23.08.2010 17:10 Джамбори 2010 г. | |
С 27 июля по 07 августа 2010 года в живописном местечке на берегу реки
Тобол близ города Рудный Костанайской области прошёл III Национальный
Джамбори Казахстана, который собрал скаутов из Казахстана, России и
Германии. «Что такое Джамбори?» - спросите Вы уважаемый читатель. Джамбори - это 10-дневный фестиваль детей и молодежи, который проводится раз в четыре года и представляет собой палаточный городок. Слово «Джамбори» скауты позаимствовали из языка индейцев, оно означало съезд всех племен. Скаутские «племена», собираясь на Джамбори, обмениваются опытом и знакомятся между собой. Программа съезда скаутов разнообразна: это игры и путешествия по воде и суше, красочные праздники и церемонии, творчество и спорт, фестивали и концерты, испытания и сюрпризы. Кроме этого, темой Джамбори является знакомство иностранных гостей с культурой и историей казахского народа. Джамбори является одним из тех скаутских мероприятий, которые дают возможность детям и подросткам при помощи взрослых через романтику и приключения, игры и общение подготовиться к взрослой жизни, развивать свои индивидуальные способности, научиться ответственности, любить свою Родину и постараться сделать этот мир лучше. Дабы не испытывать Вашего терпения постараюсь коротенько рассказать об истории скаутского движения. Так как история скаутинга в Казахстане не столь продолжительна, расскажу об истории движения в России. Ска́утское движе́ние (англ. Scouting) - всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как разведчик. Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством. Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys». Зародыши идеи скаутинга появились при осаде Мафекинга (Южная Африка) во время Второй бурской войны (1899-1902 годы), где Баден-Пауэлл служил бригадным командиром. На развитие скаутского движения оказали большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона и Дэниела Картера Бёрда. В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского (и далее советского) скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 года имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В следующем году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В.Г. Янчевицким (известным впоследствии как детский писатель Ян). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической), отряд был создан из числа её учеников. Книга Баден-Поуэлла «Скаутинг для мальчиков» была получена Николаем II в 1910 году от одного из приближенных к нему лиц, проживавших в Англии, и вызвала живейший интерес царя, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной подготовки молодежи, особенно сельской. По приказанию царя, книга была переведена на русский язык и издана в типографии Главного штаба. Однако первые официальные попытки в этом направлении отказались неудачны, так как строились на «фельдфебельских» (выражение Пантюхова) принципах, полностью исключавших игровой элемент. Таковыми было прежде всего движение с петровским названием «потешных» - организованные по приказанию «сверху» детские отряды, в которых дети проходили строевую и начальную военную подготовку. Это движение, против которого активно выступал Пантюхов, вскоре потерпело провал. Одновременно штабс-ротмистр А.Г. Захарченко был по царскому приказу командирован в Англию для изучения опыта скаутизма, после чего создал в Москве скаутскую дружину. Однако дружина Захарченко, в которой обучение скаутов было поручено юнкерам, была по сути комбинацией скаутизма с движением «потешных» и также потерпела провал. Реальным основателем московского скаутизма является редактор журнала «Вокруг света» В.А. Попов. В Киеве зачинателем скаутизма был гимназический преподаватель А.К. Анохин, впоследствии (1915 год) организовавший первый отряд герл-скаутов. Обозначившийся провал движения «потешных» склонил «сферы» в сторону поддержки чистого скаутизма, и в августе 1914 года организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» - «Русский скаут». Председателем общества стал вице-адмирал И.Ф. Бостром (ранее курироавший «потешных»), вице-председателем – Пантюхов. С этого момента, скаутинг в России начинает стремительно развиваться. в 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т.п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах. В 1915 году Николаем Адуевым был написан гимн скаутов - «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником Московской дружины скаутов (последнему также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 году Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов. После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян) - то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» движение - «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» - следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 году объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 года, когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят-скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 года, когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его - арестованы. В апреле 1926 года ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 1000 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например «Братство костра», члены которого пели: Нас десять, вы слышите, десять! И старшему нет двадцати Нас можно, конечно, повесить, Но надо сначала найти! Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года. В результате, в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако, за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке. В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга. Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год - 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Одними из самых крупных российских организаций можно назвать: Организация Российских Юных Разведчиков, Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков, Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов, Братство Православных Следопытов. В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения. Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем: Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно - осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой. Патрульная система или система микрогрупп. Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) - специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр. Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга - исследовательской деятельности. Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками). «Обучение через дело» - метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику. Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности. Девиз скаутов - «будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P.). Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 года в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет». Один их принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание. Основа обещания - 3 принципа, на которых строится весь скаутинг: Долг перед Богом. Долг перед Родиной и окружающими. Долг перед Собой. Скаутское обещание: «Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам российских скаутов-разведчиков». Скауты живут по определенным законам. В каждой организации они сформулированы по-разному. В качестве примера приведем законы из Устава Организации Российских Юных Разведчиков: Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам. Разведчик честен и правдив. Разведчик помогает ближним. Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику. Разведчик исполняет приказания родителей и начальников. Разведчик вежлив и услужлив. Разведчик друг животных и природы. Разведчик бережлив и уважает чужую собственность. Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой. Разведчик трудолюбив и настойчив. Разведчик весел и никогда не падает духом. Разведчик скромен. По приглашению директора III Национального Джамбори Казахстана Максима Фролова 29 июля 2010 года Казаки КФ РОО «СКСК», в качестве гостей, приняли участие в церемонии открытия фестиваля. Примерно в 19.00 наша делегация прибыла на место, где нас радушно встретил директор НДК. Нам была рассказана программа проведения открытия фестиваля и его дальнейшей работы. К 20.30 скауты стройными колоннами с песнями, речёвками и флагами начали стягиваться к открытой летней концертной площадке. Это действо сильно напоминало беззаботное пионерское детство. Началась церимония открытия, проходившая на английском, казахском, немецком и русском языках. После приветствия директор открыл фестиваль. В небо были подняты государственные флаги стран-участниц и флаги скаутских организаций. После этого участников III Национального Джамбори Казахстана поздравили приехавшие гости, в том числе и Казаки КФ РОО «СКСК». Организаторами Джамбори был показан небольшой спектакль, после чего был зажжён скаутский костёр. Фестиваль был дан старт. Очень отрадно осознавать, что есть такие люди, и их не мало, которые с большим энтузиазмом несут на себе тяжелейшую ношу воситания молодого поколения, которые вырывают детей из рук наркомании, алкоголизма и дурманящих компьютерных игр, сеют, ростят и культивируют в подростающем поколении разумное, доброе, вечное. Любо! Товарищ Атамана КФ РОО «СКСК» сотник С.В. Таранец Источники: Что есть Скаутинг - книга для скаутского лидера (Всемирная Организация Скаутского Движения), 1992 год. С. Воздвиженский - Скаутский метод, Петрозаводск, 2004 год. Scouts.ru - Центральный сайт скаутов-разведчиков России. Кудряшов Ю.В. - Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.) – Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 1997 год. Полчанинов Р.В. - Конспекты КНЕ. Сан-Франциско, 1997 год. Курсовой материал для подготовки скаутских руководителей «История скаутского движения» Глава 2-ая. Из архива О.Е. Левицкого, Санта-Роза, Калифорния, апрель 1995 год. А. Шободоева. - Российский скаутинг: история, теория, практика. - Омск: изд-во госпедуниверситета, 1995 год. Газета «Новая газета» № 69 от 21 сентября 2000 года. Роберт Баден-Пауэлл - «Скаутинг для мальчиков». Англия, Лондон, 1908 год. | |
Вы могли найти эту статью по тегам: Казаки, казачество, казаки России |
Всего комментариев: 0 | |