20.10.2010 19:33 «Невестке в отместку» или случайное стечение обстоятельств!? | |
Мы
живем в прекрасной стране - Казахстане. Это у нас самые хорошие дороги,
самые богатые пенсионеры, это у нас лучшее в мире образование и
социальная медицина, поэтому мы не будем говорить о вышеперечисленном.
Мы поговорим о другом прекрасном явлении - о самых тактичных и мудрых
чиновниках, трудящихся на ниве развития языков, вернее, как все
догадываются, языка… Сразу оговорюсь, что обвинять кого-либо в ущемлении национального достоинства не собираюсь, т.к. не мое это право, да и доказательная база в конкретном случае далеко не идеальна, однако, нижеприведенный факт заслуживает внимания, особенно в свете постоянного развития добрососедских отношений между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. То, что произошло на очередном конкурсе Воскресных школ города Астаны, слабо поддается объяснению. Вернее объяснение-то есть, но как об этом рассказать детям, которые на данном мероприятии, на родном языке (как допускает Положение) провели презентацию казачьей воскресной школы и своего НКЦ? Для информации сообщим, что ежегодно, в начале учебного года проводится конкурс-презентация Воскресных школ, где дети из НКЦ демонстрируют свое мастерство в творчестве. Презентация казаков полностью отвечала требованиям и критериям установленным городским Управлением по развитию языков. Юные кадеты рассказали о появлении казаков в Казахстане, продемонстрировав в слайдах старинные фото, упомянув о неоспоримых заслугах казаков в процессе строительства многих населенных пунктов (в частности Акмолинской крепости, Петропавловска, Павлодара, Верного и др.) и роли казаков в защите казахских границ, поселений от набегов джунгар. После исполнения песни «Мы с тобой казаки» зрители, а это – учащиеся и учителя других воскресных школ – наградили наших ребят бурными аплодисментами и криками «Молодцы!», что, несомненно, является главным показателем успеха ребят. Каково же было удивление воспитанников казачьей школы и педагогов когда жюри озвучило результаты! Из девяти присутствующих команд казакам отвели седьмое место!
- Говорят, с жюри не спорят, и мы всегда спокойно принимаем любое
решение судей, - отмечает директор Воскресной казачьей школы Папенко
Валентина Викторовна. - Но то, что произошло в этом году - не назовешь
даже распределением симпатий! Слишком явно были занижена оценка
выступления и работа всей воскресной школы СКСК. После нас были учащиеся
чечено-ингушской воскресной школы (они только начинают свою работу) и
таджикская воскресная школа, представитель которой в единственном числе
вышел на сцену и просто поприветствовал зрителей. Собственно говоря, на этом конфликт и исчерпал бы себя, Ведь, поди докажи людям, на словах, что ты был лучшим, и что твое мнение является объективным для всех если бы не одно но, расставившее все точки над «I». Председатель жюри - Начальник Управления по развитию языков г. Астаны Оразкуль Асангазы, перед озвучиваем итоговых результатов дала свой комментарий к выступлению детей. После вступления о необходимости изучать родной язык, хранить традиции своих предков и всячески способствовать развитию этого процесса, Начальником Управления по развитию языков г. Астаны до сведения присутствующих было доведено, насколько Российское государство не способствует развитию языков народов, населяющих ее просторы. Была четко и ясно высказана информация, что в России нет ни одной школы, где бы изучался казахский язык. Асангазы заявила, что во всех странах, где проживают казахи, есть школы, обучающие на казахском языке. Поэтому молодежь приезжает оттуда владеющая родным языком. Только в России нет ни одной такой школы. Как следствие - незнание родного языка. Другими словами, в вину России вменялось незнание родного языка казахами, проживающими на ее территории! Монолог, Асынгазы длился достаточно долго. Учитывая громкий голос и соответствующую интонацию, создавалось впечатление, что все присутствующие (а это, в основном, дети и подростки) несут ответственность за связь с Россией, так как НКЦ исторически связан с Российской Федерацией. И каких же результатов в данном случае могли ожидать воспитанники казачьей школы, которые на родном, русском языке пели и рассказывали о России, казачестве и своих достижениях? Уточним, что в зале находились просто дети, которые с удовольствием выступили, выполнив все требования Положения о презентации, и ждали простых слов поздравления с новым учебным годом! - После конкурса, - продолжает директор Воскресной казачьей школы, - мы для детей пытались хоть как-нибудь аргументировать позицию жюри, хотя, собственно прозвучало мнение только Оразкуль Асангазы. Если честно, это было очень сложно, так как и для нас самих эта ситуация из ряда шоковых. Наши ученики тоже взрослые и здравомыслящие, - продолжает Папенко. - Им не составит труда сопоставить все составляющие конкурса, когда документация была признана в полном порядке, за стенгазеты, со слов жюри, присудили одинаковые баллы. Остается только презентация и творческий номер (здесь же мы также можем здраво оценить выступление команд). Каким образом можно было оказаться на предпоследнем месте команде, в полном составе поющей на два голоса (чем могут похвалиться далеко не все школы!) - большой вопрос! В прошлом году, - добавляет Папенко, - все свое выступление, следуя положению конкурса, мы провели на государственном языке, за исключением исполнения казачьей песни (Гимна воскресной школы, сочиненной одним из преподавателей на родном - русском языке). Именно это стало основной «ошибкой». Нам присудили второе место (вместе с другой командой). Но мы уверены, что дружба народов - это гораздо больше мнения кого-то из чиновников. Общаясь между собой, учащиеся воскресных школ узнают культуру разных народов. Часто простое общение перерастает в дружбу. Именно это, по-моему, главная цель воспитания подрастающего поколения. Не скандала ради, а для собственного интереса редакцией сайта АрВеди.KZ была подобрана некоторая информация о жизни казахов в Российской Федерации, и вот, что нам удалось узнать. Как сообщает сайт «Казахи в России», в районах с компактным проживанием казахов еще в начале 1990-х годов стали формироваться классы с преподаванием на казахском языке и проводятся факультативные занятия по его изучению. В Энгельсском педагогическом училище было открыто отделение казахского языка, на котором ведут подготовку учителей казахского языка для начальных классов школ Саратовской области. С незначительным охватом детей казахский язык преподается только как предмет или факультативно в Астраханской, Оренбургской, Омской, Курганской, Самарской, Тюменской областях, Алтайском крае и Республике Калмыкия. Качественный рост – увеличение числа школьников и школ с казахским языком обучения идет в России медленно. Но, к большому сожалению, - информирует нас сайт «Казахи в России», - родители-казахи сами не стремятся отдавать своих детей в казахские классы, опасаясь, что дети из-за дополнительных занятий по казахскому языку будут отставать по другим учебным дисциплинам. Много соплеменников, которые свое нежелание учить детей на факультативах объясняют примерно так: «Мы живем в России, в Казахстан дети учиться не поедут, поэтому для дальнейшей учебы нужно изучать в школе государственный язык, т. е. русский». По мнению Президента федеральной национально-культурной автономии казахов России Тохтарбая Дуйсенбаева (в интервью радио «Азаттык») в настоящее время в Самарской области начинается апробация массового изучения казахского языка. При этом в реализации образовательного проекта российские казахи возлагают большую надежду на помощь казахстанской стороны: - Конечно, было бы здорово, если бы казахстанская сторона смогла нам помочь в открытии мультимедийных классов, в техническом оснащении. Увы, наши сородичи сетуют на отсутствие денег, говорят, что это очень дорогой проект, а возможность финансирования общественных организаций за рубежом в Казахстане не предусмотрена. По его словам, посольство Казахстана в России придерживается лишь наблюдательной позиции в этом вопросе. «Они никогда не помогали нам. Лишь иногда мы имели возможность встречаться с консулами. На нынешнем совете, впрочем, как и на последнем праздновании Наурыза, консулов не было. Кому, кроме казахстанского посольства, нужны российские казахи? Никому!» Другими словами, основываясь на непредвзятые источники можно заключить, что казахи в России достаточно инертны в изучении родного языка, а при отсутствии поддержки со стороны Республики Казахстан инициатива массового школьного изучения казахского языка вообще малоперспективна. Что же касается непосредственно региональных властей субъектов РФ, то деятельность людей желающих изучать казахский язык не ограничивается, как говорится: «Было бы желание!». По данным Международной научно-практической конференции посвященной году России в Казахстане, в частности доклада Айталы А.А. «Казахская диаспора России: перспективы и проблемы», в настоящее время в России созданы и действуют десятки казахских общественных объединений. Это казахская региональная НКА в Москве, казахское общество «Ата-Мекен» в Санкт-Петербурге, общество «Казахстан» в Казани, культурный центр «Жерлестер», в элисте, казахская региональная НКА в Оренбурге, областное общество казахской культуры и языка «Жолдастык» в Астанахани, «Молдир» в Омске, «Достык» в Тюмени. Существует и активно работает Ассоциация поволжских казахов в Саратове, казахский культурный центр «Арман» в Саратовской области и многие другие. Деятельность связанная с духовной культурой народа, с выполнением культурно-просветительских функций, на поддержание родного языка, распространение литературы и искусства наиболее популярна и распространена. А вот как рассказывает о жизни национально-культурной автономии «Ак жол» газета «Казахстанская правда»: «Буквально еще десять лет назад на вопрос о своей национальности некоторые российские казахи задумывались, прежде чем сказать правду. Сейчас такого нет, они гордо отвечают: «Мы - казахи!». Все это происходит потому, что в мире, в частности в России с каждым годом крепнет уважение к нашей стране (от ред: к Казахстану), успехам, которые она достигает за годы независимости, а также растут популярность и авторитет Главы Государства Н. Назарбаева как политика и личности… Работающее при автономии молодежное крыло «Кайрат» также во многом способствует популяризации казахского языка и культуры среди молодежи, интересующейся своим происхождением». Вот такие дела. Вопрос в одном – почему дети из национального культурного центра находящегося в Казахстане должны отвечать за то, что их сверстники - казахи из России, при создавшихся условиях не знают родного языка? - Мы считаем, что такое отношение к детям недопустимо, - говорит Атаман Регионального общественного объединения Союз казаков Степного края Шишкин Геннадий Иванович. – Лично у меня складывается впечатление что, подобные высказывания Начальника департамента по развитию языков можно назвать упреком в адрес детей казаков, а 7 место дано в отместку кадетам за то, что казахи в России не знают своего языка. На протяжении многих лет, мы не оспаривали решения жюри на конкурсах-презентациях воскресных школ по причине лояльности к другим детям из воскресных школ. Сегодня, молчать бессмысленно и мы должны заявить о своих претензиях! Более чем на протяжении месяца на ситуацию повлиять не смогли ни представители Ассамблеи Казахстана, ни департамент внутренней политики, хотя в разговорах с ними мы видим понимание. Дело даже не в пересмотре итогов презентации Воскресных школ, пусть хотя бы принесут извинения! АрВеди.KZ /Виктор Смирнов/ | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |