.

Заканчивая этот небольшой экскурс в историю, необходимо добавить, что с приходом Советской власти в 1920 году казачьи войска были упразднены, а в двухвековой истории бурятского казачества была поставлена, если можно так выразиться, запятая.

Не атаман при булаве, а булава при атамане
 

Как уже говорилось выше, разобраться в великом разнообразии существующих казачьих организаций не так-то просто. Наверное, это где-то даже близко по духу казачьему менталитету, поскольку издавна в этой среде ходит присказка – мол, где два казака, там три атамана.

На различных торжественных мероприятиях глазу иной раз больно от блеска погон и наград разных казачьих «начальников». А один персонаж, щеголяющий в казачьей генеральской форме и называющий себя при этом генерал-полковником казачьих войск России (!), и вовсе стал всеобщим посмешищем…

Между тем, в настоящее время на территории Российской Федерации действует 11 реестровых казачьих войск, казаки которых несут государственную службу. Реестровым казакам государство действительно даёт некоторые привилегии — иметь чины, носить кокарду и погоны, носить с казачьей формой нагайку, шашку и кинжал.

Но, внимание, чины, начиная от есаула, присваивает только полномочный представитель Президента РФ в соответствующем федеральном округе, а чин казачьего генерала - лично сам президент Российской Федерации. И никакого звания генерал-полковника казачьих войск в природе, увы, не существует.

Кстати, «главным казаком России» на сегодняшний день является полпред Президента РФ в Центральном Федеральном округе Александр Беглов. Правда, сам он казачьими чинами не обременен, поскольку является гражданским лицом и возглавляет Совет при Президенте РФ по казачьим делам. А вот генеральские погоны имеют право носить, например, казачьи чины не ниже атаманов реестровых казачьих войск. К слову, не так давно атаманом Забайкальского казачьего войска на заседании круга ЗКВ, в которое входят казачьи общества Забайкальского края и Бурятии, избран еще один чиновник - заместитель председателя правительства, руководитель администрации губернатора Забайкальского края Геннадий Чупин.

Некоторое время атаманом Окружного казачьего общества "Верхнеудинское" также был ответственный чиновник администрации президента Бурятии.

Казан проверяют по звону, а казака по слову
 

О скандалах, сопровождающих «становление бурятского казачества», писалось в свое время изрядно. Достаточно вспомнить случай с «передачей атаманской булавы» от Иннокетия Жербакова к Виктору Цыренову с сопровождавшим его шлейфом уголовных дел.

Но о серьезности намерений тех или иных персоналий судят в том числе и по их высказываниям. И здесь тоже не все получается гладко.

Не будем придираться к прозвучавшей в местных СМИ новости о том, что «бурятские казаки в скором порядке начали оформлять загранпаспорта» для того, чтобы помочь крымчанам. В своем письме жителям Севастополя селенгинские казаки отмечают, что они солидарны с жителями Крыма в их борьбе и не бросят в беде.

В конце концов, это их личное дело и личный позыв. Вызывает недоумение несколько другое – если Крым официально сегодня является частью России, то зачем нашим казакам загранпаспорта? Такое заявление может быть охарактеризовано и как политическая близорукость…

Но это так, в порядке шутки. Но на недавнем «круглом столе» в республиканском парламенте, посвященном развитию казачества в Бурятии, представители местной казачьей организации предложили бороться с незаконными торговцами спиртным телесными наказаниями, а именно, поркой розгами в общественном месте. А вот это уже серьезно. И достаточно (для провинившихся) больно.

Вызывает недоумение и предложение, прозвучавшее на том же «круглом столе», о создании в республике казачьих станиц с полными правами самоуправления. Предложившим это и невдомек, что они фактически покушаются на закрепленное в Конституции страны государственно-территориальное устройство и одним принятием регионального закона о казачестве здесь не обойтись.

Казак хороший, да нема грошей
 

Этой весной бурятские казаки официально получили право на несение госслужбы. Три казачьих общества внесены в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Станицы Кабанская, Селенгинская и Джидинская теперь имеют официальный статус "служилых людей".

Реестровыми стали 220 бурятских казаков, и теперь они могут быть задействованы в 16 видах государственной службы. Так, казаки могут нести охрану государственной границы и общественного порядка, заниматься защитой и воспроизводством лесов. И при этом получать денежное вознаграждение за оказанные услуги.

В этом тоже нет ничего крамольного, поскольку люди могут получить плату за реально сделанную работу.

Но казачьи атаманы настаивают, что финансирование деятельности казачьих организаций должно происходить в более широком формате и распространяться также на оплату выборным казачьим чинам.
 

И вот здесь-то, как говорится, возникают вопросы…

Где тревога, туда казаку и дорога
 

А все-таки, в каком качестве и в какой сфере местное казачество могло бы более эффективно себя проявить?

Согласно действующему законодательству, в мирное время реестровых казаков могут привлекать к следующим государственным функциям: к охране государственной границы; к охране, защите и воспроизводству лесов; к патриотическому воспитанию молодёжи и подготовке их к военной службе; к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; к тушению лесных и других пожаров; к охране общественного порядка; к борьбе с терроризмом и к охране муниципалитетов и объектов муниципального хозяйства.

В ряде регионов действует муниципальная казачья милиция (в том числе спецподразделения КОБР), успешно функционируют многочисленные казачьи охранные организации, поскольку современное реестровое казачество, дублируя функции МВД и МЧС, компенсирует существенный недостаток штатного состава этих структур, что должно по идее вылиться в реальную экономию средств государственного бюджета.

Цифры и факты. Государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации – система военизированных казачьих обществ, несущих добровольную государственную и иную службу на основании Федерального закона Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
 

Под реестром в законе подразумевается «информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах», а казаками признаются «граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ». Казаки (этнические и общественники) не вступившие в реестровые объединения не получают права несения государственной службы.

Но пока эффективность использования казачьих организаций с полным основанием можно назвать символической.

В местных условиях лишь известно, что сотрудничество казаков согласовано с ГУ МЧС Бурятии, пограничным управлением ФСБ России по Бурятии, Ангаро-Байкальским территориальным управлением федерального агентства по рыболовству, республиканским агентством лесного хозяйства, министерством культуры Бурятии, военным комиссариатом Бурятии, МВД Бурятии, муниципалитетами, министерством образования Бурятии и министерством природных ресурсов Бурятии.

Из всего этого перечня власти почему-то пока главный упор делают на сотрудничество в области военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Во всех остальных случаях казачьи инициативы пока не встречают должного понимания.


Валерий Цыдыпов
 


Источник: http://www.baikal-media.ru/news/society/269207/

Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.

Категория: Российское казачество2 | Просмотров: 488 | Добавил: Ст-администратор1 | Теги: казаки, Бурятия, госслужба, Геннадий Чупин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]